Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психоаналитические теории личности (Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм, Хорни)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ф Р Е Й Д: ЛИЧНОСТЬ – Энергетическая система инстинктов (сексуальных и агрессивных) и защитных механизмов, которые определяются взаимодействием между выражением инстинкта и его торможением. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ – 1)Оно (Ид) –исходная, хаотичная часть психики, включающая биологические врожденные инстинкты: а) Эрос (инстинкты жизни), б)Танатос -(инстинкты смерти); 2)Я (Эго) – часть психики, обеспечивающая нам самосохранение и, обслуживающая Ид, подчиняясь принципу реальности; 3) Сверх Я (Супер –Эго) – высшая инстанция психики, которая «наблюдает» за Я, но само наблюдение остается бессознательным. Выполняет роль внутреннего цензора. Состоит из 3-х компонентов: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ – Оральная фаза – начинается с момента рождения. Большая часть либидозной энергии направлена или сфокусирована на зоне рта. Анальная фаза – физиологический контроль ассоциируется с осознанием и является источником удовольствия. Фаллическая фаза – в которой дети начинают понимать различие полов. Латентная фаза – расширение и углубление социальных контактов со сверстниками. Генитальная фаза – является результатом либидозной энергии к сексуальным органам ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ – началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Важную роль в формировании и жизнедеятельности человека играет «Эдипов комплекс» и защитные механизмы личности: вытеснение, противодействие, регрессия, проекция, замещение, рационализация, сублимация Ю Н Г: ЛИЧНОСТЬ – совокупность экстра-интровертированных установок сознания, и врожденных и реализованных архетипов СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ – состоит из 3-х взаимосвязанных компонентов: 1.Эго–центр сферы сознания и основа самосознания; 2.Личное бессознательное - состоит из болезненных и подавленных воспоминаний, содержит в себе части личности, которые никогда не доходят до сознания; 3.Коллективное бессознательное – основание всей структуры личности, его содержание одинаково для всего человечества. Архетипы – наследуемые склонности отвечать миру определенными способами: а)Персона-маска, навязанная нам соц. условностями; б)Тень-воплощение нашей животной стороны; в)Анимус-маскулиное начало в бессознательном женщины; Анима-феминое начало в бес-ом мужчины; г)Самость-архетип центрированности. ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ- Индивидуация-процесс достижения целостности, развитие динамической связи между Эго и Самостью с интеграцией частей психики: эго, персоны, тени,анимы и анимуса и др. архетипов бессознательного 2 направленности личности – экстравертированная (направляют свою психическую энергию вовне, связывая носителя энергии с внешним миром) и интровертированная (тенденция либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства) ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ – 1).экстравертированный мыслительный; 2).интровертированный мыслительный; 3).экстравертированный чувствующий 4).интровертированный чувствующий 5.) экстравертированный интуитивный 6)интровертированный интуитивный; 7).экстравертированный ощущающий тип; 8).интровертированный ощущающий А Д Л Е Р: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ – Теория Адлера основана на 7-ми понятиях и принципах:1)Чувство неполноценности – всякое чувство, возникающее из переживания свей беспомощности, слабости, несостоятельности и др в любой жизненной сфере;2)Стремление к совершенству – врожденно побуждение к постоянному развитию своих способностей и возможностей, т.е. компенсации нормального чув-ва неполноценности. Выделил 2-а направления: а)Позитивное – предполагает социальный интерес; б) Негативное –эгоистический интерес, самовозвышение и стремление ощущать личное превосходство за счет других; 3)Стремление к превосходству – результат стремления компенсировать преувеличенное чув-во неполноценности, препятствующее позитивному росту и развитию. 4)Социальный интерес; 5)Творческое «Я»; 6)Порядок рождения; 7) Фикционный финализм. ЛИЧНОСТЬ – Не сексуальное, а социальное существо. Обладает уникальностью, самосознанием и контролем над своей судьбой, т.е. может свободно создавать свой жизненный стиль. И ответственна за то чем она становится. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ – едина. Структуру самоосоглашающейся и единой личности автор определял определял как стиль жизни – уникальный способ достижения целей, избираемый личностью.как стиль жизни – уникальный способ достижения целей, избираемый личностью. ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ – Постулировались 3-и фактора стабильности и динамики личности:1) чувство общности;2) чувство неполноценности: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ – Детерминантой в развитии личности является стремление к превосходству. Но из-за дефекта в развитии телесных органов человек переживает чувство своей неполноценности и прибегает к видам компенсации (адекватные и неадекватные). Адлер выделил 3-ри основные формы проявления компенсации: 1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к совершенству с соц. интересом. 2. Сверхкомпенсация, которое означает одностороннее приспособление к жизни в рез-те чрезмерного развития какой-то одной черты или способности. 3) стремление к самозначимости. 3. Уход в болезнь. В этом случае чел. Не может освободиться от чувства неполноценности; не может прийти к компенсации «нормальными» способами и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ – 1. Социально полезный. Ведущая установка: сотрудничество. 2. Управляющий. Ведущая установка: превосходство по сути враждебная и антисоциальная личность. 3. Берущий тип. Установка: паразитическая (за счет других).4. Избегающий тип. Установка: избегание, страх неудач и бегство от решения проблем.
