Диалектический путь познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектический путь познания



Зарубежная философия XX в. акцентирует внимание на отдельных сторонах диалектики. Экзистенциалисты рассматривают диалектику как атрибут только человеческого бытия, трактуемого преимущественно в духе погружения индивида в коллизии личного сознания. Неотомисты усматривают диалектику в сосуществовании Бога и природы с момента акта творения мира. В ряде направлений диалектика отсекается от социальной философии, отрицание возводится в абсолют.

Сейчас наметились два подхода к диалектике - скептический и оптимистический. К. Поппер, один из выразителей первого подхода, говоря о пользе диалектической точки зрения, предупреждал, что не следует приписывать ей лишних достоинств, превращать диалектический метод - всего лишь один из возможных способов мышления, иногда вполне пригодный - в произвольную умозрительную схему. По мнению Поппера, диалектика используется марксистами не для критики и отрицания, а для защиты и догматизации определенной политической программы. Поппер считает, что «вовсе не таинственная сила», заключенная в двух идеях (в тезисе и антитезисе), «не загадочное напряжение, якобы существующее между ними, способствует развитию», наоборот, «единственной силой, движущей диалектическое развитие, является... наша решимость не мириться с противоречиями между тезисом и антитезисом». Принижая диалектику, Поппер выдвинул метод проб и ошибок как метод универсальный, в котором диалектика, будучи очищена от «бетонного догматизма», может рассматриваться как частный случай.

Конечно, диалектический метод не может претендовать на то, чтобы дать единственно верные ответы на любые вопросы. Но при анализе сложных развивающихся систем данный метод, с учетом конкретных условий в единстве с другими способами научного познания, является эффективным. Диалектика бытия требует для своего адекватного выражения соответствующей «диалектизации» науки, «диалектических обобщений», «диалектизированных понятий», что подчеркивал, например, Г. Башляр. Англо-американский философ, логик, математик и методолог науки Альфред Норт Уайтхед (1861-1947) указывал, что все противоположности входят как элементы в природу вещей. В своей космологии он стремился соединить эволюционно-генетический подход со структурным, утверждая, что в меняющемся мире надо думать диалектически. В рамках второго отмеченного подхода выступает стремление И. Р. Пригожина с единых позиций историзма и самоорганизации материи охватить как единое целое макро- и микромиры.

В обществе проблемы решаются самим человеком, и если при этом он владеет диалектической культурой мышления, то имеется больше шансов на успешность его практических действий. Конечно, диалектика должна быть связанной с данными науки, т. е. стать недогматической. Диалектика как инструмент познания выполняет, прежде всего, регулятивные функции, проблематизирует жизненные ситуации, предупреждает человека о грозящих трудностях будущего, но не дает готовых ответов.

Позиции диалектики усилились в связи с развитием синергетики. Термин «синергетика», обозначающий новое направление междисциплинарных исследований в науке, которое вобрало в себя основные наработки не только диалектики, но и текстологии, общей теории систем, кибернетики и т. п., Г. Хакен ввел в своих лекциях в 1969 г. Отличие синергетического взгляда от традиционного, по мнению Хакена, состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейно сти. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям, могут стать нестабильными. Синергетика, в самом широком смысле, это учение о взаимодействии. Существуют и другие названия в этой области - теория сложности, теория самоорганизации и т. д.

Основоположники синергетики Г. Хакен, И. Пригожий, К. Майнцер и др. при изучении термодинамических систем показали, что изменилось соотношение между гармонией и хаосом, упорядоченностью и беспорядком, информацией и энтропией. Энтропией в физике обозначается мера беспорядка (дезорганизации), а мерой порядка (организации) – негэнтропия. Выводы, полученные при исследовании термодинамических систем, были экстраполированы и на социокультурные процессы. Синергетика устанавливает соотношение между микроуровнем индивидуальных решений и макроуровнем динамических коллективных процессов.

