Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет психологии: основные этапы развития представлений о предмете психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в. – до VII—VI вв. до н.э. Нет научных исследований психики. Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев – рубеж VII-VI вв. до н.э. Влияние философии на психологию. Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования. Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души; II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения. –ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв. Предмет психологии — сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений. Первая психологическая школа, концепции об адаптационной функции психики, теория рефлекса; III этап — психология как наука о поведении. Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. “Behaviour” по-английски — “поведение”. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). Вместе с тем многие “традиционные” психологи высказывали серьезные возражения относительно некоторых исходных компонентов бихевиористского подхода. Поведение и психика — это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие не одной реакции, а некоторого их набора и, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое.
IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Именно между внешним стимульным “входом” и объективным поведенческим “выходом” функционирует собственно психика, которая их не просто связывает, а по-особому организует и заслуживает конкретного изучения.
– 10-30-е гг. XX в. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы. Делится на несколько предметов: элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Психоанализ и проективные методы; – 1940-1960 гг. Развитие психологических школ. Гуманистическая психология — акцент на внутренний мир человека, его сущность. В центре внимания — интеллект человека. Появляются опросники; – современная психология — вторая половина XX в. Совершенствование экспериментальных методов исследования психики.
В истории психологии происходили конфигурации представлений о предмете психологии: А) Душа как предмет науки 1.Античная психология. Два основных направления в понимании сущности души: материализм (Левкип, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Стоики) - психическую жизнь разглядывают исходя из естественных обстоятельств, но при этом впадают в упрощение и уплощение рассматриваемого предмета и идеализм (Платон, Аристотель) - разглядывают её как несводимую к механистическим взаимодействиям действительность, в частности активность и моральность человека, но при этом никак её не объясняют. Основной тупик – душа признавалась главной предпосылкой – первопричиной движения (жизни). Вопрос о детерминации самой души не ставился. Демокрит: Душа - образование из атомов. Душа причина движения тела. Душа материальна и состоит из маленьких круглых, особо подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа продукт распределения атомов. Душа смертна. Её обновление происходит с каждым дыханием (часть атомов входит, часть покидает тело). Панпсихизм – душа принадлежит всем, даже мертвым телам. Больше всего атомов души у человека, но они есть и у камня. Заболевание – это изменение пропорции атомов. В органах чувств маленькие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены к внешнему восприятию. Восприятие - излучение атомов и их восприятие. Особо благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу, он – место высших душевных функций, способности к познанию. Орган благородных страстей - сердце, чувственных желаний и вожделений – печень. Душа не существует вне тела. Она сама особенное тело. Если душа движет телом, то она сама телесна, т.К. Механизм деяния души на тело мыслился как материальный процесс по типу толчка. Нам лишь кажется что психика и душа не материальны, мы просто не можем их измерить. Платон (находился под влиянием Сократа). Душа и тело - различные вещи. Душа - вечна, она есть часть мира идей. Идеи – истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не осуществленное в какой-или субстанции. Они безвидны, незримы, есть без помощи других, независимо от чувственных вещей. Материя – небытие, непонятное незримое. Это ничто, которое может стать хоть какой вещью, т.Е. Всем при соединении с определенной идеей. Чувственный мир – материальные вещи, предметы, естественные и сделанные человеком. Идеи – эталоны, вещи – их подобия. Душа – начало, посредствующее меж миром идей и чувственных вещей. Она нечто первичное, возникающее до этого всех тел, властвует над всеми. Человек – микрокосм, который подобен космосу в целом. Космос – некое одушевленное тело. У космоса есть своя душа (глобальная душа). Индивидуальная душа человека – часть космической (мировой) души. Космос – разумное существо – вместилище космического разума и тела. Человек состоит из двух начал – тела и души. Тело состоит из огня, воздуха, воды и земли. Душа не имеет материального носителя, она одинакова по природе с миром идей. Душа не есть мысль, она причастна идеям. Не тело заведует поведением человека, а все связывается благом и долгом. Соотношение души и тела: душа не существует раздельно от тела, душа обязана соответствовать телу. Они (душа и тело) обязаны быть соразмерны. Три начала души (три слоя по близости к идеальному началу): вожделеющая (соединена с телом, обращена к чувственным вещам и телу); разумная (обращена к миру идей); аффективно-волевая (это средняя часть, обращена на мир человеческого поведения и поступков). Динамизм душевного мира: разумное начало заведует телом и остальными частями души. Разум видит наилучшее, а человек следует худшему. Душа – бессмертна. После погибели человека она отлетает и попадает на трибунал, на котором в зависимости от человеческих поступков она попадает в ад либо переселяется в тело человека. Проявления души – познание как припоминание, как память. Припоминания – оживления знаний, которые душа имела до вселения в тело. Аристотель. Душа (психика) - организующее начало в теле. Тело и душа взаимосвязаны. Душа - форма, метод организации живого тела. Последнее - одушевлено, душа делает его живым (Аристотель - виталист). Благодаря душе мы представляем из себя целостный организм. 