Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психика – это субъективное отражение объективного мира.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С.Л.Рубинштейн: «Психика – это продукт действующего мозга, взаимодействующего с действительностью.» Психику изучают только через её проявления, так как пережить и прочувствовать можно только явления собственной психики. Психика есть как у человека, так и у животных. Животные обладают эмоциями, ощущениями, образами, проявлениями темперамента. Сознание существует только у человека и появляется только в социальной среде. Кроме сознательных действий существуют и бессознательные. Понятие «бессознательного» в психики введено З.Фрейдом. Психика возникает для адаптации организма к окружающей среде, в первую очередь, к социальным условиям. Адаптация – основная функция психики. Для адаптации к ситуации необходимо (функции психики): - познать ситуацию (когнитивная функция психики) - управлять действием (исполнительная функция) - общаться с другими людьми (коммуникативная функция вербального и невербального общения в сообществе) П.Я. Гальперин: «Психика выполняет ориентировочную деятельность» 34. Проблема критериев психики. Особенности психического отражения и формы поведения на различных стадиях развития психики в филогенезе.
До XX века сменилось несколько типов представлений о критериях психического: 1. панпсихизм – всё обладает душой 2. биопсихизм – только живые организмы обладают душой 3. нейропсихизм – психика есть только у организмов с нервной системой. Однако возникает проблема существования психики у простейших организмов, например, амёбы, которая уже обладает психическим отражением, которое носит избирательный характер. 4. антропопсихизм – психика есть только у человека.
А.Н. Леонтьев выделяет новые критерии психического. Он разделяет такие понятия как раздражимость и чувствительность. Критерием психического является способность к чувствительности. Раздражимость – это способность реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия, которые влияют на непосредственную жизнедеятельность организма. Раздражимость предусматривает прямой контакт с раздражителем. Чувствительность – это способность реагировать на ранее индифферентные, биологически незначимые (абиотические) раздражители, но ставшие сигнальными воздействия окружающей среды, которые связаны с биотически значимыми лишь косвенно.
Роль психики в биологической эволюции.
Развитие психики – это последовательно прогрессирующее (хотя и включающее некоторые моменты регрессии) и, в целом, необратимое количественное и качественное изменение психики живых существ. В биологической эволюции психика играет приспособительную функцию. Существует 2 типа приспосабливания к окружающей среде: изменение себя в зависимости от среды (у животных) – ассимиляция, изменение среды под себя (у человека) – диссимиляция. Развитие психики теснейшим образом связано с образом жизни существ. Животное поведение обнаруживает 2 тенденции: *наследственности *изменчивости. Чем выше уровень развития психики, тем больше доля индивидуально изменчивого поведения. У животных большую часть поведения составляют инстинкты.
А.Н. Леонтьев выделяет 3 стадии развития психики в эволюции живых существ: 1. элементарная сенсорная психика. Отражаются отдельные свойства предметов, а форма отражения – сенсорные ощущения. Основная форма поведения – инстинкт, т.е. генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения. Инстинкты машинообразны и фиксированы (регидны), но следует говорить об их биологической целесообразности. Животные не вольны преодолеть или притормозить эти действия. Инстинкт обуславливается действием как внешних, так и внутренних факторов. Представлена у простейших: инфузории, эвглена зелёная, парамеции. Кольчатые черви, многощетинковые черви, моллюски (виноградная улитка), полипы. Ярчайшие представители – насекомые 2. перцептивная психика. Отражаются предметы в целом в виде образов восприятия. Основная форма поведения – навык. Чрезвычайное разрастание и усложнение «промежуточных», или «предваряющих», форм поведения на пути к конченых биологическим целям, т.е. реакции часто превращаются в развёрнутую цепочку действий. В поведении выделяются операции. Операции – это относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится. Представители: рыбы, низшие позвоночные (рептилии: змеи, черепахи, крокодилы, ящерицы), высшие беспозвоночные (членистоногие); высший уровень перцептивной психики – птицы, млекопитающие. 3.интеллект. Происходит обобщение отражений в виде предметных ситуаций в целом, представлений. Возникает мышление – сознание выходит за пределы органов чувств. a. Интеллект животных. Появление первых форм мышления – «ручное мышление обезьян». Перенос найденного принципа в новые условия; способность решать одну задачу разными способами; способность к познанию окружающей действительности независимо от наличия биологических потребностей. Процесс ориентировки в условиях задачи происходит уже не в условиях двигательных проб, а предшествует им: программа действий подготавливается интеллектуально, а движения – лишь исполнительная часть ориентировки. Формируются особо сложные формы поведения со сложной расчленённой структурой. b. Интеллект человека. Появление высших форм психического отражения – сознания. В отличие от животных, человек обладает способностью изготовлять орудия с помощью других орудий. Это означает отделение действия от биологического мотива и, тем самым, появление другого вида деятельности – труда. В сознании разделяются мотив и цель. Изготовление орудий впрок предполагает наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания. Развитие человека и его психики определяется не только биологическими, но в большей мере общественными мотивами. Человеческий язык как система сигналов не привязан к конкретным ситуациям. У человека речь имеет смысловую, эмоционально-выразительную основу. Человеческое общество возникает на основе совместной трудовой деятельности, неизвестной и недоступной животным.
