Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие волевых качеств личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Личность – в первую очередь, структура, формирующаяся под влиянием общества. Личность складывается в процессе социализации – присвоения общественных норма, ценностей. Таким образом, становясь личностью, человек учится контролировать свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами. Постепенное овладение своим поведением, своими эмоциями и чувствами образует волевые качества личности. Вот некоторые из них:
1. Инициативность, способность принимать решения. Эти качества необходимы любому человеку, они нужны для существования в сложном и изменяющемся мире, где каждый день перед нами встает множество проблем, которые требуют своего решения, которое не всегда однозначно. Человек, не способный принимать решения не может адаптироваться к миру, он становится беспомощен и несамостоятелен. Следует также отметить, что для принятия любого решения требуется определенное мужество и сила духа. Поэтому умение принимать решения следует прививать человеку с самого детства. 2. Решительность и взвешенность. Эти качества складываются в результате того, что в своей деятельности человек сталкивается с внутренними противоречиями, непониманием и критикой со стороны окружающих людей. На наши решения влияет множество факторов, поэтому перед человеком всегда стоит задача выбора оптимального решения. Решительность выражается в быстроте и, главное, уверенности, с которой принимается решение, и твердости, с которой оно сохраняется, в противоположность тем колебаниям наподобие качания маятника в одну и в другую сторону, которые обнаруживает нерешительный человек. 3. Самостоятельность, независимость. Это существенные особенности воля, её неотъемлемые составляющие. Прямой противоположностью им являются подверженность чужим влияниям, легкая внушаемость. Без самостоятельности мышления и воли не может сформироваться стержень личности – её мировоззрение, иерархия мотивов, принципы. 4. Ответственность. Это качество личности также является одним из самых важных для адаптации человека к обществу. От решений одного человека может зависеть течение жизни многих людей, поэтому за свои поступки человек всегда должен нести ответственность. 5. Самообладание, выдержка, самоконтроль. Человек постоянно находится в обществе, поэтому вынужден соотносить свои решения и поступки с мнением окружающих людей и возможными последствиями. Вот почему человеку часто приходится действовать вразрез со своими собственными желаниями, предпочтениями, собственным комфортом ради какой-либо цели или блага окружающих. В процессе принятия решения качества самоконтроля и выдержки обеспечивают господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами. Эти качества делают возможным самоограничение, пренебрежение к усталости, победу над ленью и т.д. 6. Энергия, сила воли, настойчивость. Момент принятия решения не завершает волевого акта. Вслед за ним следует исполнительная часть действия. Настойчивость и сила воли обеспечивают доведение волевого акта до конца, борьбу с возникающими по ходу исполнения решения препятствиями. Некоторые люди вносят сразу большой напор в свои действия, но скоро «выдыхаются»; они способны лишь на короткий наскок и очень быстро сдают. Подлинно ценным качеством решительность становится, лишь соединяясь с настойчивостью. Настойчивость проявляется в неослабности энергии в течение длительного периода, невзирая на трудности и препятствия. 46. Структура современной психологической науки. Специфика задач и методов различных отраслей психологии в зависимости от предмета изучения.
Сравнительная психология и зоопсихология. Предмет: Психическая деятельность животных, её проявления, происхождение и развитие в онто- и филогенезе. Задачи: Изучение зависимости поведения животных от условий их существования и анатомического строения, основных типов приспособления к условиям существования; изучение изменения и развития психики в процессе развития и усложнения организации животных; сравнение психической деятельности человека и животных; изучение биологических предпосылок и предыстории человеческого сознания. Методы: Наблюдения за естественным поведением животных в местах их обитания, изучение их отношения к различным, отчасти специально подбираемым экспериментатором предметам, которые иногда предъявляются подопытному животному и в искусственно создаваемых ситуациях. Основные экспериментальные методы: метод лабиринта; метод обходного пути; метод одновременного или последовательного выбора (выбор объектов — сигналов, рисунков и т. п.,— различающихся по одному или нескольким, иногда определенным образом меняющимся признакам); метод открытого поля (предоставление животному возможности свободного выбора пути и местонахождения в пространстве, огороженном стенками и по мере надобности усложняемом структурными компонентами — предметами, убежищами и т. п.); метод проблемной клетки (ящика); метод употребления орудий.
