Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приборостроения и информатики↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ Кафедра УП-5 «ФИЛОСОФИЯ»
Экз.№___
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой УП-5 _______ (проф. Мищенко В.И.) «___»_________2012г.
Для студентов
ПЛАН СЕМИНАРА № 2
по дисциплине 6501 «Философия»
ТЕМЫ: № 5 «Диалектика как философская система»
Обсужден на заседании кафедры (предметно-методической секции) «__»___________200__г. Протокол № __
МГУПИ – 2013 г.
I. Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению: 1. Общая характеристика содержания диалектики 2. Принципы диалектики и ее отличие от метафизики. Диалектика и синергетика 3. Законы диалектики 4. Категории диалектики 5. Смысл диалектики
II. Методические рекомендации студентам по подготовке к семинару: - изучить теорию вопроса, - составить план выступлений по всем вопросам; - быть готовым к обсуждению учебных вопросов и к контрольному тестированию (опросу) по теме семинара;
2.1. Самоконтроль подготовленности к занятию: Ответы на прилагаемые вопросы: 1. Имеет ли диалектика свою историю? 2. Что такое матафизика? Имеет ли она научную и практическую ценность? 3. В чем различие между объективной и субъективной диалектикой? 4. В чем общность и различие категорий философии и категорий диалектики? 5. Какова роль «единства» в законе единства и борьбы противоположностей? 6. Имеют ли связь принципы диалектики с законами диалектики? 7. Можно ли для понимания сущности закона отрицания ограничиться одним отрицанием? 8. Каков смысл парных категорий диалектики, чем обусловливается их парность?
2.2. Краткое содержание темы: Наряду с теорией диссипативных систем существует другие направления синергетики, в рамках которых исследуются сложные системы и процессы самоорганизации, а именно: теория детерминированного хаоса, теория автопоэзиса, теория самоорганизованной критичности. В теории детерминированного хаоса исследуются хаотическое поведение немногих переменных или степеней свободы. Теорией автопоэзиса изучается то, каким образом развиваются биологические структуры. Так называемая самоорганизованная критичность – это область, в которой речь идет о поведении систем, состоящих из многих отдельных частей. В этой теории исследуются наиболее общие закономерности поведения такого рода систем. Все эти исследования находятся в общем русле синергетики. Итак, определяя соотношение между диалектикой и синергетикой, принципиальные положения которой рассмотрены на примере теории диссипативных структур, можно согласиться с мнением исследователей, считающих парадигму самоорганизации естественнонаучной основой диалектических представлений о развитии, современным теоретическим опровержением «метафизических и механических представлений о неорганической материи как косной массе, приводимой в движение силой» (См.: Рузавин В.И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки. – 1989. - № 5. – С.11.).
ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
Законы материалистической диалектики. В законах находят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи, характеризующие структуру развития мира. Законы, раскрывающие структуру развития на уровне описания самого механизма развития (источника, “запускающего” данный механизм, характера действия механизма и той направленности, которую он придает развитию своей работой). Таких законов три: 1) закон единства и борьбы (взаимопроникновения) противоположностей, раскрывающий источник развития; 2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие, и таким образом уяснить его характер; 3) закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность развития.
Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. Источник развития оказывается внутри вещи. Данный закон раскрывает принцип самодвижения (движение и развитие оказываются самодвижением и саморазвитием вещи). Согласно данному закону во всех видах реальности друг другу противостоят противоположности, которые находятся в противоречивых отношениях. “Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить”, - писал в свое время Гегель. Марксизм утверждал, что все явления природного, социального и духовного миров характеризуются внутренней противоречивостью, борьбой противоположных начал. Связь между противоположностями определяется несколькими важными моментами: 1. противоположности нельзя оторвать друг от друга, подобно тому как нельзя отделить северный полюс от южного, левое от правого и т. п., они образуют единое, нераздельное целое; 2. противоположности взаимоисключают друг друга (правда и ложь, добро и зло, мир и вражда); 3. противоположности могут переходить друг в друга (любовь -- в ненависть, сила -- в слабость, победа -- в поражение). Исходные категории данного закона: «тождество» и «различие». Тождество – выражение равенства, одинаковости предмета с самим собой или другими предметами. Различие – то особенное, что отличает данную вещь от другой вещи, данную сторону одной и той же вещи от другой ее стороны. Тождество двух предметов или двух сторон предмета всегда равенство в главном, общем, тогда как различие касается особенного и единичного между предметами или сторонами, т.е. тождество существует при различии. Каждая вещь обладает множеством сторон, которые взаимодействуют между собой, обуславливают изменения вещи. Эти изменения сторон могут быть однонаправлены, но могут быть и противоположно направлены, выражать противоположные тенденции развития. Противоположности – такие стороны предмета, которые противостоят друг другу в своем функционировании и развитии. Раздвоение единого предмета на противоположности объективно присуще самим предметам. А между противоположностями возникает взаимодействие. Оно называется противоречием. Противоречие – отношение между противоположностями. Несмотря на противоречивость своих сторон, предмет представляет собой единое целое, а значит, противоположности находятся в этом единстве. Если убрать одну из противоположных сторон, то вторая сразу перестанет быть противоположностью. Они взаимоисключают друг друга. В этом заключается единство противоположностей. Однако в рамках единства противоположных сторон между ними происходит борьба, т.к. они по своей сущности и направленности взаимоисключают друг друга. Стремление взаимоисключать друг друга есть борьба противоположностей. Примером единства и борьбы противоположностей может служить живой организм, жизнь. Мы употребляем понятия «противоположность» и «противоречие». Но что они означают? Маркс писал, что диалектические противоположности – «соотносительные, взаимно друг друга обусловливающие, нераздельные моменты, но в то же время друг друга исключающие… крайности, т.е. полюсы одного и того же». Для пояснения рассмотрим следующий пример. От точки 0 в противоположных направлениях (+ х и – х) движутся объекты. Когда мы говорим о противоположных направлениях, то имеем в виду, что: 1) эти два направления взаимно предполагают друг друга (если есть движение в направлении + х, то обязательно существует и движение в направлении – х); 2) эти направления взаимно исключают друг друга (движение объекта в направлении + х исключает его одновременное движение в направлении – х и обратно); 3) + х и – х тождественны как направления (ясно, что, например, +5 км и -5 км. – противоположности, в +5 кг и -5 км не являются противоположностями, так как они различны по своей природе). Противоречие как отношение противоположностей – есть процесс, в результате которого происходят количественные и качественные изменения. Рассмотрим, например, взаимодействие между производством и потреблением. С одной стороны, по мере роста производства у общества появляются новые потребности. Возникает противоречие, поскольку производство начинает отставать от роста потребностей. Это противоречие разрешается за счет дальнейшего развития производства. И так – вновь и вновь. Противоречие между производством и потреблением проходит через всю историю общества. Оно вызывает не только количественные, но и качественные изменения, вплоть до переходов к новым ступеням цивилизации. Одинаково ошибочно в деятельность людей: 1) забывать о единстве противоположностей и тем самым абсолютизировать их борьбу; 2) объявлять источником развития лишь единство противоположностей. Противоречие как процесс проходит ряд стадий: 1) несущественное различие сторон; 2) существенное различие; 3) противоположности; 4) крайности; 5) конфликт; 6) переход противоположностей друг в друга; Виды противоречий: 1) основные и неосновные. Основные – это противоречия, которые связаны с основой системы, оказывают решающее воздействие на ее развитие, а также объединяют противоречия воедино. В процессе развития основные и неосновные противоречия могут меняться местами, что выявляется в другой группе противоречий - главных и неглавных. 2) Главные и неглавные. Главные – это противоречия, которые на данном этапе, в определенных условиях определяют развитие. Чаще всего главные и основные противоречия совпадают. 3) Существенные и несущественные; 4) Внутренние и внешние. Внутренние – это противоречия, характерные для самих предметов и явлений, тех, которые находятся внутри системы. Внешние – это противоречия между системами (предметами и явлениями). При рассмотрении внутренних и внешних противоречий надо заметить, что и те, и другие являются источником развития при ведущей роли внутренних противоречий.
