Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие диалектики, ее характеристикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов Древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности. В наиболее ясной форме стихийная диалектика была выражена в философии Древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Диалектика как наука — сложная система. Ее структурными элементами выступают идеи, принципы, законы и категории, связанные между собой самыми многообразными способами. Центральной идеей диалектики является мысль о единстве и борьбе противоположностей, противоречивости всего сущего. Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности, как они превращаются друг в друга. Диалектика учит, почему ум человека не должен принимать эти противоположности как мертвые, застывшие, а должен рассматривать их как живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую. Понимание единства и борьбы противоположностей позволяет провести грань между представителями материалистической диалектики и ее противниками. Этот вопрос имеет столь большое значение, что включен в само определение диалектики. «Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики, но это требует пояснений и развития» утверждал В.И. Ленин. Раскрытие этого суждения требует рассмотрения основных принципов диалектики. Исходными принципами диалектики являются принцип развития и принцип всеобщей связи. Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и полдневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной — результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек. Развиваются индивид и человеческое общество. Рушится старое общество и утверждается новое. Происходят революции. Признание принципа развития — это важнейшая особенность диалектического материализма. Отражая развитие материального мира, изменяются и сознание людей, их идеи, теории, взгляды, желания. Изучение общей картины развития и составляет одну из важнейших задач материалистической диалектики, ибо она есть учение о всеобщих законах движения и изменения природы, человеческого общества и мышления. Как же в материалистической диалектике понимается сам процесс развития? Он рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты — революции. Причем это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит в противоречиях, присущих самим предметам и явлениям, т.е. во внутренних противоречиях. Только такой подход и дает правильное, подлинно научное понимание процесса развития, возникновения нового. Новое неодолимо. Однако под истинно новым диалектика понимает не всякое вновь появившееся явление. Не все то, что стремится выдать себя за новое, есть действительно новое (к примеру, фашизм — «новый порядок» и др.; «новое мышление», в котором для нас было новым только ударение!). Новое — это то, что прогрессивно, более совершенно и жизнеспособно, что постоянно растет и развивается. Сначала оно выступает относительно слабым, в виде ростков, а подчас и еле заметным, тогда как старое преобладает и кажется несокрушимым. Несмотря на это, с течением времени старое разрушается, а новое побеждает. Однако путь к новому миру пролегает не через разрушение, а через созидание, не вниз, а вверх. Старый мир — фундамент нового. Разрушение фундамента ведет в котлован, а не в светлое будущее. Развитие есть непрерывный процесс, причем разрушение и созидание — это две взаимосвязанные компоненты движения по пути прогресса. Новое вытекает из самого хода развития действительности и лучше всего соответствует объективным условиям. Известно, например, что в далекие времена на Земле преобладали голосеменные растения. Их семена не имели защитной оболочки. Затем появились новые растения, лучше приспособленные к окружающей среде. Семена их были надежно защищены от капризов природы. Получив это огромное преимущество перед другими видами растений, они вытеснили старые виды, быстро распространились по Земле и изменили весь облик ее растительного мира. Неодолимость нового ярко проявляется и в жизни общества. Новое побеждает потому, что оно отвечает потребностям экономической жизни, материального производства. Новое всегда отвечает интересам передовых общественных сил, а потому они активно борются за его победу. Его социальная база постоянно растет и расширяется. Появившееся новое группирует вокруг себя самые передовые силы общества. Неодолимость не означает, что победа приходит автоматически, сама по себе. Нет. Эту победу необходимо готовить, за нее нужно упорно бороться. Решающая роль в победе нового над старым в общественной жизни принадлежит сознательной деятельности народа, передовых классов, прогрессивных массовых организаций.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.250 (0.006 с.) |