Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Факторы детерминации поведения личности
Похожие статьи вашей тематики
| | | | | | | | | | | | Схема динамики процесса детерминации поведения личности
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | Характеристика факторов поведения личности
| | | | | | | | | | «Роль» – это способ поведения, задаваемый обществу, складывается из двух переменных: а) базовых установок нашего «Я»; б) ожидание других.
Возможны 4 вида установок «Я» по отношению к окружающим:
- «Я хороший – ты хороший» - это самонравственная и продуктивная установка;
- «Я хороший – ты плохой» – это установка необходима для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению, так как оно происходит за счет унижение других, что аморально и мало продуктивно;
- «Я плохой – ты хороший» – типична для людей с комплексом неполноценности, чувствующие себя бессильными по сравнению с другими, избегающих тесных контактов с окружающими либо прилипают как паразиты к сильным личностям;
- «Я плохой – ты плохой»– такая установка ведет к саморазложению личности, порождает чувство безнадежности и потерю интереса к жизни людей, которые ходят по замкнутому кругу и никуда не приходят, впадают в депрессию.
| |
МЕХАНИЗМЫ ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ
| | | | | | Структура произвольного (субъективного) поведения с доминиованием устойчивого мотива
| | | | |
| | | | | Структура волевого поведения с доминиованием смысловой сферы личности и нравственных мотивов
| | | | | |
Теории формирования и развития личности
| |
Возраст
| Пиаже
| Эльконин
| Фрейд
| Эриксон
| Традиционная
классификация
| 0-1 год
|
сенсомоторная стадия
| общение
| оральная
| Орально-сенсорная
(доверие – недоверие)
| Первое детство
| 1-2 года
| предметная деятельность
| анальная
| Мышечно-анальная
(автономия – стыд и сомне-ния)
| 3-6 лет
| дооперацио-нального мышления
| Игровая деятельность
| Фаллическая
| Локомоторно – генитальная (инициатива – вина)
| Второе детство
| 7-12 лет
| Конкретных операций
| Учебная деятельность
| латентная
| латентная
| Третье детство
| 12-16 лет
| Формальных операций
| Общение со сверстниками
| генитальная
| Подростковая (его-идентич-ность – спутан -ность ролей)
| Пубертатный период
| 16-18 лет
| -
| Учебно-профес-сиональная деятельность
| -
| Ювенильный период
| 20-25 лет
| -
| -
| -
| Ранняя зрелость (близость – изоляция)
| юность
| 25-40 лет
| -
| -
| -
| Средняя зре-лость (продук-тивность – застой)
| Ранняя зрелость
| 40-60 (64) лет
| -
| -
| -
| Зрелый возраст
| 60-65 лет
| -
| -
| -
| Поздняя зрелость (Эго- интеграция – отчаяние)
| Завершение зрелости
| 65-75 лет
| -
| -
| -
| Первая старость
| После 75 лет
| -
| -
| -
| Преклонный возраст
|
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
| | Направленность личности – система устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность и определяющих поведение личности в изменяющихся внешних условиях.
| |
| | | | | | Основные формы направленности личности
| | | | | МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
| | | | | | | | Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека его начало, направленность и активность.
| | | | Строение мотивационной сферы человека
| | | | | |
Мотив – внутреннее побуждение личности к тому или другому виду активности (деятельность, общение, поведение) связанная с удовлетворением определенной потребности.
| | МОТИВЫ ЛИЧНОСТИ ПОТРЕБНОСТИ
Потребности – состояние нужды человека в определенных условиях, которых ему не достает для нормального существования и развития. Исходная форма активности всех живых существ, которая стимулирует их поведение, направленное на поиск того, что требуется.
| |
Потребности личности и их иерархия (по Маслоу)
| |
СПОСОБНОСТИ
| | | | | | Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамики овладения необходимыми для нее знаниями, умениями, навыками.
| | | | |
Уровни интеллектуальных способностей
| |
| | | Задатки –это то, что имеется у человека к моменту рождения, т.е. врожденные анатомо-физиологические особенности его нервной системы и мозга.
| | | | Склонность –это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности.
| | | | Одаренность –совокупность общих специальных и частных способностей, которые обуславливают успешную деятельность человека в определенной области.
| | | | Талант –высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области.
| | | | Гениальность –высшая степень одаренности позволяющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности.
| |
ТЕМПЕРАМЕНТ ЛИЧНОСТИ
Темперамент – совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.