Первый этап - возникновение противоречия. Процесс возникновения противоречия описывается с помощью категорий: тождество, различие, противоположность. С появлением противоположностей оформляется структура противоречия и завершается этап его возникновения. Тождество — это понятие, в содержании которого запечатлены, если речь идет о разных предметах — их совпадение, равенство; если речь идет об одном предмете - его тождественность самому себе. Тождество всегда относительно. Это означает, что между предметами всегда существует разность, под которой подразумевается все, выходящее за рамки схожести предметов. Разность предметов, рассматриваемая в динамике их отношений как изменяющаяся величина, отражается в категории “различие”. Категорией “различие” характеризуется не столько несовпадение предметов, сколько тенденция нарастания их разности в процессе развития. При подобном понимании различий можно выделить две их группы: 1) различия еще несущественные для возникновения противоречия, (эти различия отражают начальную стадию появления тенденции к нарастанию разности предметов, ее пока ещё несущественность); 2) различия, уже существенные для появления противоречия. Данные различия отражают такую степень развития тенденции к увеличению разности предметов, что они приобретают статус противоположностей. Противоположности — это различия между предметами, выросшие до предельных размеров в том смысле, что они оформились в определенный субстрат (сторону явления, элемент системы, часть целого), который “принуждает” своей активностью (своим существованием) предметы, находящиеся в единстве (то есть в системе), развиваться в противоположных направлениях. Противоречие - это взаимодействие противоположностей. (Развернутое определение противоречия приведено при рассмотрении принципов диалектики). Для иллюстрации сказанного относительно этапа возникновения противоречия рассмотрим следующий пример. Самолет как технически овеществленная человеческая мысль предназначен определенным образом преодолевать силу притяжения Земли. Но когда он находится на стоянке, потенциальность его назначения несущественна для его положения, а существенно то, что он так же, как и другие материальные объекты, находящиеся на земле, испытывает на себе господствующее действие силы притяжения Земли и в этом отношении тождествен с ними. Но в данном тождестве есть разность, которая при эксплуатации самолета может сначала перерасти в несущественное различие (прогрев двигателя), а затем и в существенное различие (когда при разбеге самолета сила тяги двигателя приводит к увеличению скорости относительно набегающего потока воздуха и к возникновению подъемной силы, противоположной по направленности силе притяжения Земли). Таким образом, возникает противоречие, которое со стороны физических сил, действующих в системе “самолёт - земля”, может быть охарактеризовано как противоречие между подъемной силой и силой притяжения Земли. На примере, связанным летательным аппаратом в полете, рассмотрим второй этап действия противоречия - его развитие. Для характеристики развития противоречия обычно используется два ряда понятий: 1) “единство противоположностей” и “борьба противоположностей” (данные понятия используются для раскрытия механизма развития противоречия); 2) ”гармония”, “дисгармония”, “конфликт” (эти понятия обозначают как то, в какой форме может происходить развитие противоречия, так и состояния этого развития). Единство и борьба - это две стороны процесса взаимодействия противоположностей. Единство противоположностей может быть понято трояко. Во-первых так, что две противоположности (самолет и Земля) находятся в единой системе. Особенностью существования данной системы является то, что, будучи искусственно созданной людьми, она предполагает преобладание одной противоположности (силы тяги, поддерживающей самолет в полете) над другой (силой притяжения Земли). Это целенаправленная система, в которой экипаж посредством управления силовым противодействием осуществляет задачу безопасного полета. Во-вторых так, что единство противоположностей - это их взаимодополняемость и взаимопроникновение в функционировании системы. При полете на самолет не перестает действовать сила земного притяжения, он не выходит из-под ее влияния; каждый его элемент, экипаж, пассажиры подвержены этому воздействию внутри самолета, то есть эта сила “проникла” в самолет и действует внутри него. В-третьих, единство противоположностей может быть понято и как результат “снятия” их борьбы, происходящей в процессе развития противоречия. (С одной стороны, люди преодолели притяжение Земли, поскольку они находятся в летящем самолете, с другой, - сила земного притяжения не перестает на них действовать и при полете самолета). Борьба противоположностей - это их постоянное противодействие (в данном примере — противодействие вышеназванных сил). Важной характеристикой развития противоречия являются состояния, в которых оно протекает. Как правило, выделяют три таких состояния - гармонию, дисгармонию, конфликт. Развитие противоречия может осуществляться как в одном из данных состояний, так и с их чередованием чаще всего либо в сторону конфликта (гармония à дисгармония à конфликт), либо в сторону гармонии (конфликт à дисгармония à гармония). Гармония - это такое состояние развития противоречия, при котором существует (обеспечивается) порядок взаимодействия противоположностей, основанный на существенной связи между ними и позволяющий системам развиваться: а) естественным образом (естественная