Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений



Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос как происходит развитие.

 

Но, прежде чем раскрывать содержание данного закона, мы должны выяснить сущность понятий "количество" и "качество".

Каждый объект характеризуется бесчисленным множеством различных свойств.

 

Совокупность свойств, указывающих на то, что собой данный объект представляет, называется качеством.
Совокупность свойств, указывающих на размеры, величину объекта, называется количеством.

 

Например, 19 взвод - это весьма сплоченный, дружный, лидирующий на курсе и в школе по основным показателям. Какая характеристика?

Или, в 19 взводе в настоящее время 27 курсантов. Какая это характеристика?

Другой пример. CL - это газ, желтовато-зеленого цвета, очень ядовитый, химически активный, вступающий в реакцию с подавляющим большинством элементов таблицы Менделеева. Какая характеристика?

Но когда мы говорим, что CL в 2,5 раза тяжелее воздуха, весит 3, 214 грамма, вокруг ядра которого вращается 17 электронов - изменилась характеристика?

Сущность рассматриваемого нами закона состоит в следующем: качественные изменения объекта всегда являются результатом накопления определенных количественных изменений в нем.

Рассмотрим примеры.

Есть ли разница между этими на первый взгляд совершенно одинаковыми химическими веществами? Конечно, есть.

Но, почему же тогда кислород превращается в озон?

Почему, в одном случае очень ядовитый газ, как его называют "веселящий газ", а в другом - азотный ангидрид, твердое и совершенно безопасное вещество? Основа ведь одна - окись азота?

Интересный пример приводил греческий мыслитель Пифагор на примере математического ряда чисел.

1,2,3,4,5,6,7,8,..12,13,14,15,16...32,33,34,35

 

Из этого ряда возьмем произвольно два числа, например:

2 32

 

Есть ли разница между ними? Несомненно. 2 делится только на 1 и 2, а 32 на 1,2,4,6,8,16,32. Почему же так резко изменились свойства

Но возникает следующий вопрос: всегда ли изменение количества приводит к новому качеству?

 

Рассмотрим пример. Если обычный стол, что стоит перед вами, мы увеличим по всем параметрам на 1 сантиметр, перестанет ли он быть столом? Конечно, нет. А если в сто раз? Он превратится в навес для сена.

Если воду, температура которой 20 градусов по Цельсию мы охладим на 5 градусов, изменится ли ее качество как жидкого вещества?

Конечно, нет. А если мы ее охладим до 0 градусов? Она превратится в лед. Если же мы нагреем воду до 100 градусов, она начнет превращаться в пар, то есть переходит в газообразное состояние.

Таким образом, в одних случаях изменение количества приводит к появлению нового качества, а в других нет.

Границы, в рамках которых количественные изменения не приводят к появлению нового качества называются мерой. Если же мы переходим границы меры, следует переход в иное качественное состояние.

Например, если вы получили одну двойку, стали вы хроническим двоечником? Нет. А если 20 двоек? А почему? Потому что перешли границы меры.

Для воды температурная граница меры будет:

0 С 100 С
границы меры

 

Процесс перехода в иное качественное состояние называется скачком.

 

Скачок может носить как резкий, взрывной характер, так и медленный, постепенный.

Примером первого может быть воспламенение спички, взрыв гранаты. Примером второго - замерзание лужи на плацу при понижении температуры, естественный процесс старения человека.

Вместе с тем, рассматриваемый нами закон называется законом взаимного перехода количественных и качественных изменений.

 

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос зачем происходит развитие и раскрывает его механизм.

 

Но чтобы понять его сущность, нужно, прежде всего, выяснить, что такое отрицание.

В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век, и возникновения нового, передового. Замена старого новым и называется отрицанием.

Отрицание не привносится в объект или явление извне, Оно всегда является результатом собственного внутреннего развития. То есть объекты и явления, развиваясь на основе внутренних противоречий, сами создают условия для собственного уничтожения, для перехода в иное качество.

 

Отрицание и есть преодоление старого новым на основе внутренних противоречий.

