Диалектика в истории философии. Диалектика и синергетика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектика в истории философии. Диалектика и синергетика.



Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.Выдающимся диалектиком является Гераклит. Он утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа представляет непрерывный поток изменений, мир есть процесс. Философское открытие Гераклита заключается в обобщении - изменяется не просто кое-что, а все существующее. Гераклит подошел к идее о переходе явлений в свою противоположность, о тождественности всего сущего. «Одно и то же в нас живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое... Холодное теплеет, теплое холодеет, высыхает, сухое увлажняется». Тождество понимается как такое, которое предполагает различие, ибо все находится в становлении. Существует мнение, что термин «диалектика» впервые Сократ. Он назвал свой метод обнаружения истины в диалоге путем столкновения и согласования различных, часто противоположных суждений диалектикой. Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий. Понятия возникают не как итог обобщения чувственных данных, а в результате вспоминания душой идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. У Платона диалектика не только метод отыскания истины, но и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей. В диалоге «Тимей» Платон писал о том, что Бог сделал мир из природы одного и другого; он их соединил и образовал из них третье, которое имеет природу одного и другого. В этом рассуждении наметились гениальные зачатки идеи о тройственном (триадичном) цикле развития. В отличие от Платона Аристотель считал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. Он ввел термин «противоположности» (Гераклит для этого использовал слова «расходящееся», «враждующее», стремящееся в разные стороны) Аристотель, стремясь познать сущность вещей через их понятия, в центр внимания поставил отношение общего к частному. Он первым создал систему логики, главную задачу которой видел в установлении правил получения достовер-ных выводов из определенных посылок. Школа стоиков (конец IV в. до н. э. - II в. н. э.) различала в логике риторику (науку хорошо говорить при помощи связных суждений) и диалектику (науку правильно спорить при помощи рассуждений). Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. П. Абеляр учил (в своем произведении «Да и нет»), что цель знания - истина, а диалектика есть искусство для различения истины и лжи. Приемы столкновения мнений распространили на анализ противоборствующих взглядов, направлений мысли. Способы разрешения разногласий между людьми оказались незаменимым средством уяснения сложных Ситуаций бытия. Философы-схоласты искали основания единства одной и той же вещи, ее сходства с самой собой, решали проблему преемственности в развитии.В истории философии долго господствовало представление о периодичности процессов природы с возвратом к исходному пункту. Хотя изменчивость признавалась, но утверждалось, что мироздание сегодня такое же, каким оно было в отдаленном прошлом: звезды всегда неподвижны; пакеты вращаются по постоянным орбитам; одна и та же поверхность Земли, материки, океаны, горы, реки, климат, астения и животные. Джамбаттиста Вико (1668-1744) формулировал теорию исторического круговорота общества: каждый народ проходит в своем развитии три эпохи - божественную, героическую и человеческую, возвращаясь после зрелости к упадку, к первоначальному состоянию. Итак, утверждению диалектики препятствовала господствовавшая идея круговорота. Открытия в естествознании и плодотворные философские гипотезы разрушали образ неизменности природы. В частности, Декарт (XVII в.) выдвинул гипотезу об образовании звезд, Солнца и Земли в результате длительных вихреобразных движений частиц материи, пребывающей первоначально в хаотическом состоянии. Кант (XVIII в.) высказал гипотезу о возникновении Солнечной системы из первоначальной туманности. Ламарк выдвинул мысль об историческом развитии земной поверхности, Лейель - о совершенст-вовании строения растительных и животных организмов. Долло открыл закон: в ходе эволюции видов организмы никогда не возвращаются точно к прежнему состоянию. Богословие «освящало» неподвижность созданного Богом мироздания. Одновременно христианское мировоззрение, выдвинув представление о направленности во времени (жизнь есть ожидание пришествия спасителя, она развернута от прошлого в будущее), так же, как наука и философия, способствовало преодолению идеи круговорота. Вторая трудность в утверждении диалектики заключалась в абсолютизации покоя, прерывности объектов бытия, что зафиксировано в философских рассуждениях, например, афоризм Зенона. Впрочем, элеаты сыграли позитивную роль в последующем развитии диалектики, поставив проблему о выражении в логических знаниях противоречивого характера движения. Обогащение концепции диалектики связано с выдвижением Ф. Вольтером и Ж.