Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законы детского развития, сформулированные Л.С.ВыготскимСодержание книги
Поиск на нашем сайте
· Закон формирования ВПФ (перечислить структуру, свойства и происхождение ВПФ). · Гетерохронность (неравномерность) детского развития. Каждая сторона психики ребенка имеет свой сензитивный период (СП) развития. Сензитивный период – это период максимальной чувствительности к воздействиям определенного рода. Если в СП таких воздействий не было осуществлено, то этот период пропущен, и данная функция интенсивно не будет развиваться. Когда мы говорим о СП, то мы говорим не о периоде созревания, а о периоде присвоения. С законом гетерохронности детского развития связана его гипотеза о структурном и смысловом структурном строении сознания. По Выготскому, ВПФ, прежде всего познавательные, образуют структуру сознания. Структура сознания образует высшие психические функции. И структура эта динамична. Каждый раз центром структуры становится та функция, для которой данный период сензитивен. И эта функция определяет развитие других психических функций. Поэтому Выготский нам говорит, что ранний возраст проходит под знаком восприятия, а дошкольный возраст – под знаком памяти. С 1 - 3 лет – СП для развития речи, с 2 - 4 лет – развивается предметное восприятие, конец дошкольного возраста – СП для развития памяти. СП для развития понятийного мышления – это школьный возраст (не младший школьный возраст). С развитием речи ребенок получает доступ к овладению всеми другими ВПФ. Задержка в развитии речи определяет в целом задержку познавательного развития. Когда у ребенка развивается предметное восприятие, оно определяет развитие мышления. На протяжении всего дошкольного возраста мышление у ребенка наглядно-образное. В конце дошкольного возраста создаются условия для формирования у него произвольной памяти. «Для дошкольника мыслить значит запоминать, а для подростка припоминать значит мыслить.» (вспомнить параллелограмм Леонтьева) · Закон метаморфозы детского развития. Развитие – есть цепь качественных изменений. Ребенок – это не маленький взрослый, он обладает качественно иной психикой. Мы не можем оценивать ребенка с позиции дефицитарности. Он иначе мыслит, иначе чувствует. Он другой. Закон цикличности в детском развитии. Развитие осуществляется в какой-то степени по спирали. Но ритм развития очень сложен. Год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
Сущность понятия «психическое здоровье»; уровни и критерии психического здоровья.
Психологическое здоровье Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и тп), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Отличие понятия «развитие» от понятия «изменение»: развитие предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к какой-то цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новообразований. Вопрос о цели развития человека сегодня является одним из наиболее спорных и решается по-разному в зависимости от принадлежности авторов к той или иной психологической школе. Насколько психологическое здоровье связано с физическим здоровьем? Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ). По мере развития науки обнаруживается психическая обусловленность все большего количества заболеваний. Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть иногда довольно тяжелым, но он быстро адаптируется к изменяющимся условиям жизни. Он умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. В качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость, т. е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и неблагоприятным условиям, воздействиям. Считается, что адаптация к благоприятной ситуации не требует особого напряжения. Однако, вспомнив об испытании «медными трубами», можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха: они нередко платят за это существенными нарушениями психологического здоровья. Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо уметь не только противостоять им, но и использовать их для самоизменения и развития. Вывод: основная функция психологического здоровья – поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности. Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования: · обучение положительному самоотношению и принятию других; · обучение рефлексивным умениям; · формирование потребности в саморазвитии. С понятием ПЗ тесно связано понятие нормы.
28. Восприятие. Функции восприятия. Проблема сенсорной изоляции.
Восприятие — это психический процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств (анализаторы); форма психического отражения комплексного раздражителя в его чувственно доступных пространственных и временных характеристиках. Другой вариант определения: психическое отражение действительности в виде целостных образов предметов. Первоначально, в рамках ассоционизма, восприятие трактовалось как простой результат ассоциации (соединения) ощущений, отражающих различные свойства предмета. Позднее, в частности, в свете достижений гештальт-психологии, складывается и закрепляется представление о целостности восприятия, неразложимой на отдельные сенсорные элементы. Восприятие зависит от определенных взаимосвязей между ощущениями, но не сводится к их сумме. Мы воспринимаем яблоко или мяч как целостный предмет, а не просто как сумму цвета, твердости (или упругости), гладкой поверхности и шарообразной формы. Следовательно, восприятие — это не производная от совокупности ощущений, но качественно новая ступень чувственного познания.Образ восприятия является результатом сложного синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе, в связи с переходом живых существ от гомогенной, однородной и предметно неоформленной среды обитания (водная среда) к гетерогенной, предметно оформленной.
Функции Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенности самих отражаемых субъектов, с одной стороны, и в предметной Деятелности человека, с другой. Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий: 1) поиск объекта 2) выделение наиболее характерных ему признаков 3) опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.
Сенсорная изоляция
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.168.192 (0.009 с.) |