 

Но возникшее новое не уничтожает старое начисто. Оно сохраняет определенные черты, которые в нем имелись.

Например, новое поколение, отрицая старое, наследует многие его черты. Дети, отрицая своих родителей, сохраняют особенности внешности, черты характера, определенные особенности генотипа.

Или новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет достижения науки, культуры, техники и многое другое.

Таким образом, в процессе развития наблюдается преемственность, связь старого с новым.

Вместе с тем, новое никогда не воспринимает старое полностью. Оно наследует лишь определенные элементы, да и то их ассимилирует.

 

Как вы думаете, наследуются ли только положительные черты?

В результате отрицания уничтожается старое и утверждается новое. Но прекращается ли на этом развитие? Конечно, нет.

 

Всякое новое не остается вечно таковым. Развиваясь, оно готовит предпосылки для возникновения еще более нового и передового. И как только эти предпосылки созревают, наступает новое отрицание.

Это уже отрицание отрицания, то есть замена того, что раньше само преодолело старое. Результат этого второго отрицания снова отрицается и так без конца. Приведем пример:

Мы садим весной в землю пшеничное зерно. Из него вырастает стебель, отрицающий зерно, давшее ему жизнь. Через некоторое время на стебле созревает колос. И тот сам отрицает растение, на котором он вырос. Зерна из этого колоса новой весной попадают в землю, прорастают и так далее.

Развитие выступает, таким образом, как бесконечное множество следующих друг за другом отрицаний, как бесконечная замена старого новым.

Поскольку всякая высшая ступень отрицает в низших преимущественно то, что устарело, развитие, в целом, приобретает прогрессивный характер.

Примером может служить смена человеческих поколений.

 

Закон отрицания отрицания показывает, кроме того, что развитие представляет собой не прямолинейный, и не циклический процесс, а спиралевидный.

 

То есть, в процессе развития происходит возврат к старому, но на новом, более высоком уровне.

Например, то же пшеничное зерно, о котором мы вели речь. Вновь созревшее во многом повторяет посаженное весной, но не является тождественным ему.

Очень сильная похожесть потомков на своих предков, повторяющаяся через определенное число поколений.

Даже в моде наблюдается данная закономерность.

Понятие развития

Движение объекта, в процессе которого происходит изменение его свойств, называется развитием. Если разобраться, в окружающем нас мире развивается абсолютно все. Вселенная, наша Солнечная система, планета Земля и все, что на ней находится.

Одновременно развиваемся и мы с вами, общество, в котором мы живем. Достаточно вспомнить, каких темпов в настоящее время достигает научно-технический прогресс!

Например, развитие компьютерной техники за последнее десятилетие. Или достижения генной инженерии.

Но по своей сущности развитие не однозначно. Диалектика выделяет три основных вида развития:

 

ВИДЫ РАЗВИТИЯ:

- Прогрессивное

- Регрессивное

- Нейтральное.

 

Прогрессивное - от простого к сложному, от менее совершенного - к более совершенному. В ходе его объект приобретает новые ценные свойства и возможности.

Например, эволюция человека. Или такой привычный для нас телевизор "Горизонт".

Регрессивное или нисходящее - когда в результате его объект становится менее совершенным, утрачивает целый ряд свойств, присущих ему ранее.

Например, новый автомобиль в процессе эксплуатации регрессирует. Человек с возрастом также переживает этот процесс и неизбежно наступает старость. Алкогольная деградация для человека злоупотребляющего спиртным.

Нейтральное или циклическое - когда в процессе развития новые явления примерно равны по своим возможностям старым.

Например, смена времен года. Повторение жизненных циклов насекомого: (бабочка - яйца - гусеница - куколка - бабочка и т.д.).

Ряд ученых высказывают предположение, что и человеческая цивилизация развивается циклично: достигнув максимума в своем развитии она себя уничтожает, а через несколько тысячелетий все начинается сначала. Французский мыслитель Кювье выдвинул теорию, согласно которой на нашей Планете уже жило несколько высокоразвитых цивилизаций, которые затем исчезли. И действительно, геологи, археологи не раз делали находки, объяснить которые довольно сложно.

