Понятие культуры. Основные элементы культуры, как системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие культуры. Основные элементы культуры, как системы



Первоначальное понятие "культура" происходит от латинского Caltura (возделывание, обработка).

 

Сначала чаще всего оно употреблялось для определения воздействия человека на природу.

Впоследствии оно получило и другое, переносное значение - просвещенность, воспитанность, образованность человека. Ведь уже Цицерон утверждал, что ум необходимо возделывать так же, как как крестьянин обрабатывает почву.

 

В современном философском понимании культура - это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности, и происходит становление человека как субъекта культурной деятельности.

 

Что же включает в себя понятие "культура"?

1. Определенные материальные ценности созданные человеком - достижения производственной деятельности, науки, техники, искусства, характеризующие уровень развития общества в данный исторический период.

2. Навыки, умения, методы производства новых ценностей в сфере материальной и духовной жизни.

3. Просвещение и образование, различные виды воспитания, приобщающие человека к ценностям, созданным предшествующими поколениями.

 

Культура общества подразделяется: 1. МАТЕРИАЛЬНАЯ 2. ДУХОВНАЯ

 

Материальная культура складывается из совокупности средств производства и продуктов труда, а также трудовых навыков людей.

Материальная культура представляет собой совокупные результаты деятельности общества, направленные на воспроизводство человека как природного существа и удовлетворение его растущих потребностей. Основными элементами материальной культуры являются промышленное, ремесленное, сельскохозяйственное производство, техника, технология, системы промышленных и сельскохозяйственных коммуникаций, бытовые вещи, урбанизированное пространство. Развитие материальной культуры обусловлено различными факторами. Его основу образует непрерывный процесс научно-технического прогресса, в рамках которого выделяются яркие периоды научных и технических революций. Своеобразными этапами в развитии материальной культуры стали неолитическая, промышленная, электротехническая, кибернетическая революции. Они стимулировали смену программ деятельности от охоты и собирательства в древности до информационных технологий в наши дни.

К духовной культуре относятся определенные знания, теории, научные труды, художественные произведения, образованность населения, правила поведения распространенные в обществе, уровень и характер воспитанности людей, степень и формы приобщения к достижениям науки и искусства, развитие творческой активности.

Духовная культура охватывает сферу сознания и имеет этический, эстетический, религиозный, научно-рациональный аспекты.

Конечно, деление культуры на материальную и духовную довольно условно. Оно соответствует двум основным формам, преобразующей деятельности человека: материально-производственной и духовно-художественной, которые неразрывно связаны друг с другом. Поэтому и культура - это единый диалектический процесс как вещественного, так и духовного производства.

Духовная культура формируется на основе общественного бытия и оказывает на него активное обратное воздействие. Чем выше уровень развития духовной культуры, тем эффективнее решаются экономические, политические, социальные проблемы, тем выше отдача человека в труде и общественной деятельности.

Приведу пример. В 1957 году произошло знаменательное событие для всего человечества. В СССР был запущен первый искусственный спутник Земли. Начинается новая эра в истории человечества - освоения космоса.

Правительства большинства развитых государств испытали настоящий шок - как страна пережившая совсем недавно столь разрушительную войну смогла не только восстановить свой довоенный потенциал, но и значительно превзойти все остальные страны в этом весьма перспективном направлении развития науки!?

Больше всех были потрясены американцы. И по инициативе президента Соединенных Штатов Америки была создана специальная комиссия, которая должна была выяснить причины успехов Советского Союза в освоении космоса и разработать комплекс мер по исправлению ситуации.

Комиссия работала довольно долго, тщательно изучила положение дел и сделала совершенно парадоксальный вывод - главная причина успехов СССР - в качественно лучшей системе образования. Она дает всесторонние, прочные знания, способствует развитию способностей молодых людей и создает мощный потенциал для пополнения научных кадров. Комиссия рекомендовала, не увеличивая субсидии выделяемые NASA, значительно увеличить их в области образования.

Конгресс утвердил эти предложения. И в скором времени результаты не замедлили сказаться.

И сейчас, вы обратили внимание, на страницах газет, журналов, в выступлениях политических деятелей, видных ученых все чаще говорится о необходимости подъема духовной культуры нашего общества на должный уровень. Без этого кардинальных изменений в обществе не произойдет.

Посудите сами: если каждое утро будет по-прежнему начинаться для большинства из нас с загаженного подъезда, непролазной грязной улицы и переполненного озлобленного автобуса - каким же будет отношение к тому, что человек будет производить в течение всего дня!?

