Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Общение как восприятие и понимание людьми друг друга
ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ
По характеру социальных связей и экономических отношений
| По контактности и заимодействие
| По объединению на основе общих целей и ценностей
| По длительности существования
| По характеру организованности
|
- социальный класс
- нация
- народ
|
условные группы:
- половозрастные
- профессиональ-
ные группы
|
- профессиональ-ные ассоциации,
- политические партии
- общественные движения
|
а) Долговременные:
- классы
- нации
б) Менее долгов-ременные:
- митинги
- аудитории
- толпа
|
а) Стихийно возникающие
- толпа
б) Сознательно организованные
- партии
- ассоциации
|
ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ
| | Классификация больших групп по сферам психики
| |
Когнитивная
| Потребностно-мотивационная
| Аффективная
| Регулятивно ролевая
|
Коллективные пред-ставления, социаль-ное мышление, об-щественное мнение, общественное созна-ние и др.
|
Общегрупповая мо-тивация, групповые потребности – инте-ресы, ценности, цели, установки, идеалы
|
Социальные чувст-ва, эмоции, настрое-ние, общественное настроение: вооду-шевление, энтузи-азм, пессимизм
|
Коллективная деятельность, групповое поведение
|
| | | | | | | | | | | | Типы конфликтов
- внутриличностный - межличностный - между личностью и группой
- межгрупповой - социальный
| | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Пути разрешения конфликтов
| | | | | | | | | | | |
Вероятность возникновения конфликтов
| |
- несовместимости характеров и психосоциотипов;
- наличии темперамента холерика;
- отсутствие 3 качеств:
- способности критически относиться к себе
- терпимости к другим
- доверия к другим;
- наличие акцентуации характера, невротичности
| |
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
| | Общая характеристика областей развития
| |
Характеристика классических теорий развития человека
| |
Теории
| Предложения
о природе человека
| Процессы
| Области применения
| Теории научения
(Б. Ф. Скиннер,
И. П. Павлов,
Дж. Б. Уотсон,
Э. Торндайк)
|
Человек по своей природе ни хорош,
ни плох; люди просто реагируют на воздействия внешней среды
|
Классическое обуслов-ливание (по И. П. Павлову). Оперантное обусловливание. Формирование поведе-ния путем последова-тельных приближений
|
Модификация поведения. Условно-рефлекторные эмоциональные реакции
| Когнитивные теории
(Ж. Пиаже,
Дж. Брунер)
|
Люди рациональны, активны и компе-тентны. Они не просто получают информацию, но и перерабатывают ее.
|
Ассимиляция / аккомодация. Уравновешивание
|
Обучение. Воспитание. Развитие моральных суждений
| Психоаналитическая традиция
(З. Фрейд,
Э. Эриксон)
|
Людьми движут внешние страсти; они постоянно пытаются направить в нужное русло мощные внутренние силы
|
Психосексуальное развитие. Идентифика-ция. Разрешение конф-ликтов возрастного развития
|
Изучение человеческого поведения, личности и межличностных отношений
| Гуманистическая психология и теории «Я»
(А. Маслоу,
К. Роджерс)
|
Люди представляют собой нечто боль-шее, чем сумму ролей, связку стимульно-реактив-ных шаблонов или комок животных влечений
|
Самоактуализация. Позитивное отношение
|
Консультирова-ние взрослых
| Этапы жизненного цикла человека
| |
Жизненная стадия
| Ключевая система
| Задачи развития
| Ресурсы развития
| Кризисы развития
| Младенчество
(0-2 года)
|
Расширен-ное ядро семьи
|
Социальные связи, чувство непрерыв-ности существова-ния, сенсорная разведка и прими-тивные причинные связи, созревание моторных связей
|
Безопасность, выполнение основных нужд, стабильность
|
Доверие, либо утрата доверия
| Раннее детство
(2-3 года)
|
––––,,––––
|
Самоконтроль, языковое развитие, фантазия и игра, самостоятельное передвижение
|
Человеческие отношения, сенсорная стимуляция, защищенное окружение, ограниченность окружения
|
Независимое ощущение «Я», либо сомнение и стыд
| Середина детства
(5-7 лет)
|
Семья, соседи, школа
|
Половая иденти-фикация, началь-ное моральное развитие, конкрет-ные мыслительные операции, группо-вые игры
|
Подходящая модель, объяснения набора правил, согласо-ванность правил поведения, внутри-групповые отноше-ния сверстников
|
Самодостаточ-ность, либо чувство вины
| Конец детства
(8- 12 лет)
|
Семья, соседи, школа, сверстники
|
Социальные связи, самооценка, обучение навыкам, принадлежность команде
|
Объединенные усилия обучаю-щихся; объединен-ная игровая деяте-льность; обучение навыкам, которые помогают понять основные межлич-ностные отноше-ния; обратная связь
|
Трудолюбие, либо инфантиль-ность
| Подростковый возраст
(13-17 лет)
|
Семья, сверстники, школа
|
Физическое созре-вание, абстрактные мыслительные опе-рации, принадлеж-ность группе сверстников, начальная половая близость
|
Физиологическая информация, когнитивное реше-ние проблем и навыки построения отношений, пони-мание роли полов и ее культурных истоков, возмож-ность независимых моральных суждений
