Диалектический путь познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектический путь познания



  ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ  
     
         

|

  АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ  
     
         

|

ПРАКТИКА

 

Познание объектов окружающего нас мира всегда начинается с живого созерцания.

На этом этапе человек воспринимает окружающие предметы непосредственно при помощи органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания. Человек же лишенный всех органов чувств теряет возможность познавать окружающий мир, так как у него нет возможности его воспринимать. познание на этом первом этапе происходит в определенных формах:

 

ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 

Начальной формой первого этапа, как мы видим, является ощущение.

 

Ощущение - это простейший чувственный образ отдельных свойств объектов воздействующих на наши органы чувств.

 

Например, ощущение холодного, теплого, острого, круглого, квадратного и т.д.

Но ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов. Целостный его образ может возникнуть в нашем сознании через более высокую форму познания - восприятие.

 

Восприятие - это целостный образ объекта, возникающий в нашем сознании на основе ощущений.

 

Для наглядности проведем опыт.

Предлагаю курсанту, вызванному к доске и вытянувшему руки за спину определить на ощупь различные предметы, которые ему будут предложены - шеврон, купюры различного достоинства, запонка и ряд других предметов. При определении предметов, всегда следует масса ошибок.

Но стоит курсанту увидеть их - и ошибки исчезают.

То есть, в нашем сознании различные ощущения суммируются, анализируются, и только потом возникает восприятие - целостный образ предмета.

 

Представление - это воспроизведенный в нашем сознании образ предмета, который воздействовал на наши органы чувств в прошлом.

 

За счет чего это возможно?

С прекращением воздействия предмета на наши органы чувств его восприятие исчезает, но временные нервные связи, на основе которых оно возникло, еще существуют некоторое время. В результате мы и можем воспроизвести в своем сознании образ предмета, который воздействовал на наши органы чувств в прошлом.

Однако представления не возникнет, если ему не предшествовало восприятие.

На этапе живого созерцания, или чувственного познания мира, мы можем познать только внешнюю сторону объектов и явлений. Чтобы раскрыть их внутреннюю сущность, необходимо перейти на следующий этап - этап абстрактного или теоретического мышления.

Процесс абстрактного мышления также протекает в трех основных формах:

 

ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие - это такая форма мышления, при которой отражаются наиболее общие, существенные свойства, качества объекта.

 

Например, демократия, патриотизм, любовь, гуманность, законность, преступление, наказание, объект преступления, субъект преступления и другие.

В процессе мыслительной деятельности каждый из нас оперируя понятиями постоянно высказывает суждения.

 

Суждение - это мысль, которая отражающая наличие или отсутствие какого-либо признака, свойства объекта, его связь с другими объектами.

Например: от Парижа до Находки - Омсо - лучшие колготки.

Земля - планета Солнечной системы.

 

Мерседес - самый надежный в мире автомобиль.

Мыслить - это значит, в первую очередь высказывать суждения, то есть судить о вещах, явлениях и их свойствах.

 

Умозаключение - это такой мыслительный процесс, при котором на основе одних суждений высказываются качественно новые о предметах и явлениях окружающего мира.

Например: все курсанты Могилевского колледжа милиции хорошо знают уголовное право. Иванов - курсант Могилевского колледжа милиции.

На основе этих суждений делаем умозаключение, или вывод - следовательно, Иванов также хорошо знает уголовное право.

 

Таким образом, связывая понятия в суждения, суждения в умозаключения, человек мыслит и в ходе этой мыслительной деятельности познает окружающий мир.

После того, как мы прошли два этапа процесса познания, у нас уже есть определенные знания о предмете исследования.

Но как вы думаете, можем ли мы с полной убежденностью сказать, что эти знания истинные и верные? Видимо нет.

И для того, чтобы проверить, истинные мы получили знания или ложные, необходимо перейти к третьему этапу процесса познания - проверки полученных знаний на практике.

 

Практика - это наиболее простой и верный способ выяснения истинности или ложности полученной информации.

 

Например: вы решили сконструировать самолет. Посещали различные авиасалоны, изучая уже созданные, затем изучили огромное количество специальной литературы, повели необходимые расчеты, вычертили чертежи и по ним построили задуманный самолет.

