Как с вашей точки зрения сочетаются в человеке биологическое и социальное начала. Является ли одно из них главным, доминирующим. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как с вашей точки зрения сочетаются в человеке биологическое и социальное начала. Является ли одно из них главным, доминирующим.



 

С древних времен сущностью человека полагалось единство духа, души и тела.

Протагор (480-410 до н.э.) писал: «Человек есть мера всех вещей - сущих в их бытии и несущих в их небытии». Поэтому невозможна всеобще значимая истина, ибо для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, так как «тот же» человек становится другим человеком.

Сущность человека реализуется через существование и в нем созидается.

В качестве всеобщих форм существования человека выступают социосозидание (и его составляющие творчество, свобода, нравственность, эстетичность и т. п.), смыслоценностное самоутверждение, устремленность к идеалу. Эти модусы взаимодействуют с антимодусами: социоразрушение, утрата в человеке личностных свойств, догматическое (стандартное) мышление и соответствующая деятельность, превращение идеалов в идолов, свободного человека лишь в функцию и т. д.

Существование человека всегда процессуально. Под этим углом зрения человек предстает в соотношении жизни и смерти, в динамике.

Так, человек эпохи дикости и варварства уже был умелым, разумным, говорящим, нравственным, надеющимся, с половыми и иными инстинктами, волевым, оперирующим простыми орудиями труда и символами.

Человек цивилизованный дополнительно приобретает новые свойства. Это человек - гражданин, опирающийся на право. Технологический, экономический, политический, познающий, научно-религиозный, философский, стремящийся к комфорту, критически оценивающий и т. д.

Высказываются различные точки зрения по вопросу о сущности человека. Указывается, например, что человек «пучок привычек», наделенное религиозностью в отличие от животных существо (Веркор), существо, способное оценивать, наделять смыслом личности, предметы, явления.

Современная философия уходит от однозначной трактовки проблем. Имеются различные подходы к вопросу о сущности человека.

Точка зрения К. Маркса о сущности человека как ансамбля всех общественных отношений весьма логична. Ведь биологические факторы человека хотя и имеют важное значение, но действуют через опосредование и преобразование со стороны факторов социального порядка как ведущих.

Человек, оставаясь по сущности социальным, изменяется в зависимости от эпохи. Вместе с тем в приведенном подходе человек представлен как объект среды, но он еще есть и ее субъект.

Если иметь в виду субъектно-функциональный аспект, то природу человека недостаточно сводить только к сумме социальных ролей. Человек соотнесен не только с обществом, а Универсумом, Миром, со всей Историей, с другим человеком.

Исходя из комплексного подхода к сущности человека, отметим, что природное в человеке не сводится к биологическому, а содержит в себе бесконечность космоса.

Социальное не тождественно наличным общественным отношениям, а включает в себя бесконечность культурно-исторической памяти и устремленность в будущее. Духовное (еще один компонент природы человека) - не просто функция внешних условий, а особая самостоятельная реальность.

Одной из особенностей современной философии является ее ориентация на неопределенность, что применительно к человеку означает отказ от выяснения сущности человека.

К. Ясперс писал: «...Нам неизвестен даже окончательный, удовлетворительный ответ на вопрос: что такое человек?.. Мы, собственно говоря, не знаем, что такое человек, а это также относится к сущности нашего человеческого бытия».

Человек, полагал Ясперс, всегда больше того, что он знает о себе. Он не одинаков во всех случаях, он есть путь.

Философия XX в., начиная с Э. Гуссерля, рассматривает человека в «жизненном», «повседневном» мире.

М. Хайдеггер назвал способ повседневного человеческого бытия заботой. Этому бытию присуща концентрированность на практические достижения повседневных целей, отрешенность от Универсума. Пространство и время повседневности человекоразмерны. Жизненный мир формируется в постоянно возобновляемом контакте людей, его компонентами выступают предметы и процессы постольку, поскольку они «пропущены» через человеческие смыслы.

«Я», - рассуждал Ортега-и-Гассет, - давит на мир, который сопротивляется мне. Единство динамики «я» и мира есть жизнь. Обыденный мир прагматичен. Нормы и ценности его - арсенал сознания, обслуживающего человеческую практику. Это мир переживаний, привычек, стереотипов.

