Законы детского развития, сформулированные Л.С.Выготским 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы детского развития, сформулированные Л.С.Выготским



 

· Закон формирования ВПФ (перечислить структуру, свойства и происхождение ВПФ).

· Гетерохронность (неравномерность) детского развития. Каждая сторона психики ребенка имеет свой сензитивный период (СП) развития. Сензитивный период – это период максимальной чувствительности к воздействиям определенного рода. Если в СП таких воздействий не было осуществлено, то этот период пропущен, и данная функция интенсивно не будет развиваться. Когда мы говорим о СП, то мы говорим не о периоде созревания, а о периоде присвоения. С законом гетерохронности детского развития связана его гипотеза о структурном и смысловом структурном строении сознания. По Выготскому, ВПФ, прежде всего познавательные, образуют структуру сознания. Структура сознания образует высшие психические функции. И структура эта динамична. Каждый раз центром структуры становится та функция, для которой данный период сензитивен. И эта функция определяет развитие других психических функций. Поэтому Выготский нам говорит, что ранний возраст проходит под знаком восприятия, а дошкольный возраст – под знаком памяти. С 1 - 3 лет – СП для развития речи, с 2 - 4 лет – развивается предметное восприятие, конец дошкольного возраста – СП для развития памяти. СП для развития понятийного мышления – это школьный возраст (не младший школьный возраст). С развитием речи ребенок получает доступ к овладению всеми другими ВПФ. Задержка в развитии речи определяет в целом задержку познавательного развития. Когда у ребенка развивается предметное восприятие, оно определяет развитие мышления. На протяжении всего дошкольного возраста мышление у ребенка наглядно-образное. В конце дошкольного возраста создаются условия для формирования у него произвольной памяти. «Для дошкольника мыслить значит запоминать, а для подростка припоминать значит мыслить.» (вспомнить параллелограмм Леонтьева)

· Закон метаморфозы детского развития. Развитие – есть цепь качественных изменений. Ребенок – это не маленький взрослый, он обладает качественно иной психикой. Мы не можем оценивать ребенка с позиции дефицитарности. Он иначе мыслит, иначе чувствует. Он другой.

Закон цикличности в детском развитии. Развитие осуществляется в какой-то степени по спирали. Но ритм развития очень сложен. Год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

 

Сущность понятия «психическое здоровье»; уровни и критерии психического здоровья.

 

Психологическое здоровье

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и тп), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Отличие понятия «развитие» от понятия «изменение»: развитие предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к какой-то цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новообразований. Вопрос о цели развития человека сегодня является одним из наиболее спорных и решается по-разному в зависимости от принадлежности авторов к той или иной психологической школе.

Насколько психологическое здоровье связано с физическим здоровьем? Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ). По мере развития науки обнаруживается психическая обусловленность все большего количества заболеваний.

Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть иногда довольно тяжелым, но он быстро адаптируется к изменяющимся условиям жизни. Он умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.

В качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость, т. е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и неблагоприятным условиям, воздействиям. Считается, что адаптация к благоприятной ситуации не требует особого напряжения. Однако, вспомнив об испытании «медными трубами», можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха: они нередко платят за это существенными нарушениями психологического здоровья. Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо уметь не только противостоять им, но и использовать их для самоизменения и развития.

Вывод: основная функция психологического здоровья – поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования:

· обучение положительному самоотношению и принятию других;

· обучение рефлексивным умениям;

· формирование потребности в саморазвитии.

С понятием ПЗ тесно связано понятие нормы.

 

 

28. Восприятие. Функции восприятия. Проблема сенсорной изоляции.

 

Восприятие — это психический процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств (анализаторы); форма психического отражения комплексного раздражителя в его чувственно доступных пространственных и временных характеристиках. Другой вариант определения: психическое отражение действительности в виде целостных образов предметов.

Первоначально, в рамках ассоционизма, восприятие трактовалось как простой результат ассоциации (соединения) ощущений, отражающих различные свойства предмета. Позднее, в частности, в свете достижений гештальт-психологии, складывается и закрепляется представление о целостности восприятия, неразложимой на отдельные сенсорные элементы.

Восприятие зависит от определенных взаимосвязей между ощущениями, но не сводится к их сумме. Мы воспринимаем яблоко или мяч как целостный предмет, а не просто как сумму цвета, твердости (или упругости), гладкой поверхности и шарообразной формы. Следовательно, восприятие — это не производная от совокупности ощущений, но качественно новая ступень чувственного познания.Образ восприятия является результатом сложного синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе, в связи с переходом живых существ от гомогенной, однородной и предметно неоформленной среды обитания (водная среда) к гетерогенной, предметно оформленной.

 

Функции

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства. Восприятие качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.
Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат. В основе восприятия лежат межполушарные связи, связи между различными анализаторами. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которое дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенности самих отражаемых субъектов, с одной стороны, и в предметной Деятелности человека, с другой.
Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.

Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:

1) поиск объекта

2) выделение наиболее характерных ему признаков

3) опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.

