Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие №3 «развитие психики в процессе эволюции»

Поиск

План:

1. Психика как высшая форма отражения объективной реальности.

2. Концепции происхождения психики.

3. Этапы развития психики: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика и интеллектуальная психика.

 

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос дайте определение психики. Раскройте подходы к изучению данного понятия. Перечислите функции психики.

При ответе на второй вопрос проанализируйте гипотезу о происхождении жизни А.И. Опарина. Укажите физико-химические стадии эволюции жизни. Осветите основные положения гипотезы А.Н. Леонтьева о возникновении психики.

Отвечая на третий вопрос, охарактеризуйте этапы развития психики (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллектуальная психика) по следующей схеме: особенности психического отражения, тип нервной системы, обуславливающий соответствующее психическое отражение, ведущая форма поведения и ее специфические особенности. Приведите примеры, характеризующие особенности отражения и поведения на каждой из стадий развития психики.

 

Литература:

1. Васягина, Н. Н. Основы психологии [Текст]: учебник / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. психологии образования. – Екатеринбург: [б.и.], 2012. – 327 с.

2. Куприна, О. А. Общая психология. Хрестоматия, учебно-методический комплекс – М.: Евразийский открытый институт, 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/198/

3. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст]: Сравнительная психология и зоопсихология: хрестоматия / сост. Г. В. Калягина. – СПб., 2001. – С. 21-49.

4. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии – М.: Директ-Медиа, 2008. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/198/

5. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: Учеб.пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол.дисциплин/ А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. – 583с.

6. Марцинковская, Т.Д. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / Т. Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2010. – 384 с.

 

Практические задания

1. Заполнить таблицу «Эволюция психики»

ВЕДУЩАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ ВЕДУЩАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИМЕР
       

2. Сделайте конспект:

· Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст]: Сравнительная психология и зоопсихология: хрестоматия / сост. Г. В. Калягина. – СПб., 2001. – С. 21-49.

3. Решите задачи.

Задача 1

К какой форме поведения животных относится каждый из приводимых ниже примеров? Расположите эти примеры в порядке ступеней эволюционного развития и дайте обоснование своего решения.

А. В заповеднике Аскания-Нова были проведены наблюдения за птенцами страуса. Один пробил отверстие в скорлупе и выглядывал из яйца, другой только что освободился от скорлупы и поднялся на ножки. Как только вблизи раздавался шум, первый страусенок замирал в своей скорлупке, а второй – припадал к земле и переставал шевелиться.

Б. В Сингапуре имеется специальный обезьяний питомник, где подготавливают обезьян к «работе» ботаников. Обезьяны довольно легко запоминают около 25 слов, которыми пользуются люди, отдавая распоряжения четвероногим помощникам, пры­гающим на ветвях на высоте пятиэтажного дома. Обезьяны обламывают и приносят людям отдель­ные листья и цветы, которые достать другим способом бывает невозможно. Таких обезьян ученые используют при сборе гербариев в тропиках.

В. Дождевых червей тренировали пере­двигаться по одной из аллей Т-образного лабиринта, ведущей в темную влажную камеру, и избегать другой аллеи с под­ключенным электрическим током и раздражающим солевым раствором. Для выработки таких движений потребовалось около 200 подкреплений. Черви были способны сохранять выработанную реакцию после удаления первых пяти сегментов тела с мозговыми ганглиями.

Г. Над широкой площадкой вольеры на высоте 4 м от земли висит, покачиваясь от ветра, гроздь винограда. Рафаэль (обезья­на) видит его через окно лаборатории, но входная дверь заперта. Обезьяна бежит в одну из комнат, находит подходящий ключ и открывает дверь, ведущую в помещение, непосредственно при­мыкающее к летнему вольеру. Здесь Рафаэль наталкивается еще на одно препятствие – ящик с огнем, преграждающий ему путь. Повернув кран бака, помещенного над ящиком, обезьяна заливает огонь и выходит в вольер, в разных местах которого разбросаны ящики. Единственный способ достать виноград – соорудить вышку из ящиков. Последовательно, в порядке убывающей величины, обезьяна ставит ящик на ящик и овладевает приманкой.

Д. У молодых овец при первом отгоне на выпас совершенно отсутствовали многие реакции, присущие взрослым животным: натуральные слюнные условные рефлексы на движение по направлению к выпасу, на вид и запах зеленого корма, на вид пасущихся других овец, звук проходящего на выпас стада и т. д. Эти реакции начинают проявляться у животных только через две – четыре недели.

Е. По наблюдениям французского ученого Фабра, роющие осы-сфексы, протыкая жалом три ганглия у сверчков, парализуют их, а затем помещают в норки. Личинка сфекса питается таким парализованным, но еще живым сверчком, сохраняющим необходимые для развития личинки питательные качества. Фабр с удивлением описывает точность, с которой сфекс находит ганглии у сверчков, как будто он знаком с анатомией насекомых. Вместе с тем характерно, что сфекс втаскивает сверчка в вырытую норку только за усики. Если обрезать парализованному сверчку усики, то сфекс оказывается совершенно беспомощным и не делает никаких попыток втащить сверчка в норку.

Ж. У гусей обнаружена реакция на предмет, который вырисовывается на фоне неба, не производит крыльями хлопающих движений, движется медленно. Поэтому гуси обычно пугаются самолетов, пока не привыкнут к ним. Известный биолог Лоренц описывает гусыню Мартини, которая вывелась в инкубаторе и совершенно не реагировала на самолеты до определенного момента. Затем она сразу стала ужасно пугаться самолетов. Через некоторое время Мартини вновь успокоилась, привыкнув к виду самолетов.

Задача 2

К какой форме поведения следует отнести следующие факты? Как называется описанное в них явление?

А. Только что вылупившийся из яйца дикий гусенок сразу же следует за матерью. Любой объект средней величины, который двигается и производит шум, может вызвать подобную реакцию у гусенка. Если человек передвигается и разговаривает в присутствии такого маленького гусенка, он начинает следовать за человеком, как обычно следует за матерью.

Б. Описан достоверный факт, когда во время первой мировой войны птицы изменили перелетные пути, проходившие по охваченным длительной позиционной войной равнинам Северной Франции.

В. Дятлы – обитатели средней полосы нашей страны – добывают корм, долбя кору деревьев. Когда этих дятлов доставили в Калифорнию, они перестали долбить кору деревьев и доставали пищу другим путем. По истечении нескольких лет их потомство было доставлено в среднюю полосу, и дятлы снова стали добывать пищу с помощью долбления.

4. Подготовьте доклад по одной из предложенных тем:

1. Является ли поведение животных разумным?

2. Особенности психического отражения у дельфинов.

3. Особенности психического отражения у домашних животных:

· кошка;

· собака;

· лошадь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.247 (0.008 с.)