Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биологические основы психики

Поиск

Психология

в определениях, таблицах и схемах

 

справочно-учебное пособие

 

 

 

Харьков 2006

 

Психология в определениях, таблицах и схемах:

Справочно-учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Харьков: издатель

Составитель: канд. биол. наук, доцент Н.С. Сигал. -

Харьков,2006 - с. 161

 

Данные методические материалы являются индивидуальным рабочим пособием студента при изучении психологии для решения учебных задач лекционного курса, лабораторных занятий и самостоятельной работы.

Пособие содержит наглядные материалы по основным разделам психологии, которые создают возможность углубленного изучения теоретических вопросов психологической науки и способствуют лучшему восприятию основных положений психологии.

Содержание пособия отражает все разделы учебной программы по психологии, разработанной на кафедре педагогики и психологии Харьковской государственной академии физической культуры.

 

Рецензенты: Крутий Л.Н. канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии Харьковской

государственной академии физической культуры

Золотарева И. Н. канд. психол. наук, доцент

кафедра гуманитарных наук Харьковская

государственная академия городского хозяйства

 

Справочно-учебное пособие рассмотрено и утверждено на заседании Ученого совета ХГАФК 2006, протокол


СОДЕРЖАНИЕ

Психология, как наука

Общие понятия и явления, изучаемые в психологии.......................................... 9

Особенности психологии как науки..................................................................... 10

Подходы и полипредметность современной психологии................................... 11

Предмет психологии............................................................................................. 11

Явления, изучаемые психологией и понятия, характеризующие эти явления... 12

Структура современной психологии................................................................... 14

Взаимосвязь психологии с другими науками...................................................... 15

Основные этапы становления психологии как науки.......................................... 16

Методы психологических исследований.............................................................. 17

Методы практической психологии....................................................................... 18

Психика

Система и уровни основных форм отражения.................................................... 19

Психика как субъективная реальность................................................................ 20

Основные функции психики................................................................................. 20

Основные формы проявления психики............................................................... 21

Теории возникновения психики........................................................................... 22

Стадии и уровни развития психики..................................................................... 23

Особенности психики........................................................................................... 25

Развитие форм поведения в филогенезе.............................................................. 25

Биологические основы психики

Схема обусловленности генотипического и средового влияния на психику и

поведение человека............................................................................................... 26

Круги влияния природных факторов на психику человека............................... 27

Биологические условия формирования и функционирования психики............ 28

Нейрофизиологические основы психики

Строение нервной системы.................................................................................. 29

Функциональное подразделение нервной системы............................................ 30

Классификация нейронов..................................................................................... 30

Функции отделов головного мозга...................................................................... 31

Функциональная межполушарная асимметрия головного мозга...................... 32

Рефлекторный характер нервной деятельности

Схема простейшей рефлекторной дуги.............................................................. 33

Схема условного рефлекса и общий принцип его построения.......................... 34

Психофизиологические основы процессов и состояний в поведенческом акте. 35

Концепция возникновения эмоций...................................................................... 36

Нейрогуморальные основы эмоций.................................................................... 37

Сознание человека

Свойства и функции сознания.............................................................................. 38

Развитие сознания................................................................................................ 39

Структура сознания............................................................................................. 40

Уровни сознания.................................................................................................. 40

Самосознание

 
Критерий самосознания личности....................................................................... 41

Структура самосознания..................................................................................... 41

Компоненты самосознания как результат социальных влияний....................... 42

Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний.................................................. 42

Бессознательное

Классификация проявлений бессознательного................................................... 43

Механизмы психологической защиты................................................................. 44

Психические процессы

Познавательные психические процессы.............................................................. 45

Внимание

Внимание.............................................................................................................. 46

Виды внимания и их направленность.................................................................. 47

Формы проявления внимания.............................................................................. 48

Ощущение

Ощущение............................................................................................................. 49

Характеристика отдельных свойств ощущений.................................................. 50

Классификация ощущений................................................................................... 51

Основные свойства сенсорных процессов и их анатомо-физиологический

субстракт……………………………………………………………………………....52

Этапы деятельности анализаторной системы..................................................... 52

Абсолютные пороги ощущений различных органов чувств человека............. 53

Восприятие

Восприятие........................................................................................................... 54

Характеристика особенностей восприятия......................................................... 55

Нарушение восприятия........................................................................................ 56

Память

Память................................................................................................................... 57

Память в системе познавательных процессов и деятельности........................... 58