-Ж. Руссо идеи исторического развития, включающего этапы революционных преобразований. Ж. А. Кондорсе писал о непрерывном прогрессе как преобладающей форме общественного развития. (Бесконечный прогресс в общественной жизни в эпоху Просвещения объяснял лишь прогрессом человеческого разума и нравственности.) Немецкая классическая философия подняла статус диалектики до уровня научно-рационального философского методаИ. Кант в своей гипотезе о происхождении планетной системы из первоначальной туманности поставил научно вопрос об истории природы, о времени существования вещей. Рассуждая о диалектике разума, Кант внес вклад в развитие субъективной диалектики мышления. Целостную концепцию развития с позиций объективного идеализма разработал Гегель, приведший в систему понятийный аппарат диалектики. Понятия у него гибкие, выражают подвижные связи, переходы, развитие мира. Гегель развил концепцию форм диалектики: резонирующей (мышление субъекта, который обнаруживает противоречия в предмете), негативной (диалектика стремится сделать шатким все, что считается прочно установленным) и позитивной (диалектика созидания). Позитивная диалектика выступает логикой развития предмета, взятого в его имманентном движении. Гегелем выделены принципиальные идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектические отрицания. Источник развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу (Гегель в диалектике понятий, как писал Ленин, угадал диалектику вещей). На идеалистической основе Гегель доказывал относительное единство диалектики, логики и теории познания. Логика включает рассмотрение жизни. Значит, вводится момент практики в теорию познания.Для понимания практических проблем гегелевская методология оказалась негодной из-за ее чрезмерной абстрактности и идеализма. Свое исправление основ гегелевской диалектики Маркс назвал «переворачиванием» на ноги. «Мой диа-лектический метод, - писал Маркс, - по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления... есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Помимо объясненной противоположности, имеется сходство по многим позициям и преемственность в развитии диалектического метода от Гегеля к Марксу.В «Капитале» Маркса единая материалистическая диалектика выступает в двух различных, но взаимосвязанных формах - объективной и су объективной, т. е. в виде диалектики развития самого объекта, а также отраженных ее аналогов в сознании познающего субъекта. Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология. Энгельс аналогично утверждал: диалектика головы есть отражение форм движения реального мира как природы, так и истории. Энгельс проследил исторические пути развития диалектики. В книге «Анти-Дюринг» он объяснил, как проявляются законы и категории диалектики в неживой природе, обществе, духовном творчестве, показал, какое значение имеют они для научного миропонимания. Он указал на огромное значение диалектического понимания мира как антидогматизма. В «Диалектике природы» впервые была проведена диалектико-философская обработка открытий естествознания. В письмах по проблемам исторического материализма Энгельс выступил с критикой начинавшегося в то время процесса вульгаризации и упрощения учения Маркса. Главное искажение состояло в преувеличении значения экономической основы в структуре и развитии общества. Но по-мимо экономики, важную роль в социуме играют надстройка, культура, духовная жизнь, субъективный фактор. Энгельс, защищая диалектику, предупреждал, что законы диалектики - не шаблон, а методологический принцип, способствующий организации умственной работы исследователя. В целом К. Маркс и Ф. Энгельс синтезировали диалектику и материализм, преодолели рассогласованность между гегелевским диалектическим методом и его метафизической системой, подвели под диалектику культурно-исторический и конкретно-научный фундамент. Материалистическая диалектика, разъяснял В. И. Ленин, составляет ядро научного философского мировоззрения, метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и преобразования действительности. Во фрагменте «К вопросу о диалектике» Ленин выдели проблему источника движения, единство и борьбу противоположностей как суть диалектики. В. И. Ленин развил диалектику применительно к политик («искусство возможного»), писал о необходимости «гибкой тактики», умении видеть и анализировать постоянно возни-кающие социальные изменения (в одном из фрагментов «Детской болезни «левизны» в коммунизме»). Диалектика учит антидогматизму, умению быть самокритичным, признавать и исправлять политические ошибки и просчеты.Зарубежная философия XX в. акцентирует внимание на отдельных сторонах диалектики. Экзистенциалисты рассматривают диалектику как атрибут только человеческого бытия, трактуемого преимущественно в духе погружения индивида в коллизии личного сознания. Неотомисты усматривают диалектику в сосуществовании Бога и природы с момента акта творения мира. В ряде направлений диалектика отсекается от социальной философии, отрицание возво-дится в абсолют. Сейчас наметились два подхода к диалектике - скептический и оптимистический. К. Поппер, один из выразителей первого подхода, говоря о пользе диалектической точки зрения, предупреждал, что не следует приписывать ей лишних достоинств, превращать диалектический метод - всего лишь один из возможных способов мышления, иногда вполне пригодный - в произвольную умозрительную схему. По мнению Поппера, диалектика используется марксистами не для критики и отрицания, а для защиты и догматизации определенной политической программы. Поппер считает, что «вовсе не таинственная сила», заключенная в двух идеях (в тезисе и