Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отражательно-оценочная функция эмоций↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Конституциональный подход. Основная идея – установление различных взаимосвязей между типами телесных конституций и конкретными психическими особенностями с одной стороны, и заболеваниями – с другой. Под телесной конституцией понималась совокупность индивидуальных качеств, которые либо закреплены генетически, либо формируются к моменту рождения человека. Это морфологические, физиологические и гормональные качества. Кречмер – один из ярких представителей конституционального подхода. В 1921 году он опубликовал работу «Строение тела и характер», главной мыслью которой было то, что люди с определённым типом телосложения имеют определённые психические особенности и предпосылки к определённым психическим заболеваниям.
В результате обследования 230 (двухсот тридцати) мужчин Кречмер выделил 3 группы, каждая из которых отличалась конституциональными особенностями: Астеники (слабый тип). Тип характеризуется сочетанием среднего роста и малой ширины. Это худые люди с узкими и тонкими плечами, длинной и узкой грудной клеткой, животом, лишённым жира. Лицо узкое, худое и бледное. Длинный нос и небольшая нижняя челюсть. Атлеты (борец). Имеют сильно развитый скелет и мускулатуру. Тело уменьшается книзу, широкие плечи, невысокий рост, статная грудная клетка, упругий живот. Голова плотная, лицо яйцевидное. Пикники (плотный тип). Выделяются сильным развитием головы, груди и живота при слабом двигательном аппарате. Средний рост, плотная фигура, склонен к ожирению живота (центр данного типа). Очертание лица – пятиугольники. Лицо широкое, мягкое, закруглённое.
Для доказательства связи между телесными и психическими особенностями людей выделенные типы телосложения были соотнесены с 2-мя основными типами темперамента: шизотиник и циклотиник. При этом в патологическом варианте они соответствуют 2-м видам душевных расстройств: 1) Маниакально-депрессивный психоз (циркулярный) – выражается в периодической смене гиперактивных аффективно приподнятых (маниакальных) состояний и состояний подавленности, пассивности и уныния (депрессия). 2) Шизофрения – характеризуется бедностью эмоциональной сферы и ирреальностью мышления, которая может доходить до бредовых фантазий и галлюцинаций.
Результаты этого соотнесения показали высокую корреляцию между этими типами психических заболеваний: циркулярный психоз соотносится с пикническим телосложением, а шизофрения – с астеническим и атлетическим типами. Циклоидные люди – это мягкие, общительные, добросердечные, с чувством юмора. Их первое желание – слиться со средой, всё глубоко переживать. Проявляют эмпатию, глубокое сопереживание. В работе деятельны, исключая периоды депрессии. Прилежны, предприимчивы до суетливости. Эмоциональное переживание распределяют между полюсами: бурная весёлость и меланхолическая грусть. Смена полюсов может быть частой. Шизоидные люди – замкнуты, раздражительны, ироничны и почти полностью сосредоточены на своей внутренней жизни. Они часто бывают подчёркнуто равнодушными к миру, хотя резко отличают себя от него. Склонны к самоанализу, который подчинён определённой системе. В общении с другими выбирают узкий круг друзей или общаются холодно, без проявления межличностного контакта. В дружбе и любви требуют самых серьёзных обязательств по принципу «всё или ничего». Особенностью также является способность в отдельных сиюминутных фактах видеть проявление вечных проблем. Сфера эмоциональных переживаний имеет два полюса: 1) сентиментальная, болезненная уязвимость тонко чувствующего эстета; 2) эмоциональная тупость (особенно выражается в неспособности понять чувства других людей). Иногда за демонстративным равнодушием скрывается очень сильная нежность и ранимость.
Работу Кречмера продолжил Шелдон. Главной целью его исследований была проверка возможного психотелесного соответствия. Было исследовано 4000 мужчин и огромное количество антропометрических закономерностей. Исследование строилось в 3 этапа: I. Исследование телосложения, вариантов конституции: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Эндоморфный – относящийся к внутреннему. Мезоморфный – между внутренним и внешним. Эктоморфный – относящийся к внешнему.
