Понятие социальной идентичности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социальной идентичности



Понятие социальной идентичности восходит к двум наукам, образующим социальную психологию. С одной стороны, социальная идентичность - это часть идентичности личности, или "Я-концепции", один из элементов структуры личности человека. Здесь понятие встраивается в сичтему общепсихологического теоретического знания (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, М. Заваллони и др.) С другой стороны, идентичность понимается как результат идентификации человека или группы людей с социальной общностью, и является социологическим понятием (В.Ядов, А. Тешфел, Бергер и Лукман и др.)Многие исследователисоциальная идентичность в этом смысле - это форма самоописания, самопрезентации, тот самый ярлычок, который человек навешивает на себя, оценивая свою отнесенность к внешнему миру. Она выступает, наряду с "общечеловеческой" и "личностной" идентичностью, в качестве когнитивной структуры, в которой причудливо соединены те связи, отношения, оценки, которые структурируют место данного конкретного индивида в социуме. И среди видов социальной идентичности неизбежно представлены те социальные группы,принадлежность к которым имеет ту или иную ценность для социума - половая (гендерная) идентичность, этническая, профессиональная… для этих частных идентичностей в литературе подробно расписаны не только виды, но и уровни генерализации, этапы сформированности Поскольку социальная идентичность - это осознание своей принадлежности к социальной группе, то, следовательно - это и принятие значимых в данной группе ценностей, установок, стереотипов и нормдля конкретного индивида в каждый момент времени разные виды идентичности актуальны в разной степени, - то есть в данный конкретный момент наиболее выпуклой, главной, "ведущей" является одна какая-то идентичность. Значит в этот момент индивид актуализирует, вместе с осознанием своей принадлежности, всю систему норм, ценностей и т. п. То есть иерархия ценностей не явяется константной, она перестраивается во времени в завистимости от актуальной на данный момент идентичности, так же, как и реализуемые поведенческие модели.

Социально-психологические качества личности

Ученые давно научились точно классифицировать социально-психологические черты личности по эмоциональным, коммуникативным и другим характеристикам.

1. Демонстративный тип, проявление таких социально-психологических качеств, как подозрительность, излишняя межличностная агрессивность и т.д., являющихся причиной их вечного противостояния по отношению к другим людям. Представители этого типа людей стремятся быть в центре внимания и добиваются своих целей любой ценой: скандалами, имитацией болезней, хвастовством, необычными увлечениями, ложью.

2. Педантичный тип, Для окружающих представители данного типа привлекательны: добросовестностью, аккуратностью, серьезностью, надежностью в делах и отношениях. Но таким людям присущи и отталкивающие черты: формализм, склонность к крючкотворству, занудливость, стремление переложить принятие важного решения на других, навязчивость.

3. «Застревающий» тип людей. У них наблюдаются служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликте они чаще всего бывают активной стороной и четко определяют для себя круг врагов и друзей, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, устойчивые взгляды. Черты которые отталкивают от них окружающих: обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревность, раздутое до фанатизма чувство справедливости.

4. Возбудимый тип, характерными чертами являются повышенная социальная импульсивность, ослабленный контроль за своими эмоциями, побуждениями и действиями, которые приводят в итоге к конфликтам и трудностям в общении с другими людьми. повышенная раздражительность, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны и льстивость с услужливостью (как маскировка).Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева и жестокости, ослабленный контроль за своим поведением.

5. Интровертированный тип, представители которого характеризуются малой общительностью и замкнутостью. Им свойственна повышенная ранимость, но они ничего о себе не рассказывают и не делятся своими переживаниями. В конфликты вступают редко, только при попытке других людей вторгнуться в их внутренний мир. У них сильно выражена эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким. Окружающим людям они нравятся за сдержанность, степенность, обдуманность поступков, наличие твердых убеждений и принципиальность.

6. Дистимичный тип, у представителей которого наблюдается постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословие, пессимистичность. Окружающим нравится в этих людях серьезность, высокая нравственность, добросовестность и справедливость. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива», отталкивают окружающих от знакомства и дружбы с ними.

7. Тревожно боязливый тип, склонность к излишним социальным переживаниям, робости и пугливости, отличаются пониженным фоном настроения, робостью, неуверенностью в себе. Окружающим нравятся их дружелюбие, самокритичность и исполнительность. Но боязливость, мнительность вследствие беззащитности этих людей часто превращают их в объект для шуток.

