Принципы диалектики и ее отличие от метафизики. Диалектика и синергетика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы диалектики и ее отличие от метафизики. Диалектика и синергетика.



Принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики (определяющие диалектико-материалистический способ понимания мира). Согласуясь между собой, они позволяют логически непротиворечиво описать развитие.

Принцип развития — это исходная диалектическая идея, с осознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной) направленности. Принцип развития синтезирует, объединяет все остальные принципы диалектики.

Развитие – это движение и изменение, но таких признаков для определения термина недостаточно, потому что движения и изменения могут быть не связаны с качественными изменениями, а выражаться только в количественных. Значит развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы, обусловленные ее противоречиями.

В философии выделяют две главные линии развития: прогресс и регресс

Прогресс (от лат. рrogressus– движение вперед), успех – направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от самого простого к более сложному, совершенному.

Регресс (от лат. кegressus – обратное движение) – такой тип развития, для которого характерен перехлод от высшего в низшему. В общественной жизни это может быть застой в развитии экономики, политики и духовной сферы. Возможность регресса в обществе связана со сложностью и противоречивостью исторического процесса, с проявлениями субъективизма (чего нет в природе), а поэтому история идет зигзагами и крутыми дорогами, выстраивается в общую линию развития: смена цивилизаций, переход от одной общественно-экономической формации к другой.

Принцип материального единства мира, осмысленный применительно к раскрытию сущности движения, приводит познающего мир человека к убеждению в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи.

Для подтверждения данного положения в диалектике используется еще целый ряд идей. Наиболее фундаментальная из них - идея всеобщей взаимной связи явлений.

Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача - объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные, при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов. Есть связи прямые, когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.

Создатели материалистической диалектики считали, что именно взаимодействие объектов составляет содержание движения материи. “В том обстоятельстве, что... тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, а это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение”, - отмечал Ф. Энгельс. Из взаимодействия объектов и составляющих их элементов образуется источник развития — противоречие. “Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития...” (Философский энциклопедический словарь. - М.,1989. - С.523.).

Естественнонаучный анализ прямых связей выявил, что в процессе взаимодействия материальных объектов последние, исходя из своей специфики, способны запечатлевать, воспроизводить в собственной структуре, содержании, форме “следы” воздействия на них других объектов (их вес, плотность, форму и т. п.). Данное свойство материи, вытекающее из взаимодействия материальных объектов, было названо отражением.

Идея отражения становится принципом диалектики в силу того, что, с одной стороны, с её помощью объясняется возникновение сознания, с другой стороны, она используется для раскрытия материального источника развития сознания. “ Все идеи... - отражения действительности, верные или искаженные”, - писал Ф. Энгельс. Идея отражения позволяет уяснить единство и различие объективной и субъективной диалектики.

Под объективной диалектикой понимаются реальные процессы развития материального мира.

Субъективная диалектикапроцесс и результат отражения объективной диалектики в человеческом сознании. Субъективная диалектика (мышления, духовного мира в целом) подчиняется всеобщим законам объективной диалектики (хотя и не сводится к ним). «Над всем нашим теоретическим мышлением господствует с абсолютной силой тот факт, - замечал Ф. Энгельс, - что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они и не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой».

Принцип детерминизма (обусловленности) конкретизирует общую картину развития мира. Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин, порождающих данное явление оснований. “Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто”, - так выражает смысл идеи детерминизма известная аксиома материализма.

Принцип всесторонности. Главный недостаток метафизики – односторонность рассмотрения вещей и процессов. Диалектика исходит из того, что каждая вещь, явление – это множество связей и отношений. Принцип всесторонности нельзя рассматривать как необходимость и возможность познать явление сразу. Следует иметь в виду, что знания человека всегда относительны, постоянно развиваются. Данный принцип предостерегает нас от попытки превращения относительных знаний в абсолют, догму. При догматизме теоретические и практические проблемы анализируются без учета конкретных обстоятельств, места и времени.

