Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биологические основы психики↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психология в определениях, таблицах и схемах
справочно-учебное пособие
Харьков 2006
Психология в определениях, таблицах и схемах: Справочно-учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Харьков: издатель Составитель: канд. биол. наук, доцент Н.С. Сигал. - Харьков,2006 - с. 161
Данные методические материалы являются индивидуальным рабочим пособием студента при изучении психологии для решения учебных задач лекционного курса, лабораторных занятий и самостоятельной работы. Пособие содержит наглядные материалы по основным разделам психологии, которые создают возможность углубленного изучения теоретических вопросов психологической науки и способствуют лучшему восприятию основных положений психологии. Содержание пособия отражает все разделы учебной программы по психологии, разработанной на кафедре педагогики и психологии Харьковской государственной академии физической культуры.
Рецензенты: Крутий Л.Н. канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии Харьковской государственной академии физической культуры Золотарева И. Н. канд. психол. наук, доцент кафедра гуманитарных наук Харьковская государственная академия городского хозяйства
Справочно-учебное пособие рассмотрено и утверждено на заседании Ученого совета ХГАФК 2006, протокол СОДЕРЖАНИЕ Психология, как наука Общие понятия и явления, изучаемые в психологии.......................................... 9 Особенности психологии как науки..................................................................... 10 Подходы и полипредметность современной психологии................................... 11 Предмет психологии............................................................................................. 11 Явления, изучаемые психологией и понятия, характеризующие эти явления... 12 Структура современной психологии................................................................... 14 Взаимосвязь психологии с другими науками...................................................... 15 Основные этапы становления психологии как науки.......................................... 16 Методы психологических исследований.............................................................. 17 Методы практической психологии....................................................................... 18 Психика Система и уровни основных форм отражения.................................................... 19 Психика как субъективная реальность................................................................ 20 Основные функции психики................................................................................. 20 Основные формы проявления психики............................................................... 21 Теории возникновения психики........................................................................... 22 Стадии и уровни развития психики..................................................................... 23 Особенности психики........................................................................................... 25 Развитие форм поведения в филогенезе.............................................................. 25 Биологические основы психики Схема обусловленности генотипического и средового влияния на психику и поведение человека............................................................................................... 26 Круги влияния природных факторов на психику человека............................... 27 Биологические условия формирования и функционирования психики............ 28 Нейрофизиологические основы психики Строение нервной системы.................................................................................. 29 Функциональное подразделение нервной системы............................................ 30 Классификация нейронов..................................................................................... 30 Функции отделов головного мозга...................................................................... 31 Функциональная межполушарная асимметрия головного мозга...................... 32 Рефлекторный характер нервной деятельности Схема простейшей рефлекторной дуги.............................................................. 33 Схема условного рефлекса и общий принцип его построения.......................... 34 Психофизиологические основы процессов и состояний в поведенческом акте. 35 Концепция возникновения эмоций...................................................................... 36 Нейрогуморальные основы эмоций.................................................................... 37 Сознание человека Свойства и функции сознания.............................................................................. 38 Развитие сознания................................................................................................ 39 Структура сознания............................................................................................. 40 Уровни сознания.................................................................................................. 40 Самосознание Структура самосознания..................................................................................... 41 Компоненты самосознания как результат социальных влияний....................... 42 Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний.................................................. 42 Бессознательное Классификация проявлений бессознательного................................................... 43 Механизмы психологической защиты................................................................. 44 Психические процессы Познавательные психические процессы.............................................................. 45 Внимание Внимание.............................................................................................................. 46 Виды внимания и их направленность.................................................................. 47 Формы проявления внимания.............................................................................. 48 Ощущение Ощущение............................................................................................................. 49 Характеристика отдельных свойств ощущений.................................................. 50 Классификация ощущений................................................................................... 51 Основные свойства сенсорных процессов и их анатомо-физиологический субстракт……………………………………………………………………………....52 Этапы деятельности анализаторной системы..................................................... 52 Абсолютные пороги ощущений различных органов чувств человека............. 53 Восприятие Восприятие........................................................................................................... 54 Характеристика особенностей восприятия......................................................... 55 Нарушение восприятия........................................................................................ 56 Память Память................................................................................................................... 57 Память в системе познавательных процессов и деятельности........................... 58 Уровни сохранения информации в памяти......................................................... 58 Основные процессы и механизмы памяти........................................................... 59 Гипотетические механизмы памяти..................................................................... 59 Индивидуальные особенности памяти................................................................ 60 Причины, влияющие на продуктивность памяти............................................... 60 Мышление Мышление............................................................................................................. 61 Этапы мыслительного действия........................................................................... 