Цели и задачи экспериментальных исследований в психологии. Специфика психологического эксперимента, его основные виды.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи экспериментальных исследований в психологии. Специфика психологического эксперимента, его основные виды.



Психодиагностические методы, их характеристика и классификации.

Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:

1) Сбор данных.

2) Переработка и интерпретация данных.

3) Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям.

Наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

1. Классификации методов по Й.Шванцаре

1) по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);

2) по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

3) тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;

4) по психической активности испытуемых:

– интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

– экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

– проективные. Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;

–исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову

1) по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

2) по назначению:

–общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);

–тесты профессиональной пригодности;

–тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

–тесты достижений;

3)по материалу, которым оперирует испытуемый:

–бланковые;

–предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);

–аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

4) по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

5) по форме ответа: устные и письменные;

6) по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

7) по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

8) По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

9) по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

10) по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

11) по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

 

3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину [7]

1) по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:

– объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

– стандартизованные самоотчеты:

– тесты-опросники, открытые опросники);

– шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация;

– индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток;

– проективные техники;

– диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

2) по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики:

– объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой.

4. Классификация Бодалева:

I Объективные тесты – те методики, в которых возможно правильное выполнение заданий (тесты способностей, интеллекта). Это практически все тесты психических процессов.

II Стандартизированные самоотчеты. Все они построены на использовании вербальных способностей испытуемого, а так же обращается к его мышлению, воображению и памяти. Требуют достаточно развитых вербальных способностей, анализа, памяти (не работают на детях). Начинают работать примерно с 5-6 класса. Включают в себя:

1) Тесты-опросники. Предполагают набор пунктов, вопросов или утверждений, относительно которых испытуемый выносит суждение. Бывают 2-3-х альтернативные.

2) Открытые опросники. Предполагают последующий контент-анализ / разброс индивидуальных данных по категориям. Особенности – отсутствие стандартных ответов, стандартизация обработки путем отнесения ответов к стандартным категориям.

3) Шкальные техники. Предполагают оценку тех или иных объектов по выраженности в них качества, заданного шкалой. Обычно дается 5-7 альтернативный выбор. Подразновидность шкальных техник:

a) Особый вид шкалирования – субъективная идентификация, которая предполагает создание субъективной структуры на уровне шкалы наименований. Человек должен сам назвать те или иные свои характеристики (выбирать, например, между я аккуратный и я возбужденный).

b) Индивидуально-ориентированные техники. Часто напоминают беседу или интервью. От шкальных техник отличаются тем, что параметры не задаются из вне, а выделяются на основе ответов испытуемых. В отличие от интервью, возможна статистическая обработка.

III Проективные техники. Основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве стимула при соответствующей организации, порождает процессы проекции. Исследовательское применение подразумевает применение контент-аналитических процедур.

IV Диалогические (интерактивные) техники. Они могут быть:

1) Вербальными: интервью, беседа.

2) Невербальными: диагностическая игра с ребенком (диагностика любых свойств ребенка – пример, три желания, что хотело бы несуществующее животное).

 

А) Душа как предмет науки

1.Античная психология. Два основных направления в понимании сущности души: материализм (Левкип, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Стоики) - психическую жизнь разглядывают исходя из естественных обстоятельств, но при этом впадают в упрощение и уплощение рассматриваемого предмета и идеализм (Платон, Аристотель) - разглядывают её как несводимую к механистическим взаимодействиям действительность, в частности активность и моральность человека, но при этом никак её не объясняют. Основной тупик – душа признавалась главной предпосылкой – первопричиной движения (жизни). Вопрос о детерминации самой души не ставился.

Демокрит: Душа - образование из атомов. Душа причина движения тела. Душа материальна и состоит из маленьких круглых, особо подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа продукт распределения атомов. Душа смертна. Её обновление происходит с каждым дыханием (часть атомов входит, часть покидает тело). Панпсихизм – душа принадлежит всем, даже мертвым телам. Больше всего атомов души у человека, но они есть и у камня. Заболевание – это изменение пропорции атомов. В органах чувств маленькие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены к внешнему восприятию. Восприятие - излучение атомов и их восприятие. Особо благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу, он – место высших душевных функций, способности к познанию. Орган благородных страстей - сердце, чувственных желаний и вожделений – печень. Душа не существует вне тела. Она сама особенное тело. Если душа движет телом, то она сама телесна, т.К. Механизм деяния души на тело мыслился как материальный процесс по типу толчка. Нам лишь кажется что психика и душа не материальны, мы просто не можем их измерить.