3 Вида души: растительная, животная (активность, взаимодействие с объектами), разумная (соединяется с вечностью, божественным духом). Аристотель занимал промежуточное место меж идеалистами и материалистами. Критикует представления о душе как материальном субстрате. Душа – нечто принадлежащее телу, самая принципиальная функция тела, это форма, которая существует в материи. Форма лежит не над материей, а в ней самой. Движение определяется формой, но не осуществляется без плана, цели. Соотношение души и тела: душа и тело соединены меж собой, но не так как точка и с линией. Душу нельзя учить раздельно от тела. Душа – форма тела. Это не материя, т.К. Материя есть то, из чего состоит вещь. Форма – суть вещи, она выражает рвение вещи к определенному существованию. Форма задает определенную линию развития. Душа – мишень. Виды форм души: растительная (вегетативная, питание, размножение, низшая); животная (чувства, чувства); человеческая (разумное человеческое мышление). Телу соответствует много функций – несколько душ. Не делить душу на части, она – целое. Силы души – части души лишь в логическом плане. Любая последующая ступень включает функции предшествующей. Душа человека – растительная – в ней нет ни добродетели, ни пороков, она обеспечивает телесное существование; животная – этические либо волевые добродетели; человеческая – интеллектуальные добродетели (гордость, благородие, мудрость). Этим частям души соответствуют разные воспитания: растительная – физическое развитие; этические добродетели развиваются в процессе нравственного воспитания; интеллектуальная – развивается в ходе обучения. Орган души – сердце. Энтилехия – высшее воплощение всех функций среды (то что вложено в тело, как его мишень). Б) Сознание как предмет психологии Конец 18 в. - Развитие естествознания - окрепло строго причинное мировоззрение. Попытка перейти к новым эмпирическим способам. Порождение нового объекта и предмета. Происходит выделение учения о психическом из учения о душе. Необходимо было выделить критерий отличия психического от непсихического. Таковым критерием стало сознавание (отождествление психики и сознания) –Декарт. Сознание (дух) - мир духовного, мышления (чувства, побуждения....). Это духовная субстанция, которая изначальна; мир духовный и материальный есть вначале и взаимодействуют с другими жр. Через шишковидную железу. Душа не возникает из материального мира, и материя из духа. Психика – особенный мир, отменно отличающийся от всего окружающего. Есть два вида нашего существования: настоящая жизнь и познание. В жизни решимость к поступку (действовать как решил). В познании способ сомнения (мишень сознания – рвение к истине). колебание акт мышления => мышление познается нами до этого и достовернее, чем какая бы то ни было телесная вещь. Мышление - все то, что совершается в нас осознанно. Т.О., Декарт нашел достоверное познание души в непосредственном переживании психических действий. Декарт избирает новый метод исследования: отказывается от объективного описания и обращается к рассмотрению лишь собственных мыслей, т.Е. Субъективных состояний. Серьезное деление души и тела. Тело преобразуется в машину, которая взаимодействует с душой. У животных психики нет. Нет её у младенцев. Бог приносит душу в тело дитя. Животные - рефлекторные машины. Конкретно у Декарта в первый раз возникает понятие рефлекса. Локк - предложил способ исследования сознания. Два вида опыта: объекты чувства и внутреннее восприятие действий нашего разума (размышление и рассматривание этих действий – рефлексия). Ввел понятие рефлексии – получение идей, которые приобретаются разумом при помощи размышления о собственной своей деятельности. Разум может сразу заниматься обретенными идеями и рефлексировать эту свою деятельность = > способ исследования фактически психической деятельности – способ «внутреннего восприятия», «самонаблюдения». Г.И.Челпанов – предмет психологии, то что мы не можем воспринять при помощи внешних органов чувств (т.Е. Внутренний опыт). способ самонаблюдения. Вундт: всякий опыт распадается на два фактора – данное нам содержание и наше восприятие этого содержания. Психология обязана учить все содержания нашего опыта в его отношении к субъекту и в свойствах, конкретно вносимых в тот опыт последним. Предмет психологии – непосредственный опыт. Способ интроспекции. В остальных направлениях (функционализм, структурализм, ассоциативная психология) были описаны различные элементы сознания (чувства, виды, умозаключения); неоднородность сознания (фокус, периферия); произвольные и непроизвольные процессы в сознании; сгусток и размер сознания. Титчнер. В) Поведение как предмет психологии исследование не психики в поведении, а поведения. Способ – опыт. Задачки – формирование навыков, предсказание поведения. Этот подход основывался на том, что исследовано научно может быть лишь то, что может быть записанно. Г) Бессознательное. Психоанализ. Способ – свободные ассоциации, толкование сновидений, анализ психопатологии обыденной жизни. Задачка – терапия. Д) Деятельность. Психику нельзя учить раздельно от деятельности. Способ – генетико-формирующий. Задачки – трудности формирования, генетические и развивающие. П.Я.Гальперин – конкретизация – ориентировочная деятельность (исходя из предлагаемого критерия психического). Е) Познавательные процессы. Когнитивная психология. Способ – моделирование. Задачка – создание различных видов искусственного интеллекта. Для понимания поведения нужно обратиться к внутренним опосредующим действиям, до этого всего когнитивным. Ж) Личность. Гуманистическая психология. Способ – эмпатия, активное слушание, создание условий для развития личности. Задачка – психотерапия. З) Неформализуемые процессы. Выделено на базе кибернетических исследований. Человек источник интерпретации значений внешнего стимула, поэтому есть элементы, психики которые не подлежат кибернетическому моделированию. Такие элементы и обязаны быть в большей степени предметом психологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 11592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.85.170 (0.008 с.) |