Совокупность философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих первоначала всего сущего, стали духовной основой антидиалектики. Одной из главных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей.

Философские идеи, систематизирующие метафизику: отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития. Оценивая данные метафизические идеи, Ф.Энгельс писал, что метафизика рассматривает процессы “вне их великой общей связи, и в силу этого - не в движении, … а как вечно неизменные”.

В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно в метафизике есть философские идеи, объясняющие мир из принципа развития, но интерпретирующие его метафизически. Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается противоречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).

Таким образом, метафизика противостоит диалектике:

ü во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие;

ü во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития.

Метафизическое мышление слабо учитывает связи, взаимодействие явлений. Ему присущи:

1) разграничение и фиксация отдельных элементов, свойств, сторон предметов;

2) рассмотрение их как независимых друг от друга.

Суммируя различные характеристики предмета, метафизическая философия исключает противоположные. Например, признав устойчивость мира, исключает его изменчивость, живое мыслит как резко противоположное мертвому, прямое – кривому, доброе – злому. Люди с таким мышлением не улавливают оттенков, переходов между полюсами, их связей, взаимодействия.

Жизненные проявления метафизики разнообразны. Она обнаруживает себя как в мышлении, так и в практическом действии. Наиболее жизнестойкими формами метафизики являются догматизм, софистика, эклектика.

Догматизм основан на возведении имеющегося взгляда на мир в ранг единственно верного, на неумении и нежелании увидеть, понять, принять действительные изменения, происходящие в мире. В догматизме наиболее полно обнаруживает себя характерная черта метафизики — ее односторонность. Не стремясь к познанию мира во всем многообразии его связей, догматизм однажды познанное закрепляет в качестве абсолютно истинного, однажды успешно примененное средство рассматривает как универсальное. Тем самым он существенным образом деформирует как познание, так и практику, становясь препятствием на пути возникновения нового.

В софистике односторонность метафизики проявляется по-иному. Если в догматизме в угоду абсолютному началу в истине игнорируется ее относительность, то софистика, напротив, односторонне тяготеет к релятивизму, абсолютизируя относительность результатов познания. Релятивизм используется в софистике в качестве исходной гносеологической позиции, позволяющей при умелом, преднамеренно неправильном построенном рассуждении, искусно выдаваемом за истинное, ввести человека в заблуждение. Примером такой хитрой уловки являются софизмы и в частности древний софизм “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь”. Здесь осуществлено неправомерное заключение от общего правила к частному случаю, который это правило по существу не предусматривает (см.: Софизм // Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.- С.602).

Часто встречается метафизика в форме эклектики. Эклектикой является все то, что обнаруживает в себе эклектизм, то есть стремление построить целостность на основе разнородных, несовместимых элементов. Эклектичными, к примеру, могут быть признаны попытки мировоззренческого слияния материализма и идеализма.

В контексте современного развития философского и научного знания нельзя не затронуть вопрос о соотношении диалектики и синергетики.

Термин синергетика был предложен в 1973 году немецким физиком Хакеном для обозначения общей теории самоорганизации. Уже сам факт того, что в рамках синергетики развитие систем стало изучаться на основе их самоорганизации, свидетельствовал о близости данной теории диалектической концепции развития. В синергетике реализуются принципы самодвижения и системности материи, получившие обоснование в диалектике.

Синергетический подход к объяснению развития опирается как на общефилософские принципы, так и на естественнонаучные выводы. Открытия точных наук были использованы в синергетике не столько для конкретизации диалектических категорий, таких как система и структура, порядок и хаос, устойчивость и неустойчивость и др., сколько для создания собственной системы понятий концептуального описания самоорганизации как фундаментального способа развития.

Феномен самоорганизации в синергетике объясняется сложным взаимодействием многих явлений. Центральное место среди них отводится взаимосвязи порядка и хаоса, выяснению роли данных противоположных начал в развитии сложных систем, в сохранении их равновесия и устойчивости.

