Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психоаналитические теории личности (Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм, Хорни)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ф Р Е Й Д: ЛИЧНОСТЬ – Энергетическая система инстинктов (сексуальных и агрессивных) и защитных механизмов, которые определяются взаимодействием между выражением инстинкта и его торможением. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ – 1)Оно (Ид) –исходная, хаотичная часть психики, включающая биологические врожденные инстинкты: а) Эрос (инстинкты жизни), б)Танатос -(инстинкты смерти); 2)Я (Эго) – часть психики, обеспечивающая нам самосохранение и, обслуживающая Ид, подчиняясь принципу реальности; 3) Сверх Я (Супер –Эго) – высшая инстанция психики, которая «наблюдает» за Я, но само наблюдение остается бессознательным. Выполняет роль внутреннего цензора. Состоит из 3-х компонентов: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ – Оральная фаза – начинается с момента рождения. Большая часть либидозной энергии направлена или сфокусирована на зоне рта. Анальная фаза – физиологический контроль ассоциируется с осознанием и является источником удовольствия. Фаллическая фаза – в которой дети начинают понимать различие полов. Латентная фаза – расширение и углубление социальных контактов со сверстниками. Генитальная фаза – является результатом либидозной энергии к сексуальным органам ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ – началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Важную роль в формировании и жизнедеятельности человека играет «Эдипов комплекс» и защитные механизмы личности: вытеснение, противодействие, регрессия, проекция, замещение, рационализация, сублимация Ю Н Г: ЛИЧНОСТЬ – совокупность экстра-интровертированных установок сознания, и врожденных и реализованных архетипов СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ – состоит из 3-х взаимосвязанных компонентов: 1.Эго–центр сферы сознания и основа самосознания; 2.Личное бессознательное - состоит из болезненных и подавленных воспоминаний, содержит в себе части личности, которые никогда не доходят до сознания; 3.Коллективное бессознательное – основание всей структуры личности, его содержание одинаково для всего человечества. Архетипы – наследуемые склонности отвечать миру определенными способами: а)Персона-маска, навязанная нам соц. условностями; б)Тень-воплощение нашей животной стороны; в)Анимус-маскулиное начало в бессознательном женщины; Анима-феминое начало в бес-ом мужчины; г)Самость-архетип центрированности. ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ- Индивидуация-процесс достижения целостности, развитие динамической связи между Эго и Самостью с интеграцией частей психики: эго, персоны, тени,анимы и анимуса и др. архетипов бессознательного 2 направленности личности – экстравертированная (направляют свою психическую энергию вовне, связывая носителя энергии с внешним миром) и интровертированная (тенденция либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства) ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ – 1).экстравертированный мыслительный; 2).интровертированный мыслительный; 3).экстравертированный чувствующий 4).интровертированный чувствующий 5.) экстравертированный интуитивный 6)интровертированный интуитивный; 7).экстравертированный ощущающий тип; 8).интровертированный ощущающий А Д Л Е Р: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ – Теория Адлера основана на 7-ми понятиях и принципах:1)Чувство неполноценности – всякое чувство, возникающее из переживания свей беспомощности, слабости, несостоятельности и др в любой жизненной сфере;2)Стремление к совершенству – врожденно побуждение к постоянному развитию своих способностей и возможностей, т.е. компенсации нормального чув-ва неполноценности. Выделил 2-а направления: а)Позитивное – предполагает социальный интерес; б) Негативное –эгоистический интерес, самовозвышение и стремление ощущать личное превосходство за счет других; 3)Стремление к превосходству – результат стремления компенсировать преувеличенное чув-во неполноценности, препятствующее позитивному росту и развитию. 4)Социальный интерес; 5)Творческое «Я»; 6)Порядок рождения; 7) Фикционный финализм. ЛИЧНОСТЬ – Не сексуальное, а социальное существо. Обладает уникальностью, самосознанием и контролем над своей судьбой, т.е. может свободно создавать свой жизненный стиль. И ответственна за то чем она становится. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ – едина. Структуру самоосоглашающейся и единой личности автор определял определял как стиль жизни – уникальный способ достижения целей, избираемый личностью.как стиль жизни – уникальный способ достижения целей, избираемый личностью. ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ – Постулировались 3-и фактора стабильности и динамики личности:1) чувство общности;2) чувство неполноценности: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ – Детерминантой в развитии личности является стремление к превосходству. Но из-за дефекта в развитии телесных органов человек переживает чувство своей неполноценности и прибегает к видам компенсации (адекватные и неадекватные). Адлер выделил 3-ри основные формы проявления компенсации: 1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к совершенству с соц. интересом. 2. Сверхкомпенсация, которое означает одностороннее приспособление к жизни в рез-те чрезмерного развития какой-то одной черты или способности. 3) стремление к самозначимости. 3. Уход в болезнь. В этом случае чел. Не может освободиться от чувства неполноценности; не может прийти к компенсации «нормальными» способами и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ – 1. Социально полезный. Ведущая установка: сотрудничество. 2. Управляющий. Ведущая установка: превосходство по сути враждебная и антисоциальная личность. 3. Берущий тип. Установка: паразитическая (за счет других).4. Избегающий тип. Установка: избегание, страх неудач и бегство от решения проблем.