Например, так называемый Адамов болт, находка российских ученых в 1998 году.

Камень был найден почти случайно. В поисках осколков метеорита экспедиция Центра "МАИ-Космопоиск" прочесывала поля на юге Калужской области. Был поднят обычный кусок камня одним из исследователей - Дмитрием Курковым. Почему то он решил его осмотреть. Но когда с камня смахнули грязь, на его сколе был ясно виден попавший внутрь болтик длиной около сантиметра. Как он оказался там?

В ходе анализа было установлено, что "болтик" попал в породу до ее отвердения, а возраст последнего не менее 300-320 миллионов лет. Попасть в камень позже (например, в результате ядерного взрыва) он также не мог, так как структура камня не нарушена. Более того, "болтик" стал каменным. Химический анализ показал, что за прошедшее время атомы железа диффундировали, то есть перешли внутрь камня на глубину полтора сантиметра, а на их место встали пришедшие из камня атомы кремния. В результате этого образовался овальный железистый "кокон", и сейчас прекрасно различимый. Кроме того, рентгеновские снимки четко показали, что внутри камня есть и другие, скрытые от глаз "болтики".

Уникальная находка не единична. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к архивным данным.

В 1844 году в Кунгудском карьере в Милфилде (север Британии), был найден стальной гвоздь, примерно на дюйм (2,5 см) внедренный вместе со шляпкой в твердый песчаник. Острие гвоздя выходило наружу в слой валунной глины, будучи почти полностью съеденным ржавчиной.

В 1851 году золотоискатель Хайрем Уитт в куске золотоносного кварца "размером с мужской кулак" обнаружил чуть тронутый ржавчиной гвоздь.

В июне 1851 года в Дорчестере (США) среди фрагментов камней, отколотых от скалы взрывом, к величайшему изумлению собравшихся были обнаружены "2 обломка металлического предмета, разорванного при взрыве пополам. При соединении части образовали колоколообразный сосуд 4,5 дюйма (114 мм) высотой, 6,5 дюйма (165 мм) шириной при основании, а при вершине 2,5 дюйма (64мм) и толщиной стенок около 1/8 дюйма (3 мм). Металл сосуда по виду напоминал цинк или же его сплав со значительной добавкой серебра. На поверхности различались шесть изображений цветка или букета, покрытых чистым серебром, а вокруг нижней части сосуда - лоза или венок, также покрытые серебром. Резьба и покрытие были превосходно выполнены неизвестным мастером. Этот странный сосуд загадочного происхождения извлечен из слоя породы, находившегося до взрыва на глубине 15 футов (4,5 метра)".

В начале декабря 1852 года неподалеку от Глазго (Шотландия, Великобритания) в добытом куске угля также "оказался инструмент странного вида".

В 1968 году в штате Юта (США) Вильям Майстер обнаружил два четких отпечатка человеческих ног в ботинках. Причем левый ботинок своей пяткой наступил на трилобита, останки которого окаменели вместе с отпечатком. Трилобиты - членистоногие, сходные с современными ракообразными, но обитали на нашей Планете 400-500 миллионов лет назад.

В пустыне Гоби найден отпечаток сапога в песчанике, возраст которого оценен в 10 миллионов лет. Аналогичная находка была сделана в глыбе известняка в штате Невада (США).

В угольных шахтах на территории России находки были не менее странными: пластмассовые колонны, железный метровый цилиндр с круглыми вкраплениями из желтого металла и другие...

Список подобных находок далеко не закрыт.

Словом, необъяснимых и необъясненных находок немало. Откуда же они берутся? Точного ответа на этот вопрос пока нет.

В реальном мире все эти три вида развития взаимосвязаны и могут переходить друг в друга.

Например, жизнь человека. В юности он прогрессирует; в зрелом возрасте - нейтральное развитие; по достижении старости - регресс.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.022 с.)