Платон (находился под влиянием Сократа). Душа и тело - различные вещи. Душа - вечна, она есть часть мира идей. Идеи – истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не осуществленное в какой-или субстанции. Они безвидны, незримы, есть без помощи других, независимо от чувственных вещей. Материя – небытие, непонятное незримое. Это ничто, которое может стать хоть какой вещью, т.Е. Всем при соединении с определенной идеей. Чувственный мир – материальные вещи, предметы, естественные и сделанные человеком.

Идеи – эталоны, вещи – их подобия. Душа – начало, посредствующее меж миром идей и чувственных вещей. Она нечто первичное, возникающее до этого всех тел, властвует над всеми. Человек – микрокосм, который подобен космосу в целом. Космос – некое одушевленное тело. У космоса есть своя душа (глобальная душа). Индивидуальная душа человека – часть космической (мировой) души. Космос – разумное существо – вместилище космического разума и тела. Человек состоит из двух начал – тела и души. Тело состоит из огня, воздуха, воды и земли. Душа не имеет материального носителя, она одинакова по природе с миром идей. Душа не есть мысль, она причастна идеям. Не тело заведует поведением человека, а все связывается благом и долгом.

Соотношение души и тела: душа не существует раздельно от тела, душа обязана соответствовать телу. Они (душа и тело) обязаны быть соразмерны. Три начала души (три слоя по близости к идеальному началу): вожделеющая (соединена с телом, обращена к чувственным вещам и телу); разумная (обращена к миру идей); аффективно-волевая (это средняя часть, обращена на мир человеческого поведения и поступков). Динамизм душевного мира: разумное начало заведует телом и остальными частями души. Разум видит наилучшее, а человек следует худшему. Душа – бессмертна. После погибели человека она отлетает и попадает на трибунал, на котором в зависимости от человеческих поступков она попадает в ад либо переселяется в тело человека. Проявления души – познание как припоминание, как память. Припоминания – оживления знаний, которые душа имела до вселения в тело.

Аристотель. Душа (психика) - организующее начало в теле. Тело и душа взаимосвязаны. Душа - форма, метод организации живого тела. Последнее - одушевлено, душа делает его живым (Аристотель - виталист). Благодаря душе мы представляем из себя целостный организм. 3 Вида души: растительная, животная (активность, взаимодействие с объектами), разумная (соединяется с вечностью, божественным духом). Аристотель занимал промежуточное место меж идеалистами и материалистами. Критикует представления о душе как материальном субстрате. Душа – нечто принадлежащее телу, самая принципиальная функция тела, это форма, которая существует в материи. Форма лежит не над материей, а в ней самой. Движение определяется формой, но не осуществляется без плана, цели. Соотношение души и тела: душа и тело соединены меж собой, но не так как точка и с линией. Душу нельзя учить раздельно от тела. Душа – форма тела. Это не материя, т.К. Материя есть то, из чего состоит вещь. Форма – суть вещи, она выражает рвение вещи к определенному существованию. Форма задает определенную линию развития. Душа – мишень. Виды форм души: растительная (вегетативная, питание, размножение, низшая); животная (чувства, чувства); человеческая (разумное человеческое мышление). Телу соответствует много функций – несколько душ. Не делить душу на части, она – целое. Силы души – части души лишь в логическом плане. Любая последующая ступень включает функции предшествующей. Душа человека – растительная – в ней нет ни добродетели, ни пороков, она обеспечивает телесное существование; животная – этические либо волевые добродетели; человеческая – интеллектуальные добродетели (гордость, благородие, мудрость). Этим частям души соответствуют разные воспитания: растительная – физическое развитие; этические добродетели развиваются в процессе нравственного воспитания; интеллектуальная – развивается в ходе обучения. Орган души – сердце. Энтилехия – высшее воплощение всех функций среды (то что вложено в тело, как его мишень).

