Семинарское занятие №5 «проблема деятельности в психологии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие №5 «проблема деятельности в психологии»



План:

1. Основные понятия теории деятельности.

2. Структура деятельности.

3. Физиологические механизмы деятельности.

4. Этапы освоения деятельности.

5. Характеристика основных видов деятельности.

 

Методические рекомендации

При ответе на вопросы раскройте содержание принципа деятельности в психологии (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Рассмотрите психическое как процесс. Охарактеризуйте деятельность и новые аспекты изучения психики. Ракройте психофизиологические основы деятельности. Осветите основные идеи психологической теории деятельности. Рассмотрите интериоризацию и экстериоризацию деятельности. Раскройте содержание принципа единства сознания и деятельности. Дайте характеристику процессу развития деятельностного подхода в психологии. Рассмотрите исследования Я. Гальперина. Укажите место деятельностного подхода в современной психологии.

Дайте характеристику проблеме структуры деятельности. Рассмотрите деятельность как особую целостность. Укажите основные виды деятельности.

 

Литература:

1. Васягина, Н. Н. Основы психологии [Текст]: учебник / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. психологии образования. – Екатеринбург: [б.и.], 2012. – 327 с.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность и сознание [Текст]: Психология сознания: хрестоматия / сост. Л. В. Куликов. – СПб., 2001. – С. 72-82

3. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: Учеб.пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол.дисциплин/ А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. – 583с.

4. Марцинковская, Т.Д. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / Т. Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2010. –384 с.

5. Фетискин, В.В. Деятельность как атрибут человека [Текст] / Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 1. – С. 55-66

6. Штейнмец, А.Э. ртур Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. (ОПД. Ф. 01 - Психология) / А. Э. Штейнмец. –М.: Академия, 2006. – 288 с.

 

Практические задания и вопросы

1. Сделайте конспект:

· Леонтьев, А.Н. Деятельность и сознание [Текст]: Психология сознания: хрестоматия / сост. Л. В. Куликов. – СПб., 2001. – С. 72-82.

· Фетискин, В.В. Деятельность как атрибут человека [Текст] / Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 1. – С. 55-66.

2. Из сюжетов художественных фильмов подберите примеры на интериоризацию и экстериоризацию действий (по три примера).

3. Решите задачи.

Задача 1

От каких условий деятельности зависят изменения в психике детей в описанном исследовании?

А. В одной из школ в трех экспериментальных классах учащиеся наряду с обычными задачами часто решали специально подобранные нестандартные задачи по алгебре. В контрольном Классе таких задач не решали. Затем учащимся всех четырех классов было дано общее задание – решить несколько алгеб­раических задач, требующих догадки. Учащиеся экспериментальных классов лучше решили задачи, чем учащиеся контрольного класса. Когда этим же школьникам были предложены нестандартные геометрические задачи, лучше с ними справились опять-таки учащиеся экспериментальных классов, хотя они тренировались в решении только алгебраических нестандартных задач.

Задача 2

Какая закономерная связь между психикой и деятельностью проявляется в следующем примере?

Изучение людей преклонного возраста и долгожителей показывает, что постепенное освобождение от обязанностей и связанных с ними функций приводит к сужению и нарушению личности. И, наоборот, постоянная связь с окружающей жизнью способствует сохранению личности до самой смерти. Если человек по тем или иным причинам (например, в связи с уходом на пенсию) прекращает профессиональную, общественную деятельность, то это приводит к глубоким изменениям в структуре его личности – личность начинает разрушаться. Это в свою очередь приводит к функциональным нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям.

Задача 3

В каких примерах проявляются умения, навыки, привычки?

А. В цехе работает мостовой кран. Крановщик с помощью рычага заставляет крюк с грузом подниматься или опускаться, другой рычаг передвигает кран поперек цеха, наконец, третий рычаг перемещает весь мост крана вдоль оси. Иными словами, с помощью этих рычагов можно перемещать груз по всем трем осям.

Б. Неопытный крановщик передвигает груз последовательно по каждой оси, работая по очереди каждым рычагом. Груз движется как бы скачками и по ломаной линии: пойдет, остановится, затем пойдет в другом направлении.

В. Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз – повернуть налево, два – по­тянуть к себе, три – толкнуть от себя, четыре – повернуть на­право».

Г. Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя и знаете, что оттуда транспорт идти не может.

Д. В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них подходящие к данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или не нужно ставить запятую в предложении.

Е. По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа предложения, безошибочно ставит знаки препинания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.007 с.)