Соотношение понятий характера и темперамента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение понятий характера и темперамента



Отличие темперамента от характера:

Критерии Темперамент Характер
Уровень анализа человека Индивид Личность
Происхождение Дано от рождения Формируется в ходе жизни
Психологическое описание Совокупность формально-динамических характеристик психической деятельности Содержательные характеристики, связанные с направленностью личности человека

 

Рубинштейн полагал, что темперамент является ядром характера, его неизменяемой частью. В самом общем и приблизительном смысле темперамент продолжает пониматься либо как природная предпосылка, либо как динамическая основа характера (Выготский, Ананьев). По мнению Павлова характер и темперамент соотносятся меж собой как фенотип и генотип.

Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т. е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека.

То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами. Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

Темперамент и личность

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: "Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что". Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М. Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным.

 

43. Свойства внимания, методы их исследования и развития.

 

Объём внимания – то число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраняться в центре ясного сознания, приобретая доминирующий характер. Бессознательно человеческая психика сканирует до 120 элементов в секунду. Одновременный объём внимания у человека составляет 5-9 элементов (правило Мюллера).

Устойчивость внимания – длительность, в течение которой выделенные вниманием процессы могут иметь доминирующий характер.

Колебания внимания – тот циклический характер процесса, при котором определённые содержания сознательной деятельности то приобретают доминирующий характер, то теряют его.

Распределение внимания – это навык, ушедший из-под контроля сознания.

Переключаемость внимания – это основанная на ориентировочном рефлексе способность переносить фокус внимания на другой объект.

Концентрация внимания – это направленность сознания на определённый объект при одновременном отвлечении от других.

Флуктуации внимания – восприятие оного и того же предмета по-разному. В среднем, флуктуации происходит раз в 4 секунды.

 

Произвольное внимание связано с волевыми усилиями, действиями, целенаправленным удерживанием внимания на объекте. Объект измерения в этом случае – мера произвольности.

Методические подходы к исследованию произвольного внимания:

1. Корректурная проба (тест Бурдона). Максимально моделирует распределение внимания. Измеряется устойчивость внимания.

2. Числовые квадраты – исследуется переключаемость, устойчивость и концентрация внимания.

3. Переплетенные линии (лабиринт) – исследуется зрительная концентрация внимания.

4. Счетные методики. Работа с цифрами на сложение и вычитание, произвольность мыслительных операций.

44. Становление предмета психологической науки в различных направлениях за­рубежной и отечественной психологии.

Рене Декарт (1596-1650 гг.) – выдающийся французский философ и математик. Отправной точкой для Декарта послужил вопрос о критериях достоверного знания. Сомнению может быть подвергнуто всё, кроме самого акта сомнения, ибо он выступает для субъекта как существующий факт, в котором он не может сомневаться. Сомнение есть деятельность мысли, сомнение существует как истина, такой же истиной должно стать и существование мышления: если я я сомневаюсь, значит я мыслю. По аналогии со схемой кровообращения Декарт рассматривает работу нервной системы, что позволяет ему выдвинуть идею безусловного рефлекса. Ведущий тезис учения о животных – машинообразность всего поведения животных. В целом в поведении и деятельности человека Декарт выделяет три уровня. Первый связан с протеканием безусловно-рефлекторных актов, когда животные духи своим движением вызывают колебания шишковидной железы. Второй уровень – страсти души, или восприятия, представляемые душе вещами. Третий уровень – чистые мышление и вол, с которыми связано созерцание высших идей и осуществление произвольных актов. Рефлекторное учение Декарта привело к отказу от представлений о душе как особой организующей и управляющей поведением человека и животных сущности. То, что со времён Аристотеля называли растительной и животной душами, стало выступать как действие рефлекторной машины. Новым содержанием наполнилось и понятие души, а за психическим понималось только непосредственно осознаваемое. Так было положено начало для интроспективного понимания предмета психологии.

