Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюционное развитие психики. Проблема возникновения психики в филогенезе.

Поиск

Психика возникла потому, что она оказалась, "могучим средством приспособления животных к окружающей среде"

Эволюционно-биологическими аспектами психики занимается зоопсихология.

В истории естествознания существовали различные попытки "локализовать" психику в природе – 2 класса теорий (по внешнему и внутреннему критерию)

Внешний критерии:

– теория панпсихизма – душой наделена вся природа, в том числе и неживая

– теория биопсихизма – приписывала психику всему живому, включая растения.

– теория антропопсихизма – психика существует только у человека, а животные, как и растения, только "живые автоматы".

– Концепция нейропсихизма – психика есть у существ, обладающих нервной системой и т. п.

Во всех этих представлениях критерии психического были внешними по отношению к форме существования организма (предмета). Психика приписывалась по принадлежности к определенному классу объектов; наличие психики у данного класса постулировалось аксиоматически.

1) Внутренний критерий

Это более современные теории, не опускаются в поисках психики ниже животного мира. Выдвигаемые критерии психики – способность к поисковому поведению, способность к "гибкому" (в отличие от жестко запрограммированного) приспособлению к среде, т. е. к индивидуальному обучению, способность к "проигрыванию" действия во внутреннем плане и др.

Психика возникла на определенном этапе развития органического мира, как механизм активного взаимодействия живых существ с окр.средой.

Психика - особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое для управления своим поведением.

Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования. Когда мы говорим о филогенезе психики, то подразумеваем под этим историю развития психики на протяжении существования живых организмов.

Можно выделить несколько подходов к филогенезу психики:

1. материалистический (психика развивается как свойство высокоорганизованной материи), идеалистический (психика развивается как самостоятельная субстанция, которая дана из вне) и дуалистический (психика рассматривается как соединение земного, материального и неземного, идеального).

2. эволюционный (психика живых существ рассматривается в развитии от низших форм к высшим), не эволюционный (как изначально заданная из вне и неизменная) и смешанный (только в процессе жизни конкретного представителя того или иного вида, а перехода от одного к другому нет).

3. комбинации этих подходов.

Возникновение психики в филогенезе. Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подводит к вопросу о ее объективном критерии (т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.).

Леонтьев А.Н.: объективный критерий психики – способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин "абиотические") воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм. На них полезно реагировать, т.к. они находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, являются их потенциальными сигналами. Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими.

Отражение биологически нейтральных свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности живых существ - поведением. До того процессы жизнедеятельности сводились к усвоению питательных веществ, выделению, росту, размножению и т. п. Теперь появляется как бы вставленная активность. Она "вставлена" между актуальной ситуацией и биологическим витальным актом - обменом веществ. Смысл этой активности – обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют реализоваться ему непосредственно, сразу.

2 фундаментальных понятия, связанные с предложенным критерием:

1) Раздражимость - способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать. Не имеет субъективного аспекта (внутреннее переживание, ощущение данного агента)

2) Чувствительность - способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами. Имеет объективный (двигательная реакция на данный агент) и субъективный аспект.

А. Н. Северцов обратил внимание на два принципиально различных способа приспособления живых организмов к изменениям условий среды

1) путем изменения строения и функционирования органов – общий у растений и животных

2) путем изменения поведения без изменения организации (поведенческий, психологический) – у животных. 2 направления: 1) медленные изменения наследуемых форм поведения – инстинктов; 2) развитие способности к индивидуальному научению, способность к "разумным действиям" (быстрые изменения поведения, своего рода "изобретения" новых способов поведения в ответ на быстрые изменения среды, перед лицом которых инстинкт оказывается беспомощным). По наследству передавалась способность к ним.

А. Н. Леонтьев: толчком к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов. Вот как он описывает главные события этого процесса.

Чувствительность появилась на базе раздражимости, означала качественно новый тип отражения, появилась способность организма отражать объективные связи между свойствами среды.

"Выстраивание" современных животных в некоторую последовательность на основе признаков усложнения психики и поведения: основные тенденций развития психики:

-усложнение форм поведения (форм двигательной активности);

-совершенствование способности к индивидуальному научению;

-усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих тенденций).

2 положения:

Леонтьев: каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим его миром. Новая же форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности и, в свою очередь, делает возможным ее дальнейшее развитие. В период зарождения психики деятельность животных начала складываться в вещно-оформленной среде и должна была подчиняться объективным связям между различными свойствами вещей. Однако предметом отражения были не эти связи, а лишь отдельные, изолированные свойства (форма элементарных ощущений). На следующей ступени деятельность животных определялась уже отношениями между предметами, т. е. целыми ситуациями, обеспечивалась же она отражением отдельных предметов. Первое положение заключается в утверждении примата деятельности в развитии психического отражения.

