Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая теория деятельности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эта теория была создана в советской психологии и начала разрабатываться в 20-х - начале 30-х гг. Она обязана работам советских психологов: Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и многих других. За основу была взята философия диалектического материализма К.Маркса, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Макроструктура деятельности. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких "слоев", или уровней: § уровень особенных деятелъностей (или особых видов деятельности). Деятельность может быть как внешне, так и внутренней. Во-первых, внутренняя активность - деятельность, которая имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и которая отличается от нее только формой протекания. Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации. Под последним понимается перенос соответствующих действий в умственный план.
§ уровень действий. Действие - это основная единица анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели. Цель - это образ желаемого результата. Цель всегда сознательна. Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие. Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те, в свою очередь, могут дробиться на еще более частные цели и т. д.
§ уровень операций. О перацией называется способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется "техникой", ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операций. Операции мало осознаются или совсем не осознаются. По существу, уровень операций заполнен уже известными вам автоматическими действиями и навыками. Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие возникают из действий путем их автоматизации. Это первый тезис. Второй тезис: операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания. Они как бы подстораживаются сознанием и легко могут стать актуально сознаваемыми. Третий тезис: всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя "подстилающих" их операций. То, что было сказано в отношении нефиксированности границы, проходящей в каждом сложном действии между актуально сознаваемым и неосознаваемым, означает подвижность границы, которая отделяет слой действий от слоя операций. Движение этой границы вверх означает превращение некоторых действий (в основном наиболее элементарных) в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности. Характер операций зависит от условий, в которых совершается действие. При этом под "условиями" подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта. Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей. Источники целей – потребности и мотивы. Потребность - это исходная форма активности живых организмов, состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Таковы потребности в пище, воде, кислороде и т. п. У человек есть и другие потребности. Это, во-первых, потребность в контактах с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами у детей. Вторая потребность, с которой рождается человек и которая не относится к органическим, это потребность во внешних впечатлениях, или, в широком смысле, познавательная потребность. Теперь обратимся к связи потребностей с деятельностью. Здесь сразу же необходимо выделить два этапа в жизни каждой потребности. Первый этап - период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность; второй этап - после этой встречи. На первом этапе потребность, как правило, не представлена субъекту, не "расшифрована" для него. Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. Со стороны же поведения потребностное состояние в этот период выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом. Процесс "узнавания" потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее, особенной деятельностью или особенным видом деятельности. Полимотивированность человеческих действий - типичное явление. По своей роли, или функции, не все мотивы, "сходящиеся" на одну деятельность, равнозначны. Главный мотив называется ведущим мотивом, второстепенные - мотивами-стимулами: они не столько "запускают", сколько дополнительно стимулируют данную деятельность. Мотивы осознаются далеко не всегда. Если мотивы не осознаются, то значит ли это, что они никак не представлены в сознании? Нет, не значит. Они проявляются в сознании, но в особой форме. Таких форм по крайней мере две. Это эмоции и личностные смыслы. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит это "что-то" затрагивает его мотивы. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают, обобщенно говоря, положительные эмоции, если неуспешно - отрицательные эмоции. Личностный смысл – это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Здесь важно подчеркнуть, что в смыслообразующей функции выступает лишь ведущий мотив. Известно, что мотивы человека образуют иерархическую систему. Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов. В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель. Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом.
§ уровень психофизиологических функций. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Можно сказать, что они составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.
Основные положения теории деятельности. 1.Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта ("размыкание" круга сознания). 2.Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения). 3.Деятельность - это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности). 4.Действия человека предметны; они реализуют социальные - производственные и культурные - цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).
Представления о структуре деятельности применимы к анализу всех психических процессов. Из этого определения видно, что "деятельность" принимается как исходная реальность, с которой имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная и одновременно как ее неотъемлемая сторона. Итак, какой ответ на вопрос о предмете психологии предлагает теория деятельности? Психология – это наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Существует 2 стратегии исследования и понимания деятельности: как предмет исследования и как объяснительный принцип. Обе они объединяются под названием деятельностного подхода к пониманию психики человека и животных. Это наиболее современная теория в психологии, использующаяся и в наше время.
Деятельностный подход к пониманию психики широко используется в различных отраслях психологии: возрастной, социальной, педагогической, инженерной и т.д. 45. Структура волевого действия. Способы и приемы волевого регулирования.
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий на пути к поставленной цели. Воля – особая форма активности человека, через которую осуществляется регулирование человеком своего поведения; предусматривает организацию цепи различных действий в соотношении с поставленными целями. Как и все психические явления, воля – это одна из форм отражения. Отражение объектом в волевом процессе – цель поведения и её соотношение с выполняемым каждый данный момент поведенческим этапом на пути к достижению цели. Важнейшие особенности волевой деятельности: 1. Волевые действия – действия подчинённые. Действие – основная единица анализа деятельности и понимается, как процесс, направленный на реализацию цели. Под целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должны привести действия. Все процессы в психологии делятся на 2 группы: 1) непроизвольные процессы – инстинктивные действия, импульсивные – т.е. действия по прямому побуждению под влиянием аффекта, страсти и т.д.; 2) преднамеренные произвольные – действия целеподчинения; 3) волевые действия являются высшей формой произвольного поведения, а именно произвольное поведение в условиях преодоления препятствий.
2. Воля есть там, где целеподчинённое действие происходит в условиях выбора между двумя или многими возможными действиями. Волевое действие – действие, осуществляемое по выбору. Выбор – признак волевого действия. 3. В ситуации выбора всегда присутствует осознание свободы осуществления действий – могу поступить так, а могу иначе, т.е. налицо переживание свободы выбора решения. Это чувство свободы выбора связано с переживанием ответственности за свои действия (проблема свободы воли).
4. Волевое действие связано с принятием решения. Волевой акт – действие в условиях выбора, основанное на принятии решения. 5. Волевое поведение характеризуется преодолением препятствий.
6. Волевые явления не всегда бывают действиями. Существует 3 рода волевых явлений: 1) фацера – действование; 2) нон-фацера – недействование, очень тяжёлое воздержание от действия; 3) вати – терпение, удержание известного спокойствия.
7. Проявление воли представляет собой активность, которая связана с участием сознания.
8. Волевое действие всегда осуществляет человек как личность. Личностная индивидуальная особенность в определённой мере обуславливает специфику в деятельности человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.151 (0.011 с.) |