гармония природы); б) в соответствии с установленными закономерностями и целями (благополучный полет самолета). Гармония есть характеристика того, что система нормально функционирует и развивается в соответствии с естественным ходом вещей и/или их культурным назначением. Дисгармония отражает наличие определенных деформаций в развитии противоречия, которые приводят к некоторым нарушениям в функционировании системы, но не затрагивают основ ее развития в соответствии с назначением. Дисгармония как состояние в развитии противоречия имеет две противоположные тенденции изменений: к уменьшению деформаций существующего порядка взаимодействия противоположностей — тогда она стремится к переходу в состояние гармонии; к увеличению данных деформаций — тогда она выступает в качестве основы коллизии в развитии системы и подготавливает конфликт. Конфликт — это такое состояние развития противоречия, когда столкновение противоположностей достигает предела, за которым происходит разрушение существенных связей и соответственно — сокрушение системы путем отрицания, как правило, одной из противоположностей. (Конфликтное развитие противоречия в системе “самолет - Земля” может привести к катастрофе самолета, если не удается перевести конфликт в дисгармонию). Третий этап - процесс разрешения противоречия. Он происходит путем отрицания: а) состояния, в котором оно находилось прежде (например, переход из состояния дисгармонии в состояние гармонии при сохранении противоположностей); б) одной из противоположностей; в) обеих противоположностей, их уничтожение, сопровождающееся коренным преобразованием системы (примером может служить всеобщее социальное разрушение как предполагаемый итог глобальной ядерной войны). Такова сущность диалектического противоречия и закона единства и борьбы противоположностей. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
Категории диалектики – это предельно широкие понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; - это фундаментальные понятия, которые отражают общие отношения материальной, социальной действительности и познания. В категориях (и не только философских) человек систематизирует знания. С помощью категорий диалектики можно установить, в какой последовательности необходимо изучать мир, чтобы от внешнего, являющегося его образа проникнуть в его сущность. Всеобщая диалектическая противоречивость и единство материального мира находят свое отражение в том, что основные категории философии выступают в единстве противоположностей (объединенные союзом «и») и представляют собой систему. Лишь находясь в системе, категории диалектики могут описывать развитие во всем многообразии его противоположных сторон и выступать в качестве неосновных законов, а в отдельных случаях приобретать статус принципов (принципы детерминизма, системности, целостности).
Единичное и общее. Единичное характеризует существование отдельных вещей, явлений, процессов и т.д. Общее указывает на наличие в каждом единичном того, что характерно и другим вещам и процессам, на их однотипность, принадлежность к определенной системе предметов и связей. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи: общее не существует само по себе, но и единичное не может быть без связи с другими явлениями и предметами. Реальный процесс познания осуществляется через движение мысли от единичного к общему и от общего к единичному, что находит свое отражение в единстве индукции и дедукции. Диалектика единичного и общего проявляется и в том, что в процессе развития реального мира (предметов, процессов, систем) и его познания единичное может переходить в общее, а общее – в единичное. Явление и сущность. Вещи и явления материального мира имеют внутренние (спрятанные от непосредственного видения) и внешние стороны, свойства. Кроме того, нельзя познать предмет полностью и сразу, поэтому познание идет от одного уровня строения предмета к другому. Эти различия в строении и свойствах предметов отражаются в категориях, именуемых явление и сущность. Явление – это категория, которая отражает внешние, видимые, чувственно воспринимаемые стороны предметов и процессов,в которых обнаруживает себя сущность Сущность – это внутренняя основа существования и развития предмета, отражает глубинные (внутренние) связи и отношения, определяет основные черты и тенденции развития. Любое явление существенно, то есть в мире нет предметов, не имеющих внутренней основы своего существования. Надо заметить, что не все явления адекватно отражают сущность. Есть такое понятие как «видимость»: видим одно, а на деле существует совсем другое. Классический пример: долгое время думали, что Солнце движется вокруг Земли, пока не пришли к истине и не установили, что все происходит наоборот. Путь к познанию сущности начинается с изучения явления. Явление в данном отношении – это сторона предмета, непосредственно данная человеку в его ощущениях. Справедливо замечено, что явление – это способ, которым нам предметы даются. Обращаясь к явлению, человек стремится обнаружить сущность через свойства и отношения предмета, доступные органам чувств. Однако без известных интеллектуальных усилий сущность предмета не обнаружить, ибо сущность мыслится. Мышление как раз и есть не что иное, «как деятельность различения сущности от явления» (Л.Фейербах). Мышление познает сущность, используя различные методы познания (анализ, синтез и т. п.), позволяющие проникнуть в глубь предмета и представить его в виде системы разнообразных связей, а затем выделить существенные среди них.