имеет место несовпадение линий биологического и психического развития животных. Например, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития (согласно зоологической систематике), не обязательно обладает и более развитой психикой.

К. Э. Фабри объясняет это несовпадение неоднозначным соотношением между морфологией животных и образом их жизни. Уровень психического развития животного определяется сложным соотношением таких факторов, как его морфология, условия жизни (экология) и его поведенческая активность.

Периодизация эволюционного развития психики

А. Н. Леонтьев: 3 стадии развития психики:

1) стадию элементарной сенсорной психики,

2) стадию перцептивной психики,

3) стадию интеллекта.

 

К. Э. Фабри: сохраняет первые две, объединяет 3-ю со стадией перцептивной психики (трудность разделения "интеллектуальных" и "неинтеллектуальных" форм поведения высших млекопитающих). Разделение каждой стадии два уровня: высший и низший, допуская возможность существования также и промежуточных уровней.

1) стадия элементарной сенсорной психики – животные способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. Уровень ощущающей психики (организм отражает отдельные свойства предметов [паук - вибрации, муха - движения]). Характерная форма поведения - инстинкты

На низшем уровне этой стадии (обладают лишь зачатками психики) находятся многие простейшие. Простейшие способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве: в толще воды, по поверхности находящихся в воде предметов или по дну водоемов. Некоторые виды обитают в почве или паразитируют в организмах других животных. Их движения совершаются в сторону благоприятных условий среды (положительные таксисы) или же в сторону от неблагоприятных условий (отрицательные таксисы). Такие реакции наблюдаются в отношении многообразных компонентов среды; соответственно у них описаны термо-, хемо-, гальвано-, гео-, фото-, тигмомаксисы. У простейших обнаружены элементарные формы индивидуального научения. Оно проявляется в основном в эффектах привыкания (плавать по кругу).

Некоторые данные заставляют предположить, что простейшие способны также к ассоциативному научению, т. е. к выработке условных реакций (затемненные и незатемненные части).

Простейшие реагируют на абиотические воздействия среды, и притом на отдельные ее свойства (признаки психики вообще и ее элементарной сенсорной формы в частности). Отчетливо выступает приспособительная функция психики: выражается в ориентировании поведения (положительные и отрицательные таксисы), а также, хотя и в самых элементарных формах, в изменении поведения в результате индивидуального опыта.

Далее, у некоторых простейших можно наблюдать преемственную связь между раздражимостью и чувствительностью.

Простейших превосходят по сложности своего поведения некоторых примитивных многоклеточных животных, подтверждая положение об отсутствии соответствия между уровнями биологического и психического развития.

На высшем уровне – например, кольчатые черви, виноградные улитки, многощетинковые черви, полипы

2) Стадия перцептивной психики – представители отражают внешнюю действительность в форме целостных образов вещей.

Представители: позвоночные (от рыб до млекопитающих, в т. ч. Приматы); практически все членистоногие (в т.ч. насекомые, а также головоногие моллюски)

Наблюдается чрезвычайное разрастание и усложнение "промежуточных" или "предваряющих", форм поведения на пути к конечным биологическим целям. Если на самом раннем этапе психика проявлялась в реакциях приближения - ухода, то теперь такие "реакции" превращаются часто в развернутую многозвенную цепь действий. Конечные акты питания, самосохранения, размножения отодвигаются во времени и в пространстве и одновременно эффективно обеспечиваются.

Более сложное строение деятельности у представителей перцептивной психики А. Н. Леонтьев выражает через идею выделения операций.

Операции - это относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится. Выделение операций возможно только при отражении целостных предметов и ситуаций и, в свою очередь, стимулирует развитие такого отражения.

Способ, с помощью которого животное достигает цели, вычленился из ее общего движения к цели и приобрел относительную самостоятельность. Этот способ (т. е. операция) обеспечивается отражением отдельно пищи и отдельно преграды как целостных предметов.

Главные особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека.

1.Вся активность животных определяется биологическими мотивами. Это хорошо выражено в часто цитируемых словах немецкого психолога А. Гелъба: "Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек".

2.Вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций. Они не способны планировать своих действий, руководствоваться "идеально" представляемой целью. Это проявляется, например, в отсутствии у них изготовления орудий впрок.

3.Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида.

4.У животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т. е. в форме предметов материальной культуры.

Возможны такие формы поведения как навык (автоматизированное, бессознательное выполнение действий, возникшее в результате многократных повторений). Он не врожденный, а приобретается при жизни (формируется). Это индивидуальная форма поведения (каждая особь должна учиться сама); а также более гибкая, изменяющаяся форма поведения, зависящая от условий.