Детская, или генетическая психология. Предмет: Психическая деятельность и её развитие у ребёнка. Задачи: Изучение того, как складываются сложные психические процессы и какие этапы они проходят в своём развитии. Методы: Наблюдение и эксперимент. Наблюдения бывают сплошными и выборочными, скрытыми и включенными, одноразовыми и лонгитюдными. Эксперимент должен быль максимально приближен к естественным условиям жизни детей.
Дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий. Предмет: Психологические различия между индивидами и группами людей. Задачи: Изучение индивидуальных различий, описание типов поведения и психической деятельности людей, отличающихся друг от друга характерными особенностями. Оценка уровня развития ребёнка, индивидуальных форм овладения трудом, анализ типологических особенностей различных людей. Методы: Тесты и методы факторного анализа.
Этнопсихология. Предмет: Особенности, которыми отличаются психические процессы в различных исторических формациях и укладах и в условиях различия культур. Задачи: Изучение формирующего влияния, которое оказывают общественно-исторические условия на развитие психологической деятельности человека, исследование особенностей психической деятельности людей, принадлежащих к различным культурам. Методы: Анализ проявлений человеческого духа в формах культуры (в языке, обычаях, мифах и т, д.).
Социальная психология. Предмет: Психологические законы общения людей между собой, психологические особенности распространения информации путем массового воздействия, особенности поведения в процессе труда. Задачи: Изучение человеческих взаимоотношений в условиях малых групп, анализ тех факторов, которые лежат в основе конкретных видов взаимодействия людей, формирования авторитета, выдвижения лидеров и др. Методы: Наблюдение, опрос, анализ документов, тестирование, эксперимент.
…И многие, многие другие области…
Предмет общей психологии - основные формы психической деятельности. Общая психология делится на два глобальных раздела: I. Психология познавательных процессов. Задача исследования – анализ познавательных процессов (от ощущений и восприятий до более сложных форм мышления), анализ протекания психических процессов и анализ законов внимания, памяти, воображения. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. II. Психология личности. Задача исследования – анализ процессов аффективной жизни (потребностей, сложных форм переживаний); анализ психологического строения деятельности и регуляции его активности; анализ психологии личности и индивидуальных различий. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля. 47. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.
Изард выделяет 5 критериев базовых эмоций: 1. базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты. 2. базовая эмоция при помощи специфической конфигурации мышечных движений – мимики и пантомимики 3. базовая эмоция влечет за собой отчетливое специфическое переживание, которое осознается человеком. 4. базовые эмоции возникли в результате эмоционально-биологических процессов 5. базовая эмоция оказывает организующее мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации
Наиболее полное представление базовых эмоций находится в работе Изарда – предложил перечень из 10 фундаментальных эмоций: 1) Интерес – возбуждение 2) Удовольствие – радость 3) Удивление 4) Горе – страдание 5) Гнев – ярость 6) Отвращение – омерзение 7) Презрение – пренебрежение 8) Страх – ужас 9) Стыд – застенчивость 10) Вина – раскаяние Использование двух слов для обозначения эмоций объясняется стремлением показать полюса интенсивности той или иной эмоции. 48. Типологии личности (Э.Шпрангер, А.Лазурский, К.Юнг и др.). Личность – высший уровень развития человека как социального существа. Этот уровень определяет его самостоятельность, способность нести ответственность за себя и за свое окружение. Личность формируется в социальном пространстве. (Осмолов «Психология индивидуальности», «Психология личности», Собчик «Психология индивидуальности»)
Типы личности. I. Типология Шпрангера. Личность характеризуется и определяется теми целями и ценностями, к которым стремится человек. В соответствии с их особенностями и выделяются определенные типы:
Для теоретического человека характерно преобладание когнитивного отношения к действительности, стремления к познанию истины, к систематизации знаний. Его переживания оторваны от реальной жизни, он может испытывать отчаяние от невозможности что-то познать и испытывать огромную радость из-за какого-либо открытия. Он изнуряет себя ради порождения чисто идеального мира, мира закономерных связей. Для него самую главная ценность имеет чистота методов познания: истина любой ценой. В свое практическое поведение он так же вносит систему.
Для него характерна прагматическая ориентация, при которой главным ценностным критерием выступает полезность. Человек экономит материал, силы, время и действует только с целью получения выгоды. Смысл его действий не в самой деятельности, а в её полезном эффекте. Такого человека называют не деятельным, а делающим.
