Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы изучения эмоционального переживания (феноменология эмоций)

Поиск

Обычно, когда кто-то изучает эмоцию на нейрофизиологическом или на экспрессивном уровне, он также изучает и эмоциональный процесс, т. е. «ощущение эмоции», или эмоциональное переживание.

Для получения непосредственных самоотчетов об эмоциональных переживаниях используются некоторые списки определений или шкалы, которые предназначены, как правило, для студенческого возраста, однако некоторые из них применяются и на старшеклассниках. Шкала представляет собой список общеупотребительных определений которые в то же время стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций.

 

23. Основные свойства восприятия. Проявления свойств восприятия в иллюзиях различных видов.

 

§ Предметность и целостность – восприятие предмета в совокупности его частей и свойств

§ Апперцепция – влияние прошлого опыта

§ Избирательность – зависит от установок и задач восприятия

§ Константность

§ Осмысленность – связь с мышлением и речью. Категориальное различение воспринимаемых объектов.

 

Иллюзии и галлюцинации. Использование закономерностей восприятия на практике.

 

Иллюзия – искаженное восприятие реально существующего объекта. Существует патологические и непатологические иллюзии.

Существуют различные виды иллюзорного восприятия. При физических иллюзиях неправильное восприятие предмета обусловлено физическими свойствами среды, в которой он находится, — ложка в стакане с водой на границе сред вода-воздух кажется переломившейся. Появление ряда иллюзий связано с психологическими особенностями процесса восприятия. После остановки поезда, например, некоторое время продолжает казаться, что он все еще движется. В известной иллюзии Мюллера-Лайера длина отдельных линий воспринимается по-разному в зависимости от формы фигур, в состав которых они входят. По-разному воспринимается окраска одной и той же части поверхности, если менять цвет фигуры в целом. Развитию иллюзий способствуют факторы, нарушающие четкость восприятия: цвет и освещенность объектов, особенности звучания, дефекты зрения и слуха. Появление иллюзий зависит от ожиданий, аффективного состояния, установки. Боязливый человек, идя ночью по пустынной улице, может принять силуэт куста за фигуру притаившегося человека. При иллюзиях невнимательности вместо одного слова слышится другое, близкое по звучанию; посторонний человек принимается за знакомого, в тексте читается не то слово и т. д. Влияние установки на восприятие демонстрируют опыты Н. И. Узнадзе: из двух шаров одинакового веса тяжелее кажется более крупный по размерам. Металлический шар ощущается более тяжелым, чем пластмассовый того же веса (проба Делоффа).

Различают следующие виды патологических иллюзий: аффективные, вербальные и парейдолические (парейдолии).

Аффективные иллюзии. Связаны со страхом, тревогой. Пациент в морозных узорах окна «видит» лицо грабителя, в складках одеяла — притаившегося на кровати убийцу, авторучку принимает за нож. Вместо обычных шумов, стука, звона слышит щелканье затвора, ружья, выстрелы, шаги и дыхание преследователей, предсмертные стоны.

Вербальные иллюзии. Содержат отдельные слова, фразы, которые заменяют реальную речь окружающих. Слышатся обвинения, угрозы, брань, разоблачения, оскорбления.

Парейдолии. Представляют собой зрительные иллюзии с фантастическим содержанием. При разглядывании бесформенных пятен, орнаментов (узоров древесных линий, переплетений корней, игры светотени в листьях деревьев, облаков) видятся экзотические пейзажи, феерические сцены, мифические герои и сказочные существа, причудливые растения, люди в необыкновенных масках, старинные крепости, сражения, дворцы. «Оживают» портреты. Изображенные там лица начинают двигаться, улыбаться, подмигивать, высовываться из рамок, строить гримасы. Парейдолии возникают спонтанно, приковывают к себе внимание пациентов, сопровождаются живыми эмоциональными реакциями.

 

Галлюцинации – чистый патологический процесс, когда человек видит, слышит, ощущает то, чего в действительности не существует.