Содержание и форма. Под содержанием понимается все находящееся в предмете (процессе): его существенные связи, компоненты и его несущественные связи, компоненты. Под формой понимается как внешнее выражение содержания, так и внутренний способ взаимосвязи компонентов содержания (в последнем случае форма близка по сути структуре). Диалектику формы и содержания раскрывают следующие положения. 1) Единство формы и содержания. Любой материальный предмет, процесс есть единство формы и содержания. Следовательно, нет бесформенного содержания, как нет и бессодержательной формы. 2) Противоречивость формы и содержания. Форма и содержание – диалектические противоположности. Отношения между ними могут быть охарактеризованы: а) как гармония – соответствие формы содержанию, а содержания форме и как следствие этого - оптимальность развития предмета; б) как дисгармония – несоответствие формы содержанию и наоборот, при котором возникают деформации в функционировании и развитии предмета; в) как конфликт – несовместимость формы с содержанием, а содержания с формой, при которой предмет не может больше развиваться в прежнем качестве. Таким образом, развитие предмета есть единство и борьба его противоположных сторон – формы и содержания. Причем содержанию присуща тенденция к постоянному изменению, форме – тенденция не меняться, оставаться прежней. Противодействие данных тенденций обнаруживается в противоречии между новым содержанием и старой формой. Данное противоречие в природе разрешается как бы автоматически, а в обществе человек должен быть готов к самостоятельному его решению, искать форму, соответствующую содержанию. 3) Разнородность взаимовлияния формы и содержания. Содержание в процессе своих изменений может изменять форму. Форма же может сдерживать или способствовать развитию содержания (если речь идёт о внешней форме) и изменять содержание, если происходят изменения во внутренней форме предмета (его структуре). 4) Вариативность выражения содержания формой. Одно и то же содержание может быть выражено в различных формах. Здесь важно выделять: формы, соответствующие содержанию; не соответствующие содержанию и несовместимые с содержанием. В одной и той же форме может выражаться разное содержание. Между содержанием и формой не существует абсолютной границы. Они не только взаимосвязаны, но и переходят одна в другую. То, что в одном случае выступает как форма, в другом может быть содержанием.
Целое и часть. Каждую вещь или объект можно в мыслях или реально разложить на части, и тогда возникает проблема соотношения между всей вещью и ее составляющими, которую можно рассматривать через категории: часть, целое, элемент, структура и система. Целое характеризует предмет в определенной связи составляющих его частей и обладающим в силу этого интегративными свойствами, которых нет в составляющих, если они не входят в это единство (целое). Часть характеризует такой компонент содержания, без которого предмет не может существовать как целое (элемент целого). Нельзя найти целое, которое было бы только целым, или такую часть, которая навсегда оставалась бы частью. Эти категории имеют относительный характер. В диалектике целого и части следует учитывать следующие положения. 1. Несводимость целого к сумме частей. Целое обладает свойствами, отсутствующими у каждой из частей в отдельности и у всех частей вместе. Целое есть нечто большее в качественном отношении, чем сумма качеств всех частей, хотя количественно целое равно сумме частей. К наличию у целого новых, интегративных свойств приводит взаимодействие частей, способ связи между ними. 2. Любая часть несет в себе черты качественной определенности целого. Так, при развитии человека как части социального целого (общества) следует учитывать, что он существует в рамках качественной определенности целого, то есть развивается как общественный человек. 3. Части влияют на целое. Например, от частей зависит функционирование целого: если организм рассматривать как целое, то дисфункция его части (жизненно важного органа) приведёт к нарушению в работе целого. В социальной философии, например, диалектика целого и части актуальна как проблема взаимодействия общества и личности. Решение этой проблемы осуществляется, исходя из общей диалектики целого и части: общество и личность – начала соотносительные, но не совпадающие, одно не может быть сведено к другому. При гармоничном развитии одно не может быть поглощено другим: «гражданин не должен уничтожать человека, ни человек гражданина» (см.: Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова// Избр. филос. произв. в 2 т.