Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция Эриха Фромма («Типология социального характера»).↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В этой работе Э.Фромм развивает общее представление о социальном характере, который рассматривается как совокупность черт, которые присутствуют у большинства членов данной социальной группы и возникшие в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Э.Фромм разработал её в 1947 году; она имеет по содержанию ярко выраженную морально-этическую направленность.
Э.Фромм даёт 2 типа характеристик, которые анализируются как неплодотворные и плодотворные ориентации социальных типов. Плодотворность – это фундаментальная поведенческая установка на использование и реализацию своих сил, творческих способностей, которые и предполагают внутреннюю свободу человека, независимость, восприятие себя как творца собственной жизни и высокую ответственность за свои поступки и решения. Неплодотворная ориентация базируется на зависимости от других людей и склонности получать благо от них за их счёт.
В рамках этой ориентации Э.Фромм выделял 4 типа характеристик: 1. Рецептивная, берущая ориентация. Предполагается, что источник всех благ лежит во вне и единственный способ получить желаемое – это получить его из этого источника. Люди стремятся быть любимыми, а не любить. В интеллектуальной деятельности ориентированы на восприятие чужих идей, а не на генерацию собственных. Эти люди настойчиво в разных ситуациях ищут поддержку, помощь и возможность опереться на усилия окружающих. Когда они лишены поддержки, воспринимают это как трагедию и неблагодарность со стороны окружающих. При благоприятном варианте воспитания у них могут формироваться скромность, обаятельность, почтительность и вежливость.
2. Эксплуататорская ориентация. Люди готовы не просто получать, но и отнимать какие-либо блага силой и хитростью. Они используют и эксплуатируют всё и всякого. Их установки окрашены смесью враждебности и манипуляции. Каждый человек для них – объект эксплуатации и оценивается со стороны полезности. Их отличают подозрительность, цинизм, зависть, ревность. При благоприятном нравственном развитии обнаруживается активность, инициативность, уверенность в себе и требовательность к себе.
3. Стяжательная, сберегающая ориентация. Базируется на основе бережливости и скупости. Стараются как можно больше приносить себе и как можно меньше отдавать другим. Скупость распространяется не только на деньги и вещи, но и на чувства, мысли. Педантичная аккуратность. При благоприятном варианте – практичность, осторожность, терпеливость, стойкость и устойчивость к стрессу.
4. Рыночная, обменивающая ориентация. Восприятие себя как товара. Успех человека зависит от того, насколько хорошо он умеет подать, продать себя, какова его «упаковка». У сильных личностей с высоким нравственным потенциалом формируется цель – устремлённость, энергичность, динамичность, контактность, раскованность, остроумие. Плодотворная ориентация характеристик не рассматривалась Э.Фроммом с точки зрения отдельных типов, но он указывал, что они ориентированы на следующую фундаментальную установку: создавать, творить, заботиться, брать на себя ответственность, опираться на себя. Э.Фромм считал, что плодотворное начало составляет основу подлинной любви и проявляется в таких характеристиках, как забота, уважение, понимание, ответственность. Данная ориентация проявляется и в плодотворном мышлении, т.е. в стремлении проникать в суть вещей, при этом есть активный интерес и целостное, масштабное видение. 50. Теория И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента.
Свойства темперамента, основанные на определенном типе нервной системы, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т.е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Ряд исследователей (Ленде, Белов, отчасти Э.Кречмер и др.) склонны были поставить темперамент в зависимость, прежде всего от этих последних. Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент. Было бы неправильно, однако, изолировать эндокринную систему от нервной и превращать ее в самостоятельную основу темперамента, поскольку самая гуморальная деятельность желез внутренней секреции подчиняется центральной иннервации. Между эндокринной системой и нервной существует внутреннее взаимодействие, в котором ведущая роль принадлежит нервной системе. Для темперамента существенное значение при этом, несомненно, имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры, и ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно, влияют на темперамент. Но опять-таки совершенно неправильно было бы, эмансипируя подкорку от коры, превратить первую в самодовлеющий фактор, в решающую основу темперамента, как это стремятся сделать в современной зарубежной неврологии течения, которые признают решающее значение для темперамента серого вещества желудочка и локализуют «ядро» личности в подкорке, в стволовом аппарате, в субкортикальных ганглиях. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтому отрывать первую от второй. Решающее значение имеет, в конечном счете, не динамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение подкорки и коры, как это подчеркивал И.П. Павлов в своем учении о типах нервной системы. И.П.Павлов показал, что типы темперамента зависят от типов нервной системы. Он выделил 3 свойства нервной системы: 1. Сила – слабость. От силы зависит работоспособность клеток коры головного мозга и их выносливость. Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительность или кратковременное возбуждение и торможение. Слабость нервных процессов – неспособность выдерживать длительное концентрированное возбуждение. 2. Уравновешенность. Этот показатель отражает пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. Есть люди, у которых эти процессы уравновешены, а есть те, у кого – нет. 3. Подвижность. Индивидуальные различия в скорости, с которой происходит смена процессов возбуждения и торможения.
Генотип – прирождённый тип нервной системы (связан с темпераментом). Фенотип – склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врождённых особенностей и условий воспитания (связан с характером). 51. Характеристики основных классических типов темперамента. (Я. Стреляу)
Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у пего уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, т. е. является экстравертом.
Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания; он скорее экстраверт.
Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Ом ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. По своей психологической сути он интроверт.
Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, нснастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интроверты.