Существовавшие представления об исключительно дезорганизующей роли хаоса были значительно подорваны открытиями ХХ века. И.Р. Прихожин показал, что развитие систем сопровождается не переходом хаоса в порядок и обратно, а их взаимодействием.

В дальнейшем было получено теоретическое представление о диссипативных системах (диссипация – рассеяние вещества и энергии). «Жизнеспособность» данных систем поддерживается за счёт их постоянного обмена с внешней средой веществом и энергией. С прекращением обменных процессов диссипативные системы перестают существовать.

Диссипативные системы многообразны. Они существуют как в природе, так и в обществе. «Человек, как и любой организм, - отмечает В.П. Бранский, - представляет собой типичную диссипативную систему, которая может существовать как физически, так и духовно только при условии постоянного обмена со средой веществом, энергией и информацией (питание, дыхание, теплообмен, выделение, размножение, познание, производство утилитарных и духовных ценностей, общение и т.п.)». (См.: Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. – 2000. - № 4. – С. 115.).

для существования диссипативных систем необходимы: открытость для обмена с внешней средой; взаимосвязь порядка и хаоса, поддерживающая устойчивость их структур; нелинейность и самодействие, обеспечивающие использование внешних воздействий на систему для ее самоорганизации в соответствии с собственной природой.

Существует ещё целый ряд важных характеристик диссипативной системы, которые все вместе подчёркивают главное в её существовании – процесс самоорганизации.

Наряду с теорией диссипативных систем существует другие направления синергетики, в рамках которых исследуются сложные системы и процессы самоорганизации, а именно: теория детерминированного хаоса, теория автопоэзиса, теория самоорганизованной критичности. В теории детерминированного хаоса исследуются хаотическое поведение немногих переменных или степеней свободы. Теорией автопоэзиса изучается то, каким образом развиваются биологические структуры. Так называемая самоорганизованная критичность – это область, в которой речь идет о поведении систем, состоящих из многих отдельных частей. В этой теории исследуются наиболее общие закономерности поведения такого рода систем. Все эти исследования находятся в общем русле синергетики.

Итак, определяя соотношение между диалектикой и синергетикой, принципиальные положения которой рассмотрены на примере теории диссипативных структур, можно согласиться с мнением исследователей, считающих парадигму самоорганизации естественнонаучной основой диалектических представлений о развитии, современным теоретическим опровержением «метафизических и механических представлений о неорганической материи как косной массе, приводимой в движение силой» (См.: Рузавин В.И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки. – 1989. - № 5. – С.11.).

 

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

 

Законы материалистической диалектики. В законах находят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи, характеризующие структуру развития мира. Законы, раскрывающие структуру развития на уровне описания самого механизма развития (источника, “запускающего” данный механизм, характера действия механизма и той направленности, которую он придает развитию своей работой).

Таких законов три:

1) закон единства и борьбы (взаимопроникновения) противоположностей, раскрывающий источник развития;

2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие, и таким образом уяснить его характер;

3) закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность развития.

 

Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. Источник развития оказывается внутри вещи. Данный закон раскрывает принцип самодвижения (движение и развитие оказываются самодвижением и саморазвитием вещи). Согласно данному закону во всех видах реальности друг другу противостоят противоположности, которые находятся в противоречивых отношениях. “Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить”, - писал в свое время Гегель.

Марксизм утверждал, что все явления природного, социального и духовного миров характеризуются внутренней противоречивостью, борьбой противоположных начал. Связь между противоположностями определяется несколькими важными моментами:

1. противоположности нельзя оторвать друг от друга, подобно тому как нельзя отделить северный полюс от южного, левое от правого и т. п., они образуют единое, нераздельное целое;

2. противоположности взаимоисключают друг друга (правда и ложь, добро и зло, мир и вражда);

3. противоположности могут переходить друг в друга (любовь -- в ненависть, сила -- в слабость, победа -- в поражение).

Исходные категории данного закона: «тождество» и «различие».

Тождество – выражение равенства, одинаковости предмета с самим собой или другими предметами.

Различие – то особенное, что отличает данную вещь от другой вещи, данную сторону одной и той же вещи от другой ее стороны.