Темперамент – проявление психики человека врожденного типа нервной деятельности.
| |
Характеристика свойств темперамента
| |
Классификация типов высшей нервной деятельности
| |
Психические
свойства
| Виды темперамента и соответствующие им свойства высшей нервной деятельности
| сангвиник
| Холерик
| флегматик
| меланхолик
|
сильный уравновешенный подвижный
|
Сильный не-уравновешенный
Подвижный
|
сильный уравновешенный инертный
|
слабый не-уравновешенный малоподвижный
| Скорость психических
реакций
| высокая
| Очень высокая
| медленная
| средняя
| Сила психических реакций
| средняя
| Очень большая
| большая
| большая
| Экстраверсия или интроверсия
| экстраверт
| Экстраверт
| интроверт
| интроверт
| Пластичность или ригидность
| пластичный
| пластичный
| ригидный
| ригидный
| Эмоциональная возбудимость
| умеренная
| высокая
| слабая
| высокая
| Сила эмоций
| средняя
| очень большая
| слабая
| большая
| Эмоциональная устойчивость
| устойчив
| неустойчив
| очень устойчив
| очень неустойчив
| Чувствительность
| пониженная
| малая
| малая
| высокая
| Реактивность
| повышенная
| высокая
| малая
| малая
| Активность
| повышенная
| высокая
| высокая
| пониженная
| Темп реакции
| быстрый
| быстрый
| медлителен
| медлителен
|
| | | | | | | | Проявление темперамента в поведении
| | | | | | | | | | | | ХАРАКТЕР
| | Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.
| |
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА
| | Акцентуация – чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетание, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определённого рода при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим.
| |
-
| | Степень выраженности характера
| |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
| | | | | | Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
| | | | | | | | | Сущность и структура деятельности
| |
| | Психофизиологические основы процессов деятельности
| |
Процессы
| Характеристика
| 1. Сенсомоторные
| это процессы, в которых осуществляется связь восприятия и движения. Выделяют четыре акта в этих процессах:
1. Сенсорный момент реакции – процесс восприятия;
2. Центральный момент реакции – более или менее сложные процессы переработки воспринятого;
3. Моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения;
4. Сенсорные коррекции движения (обратная связь)
| 2. Идеомоторные
| связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека
| 3. Эмоционально-моторные
| процессы связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком
| 4. Интериоризация
| процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию
| 5. Экстериоризация
| процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие
| | | Компоненты действия и их функция
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | | Структура компонентов трудовой деятельности
| | | | | |
| | | | | | Структура предметного действия
| | | | |
НАВЫКИ, КАК СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ
| | Навык – действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
| |
| | | | | | | Условия и основные этапы формирования навыка
| | | | | | | | |
ОБЩЕНИЕ
Общение – основа межличностных отношений
| |
| | | | | | | | Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности; включает в себя обмен информацией знаковыми средствами взаимодействия, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
| | | | | | | | |
Функции
| Характеристика
| 1.Контактная
| Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передачи сообщения поддержание взаимосвязи
| 2. Информационный обмен сообщениями
| Прием – передача каких либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.
| 3. Побудительная
| Стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий
| 4. Координационная
| Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности
| 5. Понимание
| Не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга
| 6. Эмотивное возбуждение
| Возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а так же изменение с его помощью собственных переживаний и состояний
| 7. Установление отношений
| Осознание и форсирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в которых предстоит действовать индивиду
| 8. Оказание влияния
| Изменение состояния поведения личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активностей и т.д.
|
|