8. Циклотимический тип, им свойственны циклически сменяющиеся периоды подъема и спада настроения, утомляющие их, делающие их поведение малопредсказуемым, противоречивым, приводящим к авантюрам. В период подъема настроения циклотимики настойчивы, энергичны. В период спада обостренно воспринимают неприятности, вплоть до самоубийства. Эти частые смены душевных состояний утомляют таких людей, делают их поведение неустойчивым, не поддающимся прогнозированию.

9. Гиперактивный тип, характерный для людей со своеобразно акцентированным переживанием тревоги и счастья, частой сменой настроений (их быстрым переходом из одного в Другое, из положительных в отрицательные).Представители этого типа очень энергичны, самостоятельны, стремятся к лидерству, риску, авантюрам. Окружающим людям в них не нравятся: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным на них обязанностям излишняя раздражительность.

10. Эмотивный тип, свойственный чувствительным и впечатлительным людям, Представители ранимы и глубоко переживают малейшие неприятности. Они излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, предпочитают узкий круг друзей и близких им людей и единомышленников. Обиды они не выплескивают наружу, а скрывают их в себе. Окружающим нравится их альтруизм, сострадание, жалость, выражение радости по поводу чужих удач.

11. Экзальтированный тип, изменчивое настроение, словоохотливость, повышенная отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости. Такие черты, как альтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств и привязанность к друзьям, нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшими их качествами.

12. Конформный тип. Люди этого типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до чрезмерной болтливости. Обычно они не имеют своего мнения и очень несамостоятельны, стремятся быть как все и не выделяться «из толпы». Эти люди неорганизованны и предпочитают подчиняться, в общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим. подвержены чужому влиянию.


 

Понятие и виды воображения.

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомоса-пиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности.

4 основных вида воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

 

14. Психологические проблемы старения и старости. Варианты траекторий развития в поздних возрастах.

Социальные вопросы геронтологии до недавнего времени рассматривались главным образом в связи с социально-гигиеническими проблемами. Начало этому подходу положил И. И. Мечников, разработав концепцию, направленную на формирование мировоззрения, центром которого являлось представление о производительной, цветущей старости, занимающей достойное место в социальной жизни. Значительный вклад в изучение социально-экономических и социально-гигиенических проблем старения принадлежит 3. Г. Френкелю. Эти вопросы рассматриваются в разделе «История изучения старости и науки о старении».

 

Раздел «Психология старости и старения» посвящен вопросам возрастных и социально-психологических особенностей психического развития пожилых и старых людей, в том числе специфики форм и механизмов общения пожилых, вопросам обеспечения условий «благоприятного» старения и в свою очередь зависимости последнего от образа жизни стареющего человека, зависимости старения от типологии личности. Характеристика социально-психологической специфики старости требует обращения к свойственным этому возрастному периоду особенностям социализации.

 

В пожилом и старческом возрасте важнейшими из проблем являются продолжение трудовой деятельности (раздел «Старение и работа»), проживание в условиях семьи (раздел «Семья в старости») или в условиях стационара (раздел «Пожилые и старики в стационарах»).

 

 

Пожилой возраст нередко отягощен различной со-матопатологией, болезнями. В разделе «Старость и болезнь» представлены статьи, рассматривающие проблемы здоровья и болезней пожилых людей, включающие психические расстройства, онкологические, сердечно-сосудистые заболевания и др., а также вопросы медико-социального обслуживания пожилых людей, вопросы их потребностей в социальной и медицинской помощи.

 

Часто пожилой возраст рассматривают как период потерь, период приближающейся смерти. В разделе «Танатология и горе в старости, психологическое сопровождение» представлены статьи, посвященные тому, как пожилые люди переживают утрату и какие существуют особенности психологической работы с ними в тяжелый период их жизни.

 

В помощь психологам и социальным работникам, работающим с пожилыми людьми, в хрестоматию включены материалы, составившие раздел «Психологическая помощь в старости»,имеющий две части, одна — о работе с персоналом, другая — о работе с клиентами.

 

Социальные и психологические проблемы пожилых людей, а также отдельные аспекты старения человека являются предметом изучения многих отраслей естественных и общественных наук. Однако для большинства из них эти проблемы не являются основными. Лишь геронтология — современная молодая наука — ставит проблемы старости и старения в центр исследований, используя одновременно с этим знания, накопленные в других научных сферах, специалистов различных «помогающих» профессий. Геронтология в этом плане находится как бы «на стыке» многих научных теоретических и практических знаний. Каждая дисциплина привносит в ее развитие свои собственные достижения и методы в решении проблем стареющего человека, способствуя ее постоянному совершенствованию.

 

В рамках общей геронтологии существует специальная область ее — социальная геронтология, рассматривающая феномен старения и старости человека применительно к изменению его социальной позиции, его места в социальной структуре общества, способности и характера взаимодействия с последним. Именно здесь формируются наиболее острые ситуации и проблемы.

