Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические типы философии права↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Из курса "Теории государства и права" вы уже знаете, что такое право. Кроме того, вы выяснили, что право это весьма сложное образование. Поэтому существует множество точек зрения, подходов, в трактовке его сущности. Для более детального изучения права, закономерностей его развития и возникает философия права. Она изучает источники права, его сущность, роль и значение в обществе. Как же развивалась философия права?
Закономерно возникал вопрос: чем или кем создается и определяется общественный порядок? Отвечая на него они приходят к выводу, что право по своей природе двойственно. Есть право, законы идущие от природы, от космоса - естественное право, и законы созданные людьми - условное право. Платон, развивая эту мысль полагал, что условное право должно быть максимально приближено к естественному. Ведь справедливый закон, действующий в государстве - это высшее благо для граждан. Много внимания Платон уделял и проблеме наказания.
Вместе с тем, по его мнению, наказание должно быть эквивалентно преступлению. Платон подчеркивал, что наказание должно носить воспитательную роль и делать преступника "или лучше, или менее испорченным". Как вы считаете, актуальны ли эти идеи Платона сегодня и почему? Примерно на таких же позициях в понимании права стоял и Аристотель. Теория естественного права получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме. Римское право не теряет своей актуальности по сей день.
Согласны ли вы с такой точкой зрения и почему?
Подумайте, в чем выражалось это влияние?
В Новое время складываются две тенденции в понимании права.
1. То есть, каждый имеет столько права - сколько силы. В рамках этой тенденции шло отождествление права с государством. 3. Согласно ей - общество это добровольное объединение людей на основе общественного договора. А право необходимо для регуляции отношений в нем. В период утверждения буржуазного общества вопросы права получили дальнейшую разработку в немецкой классической философии, особенно в трудах Канта и Гегеля.
То есть, сущностью любой личности является ее свобода. В реальном мире свободный человек встречается с таким же свободным человеком и поэтому вынужден строить право, как систему регуляции своего поведения. Следовательно, право и мораль имеют общий источник и весьма близки. Гегель подверг критике точку зрения Канта.
И оно результат работы многих поколений, не только прошлых, но и будущих, то есть всей человеческой истории. Много внимания Гегель уделил и проблеме наказания.
Он выступал за гуманизацию наказания, вплоть до отмены смертной казни. Гегель особое значение придавал таким принципам правосудия как гласность, публичность, доказательность, наличие института присяжных заседателей, необходимость знания законов каждым гражданином. Философия права Гегеля оказала влияние на возникновение исторической школы права в конце XVIII - начале XIX вв.
В то же время это не выдумка людей. Право - это продукт исторического развития народа, его жизни. И зависит оно не от мирового разума, а от исторического развития, от сложившихся традиций и обычаев. Историческая школа права заложила предпосылки следующего этапа - юридического позитивизма.
Закон и юридическая норма, принимаемые и устанавливаемые государством, являются единственным источником права.
Право. Политика. Власть.
Возникает вопрос - каким образом?
Вспомните начало войны в Югославии. Президенту Соединенных Штатов Америки, вследствие скандала с Моникой Левински, грозит импичмент. Чтобы выйти из сложной ситуации Билл Клинтон воспользовался данным ему правом и за день до рассмотрения его дела Конгрессом США отдает приказ о переброске войск в Югославию. Рассмотрение дела было отложено на неопределенный срок. 1991 год - использование армии в Вильнюсе (штурм телецентра). 1993 год - штурм Белого Дома в Москве армейскими подразделениями в период конфликта между исполнительной и законодательной властью в России. То есть власть в той или иной ситуации всегда использует это право.
Вспомните Декрет № 1, подписанный Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Совсем недавно был принят новый Налоговый Кодекс Республики Беларусь. Или составление Декларации о доходах.
Иначе говоря, политическая власть охраняет свои интересы с помощью права. Поэтому право неотделимо от принуждения. Оно имеет зубы, которые в случае необходимости могут кусать. Вспомните, какие виды наказания предусматриваются соответствующими статьями Уголовного кодекса и Административного кодекса Республики Беларусь за те или иные виды преступлений или правонарушений? В праве всегда выражается воля, стоящих у власти. Но даже учитывая этот фактор, тем не менее, право и власть могут быть как легитимными - законными, так и нелегитимными - незаконными.
Степень значимости этих признаков различны в разных странах. Например, для Соединенных Штатов Америки легитимность - это в первую очередь эффективность власти в отношении общественного блага: если власть перестает быть общеполезной - несправедливой, неспособной защитить независимость народа или внутренний порядок в стране - народ получает законное право свергнуть ее. В других государствах, где очень сильны исторические традиции, на первый план выдвигается фактор преемственности. В частности - в Великобритании, Дании.