Наверное, таким же грубым, корявым и далеким от настоящего качества. С таким уровнем общей культуры человеку привычнее забить болт в двигатель кувалдой, а не стараться ввернуть его туда отверткой. Он подспудно будет размышлять о том, как добраться после работы домой, да еще решить массу бытовых проблем, а не о новых подходах в создаваемой им машине. То есть, здесь просматривается прямая закономерность - чем выше уровень общей культуры - тем выше уровень культуры производства, качества создаваемых изделий, их дизайна и других важных показателей.

 

Духовная культура рассматривается по содержанию и по форме.

По содержанию духовная культура всегда носит классовый характер. По форме она является национальной. К национальным особенностям культуры относятся особенности языка, особенности национального быта, определенные неповторимые черты психологического склада.

Например, по форме культура Беларуси будет существенно отличаться от культуры Англии или Франции. И до тех пор, пока существуют национальные различия между народами, культура будет неизменно выступать в национальной форме.

Итак мы выяснили, что такое культура. Закономерно возникает вопрос - каковы же основные движущие силы культуры, что определяет ее прогресс?

Многие философы полагают, что главной движущей силой культуры является "интеллектуальная элита". Их аргументы: все великие произведения искусства создавали незаурядные люди. Для того, чтобы создать что-то выдающееся нужно иметь талант. И этих авторов народ помнит веками. Например, все мы знаем, кто изваял статую Давида, написал "Джаконду" и "Тайную вечерю", "Лунную сонату" или "Турецкий марш".

Действительно, на первый взгляд, выдающиеся произведения искусства создают незаурядные, талантливые личности.

1. Несмотря на то, что большинство духовных ценностей было создано профессиональными творцами (архитекторами, художниками, скульпторами, писателями, музыкантами, поэтами), тем не менее, народ создавал материальные блага, обеспечивал их существование и тем самым давал возможность творить.

Подумайте, смог бы, например, А.С. Пушкин создать столько выдающихся произведений, родись он в обычной семье крепостного крестьянина!?

2. Народ сам создает духовные ценности - язык, фольклор, музыку, которые являются источником творческой деятельности профессионалов.

Как сказал известный русский композитор Глинка: "Народ создает музыку, а мы, композиторы, только аранжируем ее".

 

Таким образом, можно сказать, что народ и одаренная личность в культуре дополняют друг друга. Каждый по своему оказывает влияние на ее развитие.

В развитии культуры всегда наблюдается преемственность. То есть, лучшие достижения духовной культуры предшествующей эпохи всегда становятся достоянием последующей.

Вместе с тем, новая прогрессивная культура решительно порывает с теми элементами старой культуры, которые несут в себе черты отжившей идеологии, с реакционными традициями в сфере быта и человеческих взаимоотношений, ложными или устаревшими представлениями в сфере науки и искусства.

Национальная, региональная или общечеловеческая культура всегда представляет собой сложную, многофункциональную, разветвленную систему. Это значит, что она состоит из определенного набора взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов.

 

Основные элементы культуры: 1. Субъект культуры 2. Основания культуры 3. Идеал 4. Механизмы культуры 5. Традиции 6. Культурные технологии 7. Продукты культуры

 

Субъект культуры - это отдельный человек, социальная группа или все общество в целом, являющиеся носителем и творцом культуры. Приобщение человека к культурному опыту поколений называется социализацией индивида в культуре. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, к которому он принадлежит, формируются его мировоззрение и менталитет.

Основания культуры - ценности, идеалы, идеи, императивы, нормы, запреты, характерные для того или иного человеческого сообщества. Понятие ценностей было рассмотрено в теме «Философия общества».

Идеал - это соответствующий требованиям гармоничности и совершенства образ, имеющий нормативное содержание и определяющий способ и характер поведения, коммуникации и деятельности человека. Существует классификация идеалов, обусловленная особенностями различных сфер культуры и ее субъекта:

 

1. общественный идеал отражает видение субъектом культуры наиболее
оптимальных условий социального развития и управления. Например,
идеальное государство, идеальное право, гармоничное гражданское общество;

2. моральный идеал акцентирует гуманизм и милосердие в поведении
человека, его гармоничные отношения с окружающим миром;

3. личный идеал, или «Я»-идеал, фиксирует потребность индивида в определенных эталонах совершенствования и самовоспитания. Он направляет индивидуальное восприятие существующих в культуре идеалов и может проецироваться на близких людей (идеал отца, матери, брата) или известных, великих личностей;

4. эстетический идеал вводит представление о совершенстве человеческого тела, чувственных проявлений, половых отношений. Эстетические критерии совершенства применяются и к миру вещей, непосредственно окружающих человека, что выражается в феноменах моды, дизайна;

5. религиозный идеал задает представление о поведении людей, их
духовной жизни на основе личной веры в сверхъестественное начало мира;

научный идеал представляет собой совокупность норм и принципов
социально организованной научно-познавательной деятельности человека.