Возникновение сознания – это качественно новый этап в развитии психики. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание носит всегда целенаправленный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление сознания – процесс очень длительный, связанный с общественно-трудовой Деятельностью. Возникновение трудовой Деятельности в корне изменило отношение человека к окружающей среде. Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Основой перехода к сознанию человека явился совместный труд людей, направленный на общую цель. В процессе трудовой Деятельности развивались и закреплялись функции руки, которые все совершенствовалась и изменялась, превратившись в орган познания. Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоения ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослыми. структура совместной деятельности порождает структуру сознания, определяя соответственно следующие его основные свойства: соц. характер, способность к рефлексии и внутренний диалогизм, предметность. Психические характеристики сознания: § Скрыто в самом названии со-знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. Т.о. в структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, при помощи которых человек постоянно обогащает свои знания. § Отличие субъекта («Я» и «НЕ-Я») – единственное из всех животных, человек может исследовать сам себя, осуществлять самопознание. § Обеспечение целеполагающей Деятельности человека (ставит себе цели, выбирает мотивы, принимает волевые решения и т.д.). § Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях (любовь у матери к близким, ненависть к врагам и т.д.).
Связь элементарной сенсорной психики с инстинктивным поведением животных.
Животные реагируют на абиотические воздействия среды (на отдельные её свойства). В зависимости от ощущаемых воздействий происходит изменение скорости и направления движения; слабая пластичность. Приспособительная функция психики проявляется в ориентировании поведения (положительные и отрицательные таксисы). Основу всех форм поведения животных составляют инстинкты, инстинктивные действия, т.е. генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения. Инстинкты машинообразны и фиксированы (регидны), но следует говорить об их биологической целесообразности. Животные не вольны преодолеть или притормозить эти действия. Инстинкт обуславливается действием как внешних, так и внутренних факторов. Внешние факторы – ключевые раздражители. Внутренние факторы – эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, понижение порогов их возбуждения. Элементарная сенсорная психика представлена у простейших: инфузории, эвглена зелёная, парамеции. Кольчатые черви, многощетинковые черви, моллюски (виноградная улитка), полипы. Ярчайшие представители – насекомые
Связь перцептивной психики с индивидуально-изменчивым поведением животных.
Представители этой стадии отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей. То есть, появляется восприятие – отражение внешней действительности в форме образов предметов. Чрезвычайное разрастание и усложнение «промежуточных», или «предваряющих», форм поведения на пути к конченых биологическим целям, т.е. реакции часто превращаются в развёрнутую цепочку действий. Конечные акты питания, размножения, самосохранения как бы отодвинуты во времени от сигнала. Общее правило состоит в том, что чем выше психическая организация животного, тем белое развёрнута и продолжительная поисковая фаза, тем более богатый индивидуальный опыт животное может приобрести. В поведении выделяются операции. Операции – это относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится. Многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного (облигатное научение). Животные способны анализировать информацию, преходящую из внешнего мира, ориентироваться в её изменениях, замыкать новые связи и формировать индивидуально изменчивые программы поведения, соответствующие изменениям среды. Однако характер индивидуально выработанного поведения всегда тесно связан с врождёнными механизмами. У высших животных существует факультативное научение – освоение новых, сугубо индивидуальных форм поведения. Описаны случаи передачи приобретённого опыта поведения – поведенческая традиция. Язык животных представляет собой сложные системы сигнализации. Отличие языка животных от языка человека – в отсутствии у него семантической функции, т.е. элементы языка не обозначают внешние предметы сами по себе, а всегда связаны с конкретной биологической ситуацией. Другое отличие – генетическая фиксированность, язык представляет собой закрытую систему, все элементы языка – ключевые стимулы. Общение с помощью языка поз и движений может принимать форму ритуалов.