Э. Фромм. В личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные Среды. Однако, в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциальной" и "исторической". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта: 1. человек изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно", 2. существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре. Главная цель психологии – в познании структуры характера, то есть личности. В своей теории личности Фромм исходил из ряда постулатов. 1. Всем людям присуща общая и единая человеческая природа. Фрейд и представители глубинной психологии в целом (К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни и др.) являются первооткрывателями действительной природы человека. Учение о природе человека - основа теории личности. 2. Важные особенности личности вытекают из так называемого "базового противоречия", которое заключается в двойственности человека: как существа животного и человеческого. 3. Общество, начиная с периода разделения труда, во все большей степени способствует отчуждению человека в такой степени, что формирует отчужденную и, в конечном счете, больную личность. Тем не менее, общество создано людьми для того, чтобы сущностная природа человека могла воплотиться. И если до настоящего времени ни одно общество не обращено в полной мере к базовым потребностям человека, то такое общество может быть создано. Опора на Фрейда и Маркса Э. Фромм создал теорию отчужденной личности; его важнейшая тема - одиночество и изоляция современного человека из-за отчуждения от природы и от людей. Это состояние изоляции свойственно только человеку и не обнаруживается ни у одного из видов животных. Э. Фромм выводит теорию личности из понятия природы человека. Он различает животную природу и человеческую природу. Животная природа - это биохимические и физиологические основы и механизмы, служащие целям физического выживания. Человеческая природа – это качества и действия человека, которые являются продуктом исторической эволюции людей. Фромм делает акцент на следовании личности своей человеческой природе. Но признает в человеке существование животной сущности наряду с человеческой. Двойственность природы человека проявляется в наличии у него двух родов потребностей. Как животное, человек обладает биологическими потребностями, а из условий его существования вырастают "человеческие" потребности: 1) в связи с другими – потребность создавать межличностные отношения, 2) трансценденции – желание человека подняться над своей животной природой и стать создателем, а не оставаться созданием, 3) в укорененности – ощущать себя неотъемлемой частью мира, 4) в идентичности – стремление к переживанию индивидуальной уникальности, 5) в системе ориентации. Ведущую роль для понимания личности играют "человеческие потребности". "Понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей, вырастающих из условий существования". Эти новые потребности чисто человеческие, - их нет у животных. Они объективны; их нельзя вывести из того, что люди говорят о них. Не порождаются эти потребности и обществом; скорее они укореняются в людях эволюционно. Личность человека адаптируется к возможностям, предоставляемым конкретным обществом. Приспособление человека к обществу обычно представляет компромисс между внутренними потребностями и внешними требованиями и обретает форму социального характера, который находится в соответствии с требованиями общества. Социальный характер - это ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, в противовес индивидуальному характеру, который отличает их друг от друга. Это типичный для общества характер. Говоря о том, что общество формирует характер, Фромм не забывает о человеческой природе, которая, в свою очередь, влияет на социальные условия, в которых живет человек. Характер личности формируется в детстве. Но ведь ребенок в ранние годы жизни сравнительно мало вступает в контакт с обществом. Это противоречие Фромм решает просто. Семья является психическим представителем общества. Она передает требования общества подрастающему ребенку. Эту функцию семья выполняет двумя путями: 1) через влияние, которое на формирование характера ребенка оказывает характер родителей; поскольку характер большинства родителей является выражением социального характера, то они передают ребенку основные черты желательной для общества структуры характера; 2) через способы воспитания детей, обычные для данной культуры. Типы социального характера: 1) Накопительский тип характера – мало верит в получение чего-то нового из окружающего мира –практичностью, аккуратностью, осторожностью, терпеливостью, осмотрительностью, стойкостью, хладнокровием, системностью и др. 2) Рыночньш_характер - человек воспринимает себя как товар. –целеустремленный, ориентированный в будущее, придерживается широких взглядов, остроумный, общительный, квалифицированный, любознательный, умный, щедрый, склонен к экспериментированию. 3) Продуктивный характер – идеальный типхарактера. ОЭто человек, достигший высшей ступени развития - цели развития человека и одновременно идеала гуманистической нравственности. Продуктивная ориентация личности охватывает интеллектуальные, эмоциональные и сенсорныереакции по отношению к другим людям, самому себе и предметам. Он ощущает, что он и его силы - это единое целое, что они не служат объектом оценивания и отчуждения. 4) Некрофильный – направленность на мертвое 5) Биофильный – воплощающий любовь к жизни. Любой индивид представляет смешение пяти типов, хотя один из них может выделяться из остальных.
К. Хорни – основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувство тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для поведения индивидов сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее базальное чувство тревоги в потенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное, как реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом. К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям: 1. к людям, как потребность в любви 2. от людей, как потребность в независимости 3. против людей, как потребность во власти. При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности: 1. услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой 2. пытающаяся отрешиться от общества 3. агрессивная, жаждущая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 5876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.014 с.) |