Б) Сознание как предмет психологии

Конец 18 в. - Развитие естествознания - окрепло строго причинное мировоззрение. Попытка перейти к новым эмпирическим способам. Порождение нового объекта и предмета. Происходит выделение учения о психическом из учения о душе. Необходимо было выделить критерий отличия психического от непсихического. Таковым критерием стало сознавание (отождествление психики и сознания) –Декарт. Сознание (дух) - мир духовного, мышления (чувства, побуждения ....). Это духовная субстанция, которая изначальна; мир духовный и материальный есть вначале и взаимодействуют с другими жр. Через шишковидную железу. Душа не возникает из материального мира, и материя из духа. Психика – особенный мир, отменно отличающийся от всего окружающего. Есть два вида нашего существования: настоящая жизнь и познание. В жизни решимость к поступку (действовать как решил). В познании способ сомнения (мишень сознания – рвение к истине). колебание акт мышления => мышление познается нами до этого и достовернее, чем какая бы то ни было телесная вещь. Мышление - все то, что совершается в нас осознанно. Т.О., Декарт нашел достоверное познание души в непосредственном переживании психических действий. Декарт избирает новый метод исследования: отказывается от объективного описания и обращается к рассмотрению лишь собственных мыслей, т.Е. Субъективных состояний. Серьезное деление души и тела. Тело преобразуется в машину, которая взаимодействует с душой. У животных психики нет. Нет её у младенцев. Бог приносит душу в тело дитя. Животные - рефлекторные машины. Конкретно у Декарта в первый раз возникает понятие рефлекса. Локк - предложил способ исследования сознания. Два вида опыта: объекты чувства и внутреннее восприятие действий нашего разума (размышление и рассматривание этих действий – рефлексия). Ввел понятие рефлексии – получение идей, которые приобретаются разумом при помощи размышления о собственной своей деятельности. Разум может сразу заниматься обретенными идеями и рефлексировать эту свою деятельность = > способ исследования фактически психической деятельности – способ «внутреннего восприятия», «самонаблюдения».

Г.И.Челпанов – предмет психологии, то что мы не можем воспринять при помощи внешних органов чувств (т.Е. Внутренний опыт). способ самонаблюдения.

Вундт: всякий опыт распадается на два фактора – данное нам содержание и наше восприятие этого содержания. Психология обязана учить все содержания нашего опыта в его отношении к субъекту и в свойствах, конкретно вносимых в тот опыт последним. Предмет психологии – непосредственный опыт. Способ интроспекции. В остальных направлениях (функционализм, структурализм, ассоциативная психология) были описаны различные элементы сознания (чувства, виды, умозаключения); неоднородность сознания (фокус, периферия); произвольные и непроизвольные процессы в сознании; сгусток и размер сознания. Титчнер.

В) Поведение как предмет психологии исследование не психики в поведении, а поведения. Способ – опыт. Задачки – формирование навыков, предсказание поведения. Этот подход основывался на том, что исследовано научно может быть лишь то, что может быть записанно.

Г) Бессознательное. Психоанализ. Способ – свободные ассоциации, толкование сновидений, анализ психопатологии обыденной жизни. Задачка – терапия.

Д) Деятельность. Психику нельзя учить раздельно от деятельности. Способ – генетико-формирующий. Задачки – трудности формирования, генетические и развивающие. П.Я.Гальперин – конкретизация – ориентировочная деятельность (исходя из предлагаемого критерия психического).

Е) Познавательные процессы. Когнитивная психология. Способ – моделирование. Задачка – создание различных видов искусственного интеллекта. Для понимания поведения нужно обратиться к внутренним опосредующим действиям, до этого всего когнитивным.

Ж) Личность.Гуманистическая психология. Способ – эмпатия, активное слушание, создание условий для развития личности. Задачка – психотерапия.

З) Неформализуемые процессы.Выделено на базе кибернетических исследований. Человек источник интерпретации значений внешнего стимула, поэтому есть элементы, психики которые не подлежат кибернетическому моделированию. Такие элементы и обязаны быть в большей степени предметом психологии.

 

Принципы гештальта

Свойства восприятия (константы, фигура, фон) вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

–Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

–Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.

–Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

–Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.

–Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

–Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности. Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).

Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным. Константность формы: заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным. Константность яркости: воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон.(Lamme 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Гештальт-психология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф.Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов.

Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.

Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.

Психика человека и животного понималась гештальтпсихологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строение. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами. Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (подобно) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата.

Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия (целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов – вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т. д.) Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

Гештальтпсихология, одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й половины 20 в., выдвинувшая в качестве центрального тезис о необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психических явлений. Возникновение Г. связано с общим кризисом механистического мировоззрения на рубеже 19—20 вв. и ассоциативной психологии как специфической формы этого мировоззрения в психологической науке. Термин «гештальт» (нем. Gestalt — целостная форма, образ, структура) восходит к выдвинутому Г. фон Эренфельсом (1890) представлению об особом «качестве формы», привносимом сознанием в восприятие элементов сложного пространственного образа. В области философии наибольшее влияние на представителей Г. оказали системы Ф. Брентанои Э. Гуссерля, особенно развитый в этих системах тезис об интенциональности сознания как выражении его целостности и внутренней активности.

