Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуально-психологические особенности человека.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Индивидуальность – с латинского «неделимость, уникальность и неповторимость свойств человека». Представленная Теофрастом работа стала первым опытом идеографического подхода, суть которого сводится к акцентированию уникальности каждой личности, описанию её своеобразия и особенности. В этом подходе фиксируется неповторимое своеобразие каждого человека, его отличие от других. Типологический подход – способ установления сходства между людьми и объединение их в группу по единым признакам. Номотетический подход (Гиппократ) – основной акцент ставится на раскрытие причинно-следственных связей и закономерностей, объясняющих поведение человека. Природа индивидуальности раскрывается на основании трёх позиций: 1) в неповторимом качественном своеобразии субъективного мира; 2) в объективно-регистрируемых количественных различиях и сходствах между людьми, которые проявляются на индивидуальном, групповом и типологическом уровне; 3) в целостности индивидуальности как сложной, саморазвивающейся системы с присущей ей интегральными способностями: адаптивностью, оптимальностью и результативностью. Именно эти 3 признака определяют изучение сложного биопсихосоциального явления, как человек уникальный. Возникает вопрос: какая система знаний позволяет упорядочить многообразие индивидуальности? Традиционно выделяют следующее: Человек – это: 1. Организм 2. Индивид 3. Личность 4. Индивидуальность Исходным родовым является понятие «человек». Человек рассматривается, в свою очередь, как биосущество, которое относится к определённому классу млекопитающих. Уже здесь проходит первая граница в изучении различий между человеком и другими живыми существами. Эти различия можно определить по трём основным различиям: 1) Анатомо-морфологические – у животных: зачатки прямохождения, менее развитая структура мозга, отсутствие речи; у человека: всё наоборот. 2) Различия в организации психики – у животных: инстинкто-подобная психика, неразвито понятийное и абстрактное мышление, психика, не выделена структура «Я»; у человека: понятийное мышление, сознательная регуляция поведения, нравственные переживания, мировоззрение, «Я»-концепция. 3) Различия во взаимодействии с миром – у животных: приспособительная и адаптивная активность на основе преимущественно автоматизированного поведения; у человека: осознанная конструктивная и преобразованная активность, наличие культуры, искусства, творчества и разумное познание мира и себя. Организм – телесный фактор индивидуальности. В широком смысле, он включает в себя анатомо-морфологическую структуру, физиологические и нервные процессы ВНД + механизм работы органов чувств. В дифференциальной психофизиологии понятие «организм» связано с такими признаками, как: 1. специфическая телесная организация; 2. биохимические индивидуальные особенности; 3. нейрофизиологические основы индивидуальности. Индивид – это: 1) единое нераздельное существо; 2) отдельный представитель человеческой общности. Индивид выступает предпосылкой личности и характеризуется определённым индивидным уровнем свойств, а именно половые и возрастные особенности + конституциональные особенности. Индивидный уровень отражает природные особенности организации психических процессов. Личность – психологический носитель социальных свойств. На уровне личности индивидуальность понимается как совокупность отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе и воплощённые в деятельности и общении. В понятии «личность» фиксируются те признаки индивидуальности, которые определяются принадлежностью к обществу.
Существует несколько подходов к определению индивидуальности: 1. С.Л.Рубинштейн: это совокупность психических свойств, через которые преломляются внешние воздействия. К внутренним условиям он относил: 1) свойства ВНД; 2) установки личности; 3) систему мотивов и задач, которые ставит человек; 4) свойства характера; 5) способности. 2. Б.Г.Ананьев: «Если личность – это вершина всей структуры человеческого свойства, то индивидуальность – это глубина личности и субъекта деятельности». Он разработал комплексный подход, в рамках которого индивидуальность имеет сложную структуру. Выделил 3 уровня индивидуальности: а) уровень индивида, который включает пол, возраст, психофизиологические свойства, органические потребности, задатки и темперамент; б) уровень субъекта деятельности: когнитивные характеристики, коммуникативные свойства и способности; в) уровень личностный: статус, социальная роль, структура ценностей, мотивация поведения, характер и скромность. Основная особенность этой концепции – доминирование категории возрастного развития. Развитие пронизывает все уровни био-, психо- и социального и является главным качеством индивидуальности. 3. А.Н.Леонтьев: это специальное человеческое образование, порождённое общественными отношениями. 4. В.С.Мерлин: «интегральная индивидуальность». Считал, что понятия «индивидуальность» и «личность» включают в себя интегральное понятие индивидуальности. Интегральная индивидуальность – целостная система индивидуальных свойств человека, которая включает 3 уровня: а) система индивидуальных свойств организма; б) система индивидуально-психических свойств; в) система социально-психологических свойств. 5. Русалов: это система разнообразных связей, в которых выделяются 2 совокупности свойств биологических и психологических. Биосвойства – это формальные характеристики психики, которые называются формально-динамическими характеристиками. Психологические особенности отражаются в содержательных свойствах личности: мотивы, знания, отношения и т.д. Они формируются в результате взаимодействия человека с предметным миром и социальной средой. Принципиальное различие между формальными и содержательными характеристиками заключается в том, что формальные свойства формируются по законам генетики, а содержательные – под влиянием социальных факторов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.138 (0.009 с.) |