62 Принципиальная схема решения мыслительных задач...................................... 63 Виды мышления................................................................................................... 64 Составляющие продуктивного (творческого) мышления.................................. 64 Характеристики мышления.................................................................................. 65 Характеристики мыслительных операций.......................................................... 66 Воображение Основные виды воображения.............................................................................. 67 Формы выражения воображения........................................................................ 67 Интеллект Трактовки понятия интеллекта............................................................................ 68 Основные уровни интеллектуальной активности............................................... 68 Функциональные свойства и факторы интеллекта.............................................. 69 Феноменология интеллекта как формы организации ментального опыта........ 70 Модель интеллектуальной одаренности............................................................. 71 Типы интеллектуальной одаренности................................................................. 71 Речь и язык Психологическая модель порождения и функционирования речи.................... 72 Виды речи............................................................................................................. 73 Свойства речи....................................................................................................... 74 Функции речи....................................................................................................... 74 Значение языка и речи......................................................................................... 75 Физиологический механизм речи........................................................................ 76 Воля Условия проявления воли.................................................................................... 77 Функциональная структура произвольного управления................................... 77 Схема этапов волевого действия......................................................................... 78 Волевые свойства личности................................................................................. 79 Функции воли....................................................................................................... 79 Эмоции и чувства Эмоции и чувства................................................................................................. 80 Факторы возникновения эмоций......................................................................... 81 Особенности эмоций............................................................................................. 82 Функции эмоций................................................................................................... 82 Классификация чувств.......................................................................................... 83 Характеристика основных форм эмоциональных переживаний....................... 84 Внешние проявления эмоций и чувств................................................................ 85 Виды высших чувств и их характеристика......................................................... 85 Психология личности Человек, индивид и личность............................................................................... 86 Классификация природных свойств человека.................................................... 87 Структуры индивидуальности и личности......................................................... 88 Классификация современных теорий личности.................................................. 89 Некоторые модели личности Модель личности по З. Фрейду........................................................................... 90 Модель личности по К. Г. Юнгу......................................................................... 90 Структура личностных свойств по Айзенку....................................................... 91 Категории людей на основе комбинации суперчерт по Айзенку....................... 91 Модели динамической структуры личности....................................................... 92 Эквиваленты динамической структуры личности.............................................. 92 Основные подструкткры личности и их иерархия по К.К.Платонову.............. 93 Гуманистическая модель личности.Основные концептуальные единицы......... 94 Основные положения теории «Я - концепции» в гуманистической психологии............................................................................................................ 94 Компоненты «Я – концепции»............................................................................. 95 Структура «Я – концепции»................................................................................ 95 Процессы самооценки.......................................................................................... 95 Факторы и методы формирования личности...................................................... 96 Схема модели взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии личности............................................................................ 97 Социализация как процесс формирования личности......................................... 98 Механизмы социализации.................................................................................... 98 Поведение как психологический феномен Детерминация поведения..................................................................................... 99 Факты поведения.................................................................................................. 99 Уровни поведения................................................................................................ 100 Типология поведения личности........................................................................... 101 Факторы детерминации поведения личности Схема динамики процесса детерминации поведения личности......................... 103 Формы проявления «Я»....................................................................................... 103 Характеристика факторов поведения личности................................................. 104 Механизмы волевого поведения личности Структура произвольного поведения с доминированием устойчивого мотива............................................................................................. 105 Структура волевого поведения с доминированием смысловой сферы личности и нравственных мотивов........................................ 105 Теория формирования и развития личности...................................................... 106 Направленность личности Направленность личности.................................................................................... 107 Основные формы направленности личности...................................................... 108 Мотивация личности Строение мотивационной сферы человека.......................................................... 109 История и преемственность в развитии теорий мотивации................................ 110 Мотивы личности Характеристики мотивов..................................................................................... 111 Виды мотивов....................................................................................................... 111 Потребности личности Потребности личности и их иерархия (по Маслоу)........................................... 112 Способности личности Способности......................................................................................................... 113 Уровни интеллектуальных способностей............................................................ 114 Условия развития способностей.......................................................................... 