Вот он стоит в ангаре, сверкающий свежей краской и лаком, все присутствующие им восхищаются. Но можем ли мы сказать, что это действительно превосходная машина, которую ждет долгая жизнь?

Конечно, нет. И для того, чтобы убедиться в предполагаемых качествах нового самолета, его нужно проверить на практике - поднять в воздух и заставить поработать на различных режимах работы. И только практика достоверно покажет, хороший самолет вы создали или нет.

Другой пример. Вы приезжаете через несколько дней домой на праздники. И ваша любимая девушка решила вас поразить к вашему приезду - испечь торт. Приезжаете домой, спешите к ней и видите, крайне удивленный, громадный торт на столе. Улыбаясь, она вам предлагает:

- Милый, дорогой, ты только съешь один кусочек, и больше ничего в жизни не захочешь!

Как вы думаете, это будет действительно потрясающий торт, или вам уже ничего не нужно будет пробовать?!

Ответ прост. Следует торт попробовать, то есть проверить на практике, и все сразу станет ясно.

Вместе с тем, некоторые философы считают, что практика не нужна. А истинность или ложность полученной информации можно доказать с помощью логических умозаключений.

А каково ваше мнение по этому поводу? Приведите ваши аргументы.

 

Учение об истине

Истина - это достоверное знание проверенное практикой.

 

По своему содержанию истина может быть различной:

 

ИСТИНА:

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АБСОЛЮТНАЯ
КОНКРЕТНАЯ ОТВЛЕЧЕННАЯ

 

После того, как мы познали истину, закономерно должен возникнуть вопрос: можем ли мы считать каждую истину окончательной и неизменной? В большинстве случаев нет.

Например, длительное время человечество считало, что Земля плоская и покоится на трех китах стоящих на громадной черепахе плывущей в океане. По мере развития естественнонаучных знаний, человечество приходит к выводу, что Земля имеет форму шара. и эти выводы также не являются окончательными.

Другой пример. В 40-е годы авиаконструкторы очень много работали над тем, чтобы значительно увеличить потолок и скорость создаваемых самолетов. Тем не менее превзойти максимальную скорость в 500 км/час никому не удавалось. Выше этого скоростного порога возникало такое неприятное явление как флаттер. То есть, плоскости самолета начинали вибрировать, амплитуда колебаний нарастала с каждой секундой и приводила к разрушению самолета в воздухе. На тот период истина о том, что максимальная скорость истребителя - 500 км/час была правильной.

Прошли годы. Совершенствовалась практика самолетостроения. Появились новые композиционные материалы, новые аэродинамические формы машин. И конструкторы смогли преодолеть этот казалось непреодолимый, скоростной порог. В настоящее время максимальная скорость истребителя превышает 3М - то есть в три раза превышает скорость звука.

Но как вы думаете, является ли она пределом?

По мере развития практики открываются новые возможности для познания, позволяющие еще глубже познать изучаемые объекты и явления окружающего мира.

 

В целом, большинство истин носят относительный характер.

 

Истина, которая не может быть изменена в процессе развития практики, является абсолютной.

 

Например: птица летает благодаря тому, что у нее есть крылья.

Человек живет и умирает.

2 + 2 = 4

Истина, кроме того, может быть конкретной и отвлеченной.

Конкретная истина - это истина, отражающая реальную обстановку и основанная на прочных фактах.

 

Отвлеченная - не учитывающая конкретной обстановки и условий, в которых она применяется.

 

Пример: вспомните хорошо вам известную притчу о дураке.

Как-то раз дурак со своей балалайкой шел по дороге. Встретил похоронную процессию. И чтобы привлечь к себе внимание, он начал наяривать на своей балалайке, петь и плясать. Из процессии вышло несколько мужчин и намяли дураку как следует бока.

За что? - удивился обиженный дурак. Ему популярно объяснили. И кроме того поведали, что нужно делать в таких ситуациях.

Через несколько дней на той же дороге дурак встречает свадебную процессию. Он хорошо запомнил, что ему сказали. Поэтому - балалайку в сторону, громкие стоны, слезы и причитания. Вновь, из процесс выходят дюжие мужики и опять намяли дураку бока.

За что? - я ведь делал все как вы сказали!