|
Социальная принадлеж-ность или социальная защита
| Юность
(18-22 года)
|
Сверстники, школа или работа, семья, окружающие
|
Независимое существование, принятие решения о начале карьеры, интериоризация морали, прочные интимные отноше-ния, принятие при-роды отношений
|
Умения и знания для финансовой независимости, самоизучение принятия решения, углубление отно-шений, понимание плюрализма ответственности за выбор
|
Четкая или неуверенная идентификация личности
| Взросление (23-30 лет)
|
Новая семья, работа, дружеские связи, окру-жающее общество
|
Жизнь в новой семье, родитель-ская роль (начало), развитие карьеры, выработка стиля жизни, принятие обязательств
|
Знания и навыки планирования семейного бюдже-та, межличностные переговоры и раз-решения конфлик-тов, родительская роль, ролевые ограничения
|
Способность к социальному бытию, либо отчуждение
| Переходный возраст
(30-35 лет)
|
Семья, работа, дружеские связи
|
Смена оценок, привязанностей и принятых обязате-льств; родительс-кая роль (продол-жение); переоцен-ка значимости людей
|
Переоценка и об-новление решений, касающихся отно-шений, карьеры, стиля жизни; зна-ния и навыки орга-низации широкой помощи
|
Обновление, либо отстраненность
| Зрелость
(36-50 лет)
|
Работа, семья, друзья, общество
|
Оценка взятых обязательств, дети оставляют дом, изменение отноше-ний между супру-гами, связи вне семьи
|
Знание и навыки принятия ролей более высокого порядка, большая степень дифферен-циации и интегра-ции ролей
|
Достижения и значимость в обществе, либо незначитель-ность
| Пожилой возраст
(51-65 лет)
|
Семья, друзья, работа, окружаю-щие
|
Связи вне семьи, уменьшение роли карьеры, отноше-ние к бренности существования
|
Знание и навыки для налаживания коммуникации; учительство и уме-ние дать совет; большая опора на умственные, а не на физические способности
|
Живительные связи с окру-жением, либо эгоистическая стагнация
| Старость (старше 65 лет)
|
Семья, друзья, окружаю-щие
|
Увеличение зави-симости от других, оценка собствен-ной жизни, умение перенести смерть близких, ожидание собственной смерти
|
Умение выживать при уменьшении физических ресур-сов, умение сказа-ть «прощай»
|
Чувство значимости, либо отчаяние
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М: Издательский центр «Академия»; Раритет. – 1997.-704с.
2. Айсмонтас Б.Б., Общая психология: Схемы. – Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2002. – 228с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимо-отношений., Люди которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: перевод с английского. – Минск: ПРАМЕБ, 1992. – 384с.
4. Беседин А.Н, Липатов И.И, Тимченко А.В. и др. книга практического психолога: часть 1. Худож. Оформитель В.М. Толдин /. – Х.: РИП «Оригинал», фирма «Фортуна-пресс», - 1996 – 424с.
5. Бугай О.В., Микитюк А.Н. Биология в таблицах, схемах и определениях: справочно-учебное пособие. – Харьков: Ранок, 1998.–144с.
6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информ. – метод. материалы к курсу «общ. психология»: Учеб. пособие для студентов пед. ин–тов. – М.: Просвещение, 1986. – 272с.: ил.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2000. – 336с.
8. Ильин Е.П. психология воли – СПб: издательство «Питер», 2000. – 288с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
9. Коробков А.В, Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Пособие для студ. мед. и биол. спец. Вузов / под. ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: высш. шк., 1987. – 351с.,ил.
10. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002.-992.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
11. Крысько В.Г., Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-368 С.
12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В3 кн 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛНДОС, 1997. – 688с.
13. Парыгин Б.Ф. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999.-592с.
14. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.: под ред.проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., ЮНИТИ, 1997. – 279с.
15. Психология. Учебник для экономических вузов / под. общ. ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2000.-672с.:ил. – (Серия «Учебник нового века»)
16. Реан А.А, Бордовская Н.В, Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.:ил.- (Серия «Учебник нового века»)
17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М: Школа – Пресс, 1995.-384с.
18. Словарь Практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998.- 800с.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5 изд., перераб. и доп. (Серия «Учебные пособия») – Ростов н/д: Феникс, 2002. – 672с.
20. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб: издательство «Питер», 2002.-272с.: ил. - (Серия мастера психологии)
|