Уровни сохранения информации в памяти......................................................... 58

Основные процессы и механизмы памяти........................................................... 59

Гипотетические механизмы памяти..................................................................... 59

Индивидуальные особенности памяти................................................................ 60

Причины, влияющие на продуктивность памяти............................................... 60

Мышление

Мышление............................................................................................................. 61

Этапы мыслительного действия........................................................................... 62

Принципиальная схема решения мыслительных задач...................................... 63

Виды мышления................................................................................................... 64

Составляющие продуктивного (творческого) мышления.................................. 64

Характеристики мышления.................................................................................. 65

Характеристики мыслительных операций.......................................................... 66

Воображение

Основные виды воображения.............................................................................. 67

Формы выражения воображения........................................................................ 67

Интеллект

Трактовки понятия интеллекта............................................................................ 68

Основные уровни интеллектуальной активности............................................... 68

Функциональные свойства и факторы интеллекта.............................................. 69

Феноменология интеллекта как формы организации ментального опыта........ 70

Модель интеллектуальной одаренности............................................................. 71

Типы интеллектуальной одаренности................................................................. 71

Речь и язык

Психологическая модель порождения и функционирования речи.................... 72

Виды речи............................................................................................................. 73

Свойства речи....................................................................................................... 74

Функции речи....................................................................................................... 74

Значение языка и речи......................................................................................... 75

Физиологический механизм речи........................................................................ 76

Воля

Условия проявления воли.................................................................................... 77

Функциональная структура произвольного управления................................... 77

Схема этапов волевого действия......................................................................... 78

Волевые свойства личности................................................................................. 79

Функции воли....................................................................................................... 79

Эмоции и чувства

Эмоции и чувства................................................................................................. 80

Факторы возникновения эмоций......................................................................... 81

Особенности эмоций............................................................................................. 82

Функции эмоций................................................................................................... 82

Классификация чувств.......................................................................................... 83

Характеристика основных форм эмоциональных переживаний....................... 84

Внешние проявления эмоций и чувств................................................................ 85

Виды высших чувств и их характеристика......................................................... 85

Психология личности

Человек, индивид и личность............................................................................... 86

Классификация природных свойств человека.................................................... 87

Структуры индивидуальности и личности......................................................... 88

Классификация современных теорий личности.................................................. 89

Некоторые модели личности

Модель личности по З. Фрейду........................................................................... 90

Модель личности по К. Г. Юнгу......................................................................... 90

Структура личностных свойств по Айзенку....................................................... 91

Категории людей на основе комбинации суперчерт по Айзенку....................... 91

Модели динамической структуры личности....................................................... 92

Эквиваленты динамической структуры личности.............................................. 92

Основные подструкткры личности и их иерархия по К.К.Платонову.............. 93

Гуманистическая модель личности.Основные концептуальные единицы......... 94

Основные положения теории «Я - концепции» в гуманистической

психологии............................................................................................................ 94

Компоненты «Я – концепции»............................................................................. 95

Структура «Я – концепции»................................................................................ 95

Процессы самооценки.......................................................................................... 95

Факторы и методы формирования личности...................................................... 96

Схема модели взаимодействия биологических и социальных

факторов в развитии личности............................................................................ 97

Социализация как процесс формирования личности......................................... 98

Механизмы социализации.................................................................................... 98

Поведение как психологический феномен

Детерминация поведения..................................................................................... 99

Факты поведения.................................................................................................. 99

Уровни поведения................................................................................................ 100

Типология поведения личности........................................................................... 101

Факторы детерминации поведения личности

Схема динамики процесса детерминации поведения личности......................... 103

Формы проявления «Я»....................................................................................... 103

Характеристика факторов поведения личности................................................. 104

Механизмы волевого поведения личности

Структура произвольного поведения с доминированием

устойчивого мотива............................................................................................. 105

Структура волевого поведения с доминированием

смысловой сферы личности и нравственных мотивов........................................ 105

Теория формирования и развития личности...................................................... 106

Направленность личности

Направленность личности.................................................................................... 107

Основные формы направленности личности...................................................... 108

Мотивация личности

Строение мотивационной сферы человека.......................................................... 109

История и преемственность в развитии теорий мотивации................................ 110

Мотивы личности

Характеристики мотивов..................................................................................... 111

Виды мотивов....................................................................................................... 111

Потребности личности

Потребности личности и их иерархия (по Маслоу)........................................... 112