Дураку вновь объяснили, что и сегодня он поступил неправильно. Ведь встретилась ему не похоронная, а свадебная процессия, которую нужно встречать с песнями, музыкой и весельем.

Только после всего случившегося, отвлеченная истина для дурака приобрела конкретную форму.

Другой пример: - мед весьма полезный для человека продукт. Как вы думаете, какая это истина - конкретная или отвлеченная? Почему?

К семинарскому занятию подумайте над следующей проблемой: в нашей жизни помимо понятия "истина" мы часто используем другое привычное понятие "правда". Как вы считаете, тождественны они или нет и почему?

Понятие науки

Основной формой познавательной деятельности, главным ее «носителем» является наука.

 

До Нового времени не было условий для формирования науки как системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. До этого существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука как указанное триединство.

 

Как целостная органическая система наука возникла в Новое время, в XVI-XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства.

С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно.

Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития, и в свою очередь, воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней.

Превращаясь в непосредственную производительную силу, наука приобретает важное социальное значение, способствует развитию самого человека.

 

Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

 

Наука — это творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов.

Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Она выполняет определенные функции как своеобразная форма общественного сознания.

В Новое время все более ускоренными темпами развивается процесс размежевания между традиционной философией и частными науками.

 

Процесс дифференциации нерасчлененного ранее знания идет по трем основным направлениям: 1. отделение науки от философии; 2. выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук — механики, астрономии, физики, химии, биологии и др.; 3. вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др.

 

Поворотным пунктом в указанном процессе послужил XVIII в. и первая половина XIX в., когда, с одной стороны, из философии выделились все основные отрасли современного научного знания, и, с другой стороны, обособление отдельных областей внутри самой философии было доведено до отрыва их друг от друга, что так присуще воззрениям Канта.

Характерное для Нового времени интенсивное развитие производительных сил, вызвавшее бурный расцвет науки, особенно естествознания (прежде всего механики), потребовало коренных изменений в методологии, создания принципиально новых методов научного исследования — как философских, так и частнонаучных.

 

Отражая мир в его материальности, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах.

 

Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают.

 

По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естествознание.
По предмету и методу познания можно выделить науки об обществе — обществознание — гуманитарные, социальные науки.
По предмету и методу познания можно выделить науки о познании и мышлении — логика, гносеология, диалектика.

 

Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика.

Каждая такая группа наук может быть подвергнута более дробному членению. В состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и другие, каждая из которых подразделяется на ряд научных дисциплин — физическая химия, биофизика и т.п.

Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке. Философский компонент является существенным для любой науки, он пронизывает в той или иной мере научное познание на всех его этапах.

Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по «удаленности» от практики на уки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные, где присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.

Будучи детерминированной в конечном счете общественной практикой и ее потребностями, наука вместе с тем развивается по своим собственным закономерностям. Среди них — преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых), чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции), сложное сочетание процессов дифференциации (выделение все новых научных дисциплин) и интеграции (синтез знания, объединение «усилий» ряда наук и их методов), углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации, теоретизация и диалектизация современной науки, взаимодействие наук и их методов, ускоренное развитие науки, свобода критики, недопустимость монополизации и догматизма науки, ее все более активная роль во всех сферах жизнедеятельности людей, усиление ее социального значения и т.д.

Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке — сциентизм и антисциентизм.

 

Сторонники сциентизма (от лат. scientia — наука) утверждают, что «наука превыше всего» и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона во все формы и виды человеческой деятельности.

 

Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм считает, что только с помощью так понимаемой науки (и ее одной) можно решить все социальные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные (гуманитарные) науки, как якобы не имеющие познавательного значения.

 

Представители антисциентизма утверждают обратное: наука не способна обеспечить социальный прогресс, ее возможности здесь крайне ограничены.

 

Более того, наука — враг человека, ибо последствия ее применения катастрофичны (особенно в военной области), она разрушает культуру.

Несомненно, что обе позиции в отношении науки содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить ее место и роль в современном мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее. Вместе с тем нужно четко представлять себе специфику науки и научного познания, их возможности и границы.

Наука как форма познания, тип духовного производства и социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия науки, исследующая общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.049 с.)