Эндоморфный тип характеризуется округлостью, пухлостью, наличием большого живота, жира на плечах и бёдрах, круглой головой, неразвитыми мышцами. Мезоморфный тип – широкие плечи и грудная клетка, крепкие руки и ноги, массивная голова. Эктоморфный тип – вытянутое лицо, длинные конечности, узкая грудная клетка, отсутствие подкожного жира.
II. Изучение компонентов характера, компонентов темперамента (по определению Шелдона). Несколько групп черт: · Висцеральная (внутренности) · Соматотип (тело) · Церебротония (мозг)
III. Предпринята попытка связи между соматотипами и темпераментами. В результате обнаружены высокие коэффициенты корреляции между: Ø эндоморфией и висцераторией; Ø мезоморфией и соматотипом; Ø эктоморфией и церебротонией. Вывод: наличие психотелесных соответствий стало фактом, установленным статистически. 12.Культурно-историческая теория развития психических функций Л.С.Выготского и её значение для психологической науки.
Л. С. Выготский (1896 – 1934) показал, что у человека возникает особый вид психических функций, названных им "высшими психическими функциями", которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий и благодаря им. Иными словами, высшие психические функции имеют социальную природу. Способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в одном очень важном отношении: он научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности, или высшие психические функции. Самый низший этаж в структуре деятельности занимают психофизиологические функции: сенсорная функция, моторная, мнемическая и др. Л. С. Выготский называет их низшими, или натуральными, психическими функциями. Они есть и у животных. У человека же появляются произвольные формы таких функций, которые Л. С. Выготский и называет высшими: человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность. По мнению Л. С. Выготского, здесь имеет место двусторонняя связь: указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствия его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Так вот, ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т. е. научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи. Итак, овладение природой и овладение собственным поведением - параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны. Подобно тому как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода - психологических. Например, для запоминания используют внешние средства - это знаки какого-то содержания. Иногда такие средства просты (узелок, коготь) и могут быть связаны с любым содержанием; иногда они более дифференцированы (система различных зарубок, узлов) и более тесно связаны с запоминаемым содержанием, представляя собой зачатки письменности. Главное и общее состоит в том, что подобные средства-знаки фактом своего появления и использования порождают новую структуру запоминания как психического процесса. Человек опосредствует свои действия с помощью знаков. Человек сам вводит дополнительный стимул, который не имеет органической связи с ситуацией и потому представляет собой искусственное средство-знак; с помощью этого знака он овладевает поведением - запоминает, делает выбор и т. п. Ничего подобного нельзя представить себе у животных.
Итак, труд создал человека, общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова-приказы, обращенные к другому и направляющие его действия: "сделай то", "возьми это", "пойди туда" и т. п. Потом произошло принципиально важное событие: человек стал обращать слова-приказы на самого себя! Из внешнекомандной функции слова родилась его внутреннеорганизующая функция. Превращение внешних фугкций во внутренние Выготский назвал процессом интериоризации. В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Л. С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации: Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого. Третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Возникает эгоцентрическая речь, которая есть промежуточный этап между речью, обращенной к другому, и речью, обращенной к себе. Таким образом, в развитии ребенка происходят два важнейших события: рождение средства-знака в процессе общения и превращение его из внешней формы во внутреннюю, т. е. его интериоризация. 13.Общая характеристика внимания. Вклад различных психологических теорий и современное понимание внимания.
Внимание как психический процесс не имеет своего собственного специфического продукта, однако оно неразрывно связано со всеми другими психическими процессами. Внимание очень важно. Оно выполняет роль своего рода фильтра, отбирающего из приходящих импульсов биологически значимые (или связанные с интересами) и отвлекающегося от незначимых стимулов. Помимо того внимание организует все другие психические процессы, усиливая то из них, которое более нужно в данной момент (для осуществления какой-либо цели – воспринять, вспомнить, представить, осмыслить) Внимание есть инструмент, с помощью которого индивид овладевает и организует собственное поведение. Внимание есть определенная направленность, сосредоточенность. Это позволяет совершать какую-либо деятельность более эффективно. Внимание осуществляет контроль над текущей деятельностью. Внимание опосредуется речью.
