Общение как восприятие и понимание людьми друг друга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение как восприятие и понимание людьми друг друга



ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

 
 






МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ

 
 


По характеру социальных связей и экономических отношений По контактности и заимодействие По объединению на основе общих целей и ценностей По длительности существования По характеру организованности
  - социальный класс - нация - народ     условные группы: - половозрастные - профессиональ- ные группы   - профессиональ-ные ассоциации, - политические партии - общественные движения     а) Долговременные: - классы - нации б) Менее долгов-ременные: - митинги - аудитории - толпа     а) Стихийно возникающие - толпа б) Сознательно организованные - партии - ассоциации

ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ

 
 
Классификация больших групп по сферам психики

Когнитивная Потребностно-мотивационная Аффективная Регулятивно ролевая
  Коллективные пред-ставления, социаль-ное мышление, об-щественное мнение, общественное созна-ние и др.   Общегрупповая мо-тивация, групповые потребности – инте-ресы, ценности, цели, установки, идеалы   Социальные чувст-ва, эмоции, настрое-ние, общественное настроение: вооду-шевление, энтузи-азм, пессимизм   Коллективная деятельность, групповое поведение

 
 


 
 



           
   
 
   
Типы конфликтов - внутриличностный - межличностный - между личностью и группой - межгрупповой - социальный
 
 

                     
     
 
   
 
   
Пути разрешения конфликтов
 
 
 
   
 
 


Вероятность возникновения конфликтов

- несовместимости характеров и психосоциотипов; - наличии темперамента холерика; - отсутствие 3 качеств:
  • способности критически относиться к себе
  • терпимости к другим
  • доверия к другим;
- наличие акцентуации характера, невротичности  

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 
 
Общая характеристика областей развития

 
 


Характеристика классических теорий развития человека

Теории Предложения о природе человека Процессы Области применения
Теории научения (Б. Ф. Скиннер, И. П. Павлов, Дж. Б. Уотсон, Э. Торндайк)   Человек по своей природе ни хорош, ни плох; люди просто реагируют на воздействия внешней среды   Классическое обуслов-ливание (по И. П. Павлову). Оперантное обусловливание. Формирование поведе-ния путем последова-тельных приближений   Модификация поведения. Условно-рефлекторные эмоциональные реакции
Когнитивные теории (Ж. Пиаже, Дж. Брунер)   Люди рациональны, активны и компе-тентны. Они не просто получают информацию, но и перерабатывают ее.   Ассимиляция / аккомодация. Уравновешивание   Обучение. Воспитание. Развитие моральных суждений
Психоаналитическая традиция (З. Фрейд, Э. Эриксон)   Людьми движут внешние страсти; они постоянно пытаются направить в нужное русло мощные внутренние силы   Психосексуальное развитие. Идентифика-ция. Разрешение конф-ликтов возрастного развития   Изучение человеческого поведения, личности и межличностных отношений
Гуманистическая психология и теории «Я» (А. Маслоу, К. Роджерс)   Люди представляют собой нечто боль-шее, чем сумму ролей, связку стимульно-реактив-ных шаблонов или комок животных влечений   Самоактуализация. Позитивное отношение   Консультирова-ние взрослых