 

Френсис Бэкон (1561 -1626). Заложил основы эмпирического изучения явлений сознания. Бэкон своим творчеством завершает этап “психология как наука о душе” и открывает новый этап – “психология как наука о сознании”. Он первым разделил душу и жизнь (“жизненность” и “Душевность”). Призывал отказаться от пустых изучений метафизических вопросов о сущности, бессмертии, частях и т.п. души, и перейти к непосредственному изучению психических явлений и процессов как таковых. Предлагает единую науку о человеке, частью которой является психология: философия человека рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает человека во взаимодействии с другими людьми. Человек обладает душой и телом. Тело – жилище души. Науки: · о душе · о теле · о теле и душе
Учение о душе. Душа разделяется на рациональную (высшую, человеческую) и чувствующую (животную).

Бэкон верит в возможность знания и познания, но признает его ограничения. Эти ограничения (ошибки, фундаментальные трудности) – призраки или идолы. 4 типа:

· идолы рода – в самой природе человека, поскольку все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира.

· идолы пещеры – заблуждения отдельного человека. В частности, люди любят теории, которые они счиают своими или те, к которым они привыкли. Истину же следует искать в свете опыта природы, который вечен.
· идолы площади – возникают в силу взаимной связанности и сообщества людей. Напр., громкие и торжественные диспуты ученых часто превращаются в споры о словах.

· идолы театра – вселились в души людей из разных догматов философии, а так же из превратных законов доказательств.

Предметом исследования является не душа, как субстанция, но ее проявления.

 

Идейным отцом метода интроспекции считают Дж. Локка (1632-1704). Первое, что человек обнаруживает в себе – его собственное сознание. Единственный способ изучение психологии – интроспекция, т.к. процессы сознания непосредственно открыты субъекты и, в то же время, скрыты от внешнего наблюдателя. Человек никогда не сможет проникнуть в сознание другого. Психолог может проводить психологические исследования только над самим собой.

Дж. Локк утверждает, что существует возможность раздвоения психики. Душевная деятельность может протекать на 2 уровнях: 1 – восприятия, мысли, желания, 2 – наблюдения этих восприятий, мыслей, желаний. Деятельность первого уровня есть у всех, деятельность второго уровня требует развития, упражнений, без неё невозможно познания душевной деятельности.

Основным методом являлся метод интроспекции.

Рефлексию как метод выделяет Дж. Локк: деятельность человеческого ума: мышление, сомнение, вера, рассуждение, познание, желание – познаётся с помощью особого внутреннего чувства – рефлексии. Это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность».

В конце 19 – начале 20 века начинают активно проводится эксперименты. Самые значительные – эксперименты В.Вундта с метрономом, направленные на определение ритмичности сознания, объёма сознания и выделение субъективных его элементов.

 

Система психологии Вундта была впервые им изложена в книге «Очерк психологии» в 1896 году. Предметом психологии он видит непосредственные и объективные опытные знания о психике. Подобно естественным наукам психология должна опираться на два основных метода: наблюдение и эксперимент.

Теория Вильгельма Вундта состоит из 3 основных разделов:

1. учение о психических элементах

Психические элементы – это простейшие, далее не разложимые мельчайшие единицы чувствования, познания («атомы сознания»), например, ощущения тепла, красного и т.д. Элементы сознания – это ощущения и чувствования. Ощущения различаются качественно (модальность) и количественно (интенсивность). Для чувствований Вундт создаёт «трёхмерную теорию чувств»: любое ощущение можно количественно «разложить» на три оси: 1. возбуждение-успокоение 2. напряжение-разрядка 3. неудовлетворенность-удовлетворение.

На основе психических элементов возникают сложные психические образования. Вундт разделяет их на представления и душевные движения. Представления разделяются на интенсивные, в которых один элемент связан со всеми другими одинаково; пространственные, где отношения элементов определяются жесткой последовательностью; временные, в которых отношения определяет порядок следования элементов. Душевные движения, или сложные чувствования, Вундт подразделяет на 2 общих класса: интенсивные движения и экстенсивные движения. Интенсивные движения входят в состав процесса представления. Экстенсивные движения Вундт подразделяет на аффекты и волевые процессы.