Физиологические основы и мозговые механизмы внимания.
Внимание становится возможно только при бодрствующем состоянии коры, поэтому решающую роль в обеспечении внимания отдают восходящему влиянию ретикулярной формации головного мозга, обеспечивающей как общее активирующее воздействие, так и избирательно на отдельные участки. Нисходящее влияние той же системы на нижележащие структуры головного мозга и мотонейроны спинного обуславливает избирательные системы возбуждения в этих структурах. Среди участков коры чувствительными к изменениям раздражителя (любого) являются клетки лобной доли, реагирующие на ослабление или усиление какого-либо ощущения.
Наиболее простым и биологически важным видом внимания является ориентировочный рефлекс. Этот рефлекс способствует выживанию организма, позволяет быстро реагировать на неожиданные стимулы. При этом сигналом возникновения реакции может быть не только непосредственный стимул, но и условный раздражитель – например слово. Особенностью такого рефлекса может быть его постепенное угасание, если стимул будет продолжаться с определенной периодичностью, то есть произойдет привыкание к нему (иногда временное).
Представления о воле. Впервые понятие воли возникло одновременно с понятием личность в эпоху Возрождения и Новое Время. Главной ценностью личности признается свобода воли. Ещё первые христиане говорили о свободе выбора человека. Свобода воли – самоопределяемость человека в своих действиях. Решение проблемы воли состоит в признании вины и ответственности человека за свои поступки. В рамках философии эта проблема рассматривается с позиции индетерминизма и детерминизма. Индетерминисты утверждали свободу воли и её независимость от природы и социальных условий. Воля – сущность всех явлений действительности. Наиболее яркие представители: Ницше, Шопенгауэр. Сознание и интеллект являются вторичными проявлениями воли. Абсолютизация этого положения привела к возникновению философского направления – экзистенциализма (философии существования). Приверженцы экзистенциализма: Ясперс, Камю, Сартр, Хайдигер. Человек волен поступать, как захочет – полная свобода воли. Никакая норма социума или природы не властны, не способны ограничивать волю. Если это происходит, то норма рассматривается как подавление личности. Детерминизм утверждает, что воля несвободна, человек подчинен жесткой природной и социальной необходимости и чтобы он не делал, исход его действий полностью предопределен. Итак, основная проблема – проблема свободы воли. Люди не вольны выбирать объективные условия своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность в выборе целей или средств их достижения. Волевая деятельность, безусловно, обусловлена, но психологически это не принудительная обусловленность, это свобода выбора решения, которая всегда остается за человеком.
Таким образом, можно выделить три подхода, в которых дается определение воли: I. Мотивационный подход. Предполагает побудительную функцию воли и условно обозначен мотивационным. Воля анализируется как способность к инициации действий или усилению побуждения действий. Воля рассматривается как самостоятельное психическое образование или как образование эмоциональное, мотивационное. Некоторые авторы сводят волю к состоянию мозга как механизма регуляции.
II. Подход «свободного выбора». Воля наделяется функцией выбора, мотива, цели и действия. При этом акцент делается на моменте принятия решения. Два представления о воле в различных подходах: a. Воля – самостоятельная сила, обладающая, во-первых, способностью к решению о действии. Волюнтаристский тип теории. b. Воля сводится к функционированию познавательных процессов. Это интеллектуалистические теории. Суть их в том, что внутренняя борьба мотивов включает в себя мысленное обсуждение доводов «за» и «против». Сознательные выбор – свобода сознания. Эти два похода выступают как проблема самодетерминации.
III. Регуляционный подход. Представлен в психологии как проблема саморегуляции. Воля – психический механизм, через который личность регулирует свои психические процессы, перестраивая их в соответствии с решаемой задачей. 15. Общая характеристика воображения. Значение воображения в жизни человека. Воображение – это отражение реальности в новых неожиданных связях и сочетаниях, преобразование и создание новых образов. Воображение существует только у человека. Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прошлом опыте человека. Творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет собой материал, из которого создаются построения фантазии.