Непосредственное начало Г. положено проведённым М. Вертхеймером (Германия, 1912) исследованием т. н. стробоскопического движения (см. Стробоскопический эффект). Он же вместе с немецкими психологами В. Кёлером и К. Коффкой основал в 1921 журнал «Психологические исследования» («Psychologische Forschung»)— орган школы, в котором в том же году был опубликован её теоретический манифест. Первые экспериментальные исследования Г. посвящены анализу восприятия и позволили выделить ряд новых феноменов в этой области (например, соотношение фона и фигуры). Принципы, выработанные при изучении восприятия, были перенесены на изучение мышления, которое трактовалось как процесс последовательного применения различных структур «видения» (гештальтов) к структуре проблемной ситуации, в которой возникла задача. Согласно Г., в случае совпадения этих структур наступает момент инсайта, озарения, и возникшая задача оказывается решенной. Для объяснения механизмов, обеспечивающих возможность совпадения структур, было постулировано не только существование гештальтов восприятия и мышления, но и наличие соответствующих им физиологических и физических гештальтов (Кёлер, 1931). Однако эти представления оказались необоснованными и в дальнейшем не получили развития.

В дальнейших экспериментальных исследованиях мышления, чрезвычайно искусных в методическом плане (К. Дункер — Германия, Н. Майер — США и др.), была показана зависимость процессов мышления от используемых средств, общественно-исторических по своей природе. Объяснение этой зависимости выводило за рамки исходных принципов Г. и резко подчеркнуло ограниченность данной концепции, предопределив её распад в предвоенные годы,

Ещё одно направление Г. посвящено изучению личности и связано с работами К. Левина (Германия, затем США) и его сотрудников. Центральным здесь оказалось представление о личностном поле, его целостной структуре и процессах её переструктурирования (см. Топологическая психология).

Как целостная психологическая концепция Г. не выдержала испытания временем. Её слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях. Однако серьёзные достижения Г. как в изучении восприятия, мышления и личности, так и в общей антимеханистической ориентации психологии были восприняты в последующем развитии психологии.

 

Гештальт-психология- направление психолог науки, возникшее в Германии в первой трети 20в и выдвинувшее программу исследования целостных структур психики, несводимых к ее компонентам и первичных по отношению к ним. У истоков стояли Вертгаймер, Коффка, Келер, позднее к ним примкнули Левин, Гольдштейн, Хайдер. Согласно теории, мир состоит из целостных, сложно организованных форм, и человеческое сознание по принципу подобия тоже представляет собой интегрированное структурное целое. Восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства восприним фигуры не м б адекватно описаны через свойства ее частей. Все псих процессы характериз целостностью, стремлением к интеграции и завершенности. Гештальт- функциональная структура психики, которая согласно присущим ей законам, упорядочивает определен психич материал, придавая ему отчетливую и завершенную форму. Законы: 1 тяготение частей к образованию симметричного целого; 2 выделение в поле восприятия фигуры и фона; 3 Группировка частей целого в направлении максим близости, равновесия и простоты; 4 тенденция каждого психич феномена принять максим определенную, отчетливую и завершенную форму. На положениях гештальт-теории базируется психотерапия.

В. Келер: “инсайт” - озарение. Начало 20-х годов: опыты с человекообразными обезьянами. Интеллектуальное поведение - решение конкретных задач. Все необходимое для решения представлено в зрительном поле. Инсайт - качественное изменение в поведении. До инсайта проблемная ситуация беспорядочна, поведение хаотично. После - упорядоченно, имеет цель. Инсайт - целостное понимание ситуации - такая целостная организация проблемной ситуации, которое позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся в ней конфликт. Инсайт в мышлении = гештальт в восприятии. Средство и цель взаимосвязаны. 1) нет палки - функциональная замена палки (хорошая ошибка испытуемого). Есть инсайт, но цель не достигнута. 2) много доступных средств. Цель не достигнута (“глупый” шимпанзе). Поведение по частям внешне совпадает с системой решения, но части разобщены, и действия не дают результата. Нет инсайта - инсайт не сводится к сумме своих частей.

Начало ХХ века - феноменология: феномен - явление, которое можно наблюдать и его описание включает его объяснение. В гештальтпсихологии использовался феноменальный метод (описание целостных явлений).