На этой стадии каждый поведенческий акт формируется в онтогенезе путём реализации генетически фиксированных компонентов видового опыта в процессе индивидуального научения. Это связано с тем, что каждый поведенческий акт состоит из двух основных фаз:

1) Поисковая фаза (подготовительная) - обычно начинается с эндогенной (внутренней) активации и проявляется в общем беспокойстве и поисковых действиях животного; обычно в результате происходит встреча животного с ключевыми стимулами, включающими собственно инстинктивное действие, а чаще - целую цепь таковых. В этой фазе поведение обладает наибольшей пластичностью, именно здесь находятся и осваиваются новые способы поведения.

2) Завершающая фаза - чем ближе к ней, тем более стереотипными становятся движения; в самой завершающей фазе они становятся вполне стереотипными и "принудительными".

"Удельный вес" этих фаз в различных поведенческих актах бывает различным даже у одного и того же животного. Но общее правило - в том, что чем выше психическая организация животного, тем более богатый и разнообразный индивидуальный опыт животное может приобрести. И часто такой опыт накапливается впрок - за счёт выполнения поведенческих актов, состоящих лишь из поисковой фазы при отсутствии фазы завершающей. Выполнение таких действий производится исключительно за счёт познавательной активности.

Также характерна и инстинктивная форма поведения, характеризуемая способностью решать задачи, не встречавшиеся ранее в опыте, и двухфазные задачи (особый вид задач, предполагающий выполнение, помимо основного действия на удовлетворение потребностей, подготовительного этапа - нейтрального прогностического действия (необходимого для реализации основного). При наличии подобных препятствий возникает интеллектуальное поведение. Оно имеет примитивный характер. Животные используют предметы в качестве орудий, но они (орудия) не сохраняются.

 

3) Стадия интеллекта

Психика большинства млекопитающих животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития.

Эту новую, высшую, ступень обычно называют стадией интеллекта (или "ручного мышления").

Конечно, интеллект животных - это совсем не то же самое, что разум человека; между ними существует, как мы увидим, огромное качественное различие.

Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности. Поэтому, прежде чем говорить об условиях перехода на стадию интеллекта, необходимо описать деятельность животных, стоящих на этой стадии развития в ее внешнем выражении.

Интеллектуальное поведение наиболее высокоразвитых животных - человекоподобных обезьян - было впервые систематически изучено в экспериментах, поставленных Кёлером.

Эти эксперименты были построены по следующей схеме.

Обезьяна (шимпанзе) помещалась в клетку. Вне клетки, на таком расстоянии от нее, что рука обезьяны не могла непосредственно дотянуться, помещалась приманка (банан, апельсин и др.). Внутри клетки лежала палка. Обезьяна, привлекаемая приманкой, могла приблизить ее к себе только при одном условии: если она воспользуется палкой. Как же ведет себя обезьяна в такой ситуации? Оказывается, что обезьяна прежде всего начинает с попыток схватить приманку непосредственно рукой. Эти попытки не приводят к успеху. Деятельность обезьяны на некоторое время как бы угасает. Животное отвлекается от приманки, прекращает свои попытки. Затем деятельность начинается вновь, но теперь она идет уже по другому пути. Не пытаясь непосредственно схватить плод рукой, обезьяна берет палку, протягивает ее по направлению к плоду, касается его, тянет палку назад, снова протягивает ее и снова тянет назад, в результате чего плод приближается и обезьяна его схватывает. Задача решена.

По тому же принципу были построены и другие многочисленные задачи, которые ставились перед человекоподобными обезьянами; для их решения также необходимо было применить такой способ деятельности, который не мог сформироваться в ходе решения данной задачи. Например, в вольере, где содержались животные, на верхней решетке подвешивались бананы, непосредственно овладеть которыми обезьяна не могла. Вблизи ставился пустой ящик. Единственно возможный способ достать в данной ситуации бананы заключается в том, чтобы подтащить ящик к месту, над которым висит приманка, и воспользоваться им как подставкой. Наблюдения показывают, что обезьяны и эту задачу решают без заметного предварительного научения.

Итак, если на более низкой ступени развития операция формировалась медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные движения постепенно закреплялись, другие же, лишние, движения столь же постепенно затормаживались, отмирали, то в этом случае у обезьяны мы наблюдаем раньше период полного неуспеха - множество попыток, не приводящих к осуществлению деятельности, а затем как бы внезапное нахождение операции, которая почти сразу приводит к успеху. Это первая характерная особенность интеллектуальной деятельности животных.

Вторая характерная ее особенность заключается в том, что если опыт повторить еще раз, то данная операция, несмотря на то, что она была осуществлена только один раз, воспроизводится, т.е. обезьяна решает подобную задачу уже без всяких предварительных проб.