Функции воображения: 1. представить действительность в образах и с их помощью решать задачи. 2. регулировать эмоциональные состояния. Это механизмы защиты, например, сублимация. 3. участвовать в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. 4. формировать внутренний план действия. 5. планировать и программировать дейятельность.
Законы воображения (Л.С. Выготский) 1. Закон двойного выражения чувств: всякое чувство имеет не только внешнее телесное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающееся в подборе мыслей, образов и впечатлений. 2. Закон общего эмоционального знака. Впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т.е. производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности, между ними не существует на лицо. 3. Закон эмоциональной реальности воображения. Независимо от того, реальная ли причина фантазии, связанная с ней эмоция всегда реальна. Т.Рибо: все формы творческого воображения включают в себя в аффективные моменты. 4. Построение фантазии может представлять собой нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее предмету. Однако, будучи воплощено во вне, принявши материальное воплощение, это кристаллизованное воображение начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Виды воображения: 1. активное – человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя мысленный образ. 2. пассивное – образы возникают спонтанно помимо воли человека. 3. продуктивное – действительность сознательно конструируется человеком. 4. репродуктивное – ставится задача воспроизведения реальности в том виде, какова она есть. Также присутсвует элемент фантазии, но такое воображение больше напоминает восприятие или память.
Дополнительные виды воображения (косвенно связаны с процессом воображения): *сновидения *галлюцинации *грёзы *мечты
Идеомоторный акт – это отчётливое представление о каком-то движении, которое вызывает у человека это движение, как правило, не контрлируемое.
Способы создания образов воображения:
- агглютинация – совмещение несовместимого, складывание несоединимых в повседневной жизни вещей. - гиперболизация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его признаков. - схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. - типизация – выделение существенного и повторяющегося, воплощение его в конкретном образе. - акцентирование – выделение 16. Общая характеристика и виды речи. Особенности психологической структуры.
Речь – это форма общения опосредованная языком. Речь – это средство, с помощью которого происходит опосредствование остальных психических процессов. Речь индивидуальна, в то время, как язык является общим для всех его носителей. Единица речевого мышления – слово. Физиологическая основа речи – левое полушарие головного мозга. В височных долях находится центр Вернике, центр распознавания речи. В лобной доле – центр Брока, центр воспроизведения речи.
Свойства речи: 1. содержательность 2. выразительность 3. связность 4. ситуативность
Функции речи: 1. общение, воздействие на другого человека 2. обобщение. Слово выступает как исгнал, понятие, указатель на предмет 3. воздействие на самого себя, регуляция своей психической деятельности: произвольность внимания, памяти, воображения.
Теории речи: 1. эгоцентрическая (Пиаже, Выготский) 2. теория научения. У человека есть врождённая потребность к подражанию. 3. теория Хомского: в мозге существуют структуры, определяющие врождённую способность каждого человека к усвоению речи. 4. когнитивная теория. Развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию.
Слово – единица речевого мышления. Оно включает в себя 2 составляющие: · семантика (содержание). Сюда входят: ¾ значение слова. Открывается в слове объективно. Значения устойчивы и определяются языком. ¾ Индивидуальный смысл слова. Отличается у разных людей. Формируется и меняется в течение жизни. · материальный носитель ¾ звук ¾ материальный носитель: речедвигательный голосовой аппарат / движения руки при письме + активность головного мозга ¾ графический носитель Нарушение речи – афазия. Афазия может быть как психической (нарушение понимания и воспроизведения речи), так и физической, или моторной (нарушение артикуляции речи).
Как происходит формирование высказывания и понимание высказывания?
Формирование высказывания: 1. возникновение мотива, замысла. 2. формирование программы речевого высказывания 3. внешние проявления. Смыл, который человек хочет передать другому человека, трансформируется в общепринятое, некое относящееся к языку значение. Мысль формируется в процессе высказывания. Это происходит из-за того, что внутренняя речь всегда очень свёрнута, схематичная и бегла. Для лучшего осознания мысли рекомендуют её вербализовать или записать.