 

Сенсорная изоляция


Условия когда у субъекта сводятся на минимум возбуждение рецепторов называется сенсорной изоляцией.
Проблема приема и переработки информации человеком представляет интерес для многих наук. Ею занимаются физиологи в плане изучения работы органов чувств; психологи - в плане изучения познавательных процессов (восприятия, опознания, мышления); специалисты в области кибернетики - в плане разработки некоторых проблем теории познания.
Знание характеристик и закономерностей процессов приема и переработки информации человеком важно не только для развития теории, но и для решения ряда задач, возникающих в педагогической (разработка эффективных методов обучения), медицинской (разработка средств и методов лечения ряда заболеваний) и инженерной практике (разработка технических средств передачи информации человеку).
Одним из важнейших аспектов разработки этой большой проблемы является изучение деятельности человека в условиях недостатка информации, поступающей к органам чувств из окружающей среды, или так называемого “сенсорного голода”, т.е. голода по впечатлениям.
Проблема “сенсорного голода” стала особенно острой в связи с развитием целого ряда отраслей техники. Условия, в которых приходится работать человеку, весьма многообразны. Обслуживание некоторых современных видов техники связано с необходимостью длительного пребывания в пространстве малого объема, ограничивающим движение человека, доставляющее человеку весьма бедные однообразные впечатления, значительно суживающие возможности общения человека с другими людьми.
При изучении взаимодействия человека с окружающей средой необходимо учитывать всю систему его сенсорных входов и всю систему как внешних, так и внутренних воздействий.
В условиях частичной изоляции начинает особенно сильно проявляться влияние так называемых сверхслабых или неспецифических раздражителей. Например, поднесение магнита к голове испытуемого, находящегося в гипнозе, приводит к сдвигу в пространстве зрительных образов или даже к их исчезновению. Гипноз может рассматриваться как своеобразная сенсорная изоляция организма, в условиях которой магнитное поле начинает ощущаться более сильно, чем обычно.
Задача изучения и влияния сенсорной изоляции сводится к оценке состояния организма как функции величены потока информации в случае уменьшения этого потока до некоторой минимальной величены.
Для наиболее эффективных исследований в этом направлении необходимо:
- ввести признаки состояния организма (наиболее характерные для данной ситуации) и вести обсуждение всех экспериментов по сенсорной изоляции, пользуясь этими признаками;
- пронормировать величину потока информации, воздействующего на испытуемого в эксперименте;
- пронормировать и поддерживать на постоянном уровне во всех экспериментах поток информации по тем каналам, которые не могут быть изолированными;
- обеспечить в эксперименте контроль параметров среды.
Формулировка условий сенсорной изоляции требует оценки количества поступающей информации (с учетом всех возможных каналов восприятия) до “изоляции” и во время “изоляции”, и только тогда можно будет сравнивать между собой результаты различных экспериментов.
Длительная изоляция является основным этнологическим фактором психических нарушений. Степень выраженности психических нарушений, характер их клинической картины определились главным образом личностными особенностями испытуемых, что имеет большое практическое значение при отборе лиц для работы в особых, сложных условиях (полярные экспедиции, исследования космоса и т.д.).
Самый известный в научном мире эксперимент с сенсорной изоляцией - это эксперимент, произведенный в Университете Мак-Гилла в 1956 году Героном и его сотрудниками. Ученые предложили добровольцам пробыть как можно дольше в специально устроенной изоляционной камере.
В первые дни эксперимента отмечалось повышенное настроение, говорливость, активное стремление к общению с окружающими, некоторая взбудораженность с элементами тревожности, опасений за свое здоровье. Позже появлялись жалобы на то, что начинает надоедать монотонность, однообразие, дни стали похожими один на другой, нет ничего нового, надоели одни и те же лица, одни и те же разговоры; время идет медленно. Появилась раздражительность, несдержанность, ворчливость. Малейший пустяк мог послужить поводом для бурных эмоциональных реакций, конфликтов с исследователями, обслуживающим персоналом. Испытуемые стали менее общительными, на вопросы часто отвечали неохотно, односложно, формально. Настроение временами было пониженным. Ухудшался сон, некоторые жаловались, что надоели одни и те же исследования, бурно протестовали против новых исследований, хотя бы они и были для них легкими. В то же время отмечали, что свободные от исследований дни (выходные, праздничные) они чувствовали себя хуже, было особенно скучно, не з
нали, чем заняться, “куда себя девать”, время тянулось особенно медленно.
К концу эксперимента нарастала раздражительность, отдельные испытуемые заявляли, что бывают такие состояния, что хочется что-нибудь “выкинуть”, кого-то ударить, “запустить чем-нибудь, что попадет под руку”, жаловались, что временами (чаще по вечерам) “наваливалась тоска”, вспоминался дом, родные, близкие.
У ряда испытуемых имели место и более сложные психические нарушения, как, например, ипохондрия, неопределенный страх, довольно выраженная депрессия, параноидная настроенность.
У самых выносливых испытуемых возникали галлюцинации, и это, по мнению ученых, указывало на то, что без внешних раздражителей интеллектуальные функции и сама личность неизбежно деградируют.
Другой ученый, Дж. Лилли, в тот же период проверял действие сенсорной изоляции на самом себе. Он делал это в непроницаемой камере, где он был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела, так что был почти лишен даже ощущений, связанных с весом собственного тела.
Однако его выводы диаметрально противоположны выводам, сделанным психологами Университета Мак-Гилла. По мнению Лилли, условия изоляции в камере, напротив увеличивают сенсорный опыт, и это происходит без участия известных внешних раздражителей.
Индивидум, находящийся в условиях сенсорной изоляции, оказывается лицом к лицу со своим внутренним миром и представляющими его образами; этот мир находит свое выражение в форме разнообразных иллюзий и галлюцинаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 871; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.016 с.)