Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Нейрофизиологические основы психики
| | | | | | | | | | | | Функциональное подразделение
нервной системы
| | | | | | | | Нейрон (нервная клетка) - структурная и функциональная единицей нервной системы
| | | | | | | | | |
Функции отделов головного мозга
| |
Размещение серого
вещества
| Функции
| Продолговатый мозг
| Ядра в толще белого вещества
| Проводит возбуждение к коре. Регулирует пищеварение, глотание, дыхание, сердечную деятельность, осуществляет защитные рефлексы
(кашель, рвота, чихание)
| Средний мозг
| Ядра
| Проводит возбуждение к коре и от коры, поддерживает тонус мышц, участвует в сохранении равновесия тела и ориентировочных рефлексах
| Мозжечок
| Кора и подкорковые ядра
| Координация движений и регуляция мышечного тонуса
| Промежуточный мозг
| Ядра
| Проводит возбуждение от всех рецепторов в кору, осуществляет сложные рефлекторные действия, регулирует работу внутренних органов и обмен веществ
| Передний мозг (большие полушария)
| Кора, ядра в толще белого вещества
| Анализаторная функция: ощущение, восприятие, анализ движений. Замыкательная функция: образование временных условнорефлекторных связей. Высшие психические функции: сознание, речь, волевые процессы
| Затылочная доля
|
| Восприятие и анализ зрительных раздражений
| Височная доля
|
| Восприятие и анализ слуховых раздражений
| Теменная доля
|
| Восприятие и анализ кожных раздражений
| Лобная доля
|
| Регуляция произвольных мышечных движений
| Функциональная межполушарная
асимметрия головного мозга
(Р. Сперри)
| |
РЕФЛЕКТОРНЫЙ ХАРАКТЕР НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлекс – ответная реакция организма на то или иное раздражение (внешние или внутреннее воздействие), которая происходит при участии центральной нервной системы. Большинство рефлексов осуществляется при участии рефлекторной дуги
| |
| | | | | | Нейрогуморальные основы эмоций
(по П. Симонову)
| | | | | Сознание – это высшая форма отражение объективного мира, свойственная только людям и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действии и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Ядро сознания – знание.
| | Свойства и функции сознания
| | СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Самосознание
Самосознание – высший уровень развития сознания, основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (как образ себя и отношение к себе –«Я - концепция»)
| |
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
| | | | | | | Бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлений действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому не возможны произвольный контроль действий и оценка их результатов.
| | | | | Классификация проявлений бессознательного
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Познавательные психические процессы
| |
Ощущения
отражение отдельных свойств
предметов и явлений,
непосредственно воздействующих
на наши органы чувств
| | Мышление
высшая форма отражательной
деятельности, позволяющая познать
сущность предметов и явлений,
их взаимосвязь, закономерности
развития
| |
| | | | | | Восприятия
Отражение предметов и явлений,
непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств
и признаков этих предметов и явлений
| | | Воображение
отражение будущего, создание
нового образа на основе
прошлого опыта
| | | |
Память
отражение прошлого опыта
или запечатление, сохранение и
воспроизведение чего-либо
| | | Внимание
направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах,
явлениях или определенной деятельности
при отвлечении от всего остального
| |
ВНИМАНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
Ощущение – это психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений реального мира, который непосредственно воздействует на анализаторы субъекта, существуя независимо от него. Ощущения являются первичным звеном в процессе познания элементарной информации внутренней и внешней среды.
| |
ВОЗБУЖДЕНИЕ
чувствительный
нерв
| | Основные свойства сенсорных процессов и их
анатомо-физиологический субстрат
| |
Модальность
| Чувствительный
орган
| Качество ощущения
| Рецепторы, с работой которых связаны данные ощущения
| Зрение
| Сетчатка
| Яркость
Контраст
Движение
Величина
Цвет
| Палочки и колбочки
| Слух
| Улитка
| Высота
Тембр
| Волосковые клетки
| Равновесие
| Вестибулярный орган
| Сила тяжести
Вращение
| Макулярные клетки
Вестибулярные клетки
| Осязание
| Кожа
| Давление
Вибрация
| Окончания Руффини
Диски Меркеля
Тельца Пачини
| Вкус
| Язык
| Сладкий и кислый вкус
Горький и соленый вкус
| Вкусовые сосочки на кончике языка
Вкусовые сосочки у основания языка
| Обоняние
| Обонятельные нервы
| Цветочный запах
Фруктовый запах
Мускусный запах
Пикантный запах
| Обонятельные рецепторы
| | | | | | | Этапы деятельности анализаторной системы
| | | | |
Абсолютные пороги ощущений различных органов чувств человека
| |
Органы чувств
| Величина абсолютного порога ощущений,
при которых возникает едва заметное ощущение
| Зрение
Слух
Вкус
Запах
Осязание
| Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза
Различение тиканья ручных часов в полной тишине на
расстоянии до 6 м
Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды
Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в помещении, состоящем из 6 комнат
Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхность кожи с высоты около 1 см
|
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие – психический процесс отражения в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
| |
| | |
Форма нарушения
| Причина,
признаки проявления
|
1. Гиперстезия
2. Гипостезия
3. Галлюцинации
4. Иллюзии
а) аффективные
б) вербальные
в) парейдолические
|
При резком физическом или эмоциональном переутомлении происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям (звуки оглушают, запахи воспринимаются остро, дневной свет болезненно ослепляет и т.п.)
Выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связано с умственным переутомлением (предметы лишаются красок, голоса утрачивают интонацию, звуки доносятся глухо, все кажется застывшим, неопределенным и т.п.)
Это восприятие, возникающее без наличия реального объекта. Они являются следствием насыщения восприятия не внешними действительными впечатлениями а внутренними образами (ведения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.п.)
Ошибочное восприятие реальных вещей и явлений. Обязательно наличие подлинного объекта.
Обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением (одежда на вешалке может показаться грабителем, случайный прохожий – насильником и убийцей)
Заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров (человеку кажется что о нем говорят плохо, намекают на неблагоприятные поступки, скрытые угрозы по его адресу)
Вызываются снижением тонуса психической деятельности общей пассивности (узоры на обоях, трещины на стенах могут восприниматься как яркие картины, сказочные герои и т.д.
|
Память – совокупность психических процессов, заключающихся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возращение в сферу сознания.
| | ПАМЯТЬ
| | | | | | | | | | | | | | | Уровни сохранения информации в памяти
| |
Уровень памяти
| Время сохранения
|
1. Мгновенная или иконическая
«память – образ»
| Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств без переработки информации. Длительность данной памяти от 0.1 до 0.5 с. Часто запоминается информация без сознательных усилий или даже против воли.
|
2. Кратковременная
| Хранение информации около 20 с. Запоминания после однократного или очень краткого восприятия. «Включается», когда действует актуальное сознание человека, т. е. то, что осознается человеком и соотносится с его актуальными процессами и потребностями. Объем индивидуален.
| 3. Оперативная
(переходный уровень)
| Сохранение информации в течении определенного срока (от нескольких сек. до нескольких дней).По решению данной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти.
| 4. Долговременная
| Способность хранить информацию в течении неограниченного срока. Объем памяти индивидуален. Функционирует спустя некоторое время после получения информации (2-3 дня).
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | Гипотетические механизмы памяти
| | | | |
МЫШЛЕНИЕ
| | | | | Мышление – одно из высших проявлений психического процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.
| | | | | | ВООБРАЖЕНИЕ
| | | | | Воображение – это процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений Это отражение реальной действительности в новых непривычных неожиданных сочетаниях и связях
| | | | | Основные виды воображения
| |
Интеллект
Трактовки понятия интеллекта
| | Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида
| |
| | Функциональные свойства и факторы интеллекта
| |
| | | Феноменология интеллекта как формы организации ментального (умственного) опыта
| | | | 1.Ментальный опыт – система индивидуальных интеллектуальных ресурсов, обусловливающая особенности познавательного отношения субъекта к миру и характер воспроизведения действительности в индивидуальном сознании.
2.Ментальные структуры – психические образования, которые в условиях познавательного контакта человека с миром обеспечивают возможность поступления информации о происходящих событиях и ее преобразовании, управления процессами переработки информации и избирательность интеллектуального отражения
3.Ментальное пространство – субъективный диапазон отражения, в рамках которого возможны разного рода мысленные перемещения
4.Ментальная репрезентация – актуальный умственный образ того или иного конкретного события (то есть то, как человек воспринимает, понимает и объясняет происходящее).
| |
Модель интеллектуальной одаренности
(Дж. Рензулли)
| |
РЕЧЬ И ЯЗЫК
| | Речь – процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности.
