Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение как обмен информации

Поиск

КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

 
 


       
 
 
   

ВЕРБАЛЬНЫЕ (РЕЧЕВЫЕ) СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

 
 
Процесс обмена и содержание информации в общении передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную или словесную форму


Структура речевого общения:

Формы Характеристика
1. Значение и смысл слов, фраз «Разум человека проявляется в ясности его речи». Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразитель-ность и смысл интонации
2. Речевые и звуковые явления Темп речи (быстрый, средней, замедлен-ный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса(высокая, низ-кая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи
3. Выразительные качества голоса Характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи, и др.; разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э», и др.)

 


           
   
Схема процесса обмена информации
 
 
 
   

 
 

ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 
 
Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности.


Теории межличностного взаимодействия

1.ТЕОРИЯ ОБМЕНА (Хоманс, дойч, Блау, Тиббо) 2.ТЕОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА (Мид) 3.ТЕОРИЯ АТТРАКЦИИ
  А) Людивзаимодействуют, обме-ниваясь друг с другом информа-цией, какими-то благами. Если человек получает нужные блага от взаимодействия, то контакт продолжается   Б) Человек стремится к “макси-муму выиграша” (сумма благ должна превышать сумму издер-жек, причем чтобы другой человек не извлек больше пользы, чем ваша)   В) Закон агрессии – если человек не получает вознаграждения, на которое рассчитывал, то агрес-сия становиться более ценной для него, чем взаимодействие Г) “Закон насыщения” – чем ча-ще человек получал некое вознаграждение, тем менее цен-ным будет для него повторение этой награды   Д) “Принцип наименьшего интереса” – человек, который менее заинтересован в продол-жении социальной ситуации обмена и общения, обладает большей способностью дикто-вать свои условия обмена, полу-чает власть   Е) “Принцип монополии” – если человек обладает монопольным правов на некое вознаграждение, которое хотят получить другие участники обмена, то он навязы-вает им свою волю – отношения власти   Ж) Люди стремятся к симметричному обмену, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам   А) Люди наблюдают, осмысли-вают намерения друг друга, ставят себя на место другого человека, приспосабливают свое поведение к ожиданиям и действиям других людей   Б) Люди реализуют социальные ожидания – “инспектации”друг друга, нормы поведения, права и обязанности своей социальной роли   В) Люди реализуют социальные роли через “подражание” в детстве, через “исполнение” и “выбор” тех ролей и групп, где человека ценят   А) Люди взаимодействуют друг с другом, если испытывают друг к другу симпатию, распо-ложение, аттракцию   Б) Симпатия возникает, если: - частота контактов - физическая привлекатель-ность - “ровня” по привлекательности и интеллекту, статусу - сходство интересов, мнений - сходство происхождения - для продолжения отношений важно взаимодополнение - нам нравятся те, кому мы нравимся - нам нравятся те, кто дображе-лательно внимателен к нам, понимает нас - физическое сексуальное влечение
4.ТЕОРИЯ ЭТНОМЕТОДОЛОГИИ (Гарфинкель) 5.ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 6.ТЕОРИЯ ДРАМАТУРГИЧЕС-КОГО ПОДХОДА (Гофман)
  А) Взаимодействие людей регулируется законами, нормами, правилами, ценностями – это центр социального взаимодействия   Б) Люди сами стремятся к установ-лению согласия, каких-то правил   А) При взаимодействии людей воспроизводится их детский опыт: (подчиняются лидерам группы подобно тому, как подчинялись в детстве отцу), (конфликтуют с людьми, если в детстве протестовали против родителей)   А) Люди как актеры разыгрыва-ют роли, хотят произвести хоро-шее впечатление на других, скрывают свои недостатки и позор. Взаимодействие людей – это театральная пьеса
7.БАЛАНСНЫЕ ТЕОРИИ (Хайдре, Ньюком) 8.ТРАНСАКЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (Э.Берн) 9.ТЕОРИЯ КОНФЛИКТОВ (Парк, Рекс)
  А) Взаимодействие людей зависит от того, насколько сбалансированы их умения, установки по отноше-нию друг к другу и третьим объек-там (прадметам людям)   Б) Продолжение отношений при сбалансированных связях между мнениями людей: “Друзья моих друзей – мои друзья”; враги моих врагов – мои друзья”   В) Возможен разрыв отношений между людьми при диссонансе их мнений (например, “ муж любит свой автомобиль, его жена не любит автомобиль = диссонанс, который может привести к непони-манию друг друга, к охлаждению и разрыву отношений)   А) Взаимодействие людей зависит от психологических позиций, занимаемых ими в процессе общения   Б) Человек может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Ребенка в той или иной ситуации взаимодействия   В) Различные формы взаимо-действия людей характери-зуются специфическими позициями участников   Г) Выделяют формы взаимодействия: ритуалы, операции, времяпрепровож-дение, игры-манипуляции, уход, соревнование, конфликт   А) Движущая сила развития взаимодействий людей – это конкуренция, которая может привести к конфликту Конкуренция, соревнование – конфликт – приспособление – ассимиляция (угасание конфликта, трансформация личностей под влиянием тесных контатков)   Б) Причины конфликтов: наличие противоречивых интересов и целей, мнений людей, конфликтогены

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ

ПО Э. БЕРНУ

 
 

Основные характеристики позиций

  Родитель Взрослый Ребенок
Характерные слова и выражения Интонация Все знают, что… Ты не должен никогда… Ты всегда должен… Я не понимаю, как это допускают… и т. д. Обвиняющие, снисходительные, критические Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно… Вероятно     Связанные с реальностью Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!     Очень эмоциональные
Состояние Выражение лица Надменное, сверхправильное, очень приличное Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное Внимательность, поиск информации   Спокойное, максимум внимания Неуклюжее, подавленное, угнетенное, игривое, Угнетение, удивление
Позы Руки на бедрах, указывающий перст. Руки сложены на груди. Наклон к собеседнику и ориентация на него Спонтанная подвижность (ходьба, сжатие кулаков)





Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.44.115 (0.006 с.)