Рубен: 8-угольник, крест на желтом фоне, крест на голубом фоне

Коффка: ряд столбиков , то, что наход в фигуре, белее, чем фон. Фигура всегда активнее фона, она более структурирована, контуры восприним как принадлежность фигуры, а не фона. Вписанный квадрат в квадрат закрашенный- фигура то отдаляется, то приближается. Фи движение- 4 лампочки попеременно загораются, чем меньше времени между их загоранием, тем явственнее они образуют фигуру- круг.

 

 

Психофизика ощущений

Центральный вопрос психофизики — основные закономерности зависимости ощущений от внешних раздражителей. Ее основы заложили Э.Г. Вебер и Г. Фехнер.

Основной вопрос психофизики — вопрос о порогах. Существуют абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различения.

Установлено, что не всякий раздражитель вызывает ощущение; он может быть настолько слабым, что человек его даже не почувствует. Чтобы вызвать ощущение, раздражителю нужна минимальная интенсивность. Такая минимальная интенсивность названа нижним абсолютным порогом.

Чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу:

Е=1/y, где Е — чувствительность, у — пороговая величина раздражителя.

Верхний абсолютный порог — максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.

Для различных видов ощущений пороги различны, также они различны и для различных людей. У одного и того же человека пороги ощущения также различны в разных условиях и разное время.

Наряду с абсолютными существуют разностные пороги различения. Вебером установлено, что требуется определенное соотношение интенсивностей двух раздражителей для того, чтобы они давали различные ощущения.

Такое соотношение Вебер выразил в законе: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной:

DУ/у = к,

где у обозначает раздражение, DУ — его прирост, к — постоянная величина, которая зависит от рецептора.

Оказалось, что закон Вебера действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порога" величина прибавки непостоянна.

Фехнер, исходя из закона Вебера, сделал допущение, что мельчайшие различия в ощущениях можно рассматривать как равные и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму едва заметных увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. Он получил два ряда переменных величин — величины раздражителей и величины ощущений, — и вывел закон, что ощущения растут в арифметической прогрессии, а раздражители — в геометрической. Он выразил отношение этих двух переменных в логарифмической формуле:

Е = К\дУ + С,

где Е — сила ощущения, К — коэффициент пропорциональности, С — константа.

Эта формула названа психофизическим законом Фехнера-Вебера.

Пороги чувствительности сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он решает, дифференцируют те или иные чувственные данные.

 

 

 

Сенсорное хранилище

Одно из первых хранилищ, в которое попадает информация, называется сенсорным хранилищем. Туда поступает информация, собранная со всех органов чувств, но, как правило, в основном, это информация, собранная посредством зрения и слуха. Скорее всего, сенсорное хранилище можно представить в виде различных небольших хранилищ, например, зрительное хранилище (иконическое), слуховое хранилище (эхоическое).

Человек может разместить в сенсорном хранилище большое количество зрительной информации, и она короткое время остается там, в необработанном виде. При этом некоторая часть этой информации передается в кратковременную память, она отбирается с помощью избирательного внимания (сосредотачиваясь на существенной информации и отбрасывая несущественную).

"Кодирование" стимулов

Сложный по составу стимул передается в память, при сосредоточивании человека на ряде имеющихся у него аспектов. Происходит как бы "кодирование", поскольку переданный стимул сохраняется в памяти не в том виде, котором был воспринят, он "кодируется" или преобразуется в определенную последовательность характеристик стимула.

При кодировании сложного стимула есть возможность сосредоточиться на его внешних характеристиках, таких, как цвет, форма, размер, вид, расстоянии до него, его названии, и т.п.

Обычно считают, что эхоическое хранение более долговременно, чем иконическое. Каждому из нас знаком такой феномен, который иногда вызывает досаду у человека, задающего вопрос: вопрос задан, а человек переспрашивает, причем, иногда, не дождавшись повторного вопроса, уже отвечает, на поставленный вопрос.

Спрашивающий недоумевает и говорит, но ты же слышал, зачем переспрашиваешь. А дело в том, что отвечающий человек, иногда не сразу воспринимает вопрос, находясь в своих мыслях, либо, что-то делая в этот момент, и автоматически переспросив собеседника, он как бы возвращается назад, понимает вопрос и отвечает на него.

Считается, что в следующее, т.е. кратковременное хранилище, информация поступает, в случае, если ей было уделено определенное внимание. Но, мне кажется, что туда может поступать случайным образом любая информация. Отчего же, иной ра<



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.019 с.)