В современной психологической науке сложилось твердое убеждение в том, что тип темперамента у человека является врожденным и в целом характеризует особенности динамики нервных процессов. Поскольку характеристики темперамента определяют динамику психических процессов, то можно было бы предположить, что темперамент определяет успешность деятельности человека. Однако установлено, что если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные, то зависимость между уровнем достижения, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента отсутствует. Независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации, результаты деятельности в целом будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, а не от особенностей темперамента. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. Еще Б. М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Развивая эту мысль, отечественные психологи провели ряд исследований с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленный главным образом типом нервной системы. Например, лица с преобладанием возбуждения на первом этапе проявляют повышенную активность, но при этом совершают много ошибок. Затем они вырабатывают свой стиль деятельности, и количество ошибок уменьшается. С другой стороны, лица с преобладанием торможения на первых порах, как правило, мало-активны, их деятельность непродуктивна, но затем они формируют свой способ выполнения деятельности, и продуктивность их труда резко возрастает. Особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Люди, отличающиеся слабой нервной системой — меланхолики, — сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные. Поэтому они меньше устают и раздражаются от их повторения. Более того, поскольку люди со слабой нервной системой более чувствительны к внешним воздействиям, т. с. быстрее на них реагируют, то, как показывают исследования Е. П. Ильина, большинство высококлассных спортсменов-спринтеров обладают именно эти типом нервной системы. В то же время спортсмены, чья деятельность протекает на фоне чрезмерных эмоциональных нагрузок, например штангисты, в своем большинстве будут обладать сильной нервной системой. Поэтому не только нельзя, но и бессмысленно стремиться к тому, чтобы изменить темперамент. Более целесообразным представляется учет свойств темперамента конкретной личности при организации деятельности. 52. 53. Эмоции и выразительные движения в эволюционной теории эмоций Ч.Дарвина.
Один из первых серьезных исследователей, чье внимание привлекли эмоциональные явления, точнее их внешнее выражение в поведении, — создатель теории естественного отбора Чарльз Дарвин. Он сформулировал три принципа выражения эмоций: 1) принцип полезных ассоциированных привычек (полезные, то есть удовлетворяющие определенные потребности, действия могут воспроизводиться по привычке или ассоциации при сходном возбуждении); - положительные эмоции 2) принцип антитезиса (при возбуждении состояния, прямо противоположного исходно полезному, появляется непроизвольное стремление к прямо противоположному действию); - отрицательные эмоции 3) принцип порождения действий свойствами нервной системы (предполагается прямое действие нервной системы на выражение эмоций, независимо от воли и, до известной степени, от привычки).
1872 год, Дарвин опубликовывает книгу «Выражение эмоций у человека и животных»: эволюционный принцип применим и к психолого-поведенческому развитию животного, что между поведением человека и животного пропасти нет. Его наблюдения легли в основу эволюционной теории эмоций.
Эмоции появились в процессе эволюции как существенно важные приспособительные механизмы, которые способствуют адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.
Телесные изменения, которые сопровождают различные эмоциональные состояния, - рудименты (остаточные элементы) реальных приспособительных реакций организма. В животном мире появление эмоций так же связано с удовлетворением потребностей, но эти потребности ограничены узким кругом инстинктов. Выразительные движения животных носят приспособительный характер. Он пытался объяснить биологическое происхождение экспрессивных движений при различных эмоциях, что ему не очень хорошо удавалось, особенно для выражения печали, тревоги, смущения, стыда, возмущения и т.д. Будучи честным исследователем, он признается в этой неудаче, отмечая у человека чисто человеческий характер большинства эмоциональных явлений, не имеющих аналогов в животном мире. В то же время он отмечает большую биологическую значимость эмоций у животных, что связывается им с ролью эмоций в обеспечении необходимых для выживания действий. Так, например, потение кистей верхних конечностей у приматов облегчает им передвижение по ветвям деревьев при появлении хищника. Помогает ли человеку потение его ладоней?! А как объяснить биологическую значимость румянца смущения или стыда?
54. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональной сферы личности. К эмоциональной сфере относятся не только эмоции, но и аффекты, настроения и чувства. Перечисленные эмоциональные состояния отличаются от эмоций временем протекания, интенсивностью и устойчивостью. Аффект – стремительно и бурнопротекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподвластную сознательному контролю разрядку в действии по преимуществу с потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности. Аффект полностью захватывает психику человека и неодолимо навязывает ему определённые действия, при этом чувство реальности теряется. Объясняется это тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое затрагивает двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под этим возбуждением человек совершает обильные и очень беспорядочные движения и действия. Бывает и иначе: в состоянии аффекта человек вдруг цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он лишается дара речи. Чувства – устойчивые эмоциональные образования, которые имеют объектный (предметный) характер. Человек может продуцировать широкий спектр более конкретных эмоций, например чувство любви к ребёнку. Настроение – достаточно продолжительное эмоциональное состояние, невысокой интенсивности, которое образует эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Любая эмоция представляет собой единство трёх составляющих: физиологической, субъективной и экспрессивной.
Общие и различные признаки эмоций и чувств: Общее: * субъективные переживания, относящиеся к чему-либо * сочетают в себе признаки процесса и состояния * одинаковый набор основных свойств: направленность, длительность, знаковость, модальность, сила * общие формы проявления Различное: 1. эмоции первичны, чувства вторичны в фило- и онтогенезе. 2. эмоции кратковременны, чувства долговременны 3. эмоции – относительно простые моноявления, чувства – сложные, полиструктурные 4. эмоции – динамическая, ситуативная составляющая; чувства – преимущественно статические образования 5. эмоции – ситуативные, чувства – предметные. 6. в эмоциях отражается отношение субъекта к любым объектам действительности, в чувствах – к наиболее значимым объектам для человека. 7. чувства формируются в определенной социальной системе, то есть чувства детерминированы социальной культурой. 8. чувства есть результат эмоционального опыта.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.43 (0.012 с.) |