115 Темперамент личности Характеристика свойств темперамента............................................................... 116 Классификация типов высшей нервной деятельности........................................ 116 Классификация темпераментов............................................................................ 117 Проявление темперамента в поведении............................................................... 118 Характер Формирование характера.................................................................................... 119 Черты характера................................................................................................... 119 Структура характера........................................................................................... 120 Акцентуация характера Степень выраженности характера....................................................................... 121 Признаки психопатий........................................................................................... 121 Деятельность Основные виды человеческой деятельности и их предыстория......................... 122 Сущность и структура деятельности................................................................... 123 Психофизиологические основы процессов деятельности................................... 124 Компоненты действия и их функция.................................................................... 125 Структура компонентов трудовой деятельности................................................ 125 Факторы эффективности деятельности................................................................ 126 Структура предметного действия........................................................................ 127 Навыки, как способы действия Виды навыков...................................................................................................... 128 Условия и основные этапы формирования навыка............................................ 129 Причины влияющие на продуктивность навыка................................................ 129 Общение Стороны общения................................................................................................ 130 Уровни общения................................................................................................... 130 Стратегия общения............................................................................................... 131 Тактика общения.................................................................................................. 131 Цель общения....................................................................................................... 132 Виды общения...................................................................................................... 133 Общение как обмен информации Коммуникативная сторона общения Компоненты коммуникативного акта.................................................................. 134 Типы информации................................................................................................ 136 Средства общения................................................................................................ 135 Невербальные средства общения........................................................................ 135 Вербальные средства общения Структура речевого общения.............................................................................. 136 Некоторые показатели акта коммуникации........................................................ 136 Схема процесса обмена информации.................................................................. 137 Схема потери информации при общении........................................................... 137 Структура естественного языка как средства общения...................................... 138 Психология взаимодействия людей Межличностные отношения Процесс развития межличностных отношений........................................... 139 Теории межличностного взаимодействия........................................................... 140 Трансактный анализ общения по Э. Берну Структурная диаграмма состояний «Я» и трансакции (единицы общения)... 142 Основные характеристики позиций..................................................................... 143 Дополнительные трансакции, определяющие неконфликтные межличностные отношения............................................................................................................. 144 Пересекающиеся трансакции, вызывающие трудности в процессе общения.... 144 Общение как восприятие и понимание людьми друг друга Перцептивная сторона общения Эмпатия................................................................................................................. 145 Рефлексия.............................................................................................................. 145 Виды рефлексивного понимания......................................................................... 146 Некоторые характеристики межличностного общения...................................... 146 Методы воздействия на источники активности................................................... 147 Межличностные отношения в группах и коллективах Виды групп........................................................................................................... 148 Классификация больших групп........................................................................... 148 Психические явления в больших социальных группах Классификация больших групп по сферам психики.......................................... 149 Классификация малых групп............................................................................... 150 Определение положение индивида в группе....................................................... 151 Социально-психологический статус.................................................................... 151 Варианты социально-психологической структуры студенческой жизни.......... 151 Взаимодействие личности и коллектива.............................................................. 152 Конфликты Типы конфликтов................................................................................................. 153 Динамика развития конфликтов.......................................................................... 153 Виды конфликта................................................................................................... 153 Причины конфликтов........................................................................................... 153 Динамика развития конфликтов.......................................................................... 153 Типы конфликтогенов.......................................................................................... 153 Стратегия поведения в конфликтных ситуациях................................................ 153 Пути разрешения конфликтов............................................................................. 154 Действия для разрешения конфликтов................................................................ 154 Способы преодоления конфликтов..................................................................... 154 Вероятность возникновения конфликтов............................................................ 154 Биологические основы развития человека и возрастная психология Общая характеристика областей развития......................................................... 155 Характеристика классических теорий развития человека.................................. 156 Этапы жизненного цикла человека...................................................................... 157 Список литературы............................................................................................. 160 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
ПСИХИКА
Самосознание
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ВОЗБУЖДЕНИЕ чувствительный нерв
ВОСПРИЯТИЕ
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.214 (0.011 с.) |