Закономерности восприятия имеют многочисленные практические выходы: учитываются в рекламе, кино, художественном искусстве и других видов творчества, медицинской практике (выявление различного рода отсталостей и патологий), торговле, следственной практике, а также необходимы для лучшего построения процесса обучения.

24. Основные свойства ощущений. Значение сенсорной организации для развития человека.,

 

1. качество (модальность)

2. интенсивность – количественная характеристика, складывающаяся из 2 составляющих: силы раздражителя и функционального состояния рецептора.

3. продолжительность (длительность). На неё оказывают влияние интенсивность и время действия на рецептор.

4. пространственная локализация.

5. латентный период ощущений – это время по прошествии которого появляется ощущение. Для боли латентный период – 370 мс, для тактильных ощущений – 130 мс, для вкуса – 50 мс.

6. последствие (инерция ощущений)

7. взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств.
Частный случай – синестезия. Это возникновение ощущения под влиянием раздражителя, характерного для другого анализатора. («острый вкус»)

8. адаптация – изменение чувствительности анализатора под влиянием его приспособления к действующему раздражителю. Может происходит как в сторону увеличения, так и уменьшения остроты ощущения.

9. сенсибилизация – адаптация к внутренним раздражителям, то есть изменение порогов чувствительности. Идёт только в сторону увеличения ощущений. Сенсибилизация может быть естественной и сформированной искусственно. Сенсибилизация связана в собственной деятельностью человека, например, она наблюдается у музыкантов и дегустаторов. Сенсибилизация возможна при специфических эмоциональных ситуациях.

Ощущения не единичны, это система. Сенсорная организация – это состав и структура ощущений, характерных для данного вида и данного индивида. Особенности сенсорной организации человека: в основном, у большинства людей. Ведущий анализатор – зрительный.

В сенсорной организации существуют индивидуальные различия:

1. различия ведущего анализатора. Есть люди с ведущим слуховым или моторным анализаторами.

2. различия порогов чувствительности.

Сенсорная организация человека влияет на развитие личности и её дальнейшую судьбу.

Депривация ощущений с детства негативно сказывается на личности и процессах сознания.

 

25. Особенности взаимодействия с представителями различных типов темпера­мента.

Знание особенностей проявлений различных темпераментов важно не только при выборе профессии и комплектовании производственных коллективов, но при подборе супружеских пар, поскольку сфера семейно-брачных отношений является одной из ведущих в жизнедеятельности человека, оказывающей существенное влияние и на его трудовую активность. На биологическом уровне благоприятно сочетание противоположных темпераментов (холерического с флегматическим, холерического с меланхолическим, сангвинического с флегматическим).

В. И. Куликов уточняет данные наблюдения. Результаты его пятнадцатилетних исследований позволили установить, что у супругов встречались преимущественно следующие сочетания типов темперамента: холерического с флегматическим и сангвинического с меланхолическим. Художественные типы предпочитали мыслительных, а циклотимики - шизотимиков.

Определение темперамента, как утверждает В. И. Куликов, возможно также ассоциировать с антигенами системы М - N. Так, лицам сангвинического и холерического темперамента (с природными задатками лидерства) свойственно наличие в эритроцитах крови сразу двух антигенов: М и М, тогда как у меланхоликов и флегматиков (ведомых) обнаружилось только по одному антигену N или М соответственно, что доказывает возможность применения также серологических тестов при отборе организаторов с учетом не только социально обусловленных, но и природных способностей.

Совместимость различных людей в совместной деятельности имеет важное значение и для эффективного функционирования производства. Наличие даже двух несовместимых людей (особенно в малых группах) серьезно сказывается на атмосфере в коллективе. Еще пагубнее последствия могут быть при несовместимости формального и неформального лидеров или непосредственно связанных должностными обязанностями руководителей (например, мастер - начальник цеха). Поэтому знать о некоторых закономерностях психологической совместимости необходимо всем, кто работает с людьми, формирует трудовые коллективы.

