Тенденции и особенности развития психики в филогенезе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции и особенности развития психики в филогенезе



Возникновение и филогенетическое развитие психики – один из фундаментальных общепсихологических вопросов. На данный вопрос, возникший еще в биологии и подробно развивающийся в зоо- и сравнительной психологии, ученые различных школ в различное время пытались ответить по-разному.

Антропопсихизм – только человек обладает психикой, может дать отчет о своих психических состояниях, а животные и растения – только автоматы. Такой взгляд характерен для Декарта. Панпсихизм – любая материя обладает психикой (и неживая тоже, например, камни). На этой точке зрения стоял, например, Фехнер. Биопсихизм – любая живая материя обладает психикой (и растения тоже). Гобсс, Гегель и Вундт разделяли представления биопсихизма. Нейропсихизм – только существа, имеющие НС; наличие телесной специальной структуры (НС), которая объективно связана с психическими процессами. Эта точка зрения выдвигалась Дарвином, Спенсером.

По мнению, А.Н. Леонтьева, ни один из этих взглядов не отражает истинной причины возникновения психики. В основе возникновения психики, на самом деле, лежит не что иное, как возникновение чувствительности. – способность реагировать не биологически нейтральные раздражители (абиотические0

Чувствительность – первое проявление психики и показателей ее возникновения. Возникла психика в ходе биологической эволюции т.к. психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Возникновение и развитие психики в животном мире подчиняется действию общего закона эволюции согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно. Как возникла психика?

1) Толчок к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов.

Также из-за изменений среды некоторые воздействия перестали быть витально значимыми сами по себе. Но организм продолжал на них реагировать как на сигналы биотических воздействий. Это и означало появление чувствительности.

В основе развития психики лежат 3 тенденции:

ü усложнение форм поведения (форм двигательной активности)

ü совершенствование способностей к индивидуальному научению

ü усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих тенденций

Особенности развития психики:

2) Каждая новая ступень развития начинается с усложнения деятельности, связывающий животное с окружающим миром. Новая форма психического отражения возникает сразу за усложнением и делает возможным ее дальнейшее развитие. В период зарождения психики предметом отражения были отдельные свойства предмета. На следующей ступени деятельность определялась уже отношениями между предметами;

3) Имеется несовпадение линий биологического и психического развития животных (животное на более высокой ступени биологического развития не обязательно обладает более развитой психикой т.к. существует разница в соотношении между морфологией и образом жизни животных). Обсуждая психику животных нельзя пользоваться субъективным критерием (мы не знаем, что чувствует червь или муравей).

 

 

47. Теории развития личности как научения.

 

В ПР вообще существует 3 точки зрения на эту проблему.

 

1.Принадлежит Л.С.Выготскому. Обучение это движущая сила развития. Это внутренне необходимый и всеобщий момент развития не природных, но исторических особенностей человека - ВПФ. Обучение создает ЗБР (зону ближайшего развития) и определяет потенцию развития. ЗБР это расстояние между уровнем актуального и потенциального развития. Уровень актуального развития определяется теми достижениями, которые ребенок демонстрирует самостоятельно, не используя помощи взрослого. Уровень потенциально развития определяется теми достижениями, которые демонстрирует ребенок, используя помощь взрослого. ЗБР – это расстояние между ними. Теоретическое значение открытия ЗБР, по мнению Выготскому, это доказательство о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка. Обучение должно идти впереди развития и опираться не на созревшие, а на созревающие функции, то есть на ЗБР. Практическое значение ЗБР – в каждом виде нормативной психодиагностики Выготский предлагал определять все три зоны: зоны актуального развития, потенциального и ближайшего. В ходе обучения ЗБР преобразуется в ЗАР, и дальше в ЗБР.

2.Принадлежит Пиаже. Обучение следует за развитием.

3. Приписывают Торндайк. Обучение это и есть развитие.

 

Законы детского развития, сформулированные Л.С.Выготским

 

1.Закон формирования ВПФ (перечислить структуру, свойства и происхождение ВПФ).

2.Гетерохронность (неравномерность) детского развития. Каждая сторона психики ребенка имеет свой сензитивный период (СП) развития. Сензитивный период – это период максимальной чувствительности к воздействиям определенного рода. Если в СП таких воздействий не было осуществлено, то этот период пропущен, и данная функция интенсивно не будет развиваться. Когда мы говорим о СП, то мы говорим не о периоде созревания, а о периоде присвоения. С законом гетерохронности детского развития связана его гипотеза о структурном и смысловом структурном строении сознания. По Выготскому, ВПФ, прежде всего познавательные, образуют структуру сознания. Структура сознания образует высшие психические функции. И структура эта динамична. Каждый раз центром структуры становится та функция, для которой данный период сензитивен. И эта функция определяет развитие других психических функций. Поэтому Выготский нам говорит, что ранний возраст проходит под знаком восприятия, а дошкольный возраст – под знаком памяти. С 1 - 3 лет – СП для развития речи, с 2 - 4 лет – развивается предметное восприятие, конец дошкольного возраста – СП для развития памяти. СП для развития понятийного мышления – это школьный возраст (не младший школьный возраст). С развитием речи ребенок получает доступ к овладению всеми другими ВПФ. Задержка в развитии речи определяет в целом задержку познавательного развития. Когда у ребенка развивается предметное восприятие, оно определяет развитие мышления. На протяжении всего дошкольного возраста мышление у ребенка наглядно-образное. В конце дошкольного возраста создаются условия для формирования у него произвольной памяти. «Для дошкольника мыслить значит запоминать, а для подростка припоминать значит мыслить.» (вспомнить параллелограмм Леонтьева)

3.Закон метаморфозы детского развития. Развитие – есть цепь качественных изменений. Ребенок – это не маленький взрослый, он обладает качественно иной психикой. Мы не можем оценивать ребенка с позиции дефицитарности. Он иначе мыслит, иначе чувствует. Он другой.

Закон цикличности в детском развитии. Развитие осуществляется в какой-то степени по спирали. Но ритм развития очень сложен. Год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

 

Содержание взаимодействия консультанта с клиентом на каждом этапе консультирования.

 

Приемы установления и поддержания контакта с Клиентом во время беседы.

Во время беседы консультанту необходимо поддерживать вербальный и невербальный контакт. Средства поддержания вербального контакта делятся на прямые и косвенные. Прямые – все те формы обращения, которые направлены на установление доверительных отношений (поддержка, подбадривание).

К косвенным приемам относится употребление имени Клиента и междометия (поддакивание).

К поддержанию невербального контакта относят следующие приемы:

5. контакт глаз;

6. выражение лица, доброжелательное внимание (за исключением глубоких и тяжелых переживаний Клиента);

7. поза тела: открытая;

8. использование паузы: в беседе после эмоциональных и значимых для Клиента описаний. Нужно для того, чтобы он мог оценить, переосмыслить сказанное. Оптимальный интервал для пауз – 30-40 сек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.130 (0.007 с.)