Если в центре повседневной картины мира стоит человек, субъект действия, социального поведения, то научная картина мира строится вокруг объектов, не зависящих от человеческой субъективности.

Для ученого мир есть система представлений об его общих свойствах и закономерностях, возникающая в результате обобщения основных естественнонаучных и соционаучных понятий и принципов.

Для верующего (в религиозной картине мира) мир - воплощение божественной гармонии.

Наконец, философский подход рассматривает соотношение человека и мира в онтологическом, гносеологическом, ценностном и деятельностном ракурсах.

Философским картинам мира и человека свойственны вечное сомнение, критичность по отношению к собственным утверждениям.

Все реалии жизни текущи, непрерывно воссоздаются. Человек в условиях нелинейной ситуации находится в состоянии «игры» с реальностью, блуждания по полю многовариантных путей в будущее.

 

 

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»

При характеристике человека мы используем целый ряд понятий. Значительно чаще других мы используем следующие:

 

ПОНЯТИЯ, характеризующие человека: 1. ЧЕЛОВЕК 2. ИНДИВИД 3. ЛИЧНОСТЬ 4. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

 

Длительное время в философской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как взаимозаменяемые. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия одного порядка, но они не тождественны.

Наиболее общим является понятие "человек".

 

Человек - это существо, живущее на планете Земля и сочетающее в себе единство биологических и социальных качеств.

 

Например, если бы произошла ваша встреча с инопланетянами, чтобы рассказать кто мы такие, вы бы стали рассказывать не о себе лично, не о Пете Иванове, а человеке вообще.

"Индивид" - это единичный представитель человеческого рода, взятый в аспекте его биологических качеств.

 

Например, новорожденный младенец - это индивид. Это единица человеческого рода, но еще не человек, в полном его понимании. а станет ли он им, зависит от той среды, в которую он попадет.

Ведь черты характера, мировоззренческие установки, моральные нормы, заложенные от природы, способности не возникают сами по себе. И хотя данный младенец и обладает человеческим обликом, это не значит, что он автоматически им станет. К сожалению, волей обстоятельств, он может так и остаться индивидом.

Несколько лет назад таджикские кинодокументалисты сняли интересный фильм о человеке, который еще в 40-е годы младенцем попал в стаю волков и прожил несколько лет среди них. Случайно его увидели с самолета бегущего среди них по степи. Затем группой охотников он был найден и возвращен родным. С тех пор прошло более пятидесяти лет. Этот человек провел все эти годы в семье, но человеком он так и не стал. Он знает несколько простых слов, днем предпочитает прятаться, а вечерами выходит за околицу и подвывает волкам.

На вопрос, кто он такой - он отвечает однозначно - "волк". Как видите, человеком он не стал и к нему тоже вполне уместно применить термин "индивид".

 

"Личность" - это единичный представитель человеческого рода, взятый в аспекте его социальных качеств, т.е. его взгляды, убеждения, потребности, интересы.

 

Качества личности проявляются в ее действиях, поступках, отношении к другим людям. Каждый человек - это личность.

Вопрос: Среди всего многообразия личностей мы выделяем личности заурядные и незаурядные. Чем, на ваш взгляд, они отличаются и приведите соответствующие примеры?

 

"Индивидуальность" - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности. Индивидуальность складывается из природно-антропологических особенностей человека, его духовно-психических характеристик, а также социальных признаков.

 

Сущность индивидуальности раскрывается в способности человека быть самим собой.

Смысл жизни человека

За всю историю человечества неоднократно предпринимались попытки определить какую-то вечную формулу смысла жизни, одинаковую для всех времен и народов.

Наиболее распространенными были следующие:

 

1. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - человек живет для служения богу и подготовки себя к потусторонней жизни.
2. ТОЛКОВАНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ С ПОЗИЦИЙ АБСТРАКТНОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ - служить истине, науке, искусству и т.д.
3. ТОЛКОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ МАКСИМАЛЬНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ - сладко есть, пить и спать.
4. С ПЕССИМИСТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ - человек рожден для страданий и смерти.

 

Несмотря на долгие поиски, вечной формулы смысла жизни так и не удалось найти. Ведь у каждого человека свое, индивидуальное представление о нем.

 

Для того чтобы жизнь человека наполнилась смыслом, необходимо иметь определенную цель.