– М., 1948. – Т. 1. - С. 266.). При познании целого и частей необходимо учесть, что целое не может быть изучено вне изучения частей, а части – вне изучения целого, т. к. знание о предмете как целом предполагает знание о его частях, а выделить части предмета невозможно без знания целого. Система, структура, элемент. Данными категориями предмет характеризуется со стороны своей организации. Элемент. Впервые слово «элемент» употребил Платон для обозначения простейших тел. Эмпедокл под этим термином понимал землю, воздух, воду и огонь. Уже здесь отмечается смысл содержания понятия «элемент» как чего-то самого простого, того, что лежит в основе мира. Элемент – относительно самостоятельная, качественно определенная составная часть сложного целого. Элемент существует в рамках одной конкретной системы как ее атомарный компонент, символизирующий предел его делимости. Система (от греч. Sistema – целое, состоящее из частей, соединений) – это совокупность взаимосвязанных, упорядоченных элементов (частей), которая характеризуется целостностью, единством элементов, прочными внутренними связями между ними, структурой и организацией. Предмет может представлять собой множество систем, в каждой из которой есть свои элементы. Структура (от лат. Struktura – строение, размещение, порядок)– способ взаимосвязи между элементами системы, который обеспечивает ее целостность при различных изменениях (внутренних и внешних). Иными словами она фиксирует состояние системы в данный момент
Причина и следствие. Познание и преобразование человеком окружающего мира показывают, что изолированных вещей вообще не существует. Каждый предмет связан, взаимодействует с другими, одно явление (событие) вызывает к жизни другое, являясь его причиной. Данные категории конкретизируют причинную связь между явлениями. Признание всеобщности причинно-следственных отношений, всеобщности принципа причинности называют детерминизмом (от лат. determinare – определяю), отрицание или ограничение этой всеобщности называют индетерминизмом (лат. in – частица отрицания). Согласно принципу детерминизма, природные, общественные и психические явления обусловлены, т.е. имеют свои причины, являются результатом действия определенных причин. Явление может быть названо причиной другого явления при наличии следующих признаков: 1) если оно порождает, вызывает другое явление, предшествуя ему по времени; 2) если акт порождения «нечто» не случаен, а происходит с необходимостью. С учетом этих признаков причина - это явление, действие которого порождает другое явление (или с необходимостью вызывающее изменения в существующем явлении). Следствие – это то, что возникает под воздействием причины. В диалектике причины и следствия следует учитывать, что одна и та же причина при одинаковых условиях вызывает одно и то же следствие. При изменении условий, в которых осуществляется причинно-следственная связь, одна и та же причина может вызвать разные следствия. СМЫСЛ ДИАЛЕКТИКИ Выясняя смысл диалектики, мы стремимся довести ее осознание до такого уровня, на котором будет обнаружена изначальная идея, раскрывающая ее предназначение. Смысл диалектики, как полагали ее создатели, состоит не только в том, чтобы показать, что мир изменяется и есть законы данного развития, но и в том, чтобы раскрыть перспективу развития, которую они связывали с установлением гармонии мирового целого. К такому выводу приводит оценка мировоззренческой направленности ряда конкретных диалектических построений. Так, диалектик античности Гераклит Эфесский считал, что борьба противоположных сил направлена на установление космической гармонии, то есть на установление гармонии целого. Видение данной перспективы развития мира позволило древнегреческому мыслителю по-новому оценить многие мировые явления. Например, война, которой обычно люди боятся, видя в ней силу, несущую смерть, средство, способное разрушить общество, у Гераклита выполняет прародительские, созидательные функции. "Война (Полемос) — отец всех, царь всех", — отмечал Гераклит (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. - М., 1989. - С.202.). Отстаивание философом положительного значения войны происходит вследствие того, что он видел в ней не только силу, способную разрушить социум (частное), но и средство, которое, разрушая частное, созидает гармонию целого. "Та из противоположностей, которая ведет к возникновению космоса, называется войной", - писал он (там же. - С.177). Для людей война ужасна потому, что их взгляд на войну частный. Они заботятся только о своем существовании. Но при общем рассмотрении данного