Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Марксистская материалистическая диалектика. Диалектика и логика.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вторая половина XIX вв. и начало XX в. характеризуется мощным революционным толчком развития материалистической диалектики. Достаточно привести имена таких гигантов материализма и диалектики, как К. Маркс, Энгельс и В.И. Ленин (Ульянов) и станет ясно, что ими была открыта новая эпоха в философии – марксизм – ленинизм. Маркс Карл (1818 – 1883) и Энгельс Фридрих (1820 – 1895) разработали науку о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Возникновение марксизма в середине XIX в. было подготовлено ходом истории, вызвано объективными общественными потребностями. Марксизм вобрал в себя всё положительное содержание предшествующей научной и общественной мысли, которая была критически освоена и переработана К. Марксом и Ф. Энгельсом. Общей методологической основой марксизма является диалектический и исторический материализм. Великий революционный переворот в истории общественной мысли, осуществленный Марксом и Энгельсом, в значительной мере связан с изменениями предмета, метода и общественной роли философии. В марксизме диалектика выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистическая диалектика выражается в системе философских категорий и законов. «Главные законы: превращение количества и качества — взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности,— развитие путем противоречия, или отрицание отрицания,— спиральная форма развития» [48]. Среди основных законов особое место занимает закон единства и борьбы противоположностей, названный В. И. Лениным ядром диалектики. В философии марксизма - ленинизма диалектика рассматривается и как теория познания, и как логика (диалектическая логика). Это вытекает из того, что человеческое мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах. Однако единство бытия и мышления, их подчинённость одним и тем же законам не означает, что это единство есть тождество. Если всеобщие связи и развитие объективной реальности существуют вне и помимо сознания человека, то объективные связи и развитие, подчиняются своим специфическим гносеологическим и логическим принципам. Диалектика как теория познания основана на принципе отражения и представляет собой применение диалектики к теории отражения к процессу и развитию познания». Она несколько шире, чем диалектическая логика, и изучает такие проблемы, как познаваемость мира, виды знания, движущие силы познавательной деятельности, практика как основа познания и критерий истины, формы истинного знания, чувственное и рациональное знание и диалектика их соотношения, и др. Вместе с тем диалектика как логика в ином отношении шире теории познания — она изучает весь категориальный строй мышления. Предмет исследования диалектики как логики — творчески познающее мышление (в его поисковой деятельности и развитии через преодоление постоянно возникающих противоречий); его логической структуры и соотношения их элементов — понятий, суждений, теорий; прогнозирующая функция мышления. Диалектика как логика изучает принципы и закономерности формирования, изменения и развития знания, средства и методы их получения и проверки. Диалектическое исследование мышления предполагает анализ его возникновения и истории развития в результате обобщения истории материальной и духовной культуры. Диалектика как логика изучает всю систему категорий в их гносеологических и логических функциях, а также специфические познавательные категории, принципы и процедуры (например, восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, переход от абстрактного к понятийно-конкретному, соотношение эмпирического и теоретического, приёмы обобщения, идеализации, анализа и синтеза, индукции и дедукции и др.) Следовательно, диалектика как логика изучает не только принципы и категории, равным образом действующие в природе, истории и мышлении, но и такие, которые присущи лишь процессу познания, мышления. Одной из характерных особенностей диалектики как логики является то, что она исследует переходы от одной системы знания к другой, более высокой. При этом неизбежно выявляются диалектические противоречия, отражающие как противоречия в самом объекте познания, так и противоречия взаимодействия субъекта и объекта познания, а также противоречивость в самом процессе познания. Особенно острую форму они приобретают на «границах» такой теории, края исчерпала свои объяснит, возможности, и требуется переход к новой. Этот переход предполагает разрешение противоречий между старой теорией и новой системой фактов. Такое разрешение противоречий не является формализуемой процедурой. Допуская определенную типологию разрешения противоречий, диалектика как логика не определяет однозначно результат разрешения: здесь происходит изменение содержания знания (теории гипотезы). Будучи логикой мышления, диалектика отвлекается от конкретного содержания мыслей, и в этом отношении она является «формальной» наукой, однако существенно отличающейся от формальной логики, изучающей приемлемые способы рассуждения, ведущие к истине, логически Необходимую связь суждений в рассуждениях, принудительное, убедительность которых вытекает из самой формы этой связи безотносительно к содержанию мысли. Ограничение формальной логики относительно устойчивыми, инвариантными структурами мышления с необходимостью вытекает из самого существа метода формализации как основного её принципа. Диалектическая логика находится в сложном диалектическом соотношении с формальной логикой, являющейся частной наукой. Обладая принципиально иной мерой формализации, чем диалектика как логика, формальная логика исследует такие нормативные требования, согласно которым строится любое науч. рассуждение и соблюдение которых является необходимым признаком культуры мышления. Нарушение этих требований связано или с ошибками в рассуждении, или с отсутствием подлинной культуры мышления. Формальная логика подчинена принципам диалектика как своему философско-методологическому основанию. Вместе с тем сама диалектика как логика неукоснительно подчинена всем принципам формальной логики, рассматривающей мышление в его устойчивых структурных образованиях и под своим специфическим ракурсом обобщающей опыт человеческого мышления. Одним из необходимых условий развития диалектики, как логики является максимальный учёт и обобщение достижений формальной логики[44].
Категории диалектики Понятие «Категория»
Категория (от греч. kategoria— высказывание, суждение быть сказуемым; признак) – это предельно общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводит свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме. Примеры философских категорий: материя, движение, пространство, время, качество, количество, противоречие, единичное и особенное, часть и целое, форма и содержание и др. Каждая наука имеет систему своих категорий. Так, в формальной логике основными категориями являются: мышление, суждение, умозаключение, понятие, определение, силлогизм, индукция, дедукция, анализ, синтез, гипотеза, тождество, различие, утверждение, отрицание, отношение, метод, доказательство, опровержение, истинность и т. д. В математике такими категориями будут: бином, вектор, вычитание, гипербола, дробь, логарифм, множество, равенство, уравнение, функция, число и др. Кроме того, имеются общенаучные понятия, такие, как симметрия и асимметрия, модель, упорядоченность и др., которые применяются не в одной, а в ряде наук, так называемые, общенаучные – например, информация, саморегуляция, симметрия. В научном познании выделяют категории, которые определяют предмет конкретной науки, например, вид, организм в биологии и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.34 (0.012 с.) |