 

Эта цель, которую ставит перед собой большинство людей, и определят смысл нашей жизни. А так как цели весьма разнообразны, то и смысл жизни будет у каждого человека свой, индивидуальный.

Например, для кого-то он заключается в покупке весьма желанной для него вещи (ЗАЗ 968М), для кого-то в получении новой должности, для кого-то в получении квартиры.

Часть людей ставит перед собой более глобальные цели и поэтому смысл жизни для них более многогранен. Например, комиссар полиции Коррадо из известного итальянского сериала "Спрут", который посвятил всю свою жизнь борьбе с организованной преступностью.

Если существует цель, человек живет и стремится жить, несмотря на возникающие трудности.

Если же цели нет, вся человеческая жизнь утрачивает смысл и, как правило, заканчивается суицидом.

Из многообразия подходов к пониманию смысла жизни можно выделить два наиболее распространенных и вместе с тем диаметрально противоположных - ЭГОИЗМ и АЛЬТРУИЗМ.

ЭГОИЗМ - это такая позиция личности, когда смысл жизни заключен в ней самой. Каждую жизненную ситуацию эгоист рассматривает как средство для извлечения личной выгоды. Ко всякому человеку он относится в зависимости от того, полезен он ему или нет.

 

Эгоист, как правило, выбирает себе такую профессию, которая бы позволяла ему без всяких существенных затрат сил и энергии получать как можно больше разнообразных жизненных благ; находит в качестве друзей так называемых "нужных" людей - тех, кто может что-то организовать или достать; даже в брак он вступает, как правило, по расчету.

Общая жизненная установка у эгоиста - урвать от жизни как можно больше. Но, чем больше он имеет, тем более обойденным и обиженным чувствует себя. Постоянно завидует другим.

Кроме того, его трагедия заключается и в том, что ни богатство, ни удовольствия не возьмешь с собой в могилу. Он понимает, что смерть мгновенно перечеркнет все его старания и поэтому панически боится ее.

 

АЛЬТРУИЗМ - это такая жизненная позиция, когда человек видит смысл своего существования в деятельности направленной на благо других людей. В этом случае жизнь человека делается тем более осмысленной, чем большую часть себя, своих сил, души он вкладывает в свои дела.

 

Лишь то, что продолжает жизнь на Земле, совершенствует ее, что надолго сохраняется в памяти человечества - только это и заслуживает подлинного смысла с точки зрения альтруизма. А добрый след, оставленный человеком на Земле может быть разным: дети, дома, сады, книги, произведения искусства, технические изобретения и многое другое.

В качестве примера можно привести жизнь и деятельность хорошо вам известных людей - Франциска Скорины, Ефросиньи Полоцкой, Кастуся Калиновского, Максима Богдановича, Якуба Коласа и Янки Купалы, Петра Мироновича Машерова и многих других наших соотечественников.

Многие из них жили десятки, а то и сотни лет назад, но память о них, о их деятельности на благо других людей жива по сей день.

 

Не случайно наши предки уже давным-давно заметили: " Человек прожил свою жизнь не напрасно если он построил дом, посадил дерево и вырастил сына".

 

Как вы считаете, не заключается ли в этом изречении та вечная формула смысла жизни, которую много веков искало человечество?

 


Личность и общество

 

Когда мы говорим о человеке - " он личность", то имеем в виду:

 

Личность - это психически нормальный человек, способный самостоятельно здраво мыслить и действовать.

 

Но личностью каждый из нас может стать только в обществе, в процессе жизни, деятельности и общения с другими людьми.

В обществе каждый человек занимает определенное положение, которое зависит от исполняемых им функций - президент, член правительства, офицер, врач, учитель, инженер, рабочий. Иначе говоря, каждый из нас имеет свой социальный статус.

 

Социальный статус - это оценка обществом занимаемого человеком в нем положения.

 

На формирование социального статуса влияют как объективные, так и субъективные причины.

Объективные причины - не зависят от самого человека. Это его социальное происхождение, национальность, пол.

Субъективные причины - это личные качества человека, его квалификация, образование.

Именно благодаря этим, субъективным факторам личность имеет возможность существенно изменить свой социальный статус. Сегодня субъективные факторы играют главную роль в определении социального статуса.

