Психоаналитические теории личности (Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм, Хорни) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психоаналитические теории личности (Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм, Хорни)



 

Ф Р Е Й Д:

ЛИЧНОСТЬ – Энергетическая система инстинктов (сексуальных и агрессивных) и защитных механизмов, которые определяются взаимодействием между выражением инстинкта и его торможением.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ – 1)Оно (Ид) –исходная, хаотичная часть психики, включающая биологические врожденные инстинкты: а) Эрос (инстинкты жизни), б)Танатос -(инстинкты смерти);

2)Я (Эго) – часть психики, обеспечивающая нам самосохранение и, обслуживающая Ид, подчиняясь принципу реальности;

3) Сверх Я (Супер –Эго) – высшая инстанция психики, которая «наблюдает» за Я, но само наблюдение остается бессознательным. Выполняет роль внутреннего цензора. Состоит из 3-х компонентов: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ –

Оральная фаза – начинается с момента рождения. Большая часть либидозной энергии направлена или сфокусирована на зоне рта.

Анальная фаза – физиологический контроль ассоциируется с осознанием и является источником удовольствия.

Фаллическая фаза – в которой дети начинают понимать различие полов.

Латентная фаза – расширение и углубление социальных контактов со сверстниками.

Генитальная фаза – является результатом либидозной энергии к сексуальным органам

ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ – началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Важную роль в формировании и жизнедеятельности человека играет «Эдипов комплекс» и защитные механизмы личности: вытеснение, противодействие, регрессия, проекция, замещение, рационализация, сублимация

Ю Н Г:

ЛИЧНОСТЬ – совокупность экстра-интровертированных установок сознания, и врожденных и реализованных архетипов

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ – состоит из 3-х взаимосвязанных компонентов:

1.Эго–центр сферы сознания и основа самосознания;

2.Личное бессознательное - состоит из болезненных и подавленных воспоминаний, содержит в себе части личности, которые никогда не доходят до сознания;

3.Коллективное бессознательное – основание всей структуры личности, его содержание одинаково для всего человечества.

Архетипы – наследуемые склонности отвечать миру определенными способами:

а)Персона-маска, навязанная нам соц. условностями;

б)Тень-воплощение нашей животной стороны;

в)Анимус-маскулиное начало в бессознательном женщины; Анима-феминое начало в бес-ом мужчины;

г)Самость-архетип центрированности.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ- Индивидуация-процесс достижения целостности, развитие динамической связи между Эго и Самостью с интеграцией частей психики: эго, персоны, тени,анимы и анимуса и др. архетипов бессознательного

2 направленности личности – экстравертированная (направляют свою психическую энергию вовне, связывая носителя энергии с внешним миром) и интровертированная (тенденция либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства)

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ –

1).экстравертированный мыслительный;

2).интровертированный мыслительный;

3).экстравертированный чувствующий

4).интровертированный чувствующий

5.) экстравертированный интуитивный

6)интровертированный интуитивный;

7).экстравертированный ощущающий тип;

8).интровертированный ощущающий

А Д Л Е Р:

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ – Теория Адлера основана на 7-ми понятиях и принципах:1)Чувство неполноценности – всякое чувство, возникающее из переживания свей беспомощности, слабости, несостоятельности и др в любой жизненной сфере;2)Стремление к совершенству – врожденно побуждение к постоянному развитию своих способностей и возможностей, т.е. компенсации нормального чув-ва неполноценности. Выделил 2-а направления: а)Позитивное – предполагает социальный интерес; б) Негативное –эгоистический интерес, самовозвышение и стремление ощущать личное превосходство за счет других; 3)Стремление к превосходству – результат стремления компенсировать преувеличенное чув-во неполноценности, препятствующее позитивному росту и развитию. 4)Социальный интерес; 5)Творческое «Я»; 6)Порядок рождения; 7) Фикционный финализм.

ЛИЧНОСТЬ – Не сексуальное, а социальное существо. Обладает уникальностью, самосознанием и контролем над своей судьбой, т.е. может свободно создавать свой жизненный стиль. И ответственна за то чем она становится.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ – едина. Структуру самоосоглашающейся и единой личности автор определял определял как стиль жизни – уникальный способ достижения целей, избираемый личностью.как стиль жизни – уникальный способ достижения целей, избираемый личностью.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ – Постулировались 3-и фактора стабильности и динамики личности:1) чувство общности;2) чувство неполноценности:

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ – Детерминантой в развитии личности является стремление к превосходству. Но из-за дефекта в развитии телесных органов человек переживает чувство своей неполноценности и прибегает к видам компенсации (адекватные и неадекватные). Адлер выделил 3-ри основные формы проявления компенсации:

1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к совершенству с соц. интересом.

2. Сверхкомпенсация, которое означает одностороннее приспособление к жизни в рез-те чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.

3) стремление к самозначимости.

3. Уход в болезнь. В этом случае чел. Не может освободиться от чувства неполноценности; не может прийти к компенсации «нормальными» способами и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ –

1. Социально полезный. Ведущая установка: сотрудничество.

2. Управляющий. Ведущая установка: превосходство по сути враждебная и антисоциальная личность.