Способности личности

Способности......................................................................................................... 113

Уровни интеллектуальных способностей............................................................ 114

Условия развития способностей.......................................................................... 115

Темперамент личности

Характеристика свойств темперамента............................................................... 116

Классификация типов высшей нервной деятельности........................................ 116

Классификация темпераментов............................................................................ 117

Проявление темперамента в поведении............................................................... 118

Характер

Формирование характера.................................................................................... 119

Черты характера................................................................................................... 119

Структура характера........................................................................................... 120

Акцентуация характера

Степень выраженности характера....................................................................... 121

Признаки психопатий........................................................................................... 121

Деятельность

Основные виды человеческой деятельности и их предыстория......................... 122

Сущность и структура деятельности................................................................... 123

Психофизиологические основы процессов деятельности................................... 124

Компоненты действия и их функция.................................................................... 125

Структура компонентов трудовой деятельности................................................ 125

Факторы эффективности деятельности................................................................ 126

Структура предметного действия........................................................................ 127

Навыки, как способы действия

Виды навыков...................................................................................................... 128

Условия и основные этапы формирования навыка............................................ 129

Причины влияющие на продуктивность навыка................................................ 129

Общение

Стороны общения................................................................................................ 130

Уровни общения................................................................................................... 130

Стратегия общения............................................................................................... 131

Тактика общения.................................................................................................. 131

Цель общения....................................................................................................... 132

Виды общения...................................................................................................... 133

Общение как обмен информации

Коммуникативная сторона общения

Компоненты коммуникативного акта.................................................................. 134

Типы информации................................................................................................ 136

Средства общения................................................................................................ 135

Невербальные средства общения........................................................................ 135

Вербальные средства общения

Структура речевого общения.............................................................................. 136

Некоторые показатели акта коммуникации........................................................ 136

Схема процесса обмена информации.................................................................. 137

Схема потери информации при общении........................................................... 137

Структура естественного языка как средства общения...................................... 138

Психология взаимодействия людей

Межличностные отношения

Процесс развития межличностных отношений........................................... 139

Теории межличностного взаимодействия........................................................... 140

Трансактный анализ общения по Э. Берну

Структурная диаграмма состояний «Я» и трансакции (единицы общения)... 142

Основные характеристики позиций..................................................................... 143

Дополнительные трансакции, определяющие неконфликтные межличностные

отношения............................................................................................................. 144

Пересекающиеся трансакции, вызывающие трудности в процессе общения.... 144

Общение как восприятие и понимание людьми друг друга

Перцептивная сторона общения

Эмпатия................................................................................................................. 145

Рефлексия.............................................................................................................. 145

Виды рефлексивного понимания......................................................................... 146

Некоторые характеристики межличностного общения...................................... 146

Методы воздействия на источники активности................................................... 147

Межличностные отношения в группах и коллективах

Виды групп........................................................................................................... 148

Классификация больших групп........................................................................... 148

Психические явления в больших социальных группах

Классификация больших групп по сферам психики.......................................... 149

Классификация малых групп............................................................................... 150

Определение положение индивида в группе....................................................... 151

Социально-психологический статус.................................................................... 151

Варианты социально-психологической структуры студенческой жизни.......... 151

Взаимодействие личности и коллектива.............................................................. 152

Конфликты

Типы конфликтов................................................................................................. 153

Динамика развития конфликтов.......................................................................... 153

Виды конфликта................................................................................................... 153

Причины конфликтов........................................................................................... 153

Динамика развития конфликтов.......................................................................... 153

Типы конфликтогенов.......................................................................................... 153

Стратегия поведения в конфликтных ситуациях................................................ 153

Пути разрешения конфликтов............................................................................. 154

Действия для разрешения конфликтов................................................................ 154

Способы преодоления конфликтов..................................................................... 154

Вероятность возникновения конфликтов............................................................ 154

Биологические основы развития человека

и возрастная психология

Общая характеристика областей развития......................................................... 155

Характеристика классических теорий развития человека.................................. 156

Этапы жизненного цикла человека...................................................................... 157

Список литературы............................................................................................. 160


ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

       
 
Психология – это наука о психики и психической деятельности человека и группы людей.
 
