Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марксистская материалистическая диалектика. Диалектика и логика.

Поиск

 

Вторая половина XIX вв. и начало XX в. характеризуется мощным революционным толчком развития материалистической диалектики. Достаточно привести имена таких гигантов материализма и диалектики, как К. Маркс, Энгельс и В.И. Ленин (Ульянов) и станет ясно, что ими была открыта новая эпоха в философии – марксизм – ленинизм.

Маркс Карл (1818 – 1883) и Энгельс Фридрих (1820 – 1895) разработали науку о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Возникновение марксизма в середине XIX в. было подготовлено ходом истории, вызвано объективными общественными потребностями. Марксизм вобрал в себя всё положительное содержание предшествующей научной и общественной мысли, которая была критически освоена и переработана К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Общей методологической основой марксизма является диалектический и исторический материализм. Великий революционный переворот в истории общественной мысли, осуществленный Марксом и Энгельсом, в значительной мере связан с изменениями предмета, метода и общественной роли философии. В марксизме диалектика выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистическая диалектика выражается в системе философских категорий и законов. «Главные законы: превращение количества и качества — взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности,— развитие путем противоречия, или отрицание отрицания,— спиральная форма развития» [48]. Среди основных законов особое место занимает закон единства и борьбы противоположностей, названный В. И. Лениным ядром диалектики.

В философии марксизма - ленинизма диалектика рассматривается и как теория познания, и как логика (диалектическая логика). Это вытекает из того, что человеческое мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах. Однако единство бытия и мышления, их подчинённость одним и тем же законам не означает, что это единство есть тождество. Если всеобщие связи и развитие объективной реальности существуют вне и помимо сознания человека, то объективные связи и развитие, подчиняются своим специфическим гносеологическим и логическим принципам.

Диалектика как теория познания основана на принципе отражения и представляет собой применение диалектики к теории отражения к процессу и развитию познания». Она несколько шире, чем диалектическая логика, и изучает такие проблемы, как познаваемость мира, виды знания, движущие силы познавательной деятельности, практика как основа познания и критерий истины, формы истинного знания, чувственное и рациональное знание и диалектика их соотношения, и др. Вместе с тем диалектика как логика в ином отношении шире теории познания — она изучает весь категориальный строй мышления.

Предмет исследования диалектики как логики — творчески познающее мышление (в его поисковой деятельности и развитии через преодоление постоянно возникающих противоречий); его логической структуры и соотношения их элементов — понятий, суждений, теорий; прогнозирующая функция мышления. Диалектика как логика изучает принципы и закономерности формирования, изменения и развития знания, средства и методы их получения и проверки. Диалектическое исследование мышления предполагает анализ его возникновения и истории развития в результате обобщения истории материальной и духовной культуры.

Диалектика как логика изучает всю систему категорий в их гносеологических и логических функциях, а также специфические познавательные категории, принципы и процедуры (например, восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, переход от абстрактного к понятийно-конкретному, соотношение эмпирического и теоретического, приёмы обобщения, идеализации, анализа и синтеза, индукции и дедукции и др.) Следовательно, диалектика как логика изучает не только принципы и категории, равным образом действующие в природе, истории и мышлении, но и такие, которые присущи лишь процессу познания, мышления. Одной из характерных особенностей диалектики как логики является то, что она исследует переходы от одной системы знания к другой, более высокой. При этом неизбежно выявляются диалектические противоречия, отражающие как противоречия в самом объекте познания, так и противоречия взаимодействия субъекта и объекта познания, а также противоречивость в самом процессе познания. Особенно острую форму они приобретают на «границах» такой теории, края исчерпала свои объяснит, возможности, и требуется переход к новой. Этот переход предполагает разрешение противоречий между старой теорией и новой системой фактов. Такое разрешение противоречий не является формализуемой процедурой. Допуская определенную типологию разрешения противоречий, диалектика как логика не определяет однозначно результат разрешения: здесь происходит изменение содержания знания (теории гипотезы).

Будучи логикой мышления, диалектика отвлекается от конкретного содержания мыслей, и в этом отношении она является «формальной» наукой, однако существенно отличающейся от формальной логики, изучающей приемлемые способы рассуждения, ведущие к истине, логически Необходимую связь суждений в рассуждениях, принудительное, убедительность которых вытекает из самой формы этой связи безотносительно к содержанию мысли. Ограничение формальной логики относительно устойчивыми, инвариантными структурами мышления с необходимостью вытекает из самого существа метода формализации как основного её принципа.

Диалектическая логика находится в сложном диалектическом соотношении с формальной логикой, являющейся частной наукой. Обладая принципиально иной мерой формализации, чем диалектика как логика, формальная логика исследует такие нормативные требования, согласно которым строится любое науч. рассуждение и соблюдение которых является необходимым признаком культуры мышления. Нарушение этих требований связано или с ошибками в рассуждении, или с отсутствием подлинной культуры мышления. Формальная логика подчинена принципам диалектика как своему философско-методологическому основанию. Вместе с тем сама диалектика как логика неукоснительно подчинена всем принципам формальной логики, рассматривающей мышление в его устойчивых структурных образованиях и под своим специфическим ракурсом обобщающей опыт человеческого мышления. Одним из необходимых условий развития диалектики, как логики является максимальный учёт и обобщение достижений формальной логики[44].

 

Категории диалектики

Понятие «Категория»

 

Категория (от греч. kategoria— высказывание, суждение быть сказуемым; признак) – это предельно общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводит свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме. Примеры философских категорий: материя, движение, пространство, время, качество, количество, противоречие, единичное и особенное, часть и целое, форма и содержание и др.

Каждая наука имеет систему своих категорий. Так, в формальной логике основными категориями являются: мышление, суждение, умозаключение, понятие, определение, силлогизм, индукция, дедукция, анализ, синтез, гипотеза, тождество, различие, утверждение, отрицание, отношение, метод, доказательство, опровержение, истинность и т. д. В математике такими категориями будут: бином, вектор, вычитание, гипербола, дробь, логарифм, множество, равенство, уравнение, функция, число и др. Кроме того, имеются общенаучные понятия, такие, как симметрия и асимметрия, модель, упорядоченность и др., которые применяются не в одной, а в ряде наук, так называемые, общенаучные – например, информация, саморегуляция, симметрия. В научном познании выделяют категории, которые определяют предмет конкретной науки, например, вид, организм в биологии и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.34 (0.012 с.)