Э. Фромм. В личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные Среды. Однако, в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциальной" и "исторической". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта: 1. человек изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно", 2. существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре. Главная цель психологии – в познании структуры характера, то есть личности. В своей теории личности Фромм исходил из ряда постулатов. 1. Всем людям присуща общая и единая человеческая природа. Фрейд и представители глубинной психологии в целом (К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни и др.) являются первооткрывателями действительной природы человека. Учение о природе человека - основа теории личности. 2. Важные особенности личности вытекают из так называемого "базового противоречия", которое заключается в двойственности человека: как существа животного и человеческого. 3. Общество, начиная с периода разделения труда, во все большей степени способствует отчуждению человека в такой степени, что формирует отчужденную и, в конечном счете, больную личность. Тем не менее, общество создано людьми для того, чтобы сущностная природа человека могла воплотиться. И если до настоящего времени ни одно общество не обращено в полной мере к базовым потребностям человека, то такое общество может быть создано. Опора на Фрейда и Маркса Э. Фромм создал теорию отчужденной личности; его важнейшая тема - одиночество и изоляция современного человека из-за отчуждения от природы и от людей. Это состояние изоляции свойственно только человеку и не обнаруживается ни у одного из видов животных. Э. Фромм выводит теорию личности из понятия природы человека. Он различает животную природу и человеческую природу. Животная природа - это биохимические и физиологические основы и механизмы, служащие целям физического выживания. Человеческая природа – это качества и действия человека, которые являются продуктом исторической эволюции людей. Фромм делает акцент на следовании личности своей человеческой природе. Но признает в человеке существование животной сущности наряду с человеческой. Двойственность природы человека проявляется в наличии у него двух родов потребностей. Как животное, человек обладает биологическими потребностями, а из условий его существования вырастают "человеческие" потребности: 1) в связи с другими – потребность создавать межличностные отношения, 2) трансценденции – желание человека подняться над своей животной природой и стать создателем, а не оставаться созданием, 3) в укорененности – ощущать себя неотъемлемой частью мира, 4) в идентичности – стремление к переживанию индивидуальной уникальности, 5) в системе ориентации. Ведущую роль для понимания личности играют "человеческие потребности". "Понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей, вырастающих из условий существования". Эти новые потребности чисто человеческие, - их нет у животных. Они объективны; их нельзя вывести из того, что люди говорят о них. Не порождаются эти потребности и обществом; скорее они укореняются в людях эволюционно. Личность человека адаптируется к возможностям, предоставляемым конкретным обществом. Приспособление человека к обществу обычно представляет компромисс между внутренними потребностями и внешними требованиями и обретает форму социального характера, который находится в соответствии с требованиями общества. Социальный характер - это ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, в противовес индивидуальному характеру, который отличает их друг от друга. Это типичный для общества характер. Говоря о том, что общество формирует характер, Фромм не забывает о человеческой природе, которая, в свою очередь, влияет на социальные условия, в которых живет человек. Характер личности формируется в детстве. Но ведь ребенок в ранние годы жизни сравнительно мало вступает в контакт с обществом. Это противоречие Фромм решает просто. Семья является психическим представителем общества. Она передает требования общества подрастающему ребенку. Эту функцию семья выполняет двумя путями: 1) через влияние, которое на формирование характера ребенка оказывает характер родителей; поскольку характер большинства родителей является выражением социального характера, то они передают ребенку основные черты желательной для общества структуры характера; 2) через способы воспитания детей, обычные для данной культуры. Типы социального характера: 1) Накопительский тип характера – мало верит в получение чего-то нового из окружающего мира –практичностью, аккуратностью, осторожностью, терпеливостью, осмотрительностью, стойкостью, хладнокровием, системностью и др. 2) Рыночньш_характер - человек воспринимает себя как товар. –целеустремленный, ориентированный в будущее, придерживается широких взглядов, остроумный, общительный, квалифицированный, любознательный, умный, щедрый, склонен к экспериментированию. 3) Продуктивный характер – идеальный типхарактера. ОЭто человек, достигший высшей ступени развития - цели развития человека и одновременно идеала гуманистической нравственности. Продуктивная ориентация личности охватывает интеллектуальные, эмоциональные и сенсорныереакции по отношению к другим людям, самому себе и предметам. Он ощущает, что он и его силы - это единое целое, что они не служат объектом оценивания и отчуждения. 4) Некрофильный – направленность на мертвое 5) Биофильный – воплощающий любовь к жизни. Любой индивид представляет смешение пяти типов, хотя один из них может выделяться из остальных.
К. Хорни – основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувство тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для поведения индивидов сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее базальное чувство тревоги в потенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное, как реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом. К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям: 1. к людям, как потребность в любви 2. от людей, как потребность в независимости 3. против людей, как потребность во власти. При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности: 1. услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой 2. пытающаяся отрешиться от общества 3. агрессивная, жаждущая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 5734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.114.199 (0.008 с.) |