 

<...> Автор предпринимает попытку в рамках задач социальной геронтологии рассмотреть некоторые известные в западной науке подходы, имеющие, как представляется, значение в характеристике особенностей и развития геронтологии как целостной науки о старости [Монсон П., 1997].

 

Объектом исследования в геронтологии является человек в процессе старения и старости [Дупленко Ю.К., 1985; Baltes Р. В. et ai,

 

Представители биологической науки связывают понятия старения и старости с «закатом» и ухудшением состояния организма и его различных органов. В зарубежной геронтологии чаще всего Цитируют четыре основополагающих критерия, связанных со старением, которые были предложены известным на Западе геронтологом Б.Стрехлером [Strehler B.L., 1962].

 

1. Старение, в отличие от болезни, является универсальным процессом, ему подвержены все без исключения члены популяции.

 

2. Старение является прогрессирующим, непрерывным процессом.

 

3. Старение есть свойство любого живого организма.

 

4. Старение сопровождается дегенератирующими изменениями (в противовес изменениям организма при его развитии или «взрослении»).

 

Карл Юнг (K.Jung, 1875—1961), создавая альтернативную Фрейду школу психоанализа, придавал еще большее значение изучению проблем, как он называл, «второй половины жизни» человека. Для него середина жизни являлась критическим поворотным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В зрелом возрасте человек в основном поглощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал «индивидуацией». Человек во второй половине жизни может обрести новое полновесное развитие своей личности. Человек в этом возрасте способен принять в своем «Я» как «женское», так и «мужское» начало. Юнг придавал большое значение символическому и религиозному опыту в обретении состояния гармонии между индивидом и окружающим его миром. Обладая энциклопедическими знаниями во многих областях, он сумел убедительно доказать правоту своей теории на примерах различных культур и социальной, и индивидуальной жизни разных обществ.

 

Другой известный в научном мире современник Фрейда Альфред Адлер (Alfred Adler, 1870— 1937) также занимался изучением различных аспектов мотиваций в поведении человека. Он не был согласен с фрейдистской трактовкой сексуальности как основного фактора мотивации поведения человека и считал, что основной мотивационной силой в жизни человека является чувство его собственной неполноценности. Любой индивид в той или иной степени испытывает это чувство. Особенно остро неполноценность ощущается человеком в детском возрасте, ибо тогда властные жизненные позиции являются исключительной привилегией взрослых. Некоторые люди испытывают это чувство более остро, чем другие, особенно когда речь идет о человеке с физическими недостатками или о тех, с кем в детстве слишком строго обращались. Адлер считал, что на протяжении всей своей жизни индивид стремится в той или иной степени компенсировать это первичное чувство неполноценности. Это стремление может принять как позитивную направленность и выразиться в достижении больших успехов в жизни индивида, в преодолении его физических недостатков, так и негативную окраску в виде демонстрации чрезмерной властности в отношениях с другими людьми. Сам Адлер полагал, что преодоление чувства неполноценности возможно через деятельное участие в судьбе людей, через сопереживание, сопричастность, формирование и развитие «социального интереса».

 

Размышления Адлера относительно мотивационной стороны поведения человека имеют прямое отношение к социальной геронтологии. В пожилом возрасте чувство неполноценности переживается особенно остро, поскольку человек, как правило, начинает испытывать физическое недомогание, утрачивает привычный социальный статус, былую физическую привлекательность, а также многое другое, к чему он успел привыкнуть. Особенно болезненно пожилой человек переживает необходимость ограничить круг социальных связей и возможностей для интимных отношений. Адлер считал также, что иногда проявляемая замкнутость пожилого человека, уход «в себя» может объясняться боязнью потерять независимость и стать реально неполноценным. Подходы Адлера к решению проблем пожилого человека достаточно конструктивны. Он предлагает снимать чувство неполноценности и сопутствующие неврозы, помогая индивиду найти смысл жизни в оказании помощи другим людям, добиться такого состояния, когда ощущение принадлежности к социальной общности не покидало бы старого человека.

 

Подходы психоаналитиков к изучению проблем старости интересны, но не бесспорны, поскольку большинство из них были клиницистами и свои научные выводы делали по результатам своей практики, ограниченной лишь контингентом людей, обращавшихся к ним за помощью. Поэтому по сей день многие теоретики в области психологии сомневаются по поводу абсолютной истинности и применимости выводов психоаналитиков относительно мотивации поведения индивида, считая, что их нельзя признать в качестве постулата об общих закономерностях психической деятельности человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.034 с.)