Проблема возраста.Структурные компоненты психологического возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема возраста.Структурные компоненты психологического возраста.



 

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.
Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.
Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Понятие «возраст» принято разделять на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, то есть зафиксированную дату рождения. Он является некоторым фоном для психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психических процессов. Он зависит от тех психических новообразований, которые и определяют психическую зрелость, соответствующую тому или иному возрастному периоду. Например, согласно теории деятельностного подхода, таким психическим новообразованием в детском возрасте могут служить: игровая деятельность, учебная деятельность, общение и др. В зрелом – трудовая деятельность, ролевые взаимодействия в семье, на работе и др. В старческом возрасте – образование такого психического явления как «мудрость», «отношение к смерти» как к процессу перехода в вечность и др.

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии. Можно выделить два уровня анализа этого понятия:

Абсолютный (или календарный, хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т. п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. Это чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение абсолютного возраста называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционногенетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Анализ индивидуального развития человека показывает, что категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, – за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т. е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.

Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например, меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.

В психологии в пределах онтогенеза можно говорить о хронологическом, биологическом, психологическом, социальном возрасте субъекта, а также о субъективном возрасте личности.

Проблема возраста. Структурные компоненты психологического возраста.

Возраст – это категория в психологии, обозначающая определенные признаки индивидуального развития. Первая попытка системного анализа категории психологического возраста (ПВ) принадлежит Л.С.Выготскому. Психологический возраст он рассматривал как новый тип строения личности и деятельности и характеризовал его с позиции тех психических и социальных изменений, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. Он подчеркивал, что возраст имеет историческое происхождение и культурное. Он рассматривал возраст как замкнутый цикл, имеющий свою структуру и динамику.

Структура ПВ:

1. Социальная ситуация развития – определяет место ребенка в обществе, определяет то место в системе общественных отношений, в которые ребенок входит. Д.Б.Эльконин конкретизировал это определение и обозначил социальную ситуацию развития, как «ту конкретную форму отношений, в которую вступает ребенок со взрослым в каждый, данный период развития.»

2. Ведущий тип деятельности – деятельность, в которой дифиренцируются другие виды деятельности, формируются и перестраиваются частные психические процессы и развивается личность ребенка (Леонтьев).

3. Новообразования развития – новый тип строения личности и деятельности, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. (Выготский)

4. Возрастные кризисы – переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого. (Выготский) Зарубежные психологи, современники Выготского рассматривали возрастные кризисы как болезни роста или результат нарушения детско-родительских отношений и считали, что кризисов может и не быть. В идеале развитие должно быть литическим (плавным). Выготский считал, что литического развития не бывает. Возрастные кризисы он считал нормативным явлением, необходимым для поступательного развития личности. Сущность любого кризиса он видел в разрешении противоречий между социальной ситуацией развития, с одной стороны, а с другой стороны – новыми возможностями и, соответственно, потребностями ребенка, которые возникают на данной ступени развития, к концу возраста накапливаются, перерастают в социальную ситуацию развития и приводят к ее взрыву. Взрыв социальной ситуации развития - это сущность любого кризиса. Леонтьев – основное противоречие – это противоречие между процессом (ведущая деятельность) и образом (представление о мире).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.005 с.)