2. учение о связях между психическими элементами и о продуктах этих связей.

Виды связей между психическими элементами:

1. ассоциации – связи, которые пассивно устанавливаются сознанием в виду близости, сходства предметов и т.д.

Ассоциации делятся на:

Одновременные (процессы восприятия): по слиянию, по ассимиляции/диссимиляции, по компликации

Последовательные (процессы памяти): узнавание, воспоминание.

2. апперцепции – это связи, активно устанавливаемые сознанием. Апперцепции делятся на:

Простые: по сходству, различию, тождеству

Сложные: аналитические, синтетические

3. учение о законах психической жизни

 

В результате развития психологии сознания появлялись многочисленные проблемы и трудности.

Психология сознания не достигла успехов, и к концу первой четверти двадцатого века, практически, перестала существовать. Для этого были причины:

1. исследования были ограничены таким узким кругом явлений, как содержания и состояния сознания.

2. идея разложения психики на простейшие элементы была ложной. Выявились «нечувственные» элементы сознания, такие как чистые движения мысли

3. ограниченным был основной метод психологии сознания – интроспекция. Начали выявляться неосознаваемые, скрытые для интроспекции причины психических явлений. Невозможной оказалась идея раздвоения сознания. Кроме того, интроспекция поставляет нам факты в сильно искаженном виде.

В наши дни методы самонаблюдения также используются, но только в рамках экспериментов как материал для научного анализа, и требуется обычный ответ в обычных терминах

 

Поведение как предмет психологии, объективный метод для исследования поведения.

 

Бихевиоризм (от англ. Behavior – поведение) – направление в американской психологии, утвердившее её предметом поведение как совокупность объективных реакций на внешние стимулы, которые не требуют для своего объяснения обращения к психическим явлениям. Основатель направления – Джон Уотсон. Направление основано в 1910 году.

Джон Уотсон (1878-1958) – известный американский психолог. В 1914 году выходит книга Уотсона «Введение в сравнительную психологию». В 1919 году публикует работу «Психология глазами бихевиориста», которую психологи охарактеризовали как революцию в американской психологии. В этой книге освещена переформулировка основных понятий психологии в термины унаследованный и приобретенных реакций.

Радикальная позиция Джона Уотсона: психология должна изучать исключительно поведение, причем единственный метод исследований – объективное наблюдение. «Поток сознания мы заменяем потоком активности». Активность может внутренней и внешней. Отрицался любой интроспективный анализ.

 

Задачи бихевиоризма:

- выявить и описать типы реакций

Дж. Уотсон выделяет, прежде всего, врождённые и приобретённые типы. Концепция условных рефлексов принимается в качестве естественнонаучной базы психологической теории.

- исследовать процесс их образования

Схема образования условного рефлекса: 1.безусловный стимул вызывает безусловную реакцию. Если безусловному стимулу предшествует действие нейтрального условного стимула, то через некоторое количество сочетаний нейтрального и безусловного стимулов действие безусловного стимула оказывается ненужным, безусловную реакцию начинает вызывать условный стимул.

- изучить законы их комбинаций, т.е. образования сложного поведения.

Сложные реакции образуются путём комплексов простых реакций.

В итоге ставилась задача прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем её стимуле, т.е. по S предсказывать R, а по R заключать об S.

 

Поведение анализировалось с точки зрения мышечных и гормональных реакций как непосредственно наблюдаемых. Реакция – это изменение в организме, которое может быть зафиксировано объективными методами. Реакции следовало изучать в их связи с изменением стимулов. Стимулы могли возникать как в самом организме, так и во внешней среде. Конечная цель – в объяснении механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в целенаправленном его формировании.

Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, а затем устанавливали закономерности реакций в ответ на воздействие окружающей среды и переносили это на человека.