Этапы жизненного цикла человека

Жизненная стадия Ключевая система Задачи развития Ресурсы развития Кризисы развития
Младенчество (0-2 года)   Расширен-ное ядро семьи   Социальные связи, чувство непрерыв-ности существова-ния, сенсорная разведка и прими-тивные причинные связи, созревание моторных связей   Безопасность, выполнение основных нужд, стабильность   Доверие, либо утрата доверия
Раннее детство (2-3 года)   ––––,,––––   Самоконтроль, языковое развитие, фантазия и игра, самостоятельное передвижение   Человеческие отношения, сенсорная стимуляция, защищенное окружение, ограниченность окружения   Независимое ощущение «Я», либо сомнение и стыд
Середина детства (5-7 лет)   Семья, соседи, школа   Половая иденти-фикация, началь-ное моральное развитие, конкрет-ные мыслительные операции, группо-вые игры   Подходящая модель, объяснения набора правил, согласо-ванность правил поведения, внутри-групповые отноше-ния сверстников   Самодостаточ-ность, либо чувство вины
Конец детства (8- 12 лет)   Семья, соседи, школа, сверстники   Социальные связи, самооценка, обучение навыкам, принадлежность команде   Объединенные усилия обучаю-щихся; объединен-ная игровая деяте-льность; обучение навыкам, которые помогают понять основные межлич-ностные отноше-ния; обратная связь   Трудолюбие, либо инфантиль-ность
Подростковый возраст (13-17 лет)   Семья, сверстники, школа   Физическое созре-вание, абстрактные мыслительные опе-рации, принадлеж-ность группе сверстников, начальная половая близость   Физиологическая информация, когнитивное реше-ние проблем и навыки построения отношений, пони-мание роли полов и ее культурных истоков, возмож-ность независимых моральных суждений   Социальная принадлеж-ность или социальная защита
Юность (18-22 года)   Сверстники, школа или работа, семья, окружающие   Независимое существование, принятие решения о начале карьеры, интериоризация морали, прочные интимные отноше-ния, принятие при-роды отношений   Умения и знания для финансовой независимости, самоизучение принятия решения, углубление отно-шений, понимание плюрализма ответственности за выбор   Четкая или неуверенная идентификация личности
Взросление (23-30 лет)   Новая семья, работа, дружеские связи, окру-жающее общество   Жизнь в новой семье, родитель-ская роль (начало), развитие карьеры, выработка стиля жизни, принятие обязательств   Знания и навыки планирования семейного бюдже-та, межличностные переговоры и раз-решения конфлик-тов, родительская роль, ролевые ограничения   Способность к социальному бытию, либо отчуждение
Переходный возраст (30-35 лет)   Семья, работа, дружеские связи   Смена оценок, привязанностей и принятых обязате-льств; родительс-кая роль (продол-жение); переоцен-ка значимости людей   Переоценка и об-новление решений, касающихся отно-шений, карьеры, стиля жизни; зна-ния и навыки орга-низации широкой помощи   Обновление, либо отстраненность
Зрелость (36-50 лет)   Работа, семья, друзья, общество   Оценка взятых обязательств, дети оставляют дом, изменение отноше-ний между супру-гами, связи вне семьи   Знание и навыки принятия ролей более высокого порядка, большая степень дифферен-циации и интегра-ции ролей   Достижения и значимость в обществе, либо незначитель-ность
Пожилой возраст (51-65 лет)   Семья, друзья, работа, окружаю-щие   Связи вне семьи, уменьшение роли карьеры, отноше-ние к бренности существования   Знание и навыки для налаживания коммуникации; учительство и уме-ние дать совет; большая опора на умственные, а не на физические способности   Живительные связи с окру-жением, либо эгоистическая стагнация
Старость (старше 65 лет)   Семья, друзья, окружаю-щие   Увеличение зави-симости от других, оценка собствен-ной жизни, умение перенести смерть близких, ожидание собственной смерти   Умение выживать при уменьшении физических ресур-сов, умение сказа-ть «прощай»   Чувство значимости, либо отчаяние

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М: Издательский центр «Академия»; Раритет. – 1997.-704с.

2. Айсмонтас Б.Б., Общая психология: Схемы. – Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2002. – 228с.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимо-отношений., Люди которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: перевод с английского. – Минск: ПРАМЕБ, 1992. – 384с.

4. Беседин А.Н, Липатов И.И, Тимченко А.В. и др. книга практического психолога: часть 1. Худож. Оформитель В.М. Толдин /. – Х.: РИП «Оригинал», фирма «Фортуна-пресс», - 1996 – 424с.

5. Бугай О.В., Микитюк А.Н. Биология в таблицах, схемах и определениях: справочно-учебное пособие. – Харьков: Ранок, 1998.–144с.

6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информ. – метод. материалы к курсу «общ. психология»: Учеб. пособие для студентов пед. ин–тов. – М.: Просвещение, 1986. – 272с.: ил.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2000. – 336с.

8. Ильин Е.П. психология воли – СПб: издательство «Питер», 2000. – 288с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

9. Коробков А.В, Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Пособие для студ. мед. и биол. спец. Вузов / под. ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: высш. шк., 1987. – 351с.,ил.

10. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002.-992.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

11. Крысько В.Г., Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-368 С.

12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В3 кн 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛНДОС, 1997. – 688с.

13. Парыгин Б.Ф. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999.-592с.

14. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.: под ред.проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., ЮНИТИ, 1997. – 279с.

15. Психология. Учебник для экономических вузов / под. общ. ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2000.-672с.:ил. – (Серия «Учебник нового века»)

16. Реан А.А, Бордовская Н.В, Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.:ил.- (Серия «Учебник нового века»)

17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М: Школа – Пресс, 1995.-384с.

18. Словарь Практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998.- 800с.

19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5 изд., перераб. и доп. (Серия «Учебные пособия») – Ростов н/д: Феникс, 2002. – 672с.

20. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб: издательство «Питер», 2002.-272с.: ил. - (Серия мастера психологии)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.013 с.)