Видит высшую ценность в форме гармонии, обладает особой способностью предвидения, интуиции. Это мечтатели, романтики. Они чрезвычайно беспомощны перед лицом финансовыми и другими житейскими трудностями. Занимаются эстетическим преобразованием себя.
Особенная ценность – любовь к людям, по отношению к которым человек добр, эмпатичен и отзывчив. Для этого человека характерна обращенность к чужой жизни и чувство себя к другому, самоотречение. Это становится жизненной потребностью. Он очень беспомощен в решении практических, экономических задач.
Наиболее важным является стремление к единению с Богом.
Смысл жизни заключается в обладании властью и ради неё человек готов идти на жертвы. Можно говорить об активных и пассивных политических натурах. Одни активно стремятся к высокому социальному статусу, и только тогда в качестве вождей, в лучах славы, они чувствуют себя на своем месте. Другие, пассивные, не могут ориентироваться в жизни без чьего-либо руководства. Они несамостоятельны в своих суждениях, вкусах, действиях, мировоззрении. Потребность во внешней опоре определяет их бытие и выражается в служении и подражании другому.
Типология Шпрангера в определенной мере сходна с перечнем первичных потребностей человека: материальные, познавательные, эстетические и т.д.
II. Типология Лазурского. В 1920 году известным автором Лазурским было предложено учение о структуре и типах характера. По Лазурскому, типы характеров задаются прежде всего, уровнем личностного развития. Эти уровни определяются потенциалом нравственных и духовных склонностей и потенциалом природных свойств и предпосылок в эмоциональных, волевых и интеллектуальных свойствах. На каждом уровне личностного развития формируется специфический тип. Эти типы Лазурский рассматривает как ведущий психологический инструмент духовного саморазвития человека. Кроме того, эти типы разделяются по преобладанию традиционно выделяемых психический функций: эмоций, мышления, воли.
Полностью подчинен внешним обстоятельствам. Существует неопределенность в интересах и убеждениях. Человек неспособен полноценно реализовать собственные задатки для достаточного приспособления к среде. Типы характеров на этом уровне обусловлены преобладанием природных функций. Выделяются рассудочные, аффективные и активные.
Обусловлен соответствием природных и приобретаемых свойств. Эти люди адекватно приспособлены к среде. Они занимают достойное место, соответствующее их склонностям, задаткам и способностям. Выделяются 2 группы: - теоретики и идеалисты. Ученые, художники. - практики и реалисты. Предприниматели, представители власти.
Характеризуется осознанностью, богатством душевных побуждений, структура личности обретает цельность, устойчивость и проявляется в зрелости ценностных ориентаций. Важнейшими качествами для этих людей являются альтруизм, знания, красота, религия, общество, управленческая деятельность. Представители этой группы стремятся к конструктивному изменению мира. Тип, по Лазурскому – это многомерное образование, которое включает параметры уровня личностного развития и развития психических функций. Данные параметры объединены в диагностической модели характера, которая получила название «а Лазурского»
III. Типология Юнга. Юнг вводит понятия экстраверсии и интроверсии. Каждый человек изначально ориентирован либо на внешнюю сторону жизни, либо на внутреннюю. Такие способы осознания мира Юнг назвал установками человеческой психики.
1. Экстраверсия – есть переложение интереса во вне от субъекта к объекту. Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию либидо во внешний мир. Он хорошо себя чувствует тогда, когда взаимодействует с людьми и имеет дело с внешней средой, ему плохо в одиночестве. 2. Интроверсия – обращение интереса внутрь, когда мотивирующая сила принадлежит субъекту, а объект имеет вторичное значение. Интроверт характеризуется тенденцией связывать свою психическую энергию со своим внутренним миром, мыслями, чувствами. Он хорошо себя чувствует в одиночестве и замыкается в больших группах.
Юнг ввел понятие психологических функций и выделил 4 базовых функции: мышление, чувства, интуиция и ощущение. Мышление – это функция, которая приводит данное содержание представлений в понятийную связь. Чувства – это функция, которая регистрирует принятие или отвержение того или иного содержания. Интуиция – это функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Ощущение – это функция, которая воспринимает физическое раздражение. У людей может доминировать та или иная функция. В связи с этим, Юнг выделил мыслительный тип, чувствующий тип, интуитивный тип и ощущающий тип. Юнг разделили все функции на 2 класса: рациональные (мышление, чувства) и иррациональные (интуиция и ощущение). Каждая функция может быть ориентирована либо интровертно, либо экстравертно. Таким образом, складываются типы.
