Факторы детерминации поведения личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы детерминации поведения личности



                   
   
Схема динамики процесса детерминации поведения личности
 
 
 
   
Формы проявления «Я»
 
   
 
   

 

 


         
 
Характеристика факторов поведения личности
 
   
 
   
«Роль» – это способ поведения, задаваемый обществу, складывается из двух переменных: а) базовых установок нашего «Я»; б) ожидание других. Возможны 4 вида установок «Я» по отношению к окружающим: - «Я хороший – ты хороший» - это самонравственная и продуктивная установка; - «Я хороший – ты плохой» – это установка необходима для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению, так как оно происходит за счет унижение других, что аморально и мало продуктивно; - «Я плохой – ты хороший» – типична для людей с комплексом неполноценности, чувствующие себя бессильными по сравнению с другими, избегающих тесных контактов с окружающими либо прилипают как паразиты к сильным личностям; - «Я плохой – ты плохой»– такая установка ведет к саморазложению личности, порождает чувство безнадежности и потерю интереса к жизни людей, которые ходят по замкнутому кругу и никуда не приходят, впадают в депрессию.


МЕХАНИЗМЫ ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ

       
   
Структура произвольного (субъективного) поведения с доминиованием устойчивого мотива
 
 

 

 

       
 
Структура волевого поведения с доминиованием смысловой сферы личности и нравственных мотивов
 
   

Теории формирования и развития личности

 

 


Возраст Пиаже Эльконин Фрейд Эриксон Традиционная классификация
0-1 год   сенсомоторная стадия общение оральная Орально-сенсорная (доверие – недоверие) Первое детство
1-2 года   предметная деятельность анальная Мышечно-анальная (автономия – стыд и сомне-ния)
3-6 лет дооперацио-нального мышления Игровая деятельность Фаллическая Локомоторно – генитальная (инициатива – вина) Второе детство
7-12 лет     Конкретных операций Учебная деятельность латентная латентная Третье детство
12-16 лет     Формальных операций Общение со сверстниками генитальная Подростковая (его-идентич-ность – спутан -ность ролей) Пубертатный период
16-18 лет - Учебно-профес-сиональная деятельность - Ювенильный период
20-25 лет - - - Ранняя зрелость (близость – изоляция) юность
25-40 лет     - - - Средняя зре-лость (продук-тивность – застой) Ранняя зрелость
40-60 (64) лет   - - - Зрелый возраст
60-65 лет     -   - - Поздняя зрелость (Эго- интеграция – отчаяние) Завершение зрелости
65-75 лет     - - - Первая старость
После 75 лет     - - - Преклонный возраст

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

 

 

 
 
Направленность личности – система устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность и определяющих поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

 

 
 

 

 

       
   
Основные формы направленности личности
 
 

МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ


           
   
Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека его начало, направленность и активность.
 
 
Строение мотивационной сферы человека
 
   

 

Виды мотивов
Мотив – внутреннее побуждение личности к тому или другому виду активности (деятельность, общение, поведение) связанная с удовлетворением определенной потребности.
МОТИВЫ ЛИЧНОСТИ
ПОТРЕБНОСТИ

Потребности – состояние нужды человека в определенных условиях, которых ему не достает для нормального существования и развития. Исходная форма активности всех живых существ, которая стимулирует их поведение, направленное на поиск того, что требуется.

 

Потребности личности и их иерархия (по Маслоу)

 
 

СПОСОБНОСТИ

 

       
   
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамики овладения необходимыми для нее знаниями, умениями, навыками.  
 
 

 

 


 

Уровни интеллектуальных способностей

 

   
 
Задатки –это то, что имеется у человека к моменту рождения, т.е. врожденные анатомо-физиологические особенности его нервной системы и мозга.  
 
 
Склонность –это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности.  
 
 
Одаренность –совокупность общих специальных и частных способностей, которые обуславливают успешную деятельность человека в определенной области.  
 
 
Талант –высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области.  
 
 
Гениальность –высшая степень одаренности позволяющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности.    

 
 

 

ТЕМПЕРАМЕНТ ЛИЧНОСТИ

 

Темперамент – совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности. Темперамент – проявление психики человека врожденного типа нервной деятельности.

 

Характеристика свойств темперамента

 

 

 

 

Классификация типов высшей нервной деятельности

 

 

 
 

 

 


Психические свойства   Виды темперамента и соответствующие им свойства высшей нервной деятельности
сангвиник Холерик флегматик меланхолик
  сильный уравновешенный подвижный   Сильный не-уравновешенный Подвижный   сильный уравновешенный инертный   слабый не-уравновешенный малоподвижный
Скорость психических реакций высокая Очень высокая медленная средняя
Сила психических реакций средняя Очень большая большая большая
Экстраверсия или интроверсия экстраверт Экстраверт интроверт интроверт
Пластичность или ригидность пластичный пластичный ригидный ригидный
Эмоциональная возбудимость умеренная высокая слабая высокая
Сила эмоций средняя очень большая слабая большая
Эмоциональная устойчивость устойчив неустойчив очень устойчив очень неустойчив
Чувствительность пониженная малая малая высокая
Реактивность повышенная высокая малая малая
Активность повышенная высокая высокая пониженная
Темп реакции быстрый быстрый медлителен медлителен

 


           
   
Проявление темперамента в поведении
 
   
 
   

ХАРАКТЕР

 

 
 
Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.


 

Формирование характера

 

Структура характера

 

 

 

 

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА

 
 
Акцентуация – чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетание, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определённого рода при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим.


-

 
 
Степень выраженности характера


 

 

 
 

 

 


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

         
 
Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
 
   
 
   
Сущность и структура деятельности

 
 


 
 
Психофизиологические основы процессов деятельности


Процессы Характеристика
1. Сенсомоторные это процессы, в которых осуществляется связь восприятия и движения. Выделяют четыре акта в этих процессах: 1. Сенсорный момент реакции – процесс восприятия; 2. Центральный момент реакции – более или менее сложные процессы переработки воспринятого; 3. Моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения; 4. Сенсорные коррекции движения (обратная связь)
2. Идеомоторные связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека
3. Эмоционально-моторные процессы связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком
4. Интериоризация процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию
5. Экстериоризация процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие

 
 
Компоненты действия и их функция  

               
   
 
 
 
   
Структура компонентов трудовой деятельности
 
   




       
   
Структура предметного действия  
 
 

НАВЫКИ, КАК СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ

 
 
Навык – действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.



         
   
Условия и основные этапы формирования навыка
 
   
 
 



ОБЩЕНИЕ

Общение – основа межличностных отношений

           
   
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности; включает в себя обмен информацией знаковыми средствами взаимодействия, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
 
   
 
 



 

Цель общения  

 


Функции Характеристика
1.Контактная Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передачи сообщения поддержание взаимосвязи
2. Информационный обмен сообщениями Прием – передача каких либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.
3. Побудительная Стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий
4. Координационная Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности
5. Понимание Не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга
6. Эмотивное возбуждение Возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а так же изменение с его помощью собственных переживаний и состояний
7. Установление отношений Осознание и форсирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в которых предстоит действовать индивиду
8. Оказание влияния Изменение состояния поведения личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активностей и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.062 с.)