Восприятие речи происходит в обратном порядке. Из услышанного или прочитанного слова, понятия, человек извлекает смысл и усваивает его. Так происходит понимание.
17. Общая характеристика памяти. Основные психологические теории и методы исследования памяти.
1. Мнемическая теория (Р.Семон). Мнема – это субстанция, способная сохранять определённые воздействия на организм, следы прошлого опыта. Этот след, результат сохранения – энграмма. Процесс запечатления следа – энграфирование. Возбуждение этого следа – экфорирование. Виды мнем: наследственная, индивидуальная, социальная и т.д. Семон впервые перевел тему памяти из области божественного в область науки, а также разработал систему терминов. 2. Ассоциативная теория. Возникла в 19 веке, получила распространение в Англии и Германии. Ассоциация рассматривается как универсальный объяснительный принцип всех явлений. Если определённые образы возникли в сознании одновременно и непосредственно, между ними возникает условная связь, и появление в последствии одного из элементов неминуемо ведёт и появление остальных. Память – сложная система кратковременных и долговременных ассоциаций, более или менее устойчивых, по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. См. вопрос 57. 3. Гештальт-теория. Возникла в конце 19 века. Исходное понятие и главный принцип памяти – гештальт, целостная организация элементов. Подчёркивается значение структурирования материала, организации его в системы и закономерности. Запоминание осуществляется на основе гештальт-установки. 4. Бихевиоризм. Основатели: Дж. Уотсон, Б. Скиннер. 6. Психоаналитическая теория памяти. Выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, потребностей, мотивов в запоминании и забывании материала. Помимо забывания существует и вытеснение сверхзначимого материала. Юнг разделяет забытую информацию на собственно забытую, вытесненную, подпороговую. 7. Смысловая теория памяти (Бине, бюлер). Работа соответствующих процессов памяти зависит от наличия и отсутствия смысловых связей и структур. 8. Деятельностная теория (А.Н. Леонтьев). Каждый психический процесс представляет из себя деятельность. Память также выступает как деятельность в полной её структуре.
Роль ассоцианизма в исследованиях процессов памяти, открытие законов памяти Г. Эббингаузом.
Ассоциативная теория памяти возникла в 19 веке. Получила распространение в Англии и Германии. Автры: Г. Эббингаус и Г. Мюллер. Память – это сложная система крастковременных и долговременных ассоциаций, более или менее устойчивых, по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близостию Ассоциации носят случайный характер. Однако в таком случае теряется любая произвольность запоминания и воспроизведения. Эббингаус рассматривал ассоциацию в качестве объяснительного принципа всех явлений. Если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, между ними возникает ассоциативная связь, а появление одного из элементов необходимо несет за собой появление остальных. Запоминание Эббингаус рассматривал как связывание нового материала с уже имеющимся.
Попытки экспериментального исследования памяти, предпринимавшиеся различными исследователями в течение большей части 19 века, неизменно терпели поражение из-за различий индивидуального опыта испытуемых. Разный опыт обуславливал различные возникающие ассоциации при запоминании слов и отрывков текста, а, значит, неконтролируемым образом предопределял лучшее или худшее запоминание материала. Исходным материалом для своих исследований для Эббингауза послужили бессмысленные слоги – искусственные сочетания речевых элементов (двух согласных и гласной между ними), не вызывающие никаких смысловых ассоциаций. Таким образом Эббингаус добился возможности измерения «чистой памяти». Он составил список из 2300 бессмысленных слогов и стал на самом себе изучать процессы заучивания и забывания, разработав методы, позволяющие установить особенности и закономерности памяти. Таким образом, Эббингауз впервые смог провести точные измерения скорости запоминания и забывания заучиваемого материала, выведи некоторые важнейшие закономерности памяти, например, «кривую забывания». Результат своих исследований Эббингаус опубликовал в своей работе «О памяти» в 1885 году.
