Виды восприятия связь с др. видами психической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды восприятия связь с др. видами психической деятельности



К высшим психическим функциям относят: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (процессы восприятия, Выготский относит)).

Восприятие формируется на основе ощущений разных модальностей. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Важную роль во всех видах восприятия играют двигательные (кинестетические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное восприятие, помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т. д.), включает также кинестетические ощущения, возникающие при перемещении глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, перевод глаза из одного положения в другое). Особенно велика роль кинестетических ощущений в осязательном восприятии. Большую роль во вкусовом восприятии играют движения языка, а в обонятельном — движения органов дыхания. В процессе слухового восприятия активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации. У человека, владеющего речью, последняя опосредствует восприятие, обеспечивая его осмысленность. Участие речи в восприятии создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния).

Виды воспр:: восприятие пространства, времени, движений, восприятие человека человеком.

Восприятие пространства, обеспечивающее ориентацию субъекта в окружающей среде, в свою очередь включает: восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, восприятие глубины и удаленности.

Восприятие времени, т.е. отражение длительности и временной последовательности явлений и событий, обеспечивается ритмическими процессами, происходящими в человеческом организме: деление на времени на промежутки задается ритмом сердечной деятельности, дыхания и пр. При восприятии времени наблюдается тенденция преувеличивать короткие и преуменьшать длительные интервалы. Восприятие времени во многом определяется содержанием и организацией деятельности человека, эмоциональной значимостью, насыщенностью происходящих событий.

Восприятие движения, т.е. отражение изменений положения объектов в пространстве, осуществляется, главным образом, за счет работы зрительного и кинестетического анализаторов. Зрительное восприятие движения обеспечивается двумя способами: фиксацией взгляда, при которой изображение объекта, видоизменяясь, перемещается по сетчатке, и с помощью прослеживающих движений глаз. Кроме того, человек узнает о приближении объекта по усилению его звукового сигнала.

Особую область психических феноменов образует восприятие человека человеком. Экспериментально доказано, что восприятие человеческого лица качественно отличается от восприятия всех других объектов, а момент, когда ребенок начинает распознавать лица близких и реагировать на них, открывает важнейший этап в его психическом развитии. В силу сложности и социальной обусловленности процессов восприятия другого (социальной перцепции), их неразрывной связи с процессами общения, они традиционно выделяются в самостоятельную сферу изучения — сферу взаимопознания и относятся к приоритетным научным интересам социальной психологии.

 

Виды восприятия:

по ведущему анализатору- зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое восприятие

по форме существования материи- восприятие -пространства, -времени, -движений.

по псих. активности – преднамеренное и непреднамеренное

по структуре – симультантное и сукцессивное

Особенно важное значение для осуществления всех видов восприятия имеют двигательные, или кинестетические ощущения, которые регулируют взаимодействия субъекта и объекта по принципу обратной связи. На нейрофизиологическом уровне восприятие имеет рефлекторное строение и в немалой степени зависит от эфферентных (центробежных) импульсов и двигательных реакций, тонко настраивающих работу воспринимающей (перцептивной) системы на активное исследование характеристик объекта. Процесс восприятия не ограничивается выделением определенной группы ощущений и объединением их в целостный образ; он предполагает также, опознание образа, его сопоставление со следами памяти, осмысление и понимание (особенно, когда воспринимаются символические объекты, знаки, текст и т.д.). Все это требует привлечения прошлого опыта, в связи с чем принято говорить об особом свойстве сознания — апперцепции, т.е. зависимости отчетливого восприятия какого-либо содержания от прошлых впечатлений и накопленных знаний. Благодаря такой связи между актуальными и прошлыми впечатлениями возможна ассимиляция новой сенсорной информации, включение новых образов восприятия в систему человеческого опыта. Поэтому отчетливое и осознанное восприятие окружающего мира неосуществимо без участия памяти и мышления. Восприятие сопряжено с категоризацией, психическим процессом отнесения единичного объекта или события к некоторому классу. Иными словами, любой объект воспринимается не как единичность и непосредственная данность, но как представитель обобщенного класса явлений. Причем специфические особенности этого класса автоматически переносятся на воспринимаемый объект. Связь восприятия с категоризацией указывает на опосредованность перцептивных процессов социальным опытом личности и факторами культуры. Характерная особенность человеческого восприятия в том, что его образы синтезируются с использованием речи (вербальное опосредование), с опорой на семантические структуры естественного языка. За счет вербального (словесного) обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения частных свойств предметов.

С учетом активного характера восприятия, этот психический процесс определяется как перцептивная деятельность или система перцептивных действий (от лат. perceptio — восприятие).

 

32. Социогенетическая концепция.

 

Сторонники социогенетической (социологизаторской) концепции считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие – лишь продукт внешнего воздействия. Поэтому, манипулируя внешними воздействиями, можно добиться любых результатов.

Еще в XVII в. английский философ Джон Локк (1632–1704) считал, что ребенок рождается на свет с чистой душой, подобной белому листу бумаги, на котором можно написать все что угодно, и дитя вырастет таким, каким его хотят видеть родители и близкие. Согласно этой точке зрения наследственность не играет никакой роли в развитии психики и поведения ребенка.

Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878–1958) выдвинул лозунг: «Хватит изучать то, что человек думает, давайте изучать то, что человек делает!». Он считал, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие есть продукт внешней стимуляции. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно «создать» человека любого склада. В исследованиях научения, в которых учитывались экспериментальные результаты, полученные И.П. Павловым, на первый план вышла идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов, был выделен временной параметр этой связи. Это легло в основу ассоцианистической концепции научения Дж. Уотсона и Э. Газри, которая стала первой программой бихевиоризма. Бихевиоризм – это направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. По словам Дж. Уотсона, «все такие термины, как сознание, ощущение, восприятие, воображение или воля, могут быть исключены при описании человеческой деятельности». Поведение человека он отождествлял с поведением животного. Человек, по мнению Уотсона, – это биологическое существо, которое может быть изучаемо подобно всякому другому животному. Таким образом, в классическом бихевиоризме акцент делается на процессе научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.

Представители необихевиоризма, американские психологи Э. Торндайк (1874–1949) и Б. Скиннер (1904–1990) создали концепцию научения, которое получило название «оперантное научение». Эта разновидность научения характеризуется тем, что в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи важную роль играют функции безусловного стимула, т. е. главный акцент делается на значении подкрепления.

Н. Миллер и американский психолог К.Л. Халл (1884–1952) – авторы теории, в которой был дан ответ на вопрос: зависит ли научение, т. е. установление связи между стимулом и реакцией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль.

На основе существующий теорий можно сделать вывод, что в социогенетических теориях в качестве основного фактора развития психики рассматривается среда, а активность ребенка не учитывается.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.64.238 (0.025 с.)