Особенности психологической совместимости состоят в том, что контакт между людьми опосредован их действиями и поступками, мнениями и оценками, а также некоторыми их типологическими особенностями (II). Эффективным можно считать такое сосуществование, которое удовлетворяет его участников и сохраняет их отношения. Несовместимость же порождает неприязнь, антипатию, конфликты, что отрицательно сказывается на совместной деятельности.

Для совместимости работников в процессе труда важнейшую роль играет темперамент. Например, по данным Ф.Генова, если управленческий коллектив, состоящий наполовину из холериков, на четверть из флегматиков и на четверть из меланхоликов, должен быстро принимать решения и действовать, то в его функционировании неизбежно будут возникать частые напряженные моменты. Наилучшая совместимость между людьми на производстве (в отделах, бюро, бригадах, звеньях, то есть в малых группах) достигается, как и в брачно-семейных отношениях, при оптимальном сочетании людей с противоположными типами темпераментов.

В целом, комплектование коллективов с учетом особенностей темперамента их работников должно предусматривать специфику стоящих перед ним задач. Так, в коллективы, связанные с интенсивными процессами производства, следует, в основном, включать сангвиников и флегматиков, а там, где преобладают монотонные процессы, лучше зарекомендуют себя меланхолики. Холериков целесообразно назначать на работы, требующие быстрого исполнения и подвижности. Формирование же бригад, звеньев, участков на производстве, а также бюро, секторов, групп в управленческих подразделениях следует осуществлять на основе подбора представителей различных темпераментов и разных способностей, но с преобладанием в них тех, чьи типологические особенности в большей степени соответствуют основным задачам профессиональной деятельности группы.

26. Особенности внешней, внутренней и эгоцентрической речи.

Виды речи:

o звуковая

o речь жестов

> устная

1. диалогическая – изначальная, первичная форма речи, «реактивная речь»

2. монологическая – контекстная речь, более поздняя форма речи

> письменная

§ внешняя

§ внутренняя

Различные подходы к пониманию места эгоцентрической речи в развитии ребенка (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже).

 

Ж.Пиаже: эгоцентрическая речь – это следствие недостаточной социализации изначально индивидуальной речи.

Л.С. Выготский: эгоцентрическая речь – следствие недостаточной индивидуализации изначально социальной речи. Возникает эгоцентрическая речь примерно в 3 года, она представляет собой промежуточный этап между речью, обращенной к другому, и речью, обращенной к себе. Действия, операции, которые учится выполнять ребёнок, переносятся из внешнего план в план громкой речи.

Основная характеристика детского мышления – эгоцентризм. Это необратимость мышления, его конкретность, неспособность оценить ситуацию с отличной от собственной позиции. Эгоцентризм преодолевается через процесс социализации.

Сензитивный период для развития речи 1,5-3 года.

 

В развитии речи в онтогенезе выделяют 3 стадии:

1. фонетический период. Ребёнок воспринимает звуковой облик, но не понимает его. С рождения до 2 лет.

2. грамматический (2-3 года). Слова усваиваются, а грамматическая структура и организация – нет.

3. семантический (до 12 лет). Примерно с двух лет ребёнок начинает понимать, что у каждой вещи есть своё название. Постепенно начинает усваиваться понятийная отнесённость и осознание содержания понятий.

 

27. Особенности творческого мышления.

Дж. Гилфор делит мышление на конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление может быть репродуктивным и творческим. Дивергентное мышление – это креативность.

Креативность – это вид творческого мышления. Она может иметь разную степень развития: творческие учебные способности, собственно креативность, одаренность, талант, гениальность.

Креативное мышление включает в себя:

§ Ремесленный аспект: беглость, разработанность, компиляция.

§ Творческий аспект – оригинальность. Оригинальность может быть как для себя, так и для других. Оригинальность для других, виды:

i. Крейзитивность (девиантная оригинальность) + произвол

ii. Эстетическое чувство (чувство гармонии)

iii. Чувствительность к недостаткам, интеллектуальная инициативна

iv. Осмысленная оригинальность: переопределение (интерпретация) и проницательность (глубина проникновения)

Механизм творческого мышления – использование косвенных, побочных продуктов, в том числе из прошлого опыта.