Наивысшей формой организации является государство. Поэтому источником права чаще всего и выступает государство. Тем более, что право крайне необходимо ему. В отсутствии правовых норм деятельность государства хаотична, ничем не ограничена, беспорядочна и произвольна. Его лидеры могут что-то приказать и тут же наказать за исполнение приказа. Они непредсказуемы для своих бесправных подчиненных. Например, любое восточное государство периода античности. Или некоторые диктаторские режимы, в частности режим Пол-пота в Кампучии. Разрешить эту проблему и связать государство с правом можно в условиях правового государства. Главная его идея - верховенство права.
Главенство права по отношению к государству тесно связано с проблемой политики и политической деятельности.
И политика должна быть главной, доминирующей. Вне права политика осуществляется без всяких правил на основе чистого произвола. Кроме того, доминирование политических норм над правовыми порождает насилие и создает почву для тоталитарных режимов. Например, в период сталинского режима приоритет политики выступал как непреложный закон. Партийные директивы предшествовали принятию законов, оказывали непосредственное воздействие на нравственность, искусство и другие формы общественного сознания. А последствия этого диктата вам хорошо известны. Поэтому доминирование права над политикой, политической властью непреложный принцип современной культуры. Под воздействием государства, политических партий и общественных организаций, церкви, средств массовой информации формируется политическая культура, система познавательных, эмоциональных и оценочных ориентации индивидов на политическую систему, а также на саму личность в политическом процессе. Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделяют три типа политической культуры: - патриархальную, для которой характерно отсутствие интереса граждан к политике (средневековье, слаборазвитые страны, где масса населения безграмотна); - подданическую, или авторитарную, с ориентацией на сильную политическую власть, но низкую активность граждан; 3) активистскую, проявляющуюся в активном участии граждан в политической жизни, которая функционирует на основе их заинтересованности и добровольности. На практике эти типы взаимодействуют, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Политическая культура выполняет прежде всего функцию социализации, характеризующую обретение человеком определенных навыков, позволяющих ему реализовывать в определенной системе политической власти свои гражданские права, функции и интересы. Она обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках той или иной политической системы, историческую преемственность и непрерывность политического процесса, аккумуляцию политических знаний, норм, традиций, ценностей. В отличие от XIX в., современное буржуазное государство становится не только органом совокупного капиталиста, но в той или иной мере всех социальных сил общества, гарантом их консенсуса, особенно по мере возрастания элементов правового государства. Однако демократичность здесь выражается относительно, ибо проявляются такие общечеловеческие дефекты, как бюрократизм и коррупция. Помимо законной власти, функционирует аппаратная система управления, скрепляющая механизм самоорганизации предпринимательского общества. Немецкий философ Герберт Маркузе (1898-1979) показал, что современные западные демократии не столько прямо репрессируют массы, сколько формируют ложные потребности, привязывающие индивида к современному обществу. Человек таким образом лишается своей онтологической и моральной основы. В социалистическом государстве (в опыте СССР) сталкивались тоталитарно-этатическая и демократическая тенденции. В СНГ сейчас проявляется противоречие между здоровыми экономическими, социальными и политическими силами, заинтересованными в утверждении гуманно-демократического состояния, и силами, стоящими на позициях тоталитарного (или авторитарного) «порядка». Идеал, способный осуществить гражданский мир и согласие между обществом и государством, - сильная социальная демократия, обеспечивающая динамический баланс организации и самоорганизации общества, социального контроля и частных интересов, социализации и конкуренции. В настоящее время представителями гуманистического пацифизма развивается космополитизм - идеология мирового гражданства, создания мирового государства (на базе ООН) или мировой Федерации государств. Это связано с развитием общечеловеческой культуры и нарастанием глобальных проблем, решить которые может только объединенное человечество.
