Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Общение как обмен информации
КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
ВЕРБАЛЬНЫЕ (РЕЧЕВЫЕ) СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
| | Процесс обмена и содержание информации в общении передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную или словесную форму
| |
Структура речевого общения:
| |
Формы
| Характеристика
| 1. Значение и смысл слов, фраз
| «Разум человека проявляется в ясности его речи». Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразитель-ность и смысл интонации
| 2. Речевые и звуковые явления
| Темп речи (быстрый, средней, замедлен-ный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса(высокая, низ-кая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи
| 3. Выразительные качества голоса
| Характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи, и др.; разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э», и др.)
|
| | | | | | | | Схема процесса обмена информации
| | | | | | | | |
ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
| | Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности.
| |
Теории межличностного взаимодействия
| |
1.ТЕОРИЯ ОБМЕНА
(Хоманс, дойч, Блау, Тиббо)
| 2.ТЕОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА (Мид)
| 3.ТЕОРИЯ АТТРАКЦИИ
|
А) Людивзаимодействуют, обме-ниваясь друг с другом информа-цией, какими-то благами. Если человек получает нужные блага от взаимодействия, то контакт продолжается
Б) Человек стремится к “макси-муму выиграша” (сумма благ должна превышать сумму издер-жек, причем чтобы другой человек не извлек больше пользы, чем ваша)
В) Закон агрессии – если человек не получает вознаграждения, на которое рассчитывал, то агрес-сия становиться более ценной для него, чем взаимодействие
Г) “Закон насыщения” – чем ча-ще человек получал некое вознаграждение, тем менее цен-ным будет для него повторение этой награды
Д) “Принцип наименьшего интереса” – человек, который менее заинтересован в продол-жении социальной ситуации обмена и общения, обладает большей способностью дикто-вать свои условия обмена, полу-чает власть
Е) “Принцип монополии” – если человек обладает монопольным правов на некое вознаграждение, которое хотят получить другие участники обмена, то он навязы-вает им свою волю – отношения власти
Ж) Люди стремятся к симметричному обмену, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам
|
А) Люди наблюдают, осмысли-вают намерения друг друга, ставят себя на место другого человека, приспосабливают свое поведение к ожиданиям и действиям других людей
Б) Люди реализуют социальные ожидания – “инспектации”друг друга, нормы поведения, права и обязанности своей социальной роли
В) Люди реализуют социальные роли через “подражание” в детстве, через “исполнение” и “выбор” тех ролей и групп, где человека ценят
|
А) Люди взаимодействуют друг с другом, если испытывают друг к другу симпатию, распо-ложение, аттракцию
Б) Симпатия возникает, если:
- частота контактов
- физическая привлекатель-ность
- “ровня” по привлекательности и интеллекту, статусу
- сходство интересов, мнений
- сходство происхождения
- для продолжения отношений важно взаимодополнение
- нам нравятся те, кому мы нравимся
- нам нравятся те, кто дображе-лательно внимателен к нам, понимает нас
- физическое сексуальное влечение
| 4.ТЕОРИЯ ЭТНОМЕТОДОЛОГИИ
(Гарфинкель)
| 5.ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
| 6.ТЕОРИЯ ДРАМАТУРГИЧЕС-КОГО ПОДХОДА (Гофман)
|
А) Взаимодействие людей регулируется законами, нормами, правилами, ценностями – это центр социального взаимодействия
Б) Люди сами стремятся к установ-лению согласия, каких-то правил
|
А) При взаимодействии людей воспроизводится их детский опыт: (подчиняются лидерам группы подобно тому, как подчинялись в детстве отцу), (конфликтуют с людьми, если в детстве протестовали против родителей)
|
А) Люди как актеры разыгрыва-ют роли, хотят произвести хоро-шее впечатление на других, скрывают свои недостатки и позор. Взаимодействие людей – это театральная пьеса
| 7.БАЛАНСНЫЕ ТЕОРИИ
(Хайдре, Ньюком)
| 8.ТРАНСАКЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (Э.Берн)
| 9.ТЕОРИЯ КОНФЛИКТОВ (Парк, Рекс)
|
А) Взаимодействие людей зависит от того, насколько сбалансированы их умения, установки по отноше-нию друг к другу и третьим объек-там (прадметам людям)
Б) Продолжение отношений при сбалансированных связях между мнениями людей: “Друзья моих друзей – мои друзья”; враги моих врагов – мои друзья”
В) Возможен разрыв отношений между людьми при диссонансе их мнений (например, “ муж любит свой автомобиль, его жена не любит автомобиль = диссонанс, который может привести к непони-манию друг друга, к охлаждению и разрыву отношений)
|
А) Взаимодействие людей зависит от психологических позиций, занимаемых ими в процессе общения
Б) Человек может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Ребенка в той или иной ситуации взаимодействия
В) Различные формы взаимо-действия людей характери-зуются специфическими позициями участников
Г) Выделяют формы взаимодействия: ритуалы, операции, времяпрепровож-дение, игры-манипуляции, уход, соревнование, конфликт
|
А) Движущая сила развития взаимодействий людей – это конкуренция, которая может привести к конфликту
Конкуренция, соревнование – конфликт – приспособление – ассимиляция (угасание конфликта, трансформация личностей под влиянием тесных контатков)
Б) Причины конфликтов: наличие противоречивых интересов и целей, мнений людей, конфликтогены
|
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ
ПО Э. БЕРНУ
Основные характеристики позиций
| |
| Родитель
| Взрослый
| Ребенок
| Характерные слова и выражения
Интонация
| Все знают, что…
Ты не должен никогда…
Ты всегда должен…
Я не понимаю, как это допускают… и т. д.
Обвиняющие, снисходительные, критические
| Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно… Вероятно
Связанные с реальностью
| Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!
Очень эмоциональные
| Состояние
Выражение лица
| Надменное, сверхправильное, очень приличное
Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное
| Внимательность, поиск информации
Спокойное, максимум внимания
| Неуклюжее, подавленное, угнетенное, игривое,
Угнетение, удивление
| Позы
| Руки на бедрах, указывающий перст. Руки сложены на груди.
| Наклон к собеседнику и ориентация на него
| Спонтанная подвижность (ходьба, сжатие кулаков)
|
|