3. Берущий тип. Установка: паразитическая (за счет других).4. Избегающий тип. Установка: избегание, страх неудач и бегство от решения проблем.

 

 

Э. Фромм. В личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные Среды. Однако, в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциальной" и "исторической". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:

1. человек изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно",

2. существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

Главная цель психологии – в познании структуры характера, то есть личности.

В своей теории личности Фромм исходил из ряда постулатов.

1. Всем людям присуща общая и единая человеческая природа. Фрейд и представители глубинной психологии в целом (К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни и др.) являются первооткрывателями действительной природы человека. Учение о природе человека - основа теории личности.

2. Важные особенности личности вытекают из так называемого "базового противоречия", которое заключается в двойственности человека: как существа животного и человеческого.

3. Общество, начиная с периода разделения труда, во все большей степени способствует отчуждению человека в такой степени, что формирует отчужденную и, в конечном счете, больную личность. Тем не менее, общество создано людьми для того, чтобы сущностная природа человека могла воплотиться. И если до настоящего времени ни одно общество не обращено в полной мере к базовым потребностям человека, то такое общество может быть создано.

Опора на Фрейда и Маркса

Э. Фромм создал теорию отчужденной личности; его важнейшая тема - одиночество и изоляция современного человека из-за отчуждения от природы и от людей. Это состояние изоляции свойственно только человеку и не обнаруживается ни у одного из видов животных.

Э. Фромм выводит теорию личности из понятия природы человека. Он различает животную природу и человеческую природу. Животная природа - это биохимические и физиологические основы и механизмы, служащие целям физического выживания. Человеческая природа – это качества и действия человека, которые являются продуктом исторической эволюции людей.

Фромм делает акцент на следовании личности своей человеческой природе. Но признает в человеке существование животной сущности наряду с человеческой.

Двойственность природы человека проявляется в наличии у него двух родов потребностей. Как животное, человек обладает биологическими потребностями, а из условий его существования вырастают "человеческие" потребности:

1) в связи с другими – потребность создавать межличностные отношения,

2) трансценденции – желание человека подняться над своей животной природой и стать создателем, а не оставаться созданием,

3) в укорененности – ощущать себя неотъемлемой частью мира,

4) в идентичности – стремление к переживанию индивидуальной уникальности,

5) в системе ориентации.

Ведущую роль для понимания личности играют "человеческие потребности". "Понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей, вырастающих из условий существования". Эти новые потребности чисто человеческие, - их нет у животных. Они объективны; их нельзя вывести из того, что люди говорят о них. Не порождаются эти потребности и обществом; скорее они укореняются в людях эволюционно.

Личность человека адаптируется к возможностям, предоставляемым конкретным обществом. Приспособление человека к обществу обычно представляет компромисс между внутренними потребностями и внешними требованиями и обретает форму социального характера, который находится в соответствии с требованиями общества.

Социальный характер - это ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, в противовес индивидуальному характеру, который отличает их друг от друга. Это типичный для общества характер.

Говоря о том, что общество формирует характер, Фромм не забывает о человеческой природе, которая, в свою очередь, влияет на социальные условия, в которых живет человек.

Характер личности формируется в детстве. Но ведь ребенок в ранние годы жизни сравнительно мало вступает в контакт с обществом. Это противоречие Фромм решает просто. Семья является психическим представителем общества. Она передает требования общества подрастающему ребенку. Эту функцию семья выполняет двумя путями: 1) через влияние, которое на формирование характера ребенка оказывает характер родителей; поскольку характер большинства родителей является выражением социального характера, то они передают ребенку основные черты желательной для общества структуры характера; 2) через способы воспитания детей, обычные для данной культуры.

Типы социального характера:

1) Накопительский тип характера – мало верит в получение чего-то нового из окружающего мира

–практичностью, аккуратностью, осторожностью, терпеливостью, осмотрительностью, стойкостью, хладнокровием, системностью и др.

2) Рыночньш_характер - человек воспринимает себя как товар.

–целеустремленный, ориентированный в будущее, придерживается широких взглядов, остроумный, общительный, квалифицированный, любознательный, умный, щедрый, склонен к экспериментированию.

3) Продуктивный характер – идеальный типхарактера. ОЭто человек, достигший высшей ступени развития - цели развития человека и одновременно идеала гуманистической нравственности. Продуктивная ориентация личности охватывает интеллектуальные, эмоциональные и сенсорныереакции по отношению к другим людям, самому себе и предметам. Он ощущает, что он и его силы - это единое целое, что они не служат объектом оценивания и отчуждения.

4) Некрофильный – направленность на мертвое

5) Биофильный – воплощающий любовь к жизни.

Любой индивид представляет смешение пяти типов, хотя один из них может выделяться из остальных.

 

К. Хорни – основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувство тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для поведения индивидов сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее базальное чувство тревоги в потенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное, как реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом.

К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:

1. к людям, как потребность в любви

2. от людей, как потребность в независимости

3. против людей, как потребность во власти.

При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности:

1. услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой

2. пытающаяся отрешиться от общества

3. агрессивная, жаждущая престижа и власти.

Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 5621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.037 с.)