Манипулируя внешними стимулами, можно создавать у человека разные поведенческие механизмы. Бихевиористы выдвигают формулу, которой, согласно их теории, подчинено всё поведение человека:

S -> R

 

Бихевиористы верно определили зависимость поведения от воздействия среды, но не учитывали обусловленности ответной реакции не только стимулами, но и внутренними явлениями. Можно было подойти к изучению психики человека, изучая психику животных, но необходимо было учитывать и принципиальные различия между ними. Обнаружена чрезвычайная ограниченность схемы S-R. Как правило, S и R находятся в чрезвычайно сложных отношениях, часто связь между ними выявить почти невозможно.

На Уотсона оказала большое влияние концепция рефлекса, достигшая своего расцвета в работах Сеченова, Павлова, Шеррингтона, Бехтерева. Формирование человеческого поведения от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных речевых реакций взрослого Уотсон объяснял Павловскими условными рефлексами.

Знание бихевиористической методологии важно для изучения проблем агрессии. В США большинство ученых, изучающих проблемы агрессии – бихевиористы. Агрессивность – приобретенная форма поведения, определяющаяся тем, что человек стремится добиться максимального преимущества.

Бихевиористы в целом придерживаются принципа: объект научного наблюдения – действие, а не действующий человек. Поэтому они не придают серьёзного значения открытиям З. Фрейда, что поведение человека могут определять сила бессознательного. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от действующей личности.

Появление бихевиоризма привело психологию к развитию дальнейших взглядов на организацию психики. Бихевиористы обогатили науку объективными методами и фактами. В 30е годы XX столетия стало ясно, что невозможно сбросить со счетов роль социальной среды и отношений человека с ней. Идеи бихевиоризма потерпели крах, так как оказалось, что психические явления и поведение не определяются только физиологическими процессами.

 

Необихевиоризм. Исследователи, развивавшие идеи Уотсона, предлагали ввести в рассуждения ещё одну инстанцию, обозначаемую понятием «промежуточной переменной». Это ответ организма, который не является в строгом смысле реакцией, так как его нельзя конкретно зафиксировать, но он определяет собственно реакцию. Эта промежуточная переменная – опыт человека.

S – O -> R

Необихевиористы стали обсуждать проблемы цели, образа. Последователи бихевиоризма:

1. Э. Толмен (предложил промежуточную переменную), экспериментально показал, что крысы, просто бегавшие по лабиринту, быстрее учатся проходить по нему, чем те, у которых не было опыта. Этот опыт он назвал «когнитивными картами».

2. Б. Скиннер. Предположил, что поведение может не определяться стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это не означает свободу поведения, но в рамках его подхода и обсуждается программа саморегулирования человека. Не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия определяют поведение субъекта.

 

Понятие «бессознательного» в психоанализе и исследование неосознаваемых психических явлений.

 

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – знаменитый психолог и психиатр, основоположник психоанализа, или глубинной психологии.

Учение Фрейда:

I. Человеческая психика состоит из двух основных уровней: сознательного и бессознательного. Она подобна айсбергу, большая часть которого скрыта от непосредственного взгляда. Бессознательная часть психики формировалась в течение миллионов лет у животных. Сознание свойственно только человеку и формировалось несколько десятков тысяч лет. Бессознательное содержит в себе побудительные силы поведения человека.

Психическая энергия бессознательного проявляет себя прямо – в стремлениях, направленных на самосохранение индивида и развитие вида (влечение к размножению), и косвенно – в стремлениях к разрушению, агрессии против препятствий для выживания и развития своего вида.

II. В психике есть специфическая энергия жизни – энергия продолжения рода – либидо, сексуальная энергия. Источник её находится в бессознательном, она заложена самой природой. Либидо направлено на развитие и выживание вида, рода. Однако так как у человека существует сознание, оно может входить в конфликт с бессознательным либидо. Человек, являясь частью общества, хочет развивать не только род, но и самого себя, свою личность. Единственный источник вынужден равно питать оба стремления. Фрейд вводит помимо силы любви (Либидо, Эроса), новую силу – силу смерти (Мортидо, Танатос). Существо приходит в мир, чтобы воспроизвести свой вид и освободить место для следующего поколения. Все живое несет в себе потенциал самоуничтожения.