Язык (в психологии) – система словесных знаков, опосредствующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи. Основная единица языка – слово.
| |
| | | | | | Физиологический
механизм
речи
| | | | | ВОЛЯ
Воля– это сознательное регулирование человеком своего поведения, деятельности и общения, связанного с преодолением внутренних и внешних препятствий.
| |
| | | | | | | | | | | Функциональная структура произвольного управления
| | | | | | | | | | | Схема этапов волевого действия
| | | | |
Волевые свойства личности
| |
Этапы волевых действий
| Цель и стремление к ее достижению
| Возможности и мотивы
| Борьба мотивов и выбор
| Решение
| Осуществление решения
| Волевые качества
| Сильная воля
| Четкое осознание цели. Интенсивное стремление
| Достаточно
| Обоснованный и быстро
| Обоснованное интенсивным решением
| Стойкое
| Настойчивость
| Отдаленная цель. Интенсивное стремление
| | Нормальные
| | Очень стойкое
| Упрямство
| Объективно не оправданные
| Определяется не объективным учетом всех возможностей, предвзятым мнением
| Необоснованное с интенсивным стремлением
| Стойкое
| Податливость
| Легко меняющиеся
| Определяется мнением других лиц
| Легко меняющиеся
| Различное
| Внушаемость
| | Отсутствует
| | Дается извне
| Различное
| Решительность
| Четкое осознание цели. Интенсивное стремление
| Достаточно, иногда чрезмерно
| Быстрый, но не всегда всесторонний
| Четкое и устойчивое
| Стойкое
| Нерешительность
| То же
| То же
| Длительный и незавершенный
| Отсутствует или часто меняется
| Отсутствует
| Слабоволие
| Слабое стремление
| Достаточно или мало
| Незавершенный
| Без стремления к выполнению
| Нестойкое
| Эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного потребностями субъекта.
Чувства - это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающим особым значением для человека.
| | ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА | | | | | Факторы возникновения эмоций, согласно когнитивно-физиологической концепции С. Шехтера
| | | | |
| | | Характеристика основных форм эмоциональных переживаний
| | | | |
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
| | | | | | | | | Индивид- это человек как представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного
и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт
(задатки, влечение и д.р.)
| | Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, существенные для него самого и окружающих.
| |
Человек- существо воплощающее высшую степень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности.
| |
| | Индивидуальность- человек характеризуемый с стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость (темперамент, характер, интересы и т.д.)
| |
| | Классификация природных свойств человека
(по Б.Г. Ананьеву)
| |
Классификации современных теорий личности
| |
НЕКОТОРЫЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ
| | | | | | | | | Модель психодинамической структуры личности
по З. Фрейду
| | | | | | | | Модель динамической структуры личности
по К.Г. Юнгу
| | | | |
| | Структура личностных свойств по Айзенку
| |
| | Категории людей на основе комбинации
суперчерт по Айзенку
| |
| СТАБИЛЬНЫЙ
| НЕВРОТИЧНЫЙ
|
ИНТРОВЕРТ
| Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный
| Склонный к переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий
|
ЭКСТРАВЕРТ
| Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный
| Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный
|
| | | | | | | | | | | | | | | Основные подструкткры личности и их иерархия
(по К.К.Платонову)
| |
Подструктуры
| Подструктуры
подструктур
| Соотношение социального и биологического
| Специфические виды формирования
| Уровни психологиче-ского анализа
| Направленность личности
|
Убеждения, мировоззрение, идеалы, стрем-ления, интересы, желания
|
Определяющую роль играет социальное, биологического почти нет
|
Воспитание
|
Социально-психологический
| Опыт
|
Привычки, умения, навыки, знания
|
Значительно больше социального
|
Обучение
|
Психолого-педагогиче-
ский
| Особенности психических процессов
|
Внимание, воля, чувства,воспри-
ятие, мышление, ощущение, эмоции, память
|
Чаще больше социального
|
Упражнение
|
Индивидуально-психологический
| Биопсихические свойства
|
Темперамент, половые, воз-растные, фарма-кологические обусловленные свойства
|
Социального почти нет
|
Тренировка
|
Психофизио-логический
Нейропсихо-логический
|
Гуманистическая модель личности. Основные концептуальные единицы
| |
“ Я – концепция” как социально-психологический феномент
| | | | | | | | | | | | | | | | | | Реальное «Я» – каким себя представляет индивид в данный момент.
Социальное «Я» - как, по мнению индивида, его представляют другие люди.
Идеальное «Я» - каким индивиду хотелось бы быть.
| |
| | | | | | Схема модели взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии личности
| | | | |
<
|