антитезисе), «не загадочное напряжение, якобы существующее между ними, способствует развитию», наоборот, «единственной силой, движущей диалектическое развитие, является… наша решимость не мириться с противоречиями между тезисом и антитезисом». Принижая диалектику, Поппер выдвинул метод проб и ошибок как метод универсальный, в котором диалектика, будучи очищена от «бетонного догматизма», может рассматриваться как частный случай. Конечно, диалектический метод не может претендовать то, чтобы дать единственно верные ответы на любые вопросы. Но при анализе сложных развивающихся систем данный метод, с учетом конкретных условии в единстве с другими способами научного познания, является эффективным. Диалектика бытия требует для своего адекватного выражения соответствующей «диалектизации» науки, «диалектических обобщений», «диалектизированных понятий», что подчеркивал, например, Г. Башляр. Англо-американский философ, логик, математик и методолог науки Альфред Цорт Уайтхед (1861-1947) указывал, что все противоположности входят как элементы в природу вещей. В своей космологии он стремился соединить эволюционно-генетический подход со структурным, утверждая, что в меняющемся мире надо думать диалектически. В рамках второго отмеченного подхода выступает стремление И. Р. Пригожина с единых позиций историзма и самоорганизации ма-терии охватить как единое целое макро- и микромиры. В обществе проблемы решаются самим человеком, и если при этом он владеет диалектической культурой мышления, то имеется больше шансов на успешность его практических действий. Конечно, диалектика должна быть связанной с данными науки, т. е. стать недогматической. Диалектика как инструмент познания выполняет, прежде всего, регулятивные функции, проблематизирует жизненные ситуации, предупреждает человека о грозящих трудностях будущего, но не дает готовых ответов.Позиции диалектики усилились в связи с развитием си-нергетики. «Синергейя» в переводе с греческого означает соработничество, содействие, со-следование. Термин «синергетика», обозначающий новое на-правление междисциплинарных исследований в науке, которое вобрало в себя основные наработки не только диалектики, но и текстологии, общей теории систем, кибернетики и т. п., Г. Хакен ввел в своих лекциях в 1969 г. Отличие синерге-тического взгляда от традиционного, по мнению Хакена, со-стоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям, могут стать нестабильными. Синергетика, в самом широком смысле, это учение о взаимодействии. Существую и другие названия в этой области - теория сложности, теория самоорганизации и т. д. Основоположники синергетики Г. Хакен, И. Пригожин К. Майнцер и др. при изучении систем показали, что изменилось соотношение между гармонией и хаосом, упорядоченностью и беспорядком, информацией и энтропией. Энтропией в физике обозначается мера беспорядка (дезорганизации), а мерой порядка (организации) - негэнтропия. Выводы, полученные при исследовании термодинамических систем, были экстраполированы и на социокультурные процессы. Синергетика устанавливает соотношение между микроуровнем индивидуальных решений и макроуровнем динамических коллективных процессов. Синергетика рассматривает системы, существование, самодействие которых поддерживается постоянным обменом с внешней средой веществом, энергией и информацией. Среда - пространство (не только природное, но и социальное) и материал для развития, совокупность условий, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов. Развитие в сфере неорганических, биологических и социальных явлений выступает как преодоление противоположности между порядком и хаосом, как рост степени синтеза порядка и хаоса, как стремление к максимальной устойчивости. Порядок - четкая организация какой-либо сферы действительности. Хаос - неопределенное состояние вещей. Развитие (поведение) сложных систем нелинейного типа, подверженное сильным внутренним напряжениям и состояниям неопределенности, есть бифуркационное. Термин «бифуркация» в обыденном языке означает развилку или разветвление надвое. Спектр возможных альтернатив развития множественен. Применительно к обществу принципиальная невозможность точно просчитать будущие траектории его развития каждый раз ставит перед действующим субъектом проблему выбора. При этом важно не попасть в катастрофические для человека траектории, по возможности отсекая неблагоприятные сценарии развития. Ключевыми идеями синергетики являются:• в сложноорганизованных системах отсутствуют «жесткие», предопределенные пути их развития, существуют, как правило, альтернативные варианты развития, а значит, возможность выбора наиболее оптимальных из них (в этой связи возрастает значение «нелинейного мышления» (многова-риантного) как осознание недостаточности схемы последовательного и постепенного, безальтернативного развития); • хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции;

• в состояниях неустойчивой социальной среды действия отдельного (но не любого) человека могут влиять на макро-социальные процессы;

• зная тенденции (но не отдельные детали) самоорганизации системы, можно миновать многие зигзаги эволюции,ускорить ее;-будущее (перспективное) состояние системы как бы организует, формирует, изменяет наличное ее состояние.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.004 с.)