Метод психоанализа.

Цель методик психоанализа – вывести бессознательное в сферу сознания без использования гипноза.

1. Методика свободных ассоциаций. Пациент помещается на комфортную кушетку в небольшом звукоизолированном помещении с мягким освещением, без рисунка на обоях. Цель такой организации – отсутствие посторонних стимулов. Даже психоаналитик помещается в кресле в изголовье пациента, чтобы тот не видел его и практически не ощущал его присутствия. Инструкция пациенту: «Говорите все, что приходит вам в голову, не останавливаясь ни на секунду; не останавливайте ваш поток мысли волевым усилием». Психоаналитик должен следить за тем местом, где инструкция нарушается, появляются паузы. сеанс длится не боле 40 минут, так как дальше наступает утомление. Мысль пациента в какой-то момент «натыкается» на некую преграду и резко сворачивает в сторону. Психоаналитик не прерывает рассказ пациента, но помечает это место в блокноте. Психоаналитик просит пациента рассказать о проблемных местах. Со временем проблема для психоаналитика становится очевидна. Он четко рассказывает её пациенту. Пациент обычно все отрицает, иногда это отрицание переходит в агрессию. Психоаналитик должен заставить пациента заново пережить эту проблему, принять её, и, таким образом, освободиться.

2. Толкование сновидений. Бодрствующая психика не пропускает некоторые образы, запрещенные цензурой, некими внутренними барьерами. Однако во сне мы видим эти образы, хотя они также завуалированы психикой, так как сознание даже во сне не пропускает их в чистом виде.

3. Толкование ошибочных действий. Ошибочные действия – это неловкие движения, оговорки, оплошности, шутки. Всё это – прорывы бессознательного в область сознания.

Фрейд создает целостное учение о человеческой личности. В структуре личности он выделяет:

· Ид (Оно) – бессознательное, с которым человек рождается. Оно подкрепляется принципом удовольствия. Бессознательное наполнено либидозной энергией продолжения рода и агрессией. Возрастание энергетического потенциала либидо создает напряжение, а его разрядка есть наслаждение.

· Эго (Я) – наше сознание, подчиненное принципу разумности. Я находится всегда между Ид и Супер-Эго, в противоборстве этих двух структур. Если мы подчиняемся Ид, мы расплачиваемся муками совести, запретами морали и закона. Следуя Супер-Эго, мы расплачиваемся неврозами и расстройствами.

· Супер-Эго (Сверх-Я) – идеализированный человек, следующий принципам общественной морали и долга. Это социальная часть личности. Это образ личности, то какой бы она могла быть, если бы следовала всем правилам и нормам общества. Однако у Сверх-Я нет собственного источника энергии, оно вынуждено питаться от той же либидозной энергии бессознательного. Либидо должно приводить в действие сразу два механизма, и это порождает внутриличностные противоречия. Фрейд использует платоновский образ возница, который правит колесницей, запряженной двумя лошадями, которые рвутся в разные стороны, а возница вынужден управлять ими.

Теория строения личности Фрейда дополняется теорией развития личности.

 

Ещё одной важной частью теории личности Фрейда стало учение о методах психологической защиты личности. Когда в психике человека возникают конфликты между сознанием и бессознательным, возможны 2 принципиальные формы поведения: агрессия и отступление от объекта. Агрессия может проявляться в агрессии по отношению к другим людям и объектам, которые мы считаем неприемлемыми. Агрессия может выражаться как в социализированных формах протеста, так и в асоциальных формах. Также возможна аутоагрессия, то есть агрессия, направленная на самого себя. Проблеме отступления от объекта посвящен отдельный раздел теории Фрейда. Методы психологической защиты:

§ Вытеснение. Подавление, исключение из сознания неприятных или неприемлемых импульсов. В этом случае они переводятся в бессознательное.