Правовая культура личности Европейский рационализм является, в числе прочего, показателем активного взаимовлияния европейской и средневосточной, а именно — арабской культуры. Однако западноевропейский рационализм качественно отличен от арабского рационализма и характером, и базовым сочетанием с другими элементами духовности. Рациональность европейца универсальна. С одной стороны, она открыта и силе последовательной, отвлеченной логической мысли, и эмпирической данности. С другой стороны, она носит преимущественно философский характер, имеет тенденцию к предельным обобщениям и к сентенциям. Еще со времен античности занятия теоретическими вопросами в смысле «созерцательной жизни» считались высшей формой жизнедеятельности, превосходящей чисто практические занятия. Самосознание и самопознание — ядро философского мышления — суть добродетели собственно европейские. Западноевропейский рационализм имеет спекулятивный характер, содержит установку на отвлеченно-категориальное воспроизведение знаний о мире. «Холодный» философствующий рационализм ориентирован на поиск истины ради самой истины, а не на достижение каких-либо прикладных результатов; он в корне чужд, например, философствующему рационализму, сложившемуся в российской мыслительной культуре, разворачивающемуся не на пути спекулятивного познания, а в аспекте поиска смысложизненной доктрины, поиска и обретения человеком себя в природном и социальном Космосе. Иррационалистическое направление в философской мысли Европы — лишь крайность рационализма, поскольку, в сущности, связана с потребностью в рациональном обосновании несостоятельности, немощи постижения сущности бытия рациональными средствами. Не менее характерной чертой европейской рациональности является ее, так сказать, «заземленность»: рационализм имеет смысл как господствующий способ понимания, мотивации и образа жизни человека. Повседневный быт, материальная жизнь, политика, право — все, что угодно, воспринимается лишь в сетке закономерностей, на основе очевидности детерминизма явлений (или детерминизма понятий). В полной мере эти установки реализовались в условиях европейского капитализма. Европейский рационализм привел к отказу от традиционного пути развития общества; он оказался положенным в основу цивилизационных процессов, обездушевленности и механистичности социального существования. Своеобразие западноевропейской духовности обусловлено также доминированием политичности. Связь с ней определяет базовые сочетания всех других элементов духовности. Западный человек (где бы территориально он ни существовал) — существо политическое. Об этом писал еще Аристотель. Быть им — значит быть гражданином, членом государства, и, тем самым, быть обязанным жить и действовать в соответствии с законами и целями государства. Европейская политичность как доминанта духовности характеризуется следующим: ориентацией на социальные, точнее — на социально-экономические различия между людьми и народами; приоритетом социальных свойств человека, сконцентрированных в идее гражданственности; приоритетом феноменов свободы, ответственности, социальной зависимости; гипертрофией отношений господства и подчинения; связью властвования с рациональными аспектами жизни. По своей логике политическое сознание компромиссно, а, стало быть, компромиссный характер имеет европейская духовность в целом. Политизированное сознание нацеливает на поддержание или изменение существующих социально-классовых структур, а не на создание идеализированной реальности. Политическое сознание полностью охватывается задачей открытого и непосредственного проведения в жизнь интересов определенных социальных сил. Юридическое право, законотворчество «по-европейски» развертывается именно в рамках этой логики. Здесь правовое сознание — некая форма, не обязательно отражающая сущность социального материала. Западное общество политизировано, и как следствие — атомизировано и высокодинамично. Принципы правового сознания здесь вполне естественны, а потому юридическое право и право как форма стихийной жизни общества в целом совпадают. Сказанное о политичности позволяет понять, почему западноевропейская философско-правовая мысль исходит, с одной стороны, из неразрывности правовой и политической жизни, права и государства, вплоть до их отождествления, а с другой стороны, она исходит из противопоставления гражданского общества и государства. Повсюду в истории политико-правовых идей мы видим поиски принципов и средств, которые должны ограничить власть, насилие. Своеобразие Запада состоит лишь в том, что здесь политическая культура возложила функции такого ограничительного принципа и средства на право. Следствием анализа доминант западноевропейской духовности должно явиться признание системообразующей роли за идеями свободы, гражданского общества, закона и естественных прав человека. Идея свободы выражает способность проявления человеком своей воли; она указывает на условия и возможность права, содержит всеобъемлющую индивидуалистическую установку общества. Идея свободы характеризует некоторые изначальные положения для любого правового отношения. Наиболее ярко системообразующее значение этой идеи выражено в философско-правовой системе Гегеля. Гегель развернул, применительно к феномену права, диалектику всей совокупности правовых понятий из исходной идеи свободы. Право для него — проявление свободы воли и ее форма. Из идеи свободы, в контексте европейской правовой культуры, прежде всего, дедуцируются идеи суверенитета, автономии, не подопечности личности. Идея свободы является непосредственным и первым выражением политичности западного общества. Невозможно понять правовую культуру Запада, не поняв смысла и динамики идеи свободы. Именно в системе европейской правовой культуры идея свободы предстает, прежде всего, как идея политической свободы. Именно эта форма свободы является действительным условием прав человека, как и права в целом.
Что же она включает в себя?
Правовая культура сотрудников ОВД характеризуется своей спецификой. Требования, предъявляемые к ней, закреплены в Законе "О милиции" Республики Беларусь и в ряде других нормативно-правовых актов. Правовая культура работника ОВД обладает рядом особенностей, отличающих ее от правовой культуры обычных граждан. Возникает вопрос - каковы эти особенности?