Приведу пример. Возьмем двух молодых людей - ваших ровесников. Но один из них родился в Мексике, в простой крестьянской семье, а другой - в семье британского лорда.

 

Как вы думаете, одинаковы ли у них будут стартовые позиции?

Конечно, нет. Причем, не только в тех странах, где они родились.

 

Так, поступление в любой престижный университет мира - Гарвард, Кембридж, Оксфорд, Сарбону для потомка британского лорда не составит большой проблемы - были бы в наличии деньги для платы за обучение. А для мексиканца даже легальный въезд в любую развитую страну мира может оказаться серьезной проблемой.

Однако последнее время среди известных фамилий ученых, бизнесменов все чаще встречаются китайские, корейские, латиноамериканские. То есть, представители различных социальных групп смогли преодолеть неравенство стартовых социальных позиций и благодаря труду, упорству, интеллектуальной деятельности существенно изменить свой социальный статус.

примеры. В 1949 году два молодых американца, весь капитал которых составляли 50 долларов, решили организовать собственное дело. Сумма, которой они располагали была мизерной, но у них было огромное желание, увлеченность и любимое дело, которому они хотели посвятить всю жизнь. Арендовав старый гараж и отремонтировав его, создают здесь мастерскую по ремонту радиотехники. Работали по 12 часов в день и постепенно накопили необходимую сумму, чтобы расширить дело. Они были одними из первых, кто начал создавать прообраз такого привычного сегодня персонального компьютера. Звали этих молодых людей - Хьюлерд и Паккард. В настоящее время это одна из наиболее процветающих фирм по производству компьютерной периферии.

В начале 80-х прекрасно зарекомендовал себя талантливый молодой программист. И хотя его фамилия никому ничего не говорила, он был приглашен на работу в одну из ведущих компьютерных фирм. В настоящее время он является Генеральным директором крупнейшей компьютерной корпорации Microsoft, производящей новейшее программное обеспечение и зовут его - Билл Гейтс.

Возможность изменить социальный статус тем больше, чем выше уровень цивилизованности общества.

Можно ли было простолюдину стать дворянином в допетровское время в России?

Теперь же в цивилизованных странах мира за каждым человеком закреплены права, дающие возможность беспрепятственно перемещаться по социальной лестнице, от фермера - до президента.

Например, Президент Республики Беларусь - Александр Григорьевич Лукашенко. Родился в простой крестьянской семье и благодаря своим способностям, трудолюбию и другим качествам стал первым Президентом Республики Беларусь.

Или бывший Президент Соединенных Штатов Америки - Рональд Рейган. Также родился в семье фермера и стал впоследствии главой государства. Причем проявил незаурядные способности в управлении государством и был переизбран на второй срок - явление очень редкое для Соединенных Штатов Америки.

 

Вместе с тем следует помнить, что человек может реализовать себя как личность в рамках любого социального статуса. Не случайно известная русская поговорка гласит: "Не место красит человека, а человек место!" Поэтому лучшая реализация способностей личности возможна при ее гармонии с той деятельностью, которую она выполняет.

Очень часто бывает, что прекрасный практический работник становится плохим администратором, после соответствующего назначения. Поэтому в вашей дальнейшей службе думайте и взвешивайте, прежде чем согласиться на заманчивое предложение. И если вы не испытывается интереса к той деятельности, которую пройдется выполнять, лучше останьтесь на прежней работе. В противном случае разочарование ждет и вас, и тех людей с кем вы будете работать.

 

Понятие социальный статус тесно связано с понятием престиж.

 

Престиж - это оценка самими людьми значимости занимаемого ими положения в обществе.

 

В цивилизованном обществе социальный статус и престиж, как правило, совпадают.

Например, весьма высок социальный статус врача, научного работника, полицейского, учителя, квалифицированного рабочего. Одновременно, эти профессии и весьма престижны в развитых странах.

Чем ниже уровень цивилизованности общества, тем в большей степени социальный статус и престиж не совпадают.

Так, в начале 90-х годов в бывших республиках Союза было очень престижно быть "челноком", директором коммерческого банка, частным предпринимателем. Одновременно многие просто стеснялись признаться в том, что они работают инженерами, учителями, врачами - настолько не престижны на тот момент были эти профессии. Но ведь без них то общество существовать не может!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.038 с.)