§ Замещение. Переориентация импульса с одного объекта на другой, более доступный.

§ Рационализация. Попытка рационально обосновать желания и поступки, вызванные такой причиной, признание которой грозило бы потерей самоуважения.

§ Проекция. Бессознательный перенос собственных чувств и влечений на другое лицо.

§ Соматизация. Фиксация на состоянии своего здоровья как форма защиты от конфликтов.

§ Реактивное образование. Замена неприемлемых тенденций на прямо противоположные.

§ Регрессия. Возврат к примитивным формам поведения в затруднительной ситуации.

§ Отрицание. Невыполнимые желания, мысли, побуждения не признаются. Отрицается само их существование.

§ Сублимация. Преобразование социально неприемлемых импульсов в социально приемлемые и поощряемые. Ярчайший пример – сфера искусства.

 

Минус психоанализа состоял в том, что он недооценивал тот факт, что человек – общественное существо и взаимодействует в системе общественных отношений.

 

Понятие «гештальт» в психологии и значение целостного подхода к изучению психических явлений.

 

Время наибольшего расцвета гештальтпсихологии – 20е годы XX века – пора бурного прогресса психологической науки, плодотворная для многих её направлений. Гештальтпсихология строго обосновывает свои положения, результаты исследований не подвержены субъективному фактору, что выгодно отличает эту школу от интроспективной психологии и психоанализа. Начало гештальтпсихологии было положено ещё перед первой Мировой Войной, когда трое исследователей – Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Келер приняли попытку опровергнуть теоретическую концепцию Вундта на основе изучения особого рода зрительных иллюзий – фи-феномена. Сущность его заключалась в том, что при определенном времени свечения двух попеременно включающихся источников света (около 60 миллисекунд) возникало впечатление маятникообразного движения света от одного источника к другому. Если частота мерцания лампочек достигала 24 в секунду, наблюдатель видел уже две непрерывно горящие лампы. Однако согласно концепции Вундта наблюдатель не мог видеть ничего кроме двух исходных элементов – источников света.

Значение этого эксперимента состояло в том, что он знаменовал начало новой системной концепции психологии, согласно которой в основе всех психических явлений лежит понятие целостного образа – гештальта. Для психики важны не элементы, а их система, структура связей.

 

«Гештальт» по-немецки обозначает «целостная форма». Основной принцип этого направления – целостность имеет примат над частями. Процесс порождения образа восприятия идёт не по направлению от отдельных элементов, ощущений к целостному образу, а, наоборот, от целостного образа к отдельным ощущениям, то есть, образ не выводим из суммы ощущений. Законам гештальта подчиняется любой психический процесс. Так, для запоминания важным оказывается объединение материала в некоторую структуру.

Мышление трактовалось как процесс последовательного применения различных структур "видения" (гештальтов) к структуре проблемной ситуации, в которой возникла задача. Согласно гештальтпсихологии, в случае совпадения этих структур наступает момент инсайта, озарения, и возникшая задача оказывается решенной. Для объяснения механизмов, обеспечивающих возможность совпадения структур, было постулировано не только существование гештальтов восприятия и мышления, но и наличие соответствующих им физиологических и физических гештальтов.

Келер проводит классические эксперименты, позволившие установить один из важнейших законов гештальтпсихологии – закон инсайта. Согласно этому закону принятие решения в нестандартной ситуации осуществляется в три этапа:

1. попытка решить задачу известными способами (на основе прежнего гештальта)

2. осознание несостоятельности этих попыток, отказ от деятельности, происходит разрушение прежнего гештальта.

3. инсайт – момент озарения, возникший благодаря новому восприятию ситуации и построению нового гештальта.

 

Ещё одно направление гештальтпсихологии было посвящено исследованию личности и заявляло целостность её структуры.