Кривая забывания. Согласно этой кривой, половина заучиваемого материала забывается в первые 30 минут после прекращения процесса заучивания. Затем процесс забывания замедляется и около 30% материала удерживается в памяти на протяжении многих суток. Закон края. Эббингаусу принадлежит открытие некоторых особенностей процессов запоминания и забывания, в частности им было установлено экспериментально лучшее запоминание первых и последних слогов подлежащего запоминанию ряда. Не менее важным открытием стал тот факт, что осмысленный материал запоминается примерно в 9 раз лучше бессмысленного. Среди других заслуг Эббингауса стоит отметить разработанный им тест на заполнение пробела в предложении пропущенным словом. До сих пор этот тест является одним из основных при диагностике уровня интеллектуального развития.
Общий обзор методов и методик исследования памяти.
Перед исследованием памяти может стоять одна из трех задач: установить объем и прочность запоминания, дать характеристику физиологической природы забывания, описать возможные уровни смысловой организации. При исследовании непосредственного запоминания существуют 2 группы методик: методики непосредственного воспроизведения и методики заучивания. Методики воспроизведения состоят в том, что испытуемому предъявляют ряд из возрастающего числа элементов и предлагают воспроизвести их в том же порядке, в котором они были даны. Объемом кратковременной памяти (непосредственной) считает то максимальное число элементов, которое испытуемый может воспроизвести после однократного предъявления без ошибок. Методы заучивания состоят в том, что испытуемому дается длинный ряд не связанных элементов и предлагается воспроизвести удержанные элементы в любом порядке. Опыт повторяется несколько раз (до 10 раз). В конце опыта вычерчивается кривая заучивания. Заучивание характеризуется общим результатом после 10 предъявлений, характером кривой и стратегией запоминания.
Исследования способности удержания следов (А.Р.Лурия): 1. испытуемому предъявляется короткая серия слогов, которые он должен воспроизвести сразу после предъявления, через 30 с, 1 мин, 2 мин. 2. то же самое, но во время паузы испытуемый выполняет побочную деятельность: например, операции вычитания и умножения. Влияние посторонней деятельности проявится в том, что после паузы испытуемый не сможет воспроизвести столько же элементов. 3. испытуемому предъявляется короткий ряд элементов, затем ещё один такой же ряд. Он должен воспроизвести сначала второй, затем первый ряды.
Для изучения смысловой организации памяти обычно пользуются методами изучения опосредованного запоминания, разработанными Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и Л.В. Занковым. Испытуемому дают задачу использовать для запоминания предложенного ряда слов вспомогательные картинки, логически связывая каждое слово с определенной картинкой. Затем испытуемый должен просматривать отобранные картинки и каждый раз называть то слово, для запоминания которого была использована данная картинка. Таким образом, испытуемому предлагается не один ряд стимулов (подлежащие запоминанию слова), а два ряда стимулов, из которых один является предметом запоминания, а второй – средством запоминания. Исследователь оценивает характер смысловых связей, которые устанавливает испытуемый, а также успешность припоминания слов по картинкам. Иногда картинки как второй ряд стимулов могут отсутствовать. Их роль будут играть парные слова6 испытуемому предъявляются пары слов. Испытатель называет одно слово, испытуемый должен воспроизвести второе.
15. Процессы памяти. Сравнительные характеристики произвольного и непроизвольного запоминания.
Основные характеристики процессов памяти.
* быстрота запоминания * прочность и длительность запоминания * объём запоминания * точность запоминания
Сравнительные особенности произвольного и непроизвольного запоминания.
Произвольное запоминание, в отличие от непроизвольного требует волевых усилий. Произвольное (опосредованное) запоминание не заложено генетически, но развивается в процессе онтогенеза.
18 и 19. Общая характеристика эмоций, их значение в жизни человека. Основные формы выражения и виды эмоций и чувств.
Бахтин: «Человек по своей сути не может быть беспристрастным. Сфера беспристрастного в душе человека окрашивает всё, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, и вызывают у нас определённое отношение».