Синергетика рассматривает системы, существование, самодействие которых поддерживается постоянным обменом с внешней средой веществом, энергией и информацией. Развитие в сфере неорганических, биологических и социальных явлений выступает как преодоление противоположности между порядком и хаосом, как рост степени синтеза порядка и хаоса, как стремление к максимальной устойчивости.

Развитие (поведение) сложных систем нелинейного типа, подверженное сильным внутренним напряжениям и состояниям неопределенности, есть бифуркационное. Термин «бифуркация» в обыденном языке означает развилку или разветвление надвое. Спектр возможных альтернатив развития множественен. Применительно к обществу принципиальная невозможность точно просчитать будущие траектории его развития каждый раз ставит перед действующим субъектом проблему выбора. При этом, важно не попасть в катастрофические для человека траектории, по возможности отсекая неблагоприятные сценарии развития.

 


Диалектика включает принципы, законы и категории.

 

Материалисты трактовали принцип как основополагающее суждение о бытии (например, объяснение мира у древних мыслителей посредством идеи о стихиях, первоначалах природы). Идеалисты принципы выводили из мышления, а не из внешнего мира.

Принципы отражают фундаментальные основания бытия и познания. Благодаря всеобщности и универсальности они имеют статус философских аксиом, задают начальные условия познанию, обусловливают его характер, лежат в основе законов и категорий диалектики, придают знанию системность и целостность, в познавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию. Наиболее авторитетны два принципа диалектики: связи и развития.

В законах диалектики конкретизируется существо ее принципов. Благодаря Архимеду, Н. Копернику, Г. Галилею, Р. Декарту, Б. Спинозе идея законообразности мира становится стержнем мировоззрения и научного познания. «...Понятие закона, - писал В. И. Ленин, - есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса...».

Закон - это понятие, которое выражает внутренне устойчивые, существенные, необходимые общие, повторяющиеся свойства и отношения действительности. Законы, выражают типичное, проявляются в течение продолжительных промежутков времени. В природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные социальные законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, субъективному фактору.

Законы диалектики универсальны, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, которые присущи как миру в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. Известны три закона диалектики - единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания.

Диалектические закономерности осмысливались как категориальные связи. В категориях принципы диалектики находят еще более развернутую детализацию.

Законы и категории диалектики недопустимо противопоставлять законам, познаваемым фундаментальными науками. Материалистическая диалектика есть общая теория движения, изменения, развития, связей, обобщающая специальные теории движения, изменения, развития, связей, созданных в физике, биологии, геологии, химии, астрофизике, социологии и ряде других наук.

В «Диалектике природы» Ф. Энгельс говорит о диалектике как «науке о всеобщей связи». Это положение фиксирует структурно-устойчивый (относительно постоянный) план предметов и бытия в целом и требует системно-органического подхода к их изучению. Связь понимается как универсальное закономерное внутреннее взаимодействие. Конечно, наряду с постоянной связью каждого объекта с другим, существует и относительная независимость разделенных в пространстве и времени объектов.

События и предметы объединены не только структурно-функциональным единством, но и генетическим. Время - образ, характеризующий становление и превращение вещей, движение и развитие объектов. Предметы не только коррелятивны, устойчиво соотнесены между собой в пространстве, но и подвержены возникновению и исчезновению, т. е. относительны и преходящи в своем существовании. Имея в виду этот аспект, Энгельс в «Анти-Дюринге» определяет диалектику как «науку о всеобщих законах движения и развития».

 

Познание - это процесс постижения человеком истины.

 

Оно подразделяется на определенные этапы и ступени. В целом, весь процесс познания можно выразить краткой формулой:

 

"От живого созерцания, к абстрактному мышлению и от него к практике"

 

Рассмотрим каждый из этих этапов в отдельности. И для наглядности составим таблицу, которую вы будете заполнять по ходу объяснения вопроса:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.223.204 (0.01 с.)