Я.А. Пономарёв при исследовании творческого мышления использовал метод подсказки: перед человеком ставилась задача, которую нельзя решить традиционными методами. Он заходил в тупик, и в этот момент ему давалась очень косвенная подсказка, с помощью которой можно было найти новое, творческое решение.

 

В связи с этим были выделены этапы творческого решения задачи:

1. сознательный процесс решения задачи, который не приводит к результату.

2. период инкубации

3. «озарение», основанное на использовании прошлого неосознаваемого опыта или побочных объектов.

 

Механизмы творческого мышления активно исследовались в гештальт-психологии.

28. Ощущения как способ познания действительности. Способы измерения и оцен­ки чувствительности.

 

Ощущения – это единственный канал, по которому информация из окружающего мира проникает в наше сознание. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов объективной реальности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Нарушение притока информации в раннем детстве (патологии ощущений) приводит к ослаблению психического развития. В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь со средой.

Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Образы ощущений выполняют функции:

· регуляторную

· познавательную

· эмоциональную

 

*Свойства ощущений я пишу сюда, потому что пока не знаю, куда ещё их впихнуть*

Свойства ощущений:

1. качество (модальность)

2. интенсивность – количественная характеристика, складывающаяся из 2 составляющих: силы раздражителя и функционального состояния рецептора.

3. продолжительность (длительность). На неё оказывают влияние интенсивность и время действия на рецептор.

4. пространственная локализация.

5. латентный период ощущений – это время по прошествии которого появляется ощущение. Для боли латентный период – 370 мс, для тактильных ощущений – 130 мс, для вкуса – 50 мс.

6. последствие (инерция ощущений)

7. взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств.
Частный случай – синестезия. Это возникновение ощущения под влиянием раздражителя, характерного для другого анализатора. («острый вкус»)

8. адаптация – изменение чувствительности анализатора под влиянием его приспособления к действующему раздражителю. Может происходит как в сторону увеличения, так и уменьшения остроты ощущения.

9. сенсибилизация – адаптация к внутренним раздражителям, то есть изменение порогов чувствительности. Идёт только в сторону увеличения ощущений. Сенсибилизация может быть естественной и сформированной искусственно. Сенсибилизация связана в собственной деятельностью человека, например, она наблюдается у музыкантов и дегустаторов. Сенсибилизация возможна при специфических эмоциональных ситуациях.

Теории ощущений:

Беркли и Кант отмечали несоответствие, субъективность отражения объективного мира через органы чувств. Мы не знаем объективного мира, есть только наши ощущения.

 

«Теория специальной энергии органов чувств». Мюллер и Гельмгольц были приверженцами теории о том, что ощущения отделяют человека от внешнего мира. Через органы чувств не отражается реальность, а реальность всего лишь даёт сигнал для начала процессов в организме, в органах чувств. Человек воспринимает не объективные внешние воздействия, а лишь внутренние субъективные состояния. Эта теория затем была подвергнута критике.

 

Рецепторная теория ощущений. Орган чувств пассивно отвечает на воздействующие раздражители, а этим пассивным ответом и являются ощущения. Однако эта теория была опровергнута. Ощущения не обходятся без движения, следовательно, это не пассивный процесс. Об активности процессов ощущений говорит рефлекторная теория ощущений.

 

Рефлекторная теория ощущений. Сформулирована Неффом и Сеченовым. В ней подчёркивается активный, избирательный характер ощущений. В ощущении принимают участие и двигательные компоненты. Эта теория признана в современной психологии.

 

Измерение чувствительности. Закон Вебера-Фехнера.

 

Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Раздражения меньшей силы считаются подпороговыми, или субсенсорными. Это раздражители, которые воздействуют на человека, но не доходят до сознания. Для субсенсорных раздражителей действует закон сублимации: субсенсорные раздражители накапливаются в психике. Примером может служит 25 кадр.

 

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой ещё возникают адекватные данному раздражителю ощущения.