Чувственный тон ощущений – это своеобразная окраска ощущений. Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всём их многообразии. Отношение к ним выражается в сложных чувственных переживаниях, типа радости, горя, гнева, стыда, гордости, страха, вины, ненависти и т.д. – эмоции и чувства. В эмоциональных переживаниях, с одной стороны, отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций, с другой стороны, именно они охватывают и пронизывают все прочие психические явления. Следовательно, в определённой мере эмоциональное даёт нам знание о строении душевного внутреннего мира человека в целом. Рубинштейн: «Именно эмоция является первичной формой психического».
Характеристики эмоций: 1. В практической жизни под эмоциями понимают самые разнообразные реакции человека: от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений, в которых выражается личностная значимость и оценка внешних и внутренних ситуаций жизнедеятельности человека -> наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. 2. Эмоции и чувства, как и все остальные психические процессы и явления, представляют собой отражение, но только в форме переживания. И в эмоциях, и в чувствах отражаются потребности человека, то, как эти потребности удовлетворяются. Таким образом, эмоции – психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла, явлений и ситуаций или отношения явлений и ситуаций к потребностям. Всё, что способствует удовлетворению потребностей человека, вызывает положительные эмоции, и наоборот, всё, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает отрицательные эмоции. А.Н.Леонтьев: «Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом, или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта». 3. Следующая всеобщая черта эмоций – их содействие в реализации потребностей и достижении определённых целей. Положительные эмоции связаны с достижением целей, отрицательные – с неудачей. Эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека. Большинство эмоциональных состояний отражаются на особенностях поведения человека. Это проявляется в виде невербальных экспрессивных реакций, во-первых. Во-вторых, в виде физических раздражителей -> появляется возможность изучать эмоциональную сферу с помощью объективных методов. 4. Эмоции и чувства обладают ценностью для личности. Они важны для человека сами по себе. Оказывается, у человека есть потребность в эмоциональных переживаниях и эмоциональном насыщении. Если этого не происходит, то эта ситуация может быть угрожающей жизни человека. Эмоциональная депривация – это эмоциональная изоляция, нехватка положительных эмоций. 5. Для эмоционального насыщения нужны не только положительные эмоции, но и эмоции, связанные со страданием и неудовлетворением. Наша эмоциональная жизнь – эмоциональный маятник: не испытав горечи, не ощутишь сладости. В одном переживании могут слиться приятные и неприятные эмоции. 6. Эмоции и чувства следует рассматривать и со стороны эмоциональной компетентности, эмоциональной зрелости и эмоциональной культуры.
Эмоциональное явление можно рассматривать с точки зрения трёх компонентов: 1. Предмет эмоции представляет собой любое знакомое для человека событие или явление, в связи с которым возникает переживание. Значимые события и ситуации в психологии называются эмоциогенными. Следует иметь в виду, что человек далеко не всегда осознаёт предметное содержание своих эмоций. 2. Эмоциональное переживание – это центральный компонент эмоционального явления. Переживание – субъективная реакция, которая возникает при столкновении с эмоциогенной ситуацией. Переживание возникает непроизвольно и всегда осознаётся человеком. Переживание, в той или иной степени, меняет сознание человека и его внутренний мир, а также физиологические процессы. 3. Потребность (мотив) – выступает как внутреннее психологическое основание, критерий для эмоциональной оценки значимости чего-либо для человека. Значимость той или иной ситуации всегда задаётся потребностью. Эмоциональное переживание, таким образом, можно рассматривать как субъективную реакцию на значимое для удовлетворения человека жизненные ситуации. Любые эмоции характеризуются определёнными общими свойствами: 1. Окраска эмоций – это качественная характеристика, которая придаёт своеобразие и неповторимость каждому переживанию. Она определяется характером, лежащим в основе потребности. Каждая потребность сопровождается только ей присущей собственной эмоциональной окраской. 2. Знак эмоций соответствует тому, в какой мере они субъективно приятны или неприятны. Это субъективный показатель полезности-вредности, соответствующий эмоциогенной ситуации. В зависимости от знака, различают положительные, отрицательные и амбивалентные (двойственные) эмоции. 3. Интенсивность – количественная характеристика, которая определяется двумя факторами: · Степенью неудовлетворённости соответвенному удовлетворению · Степенью неожид
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.124 (0.013 с.) |