Психологические типы Юнга:
49. Типологии характера (К.Леонгард, А.Личко, Э.Фромм и др.)
Типология акцентуаций Используются 2 понятия: психопатия (Ганнушкин) и акцентуация характера (Леонгард и Личко). Психопатия – аномалия характера, который определяет весь психический облик человека; не подвергается значительным изменениям при жизни и мешает человеку правильно адаптироваться к окружающей среде. Акцентуация – крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, т.е. акцентуированы. При акцентуации человек болезненно уязвим по отношению к одним воздействиям и устойчив к другим. Такое резко обострённое проявление черты характера при акцентуации присуще нормальным людям.
Выделены следующие типы: 1. Гипертимный (конституционально-возбуждённый). Люди этого типа характеризуются постоянно приподнятым хорошим настроением, они жизнерадостны, общительны, остроумны, производят самое благоприятное впечатление. Однако при резко выраженных формах включают сильное стремление к лидерству, быть заводилами, инициаторами начинаний, не доводящихся до конца. Неусидчивость, поверхностные знания, ненадёжность в деловых вопросах и возможность мошенничеств, афферосоциальных проявлений. Все неудачи переносят легко.
2. Конституционально-депрессивный. Характеризуется постоянно пониженным настроением, подавленностью, что определяет в целом общее самочувствие. Любая работа требует большого напряжения -> наступает быстрое утомление. Это тугодумы, хотя интеллектуальные возможности могут быть высокими. Имеются трудности в общении, что связано с характерными для них самообвинениями, чувствами вины и собственной недостаточности. Они впечатлительны, пугливы, капризны, до слёз чувствительны к возможным насмешкам со стороны окружающих.
3. Лабильный. Отличается изменчивостью настроения - перепады по самым ничтожным поводам. Любые внешние события вызывают немедленные эмоциональные реакции. Бывают «хорошие» и «плохие» дни, зависящие даже от погоды. Их считают легкомысленными, однако они испытывают очень глубокие чувства к своим близким и любимым.
4. Неврастеники. Характеризуются большой возбудимостью, мнительностью по отношению к своему здоровью. Здоровье – главная тема по жизни. Они вспыльчивы, раздражительны, социально адаптированы.
5. Психастеники. Отличаются чрезмерной нерешительностью, доходящей до полной неспособности принимать какое-либо решение. При этом длительное ожидание опасных событий в будущем травмирует их сильнее, чем события происходящие. Постоянная тревога при ситуации выбора компенсируется уходом в воображение, излишней мечтательностью, верой в приметы.
6. Параноидальная группа. Сложность к образованию сверхценных идей. Человек слишком большое значение придаёт собственной личности, а других людей оценивает по их отношению к его высказываниям, мыслям, поступкам. Мышление отличается односторонностью и бедностью ассоциаций. В общении недоверчивы, очень обидчивы, мстительны и злопамятны. Очень некритичны по отношению к себе. Среди таких людей встречаются фанатики.
7. Эпилептоидная группа. Характеризуется сочетанием 3-х основных признаков: крайней раздражительности, вплоть до ярости, и приступами аффективных расстройств тоски, гнева, страха, а также моральными дефектами. Они активны, настойчивы, упрямы, эгоистичны, нетерпимы к мнению других, остро реагируют на любые возражения. Любовь к сильным ощущениям, азарт, недоразвитое чувство меры. Они аккуратны, ревнивы; бережливость, могущая переходить в жадность. Авторитарны, жестоки к слабому, заискивают перед сильными. Охотно занимаются физическими упражнениями.
8. Истероидный. Стремятся к всеобщему вниманию, демонстративные личности. Добиваются этого любыми способами.
9. Неустойчивый. Полностью зависимы от внешней среды, слабовольны, конформисты, подвержены чужому мнению, легко внушаемы.
10. Конституционально-глупый (конформный). Полное отсутствие собственной инициативы, консервативны, не могут противостоять внешнему влиянию. Вся их жизнь зависит от среды.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.89 (0.01 с.) |