 

Пороги ощущений измеряются методом минимальных изменений. Чувствительность измеряется в единицах раздражителя: слуховая – в децибелах, тактильная – в граммах и т.д.

Величина порогов может изменяться в зависимости от разных условий: возраста, функционального состояния рецептора, длительности воздействия и т.д.

 

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения, или разностным порогом, или дифференциальным порогом чувствительности. Чем меньше разностная чувствительность, тем больше порог различения. Этот порог постоянен. Он описывается законом Вебера:

DI/I=const, где DI – изменение воздействия, I – первоначальное воздействие.

Суть этого закона заключается в том, что дифференциальный порог постоянен и равен отношению приращения воздействия к начальной величине.

Оперативный порог различения – величина различения между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимум. Обычно эта величина больше дифференциального порога в 10-15 раз.

Закон Вебера-Фехнера

 

S=K*lgI + C – зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя.

S - интенсивность ощущений

I – сила раздражителя

К, С – константы, постоянные величины порогов.

 

29. Подход к исследованию темперамента в опроснике структуре темперамента (В.М. Русалов)

 

Теории интегрирующего типа (по Русалову).

Гипотеза об особом статусе темперамента в структуре индивидуальности. Это специальная теория индивидуальности.

Содержательные характеристики попадают под действие социально-обусловленных законов в процессе развития.

Биологические характеристики подчинены эволюционно-генетическим законам.

Темперамент человека реализуется в двух аспектах:

c. предметный (объектно-ориентированный)

d. социальный (субъектно-ориентированный; коммуникативный).

 

Русалов выделяет 4 блока темперамента:

1) Энергичность

2) Темп – это скоростные особенности мышления, речедвигательного аппарата во время общения. Зависит от свойств нервной системы.

3) Пластичность – легкость/трудность переключения в работе и общении.

4) Эмоциональность – эмоциональная чувствительность к расхождению между ожидаемым результатом и тем, что получился в плане деятельности, а также чувствительность человека к коммуникативной сфере и оценке окружающих людей в плане социальном.

Каждый блок оценивается с двух сторон – предметной и социальной. Предметная стороны связана с выполнением конкретной предметной деятельности. Социальная сторона – с социальными взаимодействиями, опосредующими деятельность.

30. Понятие и виды мышления, отличие мышления от предшествующих форм по­знания действительности.

Мышление – это психический процесс, опосредованный словом и опытом, процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Мышление – всегда творческий процесс. Мышление – это процесс опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях.

 

Этапы мыслительной деятельности:

1. возникновение проблемной ситуации. Начать решение? Да/Нет

2. осознание условий задачи

3. формулировка гипотез

4. поиск способов решения, перебор альтернатив

5. выбор единственного решения

6. проверка

 

Интроспекцию настоящего, полнокровного акта сознания можно осуществить, только прервав его. Надо сказать, что инстроспекционисты довольно быстро это поняли. Они отмечали, что приходится наблюдать не столько сам непосредственно текущий процесс, сколько его затухающий след. А чтобы следы памяти сохраняли возможно большую полноту, надо процесс дробить (актами интроспекции) на мелкие порции. Таким образом, интроспекция превращалась в "дробную" ретроспекцию. Даже когда человек дает отчет по памяти о только что пережитом опыте, он и тогда неизбежно его искажает, ибо направляет внимание только на определенные его стороны или моменты.

 

Формулируя и размышляя вслух для других, человек формирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление и фиксирование мысли способствует более глубокое понимание. Благодаря формированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Это дает возможность вернуться к этой мысли, более глубокому ее осмыслению, сравнивать одну мысль с другой.

 

К объективным методам относят наблюдение и эксперимент.

 

Формирование понятий – вопрос 81.

 

Выделение видов мышления по различным основаниям.