Тождество двух предметов или двух сторон предмета всегда равенство в главном, общем, тогда как различие касается особенного и единичного между предметами или сторонами, т.е. тождество существует при различии.

Каждая вещь обладает множеством сторон, которые взаимодействуют между собой, обуславливают изменения вещи. Эти изменения сторон могут быть однонаправлены, но могут быть и противоположно направлены, выражать противоположные тенденции развития.

Противоположности – такие стороны предмета, которые противостоят друг другу в своем функционировании и развитии.

Раздвоение единого предмета на противоположности объективно присуще самим предметам. А между противоположностями возникает взаимодействие. Оно называется противоречием.

Противоречие – отношение между противоположностями.

Несмотря на противоречивость своих сторон, предмет представляет собой единое целое, а значит, противоположности находятся в этом единстве. Если убрать одну из противоположных сторон, то вторая сразу перестанет быть противоположностью. Они взаимоисключают друг друга.

В этом заключается единство противоположностей. Однако в рамках единства противоположных сторон между ними происходит борьба, т.к. они по своей сущности и направленности взаимоисключают друг друга.

Стремление взаимоисключать друг друга есть борьба противоположностей. Примером единства и борьбы противоположностей может служить живой организм, жизнь.

Мы употребляем понятия «противоположность» и «противоречие». Но что они означают? Маркс писал, что диалектические противоположности – «соотносительные, взаимно друг друга обусловливающие, нераздельные моменты, но в то же время друг друга исключающие… крайности, т.е. полюсы одного и того же». Для пояснения рассмотрим следующий пример. От точки 0 в противоположных направлениях (+ х и – х) движутся объекты. Когда мы говорим о противоположных направлениях, то имеем в виду, что:

1) эти два направления взаимно предполагают друг друга (если есть движение в направлении + х, то обязательно существует и движение в направлении – х);

2) эти направления взаимно исключают друг друга (движение объекта в направлении + х исключает его одновременное движение в направлении – х и обратно);

3) + х и – х тождественны как направления (ясно, что, например, +5 км и -5 км. – противоположности, в +5 кг и -5 км не являются противоположностями, так как они различны по своей природе).

Противоречие как отношение противоположностей – есть процесс, в результате которого происходят количественные и качественные изменения.

Рассмотрим, например, взаимодействие между производством и потреблением. С одной стороны, по мере роста производства у общества появляются новые потребности. Возникает противоречие, поскольку производство начинает отставать от роста потребностей. Это противоречие разрешается за счет дальнейшего развития производства. И так – вновь и вновь. Противоречие между производством и потреблением проходит через всю историю общества. Оно вызывает не только количественные, но и качественные изменения, вплоть до переходов к новым ступеням цивилизации.

Одинаково ошибочно в деятельность людей:

1) забывать о единстве противоположностей и тем самым абсолютизировать их борьбу;

2) объявлять источником развития лишь единство противоположностей.

Противоречие как процесс проходит ряд стадий:

1) несущественное различие сторон;

2) существенное различие;

3) противоположности;

4) крайности;

5) конфликт;

6) переход противоположностей друг в друга;

Виды противоречий:

1) основные и неосновные. Основные – это противоречия, которые связаны с основой системы, оказывают решающее воздействие на ее развитие, а также объединяют противоречия воедино. В процессе развития основные и неосновные противоречия могут меняться местами, что выявляется в другой группе противоречий - главных и неглавных.

2) Главные и неглавные. Главные – это противоречия, которые на данном этапе, в определенных условиях определяют развитие. Чаще всего главные и основные противоречия совпадают.

3) Существенные и несущественные;

4) Внутренние и внешние. Внутренние – это противоречия, характерные для самих предметов и явлений, тех, которые находятся внутри системы. Внешние – это противоречия между системами (предметами и явлениями). При рассмотрении внутренних и внешних противоречий надо заметить, что и те, и другие являются источником развития при ведущей роли внутренних противоречий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.049 с.)