Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природа человека. Соотношение биологического и социального в немСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Согласно ему человек рассматривается как высшее творение Бога. Поэтому, его эволюция, дальнейшее развитие зависят от Бога, а не от него самого. 2. Согласно ему, человек - это часть материального мира, природное существо. Следовательно, он неотделим от природы. Вместе с тем, философы-материалисты утверждают, что человек существенно отличается от других биологических видов живущих на Планете. В чем же состоит это отличие?
Например, огромную роль в поведении любого животного играет инстинкт голода, самосохранения, половой. Что касается человека, то мы можем отметить доминирующую роль сознания по сравнению с ними. Так, сотрудник милиции, задерживая вооруженного преступника подавляет в себе инстинкт самосохранения во имя выполнения своего служебного долга. Подвиг пожарных на Чернобыльской АЭС в ночь на 26 апреля 1986 года. Или во время блокады Ленинграда, продолжавшейся 900 дней и ночей, когда в осажденном городе люди получали по 200 грамм хлеба в сутки. И умирая от голода, тем не менее делились и этим кусочком хлеба с другими. Существенно отличаются у человека и проявления полового инстинкта.
Представьте, например, корову любующуюся закатом. Или кошку, которая рассматривает картины Айвазовского. Или лошадь, сочиняющую музыку.
Если животные передают его на уровне одного поколения, то человек - за всю свою историю существования. Для этого он применяет и письменные источники, кино-фото материалы, магнитные носители информации, оптические диски и др.
То есть посредством осознанных, целенаправленных действий он активно изменяет среду и в ходе ее преобразования меняется сам. Что же позволило человеку выделиться и подняться на качественно новую ступень в своем развитии?
Его всегда отличала вариативность поведения. То есть структура человека позволяла ему осуществлять любой вид деятельности, приспосабливаться к меняющимся климатическим условиям. Человек был универсальным в своих возможностях существом. Например, приспосабливается жить на суше, на деревьях, на воде, под землей и даже в вакууме - в космосе, что не может ни один биологический вид. Он приспосабливается жить и на Экваторе и за Полярным кругом, способен питаться самой разнообразной пищей. Что будет с пингвином, если его поселить на Экваторе? Погибнет. А человек приспособится. Нельзя заставить слона ловить мышей, если иссякнет трава, залезть на дерево бегемота, если ему угрожает опасность. Однако все это способен сделать человек.
В частности, объем мозга по отношению к остальной массе тела был значительно выше, чем у других биологических видов. Это существенно повлияло на развитие мышления. По этому показателю у человека практически нет равных на планете Земля. Мозг человека в отличие от животных, имеет огромное количество извилин. Как вы считаете, для чего они нужны? Можем ли мы утверждать, что, чем больше извилин у человека - тем он умнее?
Формирование в процессе труда умений и навыков прямо повлияло на изменение объема мозга. У кроманьонца он был значительно выше, чем у неандертальца. Изменился и физический облик человека. Он стал выше ростом, исчезли сильно развитые надбровные дуги, массивная челюсть и другие признаки. Труд существенно повлиял на изменение передних конечностей - они трансформировались в руки, которые могут выполнять самые разнообразные операции. Большой палец руки, расположенный вертикально, в процессе эволюции стал располагаться на кисти руки перпендикулярно остальным. Трудовая деятельность позволила значительно разнообразить пищевой рацион человека. Человек научился добывать огонь и смог готовить пищу на огне. Соответственно почти вдвое увеличилась продолжительность жизни - ведь у неандертальца она, как правило, не превышала 25 лет. В процессе труда возникла необходимость и в передаче большого количества информации. Поэтому постепенно формируется и развивается язык.
И по мере развития, совершенствования человека, социальный фактор играет для него все более существенную роль. Именно эти два начала - биологическое и социальное и лежат в основе человека. Возникает вопрос: как же они сочетаются в нас?
Например, продолжительность жизни - 80-90 лет. Биологически обусловлена продолжительность жизненных циклов - детства, зрелого возраста, старости. Биологически обусловлена и одаренность людей в различных видах деятельности. HOMO SAPIENS имеет устойчивые подвиды - расы. Одновременно человек существо социальное.
Наивно полагать, что Тарзан или Маугли, которые выросли в стае животных обладают высокоразвитым мышлением, языком, определенными моральными установками. Человек, сформировавшийся в таких условиях, будет иметь только человеческий облик. Все остальные качества - как у животных, среди которых он жил. Кроме того, определенные биологические качества способны реализоваться только в определенной социальной среде. Например, Т.Г. Шевченко - известный украинский поэт, художник, график. Будучи крепостным, он создал ряд произведений. Но развивать свой талант в таких условиях было очень сложно. И только после того, как он был выкуплен из крепостной неволи прогрессивными людьми России, его талант раскрылся весьма полно и многогранно. Или представьте ситуацию, что известный русский поэт А.С.Пушкин родился в простой крестьянской семье. Естественно, что социальная среда, трудности быта просто не позволили бы ему создать многие из тех произведений, которыми мы восхищаемся сегодня.
Большинство философов склонны считать, что отдавать предпочтение чему-нибудь одному невозможно. Биологическое и социальное неразрывны в нас. Тем не менее, существуют и другие точки зрения, абсолютизирующие одно из начал. Так:
Примером биологизаторских концепций является расизм, который исходит из того, что способности человека, его поведение зависят от расовой принадлежности. По этому же пути идут и сторонники теории психоанализа, созданной австрийским ученым-психологом З.Фрейдом. З.Фрейд считал, что главную роль в поведении человека играют инстинкты. Основной - половой инстинкт. Мораль и культура искусственно созданы человеком для сдерживания инстинктов. На биологизаторских позициях стоял и итальянский ученый Ламбразо. По его мнению, поведение человека всецело зависит от наследственности. Влияние среды - минимально. Вывод, который он сделал - преступниками рождаются, а не становятся. Кроме того, изучая особенности строения тела человека - форма черепа, ладоней, ушей и т.д., можно сказать, станет данный человек преступником или нет; и какой вид преступления он обязательно совершит. Социальная среда, как считал Ламбразо, не в состоянии этого предотвратить. Социологизаторские концепции в качестве основного фактора определяющего способности, поведение человека считают среду, окружение человека. Наследственность никакой существенной роли не играет. Примером подобного подхода к природе человека может быть марксизм.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.204 (0.006 с.) |