 

1. генетическая классификация.

b. Наглядно-действенное. Реальное практическое преобразование ситуации в процесс конкретных действий с конкретными предметами с опорой на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности.

c. Наглядно-образное. Преобразование ситуации в плане её внутреннего образа с опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирование наглядными изображениями объектов (рисунками, схемами, планами).

d. Словесно-логическое. Отвлечённое, теоретическое мышление – создание отвлечённой картины ситуации в виде мыслей – понятий, суждений, умозаключений, которые выражаются словами с опорой на абстрактные понятия и логические действия с ними

 

2. по типу решаемых задач:

· теоретическое

· практическое

3. по времени протекания:

i. интуитивное

ii. аналитическое

4. по функциям:

1. творческое

2. стереотипное

Индивидуальные особенности и типы мышления.

 

Индивидуальные качества мышления:

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверх­ностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Последовательность – установление логического порядка в решении вопроса.

Самостоятельность мышления характеризуется умени­ем человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения за­дач, в умении быстро менять действия при изменении об­становки.

Быстрота ума - способность человека быстро разо­браться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью. “Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми” (Айзек).

Критичность ума — умение человека объективно оце­нивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне про­верять все выдвигаемые положения и выводы. К индивиду­альным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мыш­ления.

 

Стратегии мышления:

- случайный перебор (метод проб и ошибок)

- конвергентное мышление или рациональный перебор (оценивающий подход)

- дивергентное

 

К индивиду­альным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мыш­ления.

 

В самом складе некоторых людей наблюдается преимущественная склон­ность — у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические умы, главная сила которых в точности и четкости — в анализе, и другие, по преимуществу синтетические, особая сила которых — в широте синтеза. Однако и при этом речь идет лишь об относительном преобладании одной из этих сторон мыслительной деятельности; у подлинно больших умов, создающих что-либо действительно ценное в области научной мысли, обычно анализ и синтез все же более или менее уравновешивают друг друга.

 

31. Понятие методологии, метода, методики в психологии. Принципы психологи­ческого исследования.

Методология – наука о методах проведения научных исследований.

Метод – это сбор эмпирической информации, способ получения фактов проявлений психики. К ним можно отнести наблюдения, эксперимент и т.д.

Методика – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования. Любая методика содержит четыре части:

1. объект

2. процедура исследования

3. способы регистрации данных

4. способы обработки данных

 

32.Понятие стресса как адаптивного синдрома. Значение стресса в экстремаль­ных ситуациях.

 

Экстремальная ситуация – происходит отклонение от обычных, естественных норм, следовательно, они непривычны, неожиданны, нестандартны и новы, несут угрозу жизни человека. Экстремальные ситуации требуют высокой мобилизации всех сил человека, сопровождаются повышенной напряжённостью, проявляются в конфликтах.

Экстремальность – трудность и неблагоприятность. Экстремальные ситуации сопровождаются негативными переживаниями. Тревожность, стресс возникают, чаще всего, именно в экстремальных ситуациях.

Тревожность первоначально была заявлена в работах З.Фрейда. В своих работах он предложил 2 объяснения тревожности:

1) Тревожность, как результат разрядки подавленного сексуального влечения;

2) Тревожность, как сигнал о наличии опасной ситуации, что требует от индивида адекватного приспособления. Таким образом, неприятное состояние тревоги является полезным, адаптивным механизмом, побуждающим человека к защитному поведению по преодолению опасности. Впоследствии, эта мысль была развита А.Фрейд, которая трактует тревожность, как беспредметное состояние ожидания неопределённой угрозы.

В современных работах тревожность – индивидуально-психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, где для этого нет оснований.

Тревожность проявляется в форме ожидания неблагоприятного развития событий.

Страх – реакция на известную опасность.

Тревожность – диффузный беспредметный страх, очень размытое ощущение реальной или воображаемой тревоги.

Функционально тревожность предупреждает субъект об опасности.

На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность, и переживается как незащищённость, одиночество.

На физиологическом уровне реакция тревожности проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, повышении артериального давления и общей возбудимости, снижении порогов чувствительности.

Различают:

1) ситуативная тревожность – состояние;

2) личностная тревожность – свойство.

Часто переживаемая ситуативная тревожность постепенно трансформируется в свойство личности и отрицательно сказывается на жизнедеятельности, поскольку для такого человека становится характерным чувство беспомощности, бессилия, неуверенности, нарушаются связи с социальным окружением.