Сравнение интеллекта животных и сознания человека.
На стадии интеллекта животных появляются первые формы мышления – «ручное мышление обезьян», перенос найденного принципа в новые условия; способность решать одну задачу разными способами; способность к познанию окружающей действительности независимо от наличия биологических потребностей. Процесс ориентировки в условиях задачи происходит уже не в условиях двигательных проб, а предшествует им: программа действий подготавливается интеллектуально, а движения – лишь исполнительная часть ориентировки. Формируются особо сложные формы поведения со сложной расчленённой структурой. Такая сложная деятельность имеет саморегулирующий характер. Возрастает сложность процессов восприятия (образность) и прочность памяти.
Однако даже у самого сложного поведения животных существуют границы, отделяющие их от человека: 1. изменчивое поведение всегда сохраняет связь с биологическими мотивами и не может их превзойти. 2. оно всегда определяется непосредственно воспринимаемыми стимулами или следами прежнего опыта. 3. источники индивидуального поведения ограничены: это либо видовой опыт, либо опыт данной особи. Отсутствует передача опыта прошлых поколений в форме материальных объектов.
У человека появляется высшая форма психического отражения – сознание. В отличие от животных, человек: 1. обладает способностью изготовлять орудия с помощью других орудий. Это означает отделение действия от биологического мотива и, тем самым, появление другого вида деятельности – труда. В сознании разделяются мотив и цель. Изготовление орудий впрок предполагает наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания. 2. Развитие человека и его психики определяется не только биологическими, но в большей мере общественными мотивами. 3. У человека появляется разделение труда, т.е. установление социальных отношений на основе небиологической по своему содержанию деятельности. 4. у человека происходит материализация опыта трудовых операций (в форме орудия) с возможностью хранения этого опыта и передачи его последующих поколениям в виде материальной культуры. 5. Человеческий язык как система сигналов не привязан к конкретным ситуациям. У человека речь имеет смысловую, эмоционально-выразительную основу. 6. Человеческое общество возникает на основе совместной трудовой деятельности, неизвестной и недоступной животным.
Происхождение сознания человека в антропогенезе.
Мы должны теперь более подробно рассмотреть качественные особенности психики человека, которые решительно выделили его из животного мира. Эти особенности возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главным событием здесь явилось возникновение сознания. Классики марксизма неоднократно высказывали мысль о том, что ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Эти общие положения получили в работах советских психологов Л. С. Выготского, С. Я. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др. конкретно-психологическую разработку. А. Н. Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно его определению сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее "объективные устойчивые свойства", "вне зависимости от отношений к ней субъекта", т. е. биологическая беспристрастность, сознательного отражения. Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву. У человека же, по мысли А. Н. Леонтьева, с появлением сознания мир начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле "объективно". Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности - коллективного труда. Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе, такие операции представляются биологически бессмысленными. Например, преследование и умерщвление дичи охотником прямо отвечает биологическому мотиву - получению пищи. В отличие от этого действия загонщика, который отгоняет дичь от себя, не только не имеют самостоятельного смысла, но и, казалось бы, прямо противоположны тому, что следовало бы делать. Тем не менее они имеют реальный смысл в контексте коллективной деятельности - совместной охоты. То же самое можно сказать о действиях по изготовлению орудий и др. Итак, в условиях коллективного труда впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности - биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат. В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица - действие. В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Ведь чтобы человек побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному результату, он должен понять связь этого результата с мотивом, т. е. "открыть" для себя его смысл. Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.
Действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов и познание "объективных устойчивых свойств" этих предметов оказывается жизненной необходимостью. Вот здесь и проявляется роль второго фактора развития сознания - речи и языка. Скорее всего, первые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий. Можно предположить, что первые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы; это были также "приказы", адресованные партнеру по совместным действиям. Но очень скоро язык перерос подобные "указательные" и "организующие" функции. Ведь всякое слово не только обозначает, но и обобщает. Закрепляясь за целым классом сходных действий, предметов или ситуаций, оно стало выделять их общие устойчивые свойства. Таким образом, в слове стали фиксироваться результаты познания. Процессы развития труда и языка шли параллельно, тесно переплетаясь друг с другом. Уникальная особенность человеческого языка - его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к "совместному знанию", и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Таким образом, смыслы и языковые значения оказались, по А. Н. Леонтьеву, основными образующими человеческого сознания. 35. Проблема определения типов и построения типологий в психологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.18 (0.012 с.) |