 

Механизмы культуры - к ним относятся традиции и новации.

Традиции - это особый тип отношения между последовательными стадиями развития социальной системы, при котором на каждом новом этапе воспроизводятся некоторые устойчивые характеристики предшествующего этапа.

Культурные технологии или средства культуры, включают в себя устные, письменные средства массовой информации, современные радио-, теле-, видео- аудио-, компьютерные информационные сети. Культурные технологии представляют собой наиболее динамично развивающийся элемент культуры.

Продукты культуры выражаются в материальной и духовной форме.

Художественная культура выражается в системе произведений искусства и учреждений, руководящих производством, распределением, хранением и потреблением художественных ценностей. Для нее характерны образность и наличие стилей.

 

 

«Элитарная» и «массовая» культура

В период становления и развития классового общества в развитии духовной культуры проявились две тенденции: 1. Возникновение "элитарной" культуры. 2. Возникновение "массовой" культуры.

 

Первая заключалась в стимулировании развития культуры, предназначенной для потребления элитой - избранной, сравнительно небольшой, "верхушечной" частью общества. Одновременно создавались такие условия жизни и деятельности всех остальных, которые бы препятствовали приобщению к ее достижениям.

 

Отстранение широких слоев населения от этой культуры происходило с помощью многочисленных способов, главными из которых являлись: 1. ПРЕПЯТСТВИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОРЯДКА 2. СОСЛОВНЫЕ ПЕРЕГОРОДКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 3. УСЛОЖНЕННЫЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ

 

Например, для того чтобы обучаться в гимназии в дореволюционной России нужно было платить, и немало. Естественно, большинство крестьян позволить такую роскошь для своих детей не могли. Даже форма гимназиста стоила целое состояние для простого человека. Кроме того вы знаете, что в во многие учебные заведения - например военные училища, могли поступать представители только определенных сословий.

Что касается усложненного характера элитарной культуры достаточно вспомнить, на каком языке издавалось большинство книг известных зарубежных авторов, шли новые спектакли, проводились другие культурные мероприятия.

В совокупности, все это и привело к образованию "элитарной" культуры, подчеркнуто аристократичной, высокомерной и замкнутой.

Одновременно создавалась и распространялась так называемая "массовая" культура, предназначенная для всех остальных.

Ее творцы делали ее доступной для понимания и восприятия широкими кругами населения. Она была предельно проста и примитивна. Она не призывала размышлять, анализировать; практически не развивала эстетический вкус; совершенно не расширяла кругозор людей. Кроме того, она пропагандировала фактическое удаление от насущных социальных проблем, или, проще говоря, - оболванивала.

Эта "массовая" культура была предназначена, чтобы "убивать время", развлекаться не затрачивая при этом умственных сил.

Примерами той "массовой" культуры могут служить весьма популярные в начале столетия балаганные развлечения - посмотреть живую "русалку" в бочке, "усатую" женщину, запустить моченым яблоком в физиономию в окошке. Сюда же можно отнести дешевые сенсации бульварной прессы, низкопробные образцы художественной литературы, живописи (лубочные картинки), музыки ("собачий вальс").

"Элитарная" и "массовая" культура существуют и сегодня, но их форма, и отчасти содержание, несколько изменились.

Современная "массовая" культура возникла с появлением общества массового производства и массового потребления. Появление и развитие радио, телевидения, современных средств связи, видеотехники, персональных компьютеров, способствовало распространению этой культуры.

"Массовая" культура сейчас, прежде всего, означает - коммерческая культура. Произведения современной массовой культуры в первую очередь должны приносить прибыль. Родоначальниками современной массовой культуры стали бизнесмены Голливуда. Они разработали целую систему производства коммерческих фильмов, которые приносили колоссальную прибыль за очень короткий срок. Довольно быстро эти коммерческие фильмы заполонили экраны всех кинотеатров мира.

Постепенно коммерциализации подверглись книгопечатание, пресса, живопись, музыка, фотография.

Сегодня массовую культуру очень часто называют поликультурой или "кич" - от немецкого слова "халтура".

Последнее время его заменило понятие "популярная" культура или "поп-культура".

Массовой, или поп-культуре противостоит современная элитарная культура, сложная по содержанию, трудная для восприятия.

Например, фильмы Андрея Тарковского - "Солярис", "Жертвоприношение", "Сталкер"; или фильмы Фрэнсиса Коппалы - "Апокалипсис сегодня", "Маленький Будда" и ряд других.

Сюда же мы можем отнести целый ряд писателей, художников, композиторов.

Произведения, создаваемые в рамках элитарной культуры ориентированы на узкий круг разбирающихся в искусстве людей. Они являются предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков, но большинство людей могут не обратить на них никакого внимания, или просто не понять.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.029 с.)