Третья особенность данной деятельности состоит в том, что найденное решение задачи очень легко переносится обезьяной в другие условия, лишь сходные с теми, в которых впервые возникло данное решение. Например, если обезьяна решила задачу приближения плода с помощью палки, то оказывается, что если теперь ее лишить палки, то она легко использует вместо нее какой-нибудь другой подходящий предмет. Если изменить положение плода по отношению к клетке, если вообще несколько изменить ситуацию, то животное все же сразу находит нужное решение. Решение, т.е. операция, переносится в другую ситуацию и приспосабливается к этой новой, несколько отличной от первой ситуации.

Четвертая особенность интеллектуальной деятельности заключается в способности решения двухфазных задач. Так, например, вне клетки, где находится животное, в некотором отдалении от нее кладут приманку. Несколько ближе к клетке, но все же вне пределов досягаемости животного находится длинная палка. Другая палка, более короткая, которой можно дотянуться до длинной палки, но нельзя достать до приманки, положена в клетку. Значит, для того чтобы решить задачу, обезьяна должна раньше взять более короткую палку, достать ею длинную палку, а затем уже с помощью длинной палки пододвинуть к себе приманку.

Каково же содержание обеих этих фаз деятельности обезьяны? Первая, подготовительная фаза побуждается, очевидно, не самим предметом, на который она направлена, например, не самой палкой. Если обезьяна увидит палку в ситуации, которая требует не употребления палки, а, например, обходного пути, то она, конечно, не будет пытаться взять ее. Значит, эта фаза деятельности связана у обезьяны не с палкой, но с объективным отношением палки к плоду. Реакция на это отношение и есть не что иное, как подготовление дальнейшей, второй фазы деятельности - фазы осуществления.

Что же представляет собой эта вторая фаза? Она направлена уже на предмет, непосредственно побуждающий животное, и строится в зависимости от определенных объективно-предметных условий. Она включает, следовательно, в себя ту или иную операцию, которая становится достаточно прочным навыком.

Таким образом, при переходе к третьей, высшей, стадии развития животных наблюдается новое усложнение в строении деятельности. Прежде слитая в единый процесс деятельность дифференцируется теперь на две фазы: фазу подготовления и фазу осуществления. Наличие фазы подготовления и составляет характерную черту интеллектуального поведения. Интеллект возникает, следовательно, впервые там, где возникает процесс подготовления возможности осуществить ту или иную операцию или навык.

Возникновение и развитие интеллекта животных имеет своей анатомо-физиологической основой дальнейшее развитие коры головного мозга и ее функций. Какие же основные изменения в коре мы наблюдаем на высших ступенях развития животного мира? То новое, что отличает мозг высших млекопитающих от мозга нижестоящих животных, - это относительно гораздо большее место, занимаемое лобной корой, развитие которой происходит за счет дифференциации ее префронтальных полей.

Карл Бюлер выделил три ступени психического развития:

1. Инстинктивное поведение (бессознательно, передается по наследству, направлено на удовлетворение биологических потребностей).

2. Навыки (действия сформированные путем повторения, возникают в результате проб и ошибок, подражания, обучения, физиологической основой являются условные рефлексы).

3. Стадия «разумного поведения» (достигается немногими животными, они способны решать простейшие задачи).

Только у человека интеллектуальная деятельность достигает полного развития и осуществляется сознательно. Выготский – назвал это стадией высших психических функций.

Более подробную периодизацию филогенеза психики представил Леонтьев, а позднее ее уточнил Фабри. Три стадии:

1. стадия элементарной сенсорной психики – стадия включает два уровня: низший (развитая раздражимость - способность изменять физиологическое состояние при внешнем воздействии, инфузории-туфельки) и высший (наличие ощущений, элементарные условные рефлексы, черви, улитки).

2. стадия перцептивной психики – стадия перцептивной психики включает в себя три уровня: низший (отражение внешней реальности в форме целостного образа предмета, рыбы), высший (элементарная форма мышления, птицы) и наивысший (Леонтьев относил к третьей стадии – интеллектуальной, появление ориетировочно-исследовательской фазы в поведении, способность решать практические задачи, обезьяны, собаки, дельфины).

3. стадия сознательной психики – стадия сознательной психики (у примитивного человека- питекантропа и современного человека.).

Многие психологи считают, что усложнение психики в процессе эволюции определялось влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы – усложнение окр.среды и переход жив-ных от жизни в гомогенной среде (воде) к наземному. Внутр.фактор – усложнение анатомич. строения жив-ных (появление конечностей, челюстей как органов манипулирования и т.д.), а также появления и развития НС, а затем в последующем гол.мозга, как органа координации. Чем сложнее становились формы психического отражения, тем сложнее жив-ное могло реагировать своим поведением на воздействие окр.мира.

Сознание это способность отражать окружающий мир в его объективных, устойчивых, не зависящих от субъекта связях. Если развитие психики животных основано на законах биологической эволюции, то развитие психики человека основано на законах общественно-исторического развития.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.138 (0.017 с.)