 

В своих исследованиях гештальтисты использовали экспериментальные исследования, посвящённые анализу восприятия (например, на соотношение фона, цвета и фигуры).Считается, что гештальтистами было открыто примерно 104 закона гештальтпсихологии. Некоторые из них:

1. Закон транспозиции. Возникает целостный образ не на отдельные раздражители предметной ситуации, а на соотношение этих раздражителей.

2. Закон фигуры и фона. Человек одновременно в иллюзиях фигуры и фона может обращать внимание только либо на фон, либо на фигуру. То есть, у него преобладает либо один гештальт, либо другой.

3. Закон постоянства форм (константность восприятии)

4. Закон заполнения до целого.

5. Закон хорошей формы. Напряжение вызывают объекты неправильные, неуравновешенные, негармоничные, несимметричные.

 

Как целостная психологическая концепция гештальтпсихология не выдержала испытания временем. Её слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях. Однако серьёзные достижения гештальтпсихологии как в изучении восприятия, мышления и личности, так и в общей антимеханистической ориентации психологии были восприняты в последующем развитии психологии.

 

Сравнительный анализ вклада различных направлений психологии в научное познание человека.

 

Психология сознания. В результате развития психологии сознания появлялись многочисленные проблемы и трудности. Психология сознания не достигла успехов, и к концу первой четверти двадцатого века, практически, перестала существовать. Для этого были причины:

1. исследования были ограничены таким узким кругом явлений, как содержания и состояния сознания.

2. идея разложения психики на простейшие элементы была ложной. Выявились «нечувственные» элементы сознания, такие как чистые движения мысли

3. ограниченным был основной метод психологии сознания – интроспекция. Начали выявляться неосознаваемые, скрытые для интроспекции причины психических явлений. Невозможной оказалась идея раздвоения сознания. Кроме того, интроспекция поставляет нам факты в сильно искаженном виде.

В наши дни методы самонаблюдения также используются, но только в рамках экспериментов как материал для научного анализа, и требуется обычный ответ в обычных терминах

Бихевиоризм. С развитием бихевиоризма появлялись всё новые и новые проблемы

1. Обнаружена чрезвычайная ограниченность схемы S-R. Как правило, S и R находятся в чрезвычайно сложных отношениях, часто связь между ними выявить почти невозможно. Э.Толмен вводит среднее звено это схемы, «промежуточные переменные» - опыт человека. Это внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула. Это цели, намерения, гипотезы и т.д.

2. требование «неприкасаемости» к сознанию рушится.

Заслуги бихевиоризма:

2. он внёс в психологию материалистический дух, психология была повёрнута на естественнонаучный путь развития.

3. ввёл объективный метод регистрации и анализа наблюдаемых внешне процессов и явлений. Получили развитие инструментальные приёмы исследования психических процессов.

4. продвинуты проблемы учения, образования навыков и др.

Недостатки:

1. недоучёт сложности психической деятельности человека

2. сближение психики животного и человека и игнорирование процессов сознания, высших форм научения, творчества и др.

Гештальтпсихология. Как целостная психологическая концепция гештальтпсихология не выдержала испытания временем. Её слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях. Однако серьёзные достижения гештальтпсихологии как в изучении восприятия, мышления и личности, так и в общей антимеханистической ориентации психологии были восприняты в последующем развитии психологии. Гештальтспихологами были открыты многие законы психической деятельности, в том числе закон инсайта, который необычайно важен для таких областей психологии как психология творчества. Также сейчас получил развитие такое направление как гештальт-терапия.

Психоанализ. Плюсы учения З.Фрейда:

- З.Фрейд формулирует: «Психика отнюдь не сводится к системе осознаваемых психических явлений и процессов». Введено понятие бессознательного в психике. Построена целостная теория личности и выявлены методы психологической защиты личности.

Минусы:

- Концепция З.Фрейда резко разграничивала индивидуальное и общественное, игнорируя тот факт, что человек – это общественное существо.

 

Различные подходы к пониманию предмета и принципов исследования в отечественной психологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.205.166 (0.176 с.)