Личностная тревожность – готовность человека к сильному переживанию состояния тревоги по поводу очень широкого круга явлений.

Личностная тревожность складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов, но при этом нужно учитывать и природные предпосылки её возникновения. В качестве таких природных основ – тип темперамента. Личностная тревожность – показатель неблагополучия личностного развития.

Тревожность может явиться предвестником невроза, а также механизмом его развития, с ней связаны фобии, истерии, навязчивые состояния и ипохондрия.

Фрустрация (лат.«обман») – переживание безысходности, отчаяния в сочетании со злобой. Причины – фрустраторы, которые бывают как внешними (трудные задания), так и внутренними.

Розенцвейг: фрустрация имеет место в тех случая, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия на пути к удовлетворению каких-либо жизненных потребностей. Потребность остаётся неудовлетворённой в фрустрации, степень неудовлетворённости повышается по сравнению с той, которую человек мог бы стерпеть или перенести.

Фрустрация выливается в очень опасное состояние и действие – агрессию, самоагрессию, глубинную депрессию. В американской литературе рассматривается проявление агрессии в результате возникновения фрустрации.

 

СТРЕСС

 

Впервые научное представление о стрессе (англ. «давление», «напряжение») звучит в работах Ганса Селье.

Гомеостаз – подвижное равновесие какой-либо системы. Всякая система стремится к сохранению своей стабильности и постоянству. Живой организм, стремясь к равновесию, должен приспособиться к условиям среды. Именно это явление определяет содержание, понятие адаптации.

Адаптация – процесс приспособления к изменяющимся условиям. Состояние стресса рассматривается как неотъемлемая часть адапционного процесса.

Стресс – физиологическое или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия стрессора (раздражителя), который нарушил равновесие.

 

В 1934 году Г.Селье выдвинул концепцию общего адапционного синдрома, положенную в основу учения о стрессе.

Общий адапционный синдром назван общим, потому что ответом на действие стрессора является изменение в организме в целом. Адапционный, потому что имеет приспособительное значение, мобилизуя ресурсы организма в трудных ситуациях. Синдромом, потому что его отдельные проявления координированы и взаимозависимы.

Общий адапционный синдром – целостный комплекс скоординированных изменений в организме, направленный на мобилизацию его ресурсов в ответ на повреждающие воздействия среды, тем самым, выполняющих функцию приспособления адаптации организма к трудным ситуациям.

 

3 фазы общего адапционного синдрома (ОАС):

1. Фаза тревоги и мобилизации – мобилизация защитных сил организма, повышение его устойчивости. Организм функционирует с большим напряжением, но он справляется с нагрузкой, более того, у большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности.

2. Резистенция (стабилизация) – реализируется максимальная эффективная адаптация. Отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов в организме. Если стресс продолжается долго, то наступает третья фаза.

3. Фаза истощения (дистресс) – резервы исчерпаны, в организме происходят структурные перестройки, т.е. дальнейшее приспособление ощущается за счёт уже невосполнимых энергетических ресурсов человека, что ведёт к истощению.

Стресс – неспецифический ответ организма на предъявляемую внешнюю или внутреннюю трудность. Неспецифичность ответа состоит в адаптации. В опыте человека часть стрессоров носит повреждающий характер – вредоносный стресс – дистресс.

Эустресс – положительный стресс.

 

Стрессор – любой фактор, который вызывает стрессовую реакцию. Они бывают:

а) физиологические – температура воздуха, атмосферное давление, недостаток кислорода, геомагнитная буря и т.д.;

б) психологические (психическая сфера).

 

Стресс зависит от:

1) ситуации;

2) отношения человека к данной ситуации;

3) личностных характеристик человека.

 

33. Предмет психологической науки. Общее понятие о психике, её структуре и функциях.

 

Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу образа действительности на основе и при помощи которого осуществляется управление действительностью, имеющею у человека личностных характер.

 

Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природой и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.12.95 (0.021 с.)