   

 



Особенности психологии как науки  



     
   
Подходы и полипредметность современной психологии
 
 


 
 
Явления, изучаемые психологией и понятия, характеризующие эти явления


№ п/п Явления, изучаемые психологией Понятия, характеризующие эти явления
 
1

 

 

 

 

 

 

Процессы: индивидуальные, внутренние (психические) Состояния: индивидуальные, внутренние (психические) Свойства индивидуальные, Внутренние (психические)     Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие)     Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие) Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание идеомоторика, инсайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.     Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.     Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм   Действие, деятельность, жест, игра, импрингтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.   Готовность, интерес, установка.  
№ п/п Явления, изучаемые психологией Понятия, характеризующие эти явления
                      Свойства индивидуальные, внешние (поведенческие)     Процессы: групповые, внутренние     Состояния: групповые, внутренние   Свойства: групповые, внешние   Процессы: групповые, внешние   Состояния: групповые, внешние     Свойства: групповые, внешние   Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм.     Идентификация, коммуникация, конформность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.     Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, психологический климат.     Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.   Межгрупповые отношения.   Паника, открытость группы, закрытость группы.   Организованность.



 
 




ПСИХИКА

 
 
Психика – субъективное отражение объективной реальности внешнего мира и внутренней среды человека.


 
 


       
 
 
   

 
 



 
 

Стадии и уровни развития психики (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри)  


Стадия и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, находящихся на этом уровне
     
I Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость     Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формиро-ванию элементарных условных рефлексов     А. Четкие реакции на биологические значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движения. Слабая пластичность поведения. Несформированная способ-ность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность   Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятные условия среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражи-телей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы       А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде     Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные
     
II Стадия перцентивной психики А. Низший уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов, интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти.     Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира»   В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориен-тировочно-исследователь-ской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу раз-ными методами. Перенос найденного принципа реше-ния задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потреб-ностей. Усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями     А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограмми-рованные компоненты. Двигательные способности весьма разнообразны и сложны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздра-жителей, избегание отрицательных, развитое защитное поведение   Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению.     В. Выделение специальных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков     А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и голово-ногие моллюски). Насекомые   Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)   В. Обезьяны  

 

 
 

Самосознание

Самосознание – высший уровень развития сознания, основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (как образ себя и отношение к себе –«Я - концепция»)

 
 

 
 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

           
 
Бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлений действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому не возможны произвольный контроль действий и оценка их результатов.
 
   
Классификация проявлений бессознательного
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   

 
 

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Познавательные психические процессы

Ощущения отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств
Мышление высшая форма отражательной деятельности, позволяющая познать сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерности развития

         
 
Восприятия Отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов и явлений
 
Воображение отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта
 
 
Память отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо
 
Внимание направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах, явлениях или определенной деятельности при отвлечении от всего остального



ВНИМАНИЕ

 
 

 
 




       
   



ОЩУЩЕНИЕ

Ощущение – это психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений реального мира, который непосредственно воздействует на анализаторы субъекта, существуя независимо от него. Ощущения являются первичным звеном в процессе познания элементарной информации внутренней и внешней среды.

ВОЗБУЖДЕНИЕ

чувствительный

нерв

 

 
 

 

 
 

 


 

 

       
   

 

 
 

 


 

 

 
 
Основные свойства сенсорных процессов и их анатомо-физиологический субстрат

 

 

Модальность Чувствительный орган Качество ощущения Рецепторы, с работой которых связаны данные ощущения
Зрение   Сетчатка Яркость Контраст Движение Величина Цвет Палочки и колбочки
Слух   Улитка Высота Тембр Волосковые клетки
Равновесие   Вестибулярный орган Сила тяжести Вращение Макулярные клетки Вестибулярные клетки
Осязание   Кожа Давление   Вибрация Окончания Руффини Диски Меркеля Тельца Пачини
Вкус     Язык Сладкий и кислый вкус Горький и соленый вкус Вкусовые сосочки на кончике языка Вкусовые сосочки у основания языка
Обоняние     Обонятельные нервы Цветочный запах Фруктовый запах Мускусный запах Пикантный запах Обонятельные рецепторы

       
   
Этапы деятельности анализаторной системы
 
 

Абсолютные пороги ощущений различных органов чувств человека

 

  Органы чувств     Величина абсолютного порога ощущений, при которых возникает едва заметное ощущение
Зрение     Слух     Вкус     Запах     Осязание     Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза   Различение тиканья ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м   Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды   Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в помещении, состоящем из 6 комнат   Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхность кожи с высоты около 1 см

 

 


ВОСПРИЯТИЕ

<


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.214 (0.011 с.)