явления в масштабе становления гармонии мирового целого, разглядеть которое в состоянии только Бог, война, как отмечал Гераклит, теряет свои ужасные черты. Неоплатоник Порфирий следующим образом комментировал сказанное Гераклитом: "Войны и битвы нам кажутся ужасными, а для Бога в них нет ничего ужасного: Бог все обращает на благо гармонии целого" (там же. - С.241). Гармония целого может становиться и без участия человечества, как гармония неживого мира. Этот вывод, вытекающий из диалектических рассуждений Гераклита и не удовлетворяющий человечество, словно подтолкнул другого великого диалектика — Гегеля к созданию диалектической системы, в которой во вселенской гармонии было найдено место и Человеку. Немецкий мыслитель "спасает" народы и государства, наделяя каждого из них частицей абсолютного разума, позволяющего найти свое истинное духовное призвание и реализовать его. Эта божественная искра разума должна, по мысли Гегеля, отвести от человечества угрозу превращения себя в горючий материал для становления гармонии целого. Итак, смысл диалектики Гегеля иной, нежели у Гераклита, в том плане, что немецкий философ все же полагает, пока народы и государства будут воплощать в жизнь свое божественное духовное назначение, у человечества будет сохраняться общая со всем остальным миром божественно-разумная основа развития. До этих пор будет сохраняться возможность деятельного участия людей в гармонизации целого. По сути, Гегель призывает людей к ответственности за свое будущее, к тому, чтобы, осуществляя любые общественные изменения, народы не отступали от своего духовного назначения. Однако как же быть в ситуации, когда каждый народ прав в отстаивании своего божественного призвания и между государствами возникает ожесточенная борьба за признание абсолютной истинности именно своего пути, своих ценностей? Выход для Гегеля один - пойти по пути Гераклита и придать войне особые общественно значимые функции. Раскрывая их содержание, Гегель писал: “Война должна установить не истинность права той или другой стороны, - ибо истинны права обеих сторон, - а прийти к решению по поводу того, какое право должно уступить в этом столкновении другому. И решить это должна война именно потому, что оба столкнувшиеся права в равной степени истинны, а нарушить это равенство, создать возможность соглашения путем уступки одного права другому может, следовательно, нечто третье, т.е. война" (Гегель Г.В.Ф. Конституция Германии // Полит. произв. - М., 1978. – С.139-140). Если довести до логического и смыслового завершения данное гегелевское рассуждение, то получается, что в процессе общественного развития идеальным (то есть наиболее полно реализующим божественный замысел) будет то государство и тот народ, которые сумеют лучше других подготовиться к череде грядущих войн. Так, через социальные катаклизмы, человечество идет к созданию идеального абсолютного государства, символизирующего для Гегеля вершину общественного развития. В материалистической диалектике смысловые акценты расставлены по-иному. Во-первых, смысл социальной диалектики К. Маркс и Ф. Энгельс увидели в противоречивом движении человечества в направлении общественной гармонии, которая представлялась им в форме коммунизма. Во-вторых, показав земной источник возникновения духа, они не только развеяли гегелевский мистицизм в получении каждым народом своего духовного назначения, но и раскрыли то, как из объективных условий общественной жизни рождается общечеловеческий идеал коммунистической гармонии. В-третьих, Маркс и Энгельс отказались признать превосходство любой национальной формы капиталистического государства при шествии к коммунизму, подчеркивая, что никакой из стран в отдельности не будет принадлежать слава уничтожения капитализма. Итак, анализ отдельных форм диалектики показывает, что ее конкретно-исторический смысл изменяется, но данные изменения целенаправленны. Они осуществляются в «горизонте» общего замысла диалектики - раскрытия перспектив развития мира. Для реализации этого замысла диалектически мыслящими философами сделано немало. Однако диалектическому осмыслению подлежит еще большое количество проблем мирового развития. В этом плане можно полагать, что диалектика как философская теория развития мира будет совершенствоваться и не потеряет своего значения в духовной и практической жизни человечества в XXI веке.
Литература для подготовки: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991. 2. Диалектико-материалистический метод познания. – М., 1990. 3. Василькова
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.012 с.) |