Специфичны и сферы проявления правовой активности работников органов внутренних дел. Они состоят в следующем:
Говоря о правовой культуре работников органов внутренних дел, следует иметь в виду, что она имеет две разновидности:
Основные понятия философии права С философской точки зрения, принципиально важно рассмотреть правовую реальность как сложную конструкцию, отраженную в правовых понятиях. Поскольку всякое понятие является границей наших знаний о явлениях, предметах, отношениях, постольку ясно, что вся совокупность правовых понятий способна выразить право лишь в его особенности, т. е. в отличности от других форм общественного сознания и жизни, хотя и в органической связи с ними. Все правовые понятия можно рассматривать как конкретизации и рационализации идеи права. Каждое из них отражает какую-то акциденцию права, принципиально не, будучи способным, выразить мысль о сущности права в целом, каким бы широким по содержанию ни было то или иное понятие. Точно так же, сущность права не выражается и с помощью определенных сочетаний некоторых понятий. Только во всем своем многообразии и единстве они способны отразить и выразить эту сущность. Любое действие, событие, любая связь, усмотренная в единстве с другими действиями (т. е. в практике), событиями (т. е. в протекании жизни), связями (т. е. в системе), имеет существенно больший смысл, чем тот, который заключен в них без учета их взаимообусловленности.
Свобода
Свобода, с одной стороны, предстает как выход за пределы заданных правил, сообразуясь с которыми, обычно решаются проблемы в каждой отдельной ситуации и на основе которых осуществляется выбор между несколькими возможностями. С другой стороны, свобода означает способность превозмогать давление иррациональных побуждений. Свобода связана с возможностью действовать на основе разумных начал и с преодолением узости рационального взгляда на мир, на участие в мире носителя свободы — человека. Конечно, любая социальная система объективно носит принципиально открытый характер. Но нас интересует не фактическое положение вещей, не право в эмпирическом аспекте, а то, как эта эмпирия воспринимается правосознанием. И тогда становится ясным, что в данном контексте понятие свободы не выражает сути права, потому что право самоидентифицируется именно как внутренне согласованная система закрытого типа, и правосознание идейно выражает такой способ бытия права. Существующая и не разрешаемая проблема «пробелов» в праве является подтверждением приведенного соображения. При таком условии свобода неизбежно оказывается способностью преодолевать право соображениями пользы, общественной целесообразности, усилиями воли, с помощью силы, произвола, идейного давления и т. п. Иными словами, свобода обретает пограничный характер, поскольку связана с выбором позитивной или негативной позиции по отношению к праву в целом. В первом случае она предполагает действование в каркасе правового порядка, но тогда и снимает саму себя, обращается в видимость. Во втором случае она предполагает преодоление права или в деструктивном (как нарушение, попрание, отрицание и т. п.), или в конструктивном (как изменение, совершенствование, творчество) смысле.
Равенство
Ясно, что равенство двух или более состояний, процессов, явлений, действий и т. п. имеет смысл лишь по отношению к некоторому третьему, отличному от сравниваемых объектов и в то же время присущих каждому из них. И этим «третьим», в конце концов, оказывается некоторая целокупность, т. е. то общее, что не существует наподобие конкретного и как отдельное, но, тем не менее, оказывается моментом любого отдельного объекта, процесса, действия, отношения. Таким образом, в самом общем виде идея равенства имеет смысл по отношению к целому и в рамках целого. Этим целым может быть конкретная система (органическая или социальная), предметная область, сфера общественной жизни, физический, социальный или духовный мир, наконец, — мир в целом или Бог, т. е. все то, что можно рассматривать как тождественное самому себе. В границах этой самотождественности и возможно равенство. Только в отношении к этому целому исчезает безразличность конкретного содержания. Справедливость
Поскольку справедливость выступает в качестве одной из мер социальной оценки, то в этом смысле она, несомненно, тесно переплетена с понятием равенства.
Закон
Закономерности, как характеристика существенности, повторяемости, стабильности конкретных явлений и связей, выступают для науки основным, если не единственным, предметом. В научном смысле закон представляет собой некоторую устойчивую, неслучайную, а потому предсказуемую (ожидаемую) зависимость одних процессов, отношений и явлений от других. Эта зависимость проявляет себя в массе однородных случаев и может быть воссоздана, если для этого имеются соответствующие условия. Закон является необходимым и достаточным основанием для деятельности в совершенно определенном направлении и с вполне предвидимым результатом. Ценно то, что такие законы (закономерности) познаваемы; они прозрачны для рационального осмысления. Это значит, что деятельность, сообразованная с узнанными и понятыми законами природы или общества, может развертываться на основе принципов простой, утилитарной целесообразности, ограничиваться точным рационально-техническим расчетом.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1008; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.234 (0.02 с.) |