Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «методология» и его историяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методология (от «метод» и греч. logoc — слово, понятие, учение) - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально методология была неявно представлена в практических формах взаимоотношений людей с объективным миром. В дальнейшем она вычленяется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности. Задача накопления и передачи социального опыта потребовала специальной формализации содержащихся в самой деятельности принципов и предписаний, приёмов и операций. Зачатки методологических знаний обнаруживаются уже на ранних ступенях развития культуры. Так, в Древнем Египте геометрия выступала в форме нормативных предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе земных площадей. Важную роль при этом сыграла такая форма социальной деятельности, как обучение трудовым операциям, их последовательности, выбору наиболее эффективного способа действия. С развитием производства, техники, искусства, элементов науки и культуры в целом методология становится предметом специальной теоретической рефлексии (лат. reflexio – обращение назад), формой которой выступает прежде всего философское осмысление принципов организации и регуляции познавательной деятельности, выделения в ней условий, структуры и содержания знания, а также путей, ведущих к истине. Так, например, в учении Гераклита «многознание» противопоставляется уму как способу познания диалектики мироздания — всеобщего логоса, отличного от многообразия получаемых ненадёжным путём «мнений», преданий и др. Гераклит из Эфеса (ок. 520- ок.460 до н.э., не путать с Гераклитом Понтийским из г.Гераклея на южном берегу Понта Эвксинского) (IVв. до н.э.) от сочинения Гераклита «О природе» или «Музы» сохранилось около 150 фрагментов, а также несколько сотен свидетельств обучения, подражаний и т.д. Ввиду огромных трудностей филологического восстановления смысла дошедших текстов до сих пор нет общепринятого понимания учения Гераклита. Книга Гераклита – это руководство к мудрости. Гераклит – первый греческий философ, вышедший за рамки чисто натур-философских построений мистики чисел и религиозно-этических исканий и попытавшийся: 1) определить единую объективно-логическую закономерность (диалектику), лежащую в основе всякого процесса и состояния; 2) разработать элементарную теорию познания; 3) использовать полученные таким образом общефилософские выводы для объяснения ряда частных физических, политических, этико-религиозных и социальных проблем своей эпохи. Логос (греч. logoc, в смысле древне-греческой философии) означает: 1)одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»). При этом «слово» берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и «смысл» понимается как нечто явленное, оформленное и постольку «словесное». Из бытовой сферы в понятие «логос» вошёл ещё момент чёткого числового отношения — «счёта», а потому и «отчёта» («отдавать отчёт»). Логос — это сразу и объективно данное содержание, в котором ум должен «отдавать отчёт», и сама эта «отчитывающаяся» деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; 2)это противоположность всему безотчётному и бессловесному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке. Гераклитовские правила рассуждения эффективного доказательства, роль языка как средства познания стали объектом специального исследования в философии софистов. Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю [48]. Сократ (ок. 470—399 до н. э.), древне-греческий философ. Жил в Афинах. Сократ никогда ничего не писал, и сведения о его воззрениях историки философии черпают из вторичных источников — главным образом из «сократических» сочинений Платона и Ксенофонта. Анализ этих источников показывает, что никакой философской «системы» у Сократа, по-видимому, не было. По своему облику Сократ не был похож на философа в традиционном понимании; он, скорее, был народным мудрецом, образ жизни и поведение которого производили не меньшее впечатление, чем содержание его высказываний. Проводя большую часть времени на площадях, в палестрах и т. д., Сократ вступал в беседы с любым, кто желал говорить с ним (отсюда «Беседы с Сократом» - постановка в театрах России). Стиль и характер этих бесед ярко отражены в диалогах Платона (особенно ранних) и позднее Ксенофонта. Как Платон, так и Ксенофонт свидетельствуют, что Сократ отрицательно относился к натур-философским спекуляциям предшествующей эпохи, считая достойными внимания лишь чисто человеческие проблемы. В то же время для него был неприемлем гносеологический и этический релятивизм софистов, с которыми, судя по диалогам Платона, он неоднократно вступал в споры. Обсуждая смысл различных нравственных понятий (благо, мудрость, справедливость и т. д.), Сократ, по словам Аристотеля (см. «Метафизику»), впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения. В этике Сократ придерживался строгого рационализма, утверждая, что добродетель тождественна знанию и что человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Сократ выдвинул на первый план диалектическую природу мышления как совместного добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т. д. Учение о переходе от смутных представлений к расчленённым и отчётливым общим понятиям рассматривалось им как метод совершенствования искусства жить. Таким образом, логические операции подчинялись у Сократа этическим целям: предметом истинного знания должно быть только то, что доступно целесообразной деятельности, цель же определяется посредством соответствующего образа организованной работы мысли. Политические взгляды Сократа основывались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т. е. нравственным, справедливым и опытным в искусстве управления гражданам; исходя из этого, он подвергал суровой критике недостатки современной ему афинской демократии. В конце жизни был привлечён к суду за «введение новых божеств и развращение юношества». Приговорён к смерти; отказавшись спастись бегством, принял в тюрьме яд [44]. Платон Афинский (427, Афины или Эгина,— 347 до н. э., Афины), древне-греческий философ, родоначальник платонизма. Отец Платона— Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра, мать — из рода законодателя Солона, одного из «семи мудрецов». Рано познакомился с философией благодаря Кратилу и Сократу, оказавшему сильнейшее воздействие на Платона После казни Сократа ок.387 основал в Афинах собственную школу – Академию. Дошедшие до нас работы Платона в рукописях, включает 34 диалога, «Апологию Сократа» и 13 писем. Исключительность места Платона в истории философии определяется тем, что он — уже профессиональный философ, но всё ещё и мудрец, не связанный ограничениями, накладываемыми на специалиста техникой отдельной дисциплины, и склонный рассматривать даже самые отвлечённые умозрительные проблемы с точки зрения их непосредственной жизненной значимости. Специфика главного метода платоновской философии определяется тем, что Платон приходит к разработке диалектики, которая тесно связана у него со стихией живой речи и умело направленной беседы. Диалектик, по Платону, тот, кто: умеет ставить вопросы и давать ответы; умеет в беседе выхватить из потока становления нечто незыблемое, добраться через мысленное разделение до некоего неделимого, идеальной сущности; впервые даёт подлинное знание. Вершиной платоновской диалектики можно считать «Государство» — небывалый по размаху мысленный эксперимент, в ходе которого диалектически определяется понятие справедливости. Платон утверждает здесь, что диалектика не довольствуется только предположениями; с её помощью можно определить сущность вещи и достичь «беспредпосылочного начала». Другим необходимым методом философии оказывается у Платона математика, которая изъята из мира чувств, неопределённости и подводит философа к миру идеальных сущностей. Математические сравнения используются Платоном в «Государстве» при разделении чувственного и умопостигаемого миров и установлении понятия беспредпосылочного начала. Наконец, в «Тимее» математика оказывается единственным, средством достоверного изображения творчества. Идеи-числа вмещают у позднего Платона всю полноту подлинного бытия. Диалектике и математике Платон противопоставляет метод мифологического конструирования, связанный с дофилософским осмыслением действительности. Платон усматривал смысл своей диалектики понятий и категорий в поиске принципа каждой вещи. Для достижения этого мысль должна двигаться соответственно объективной логике познаваемого объекта [44]. Аристотель Стагирит [384, Ста гир (вост. побережье полуострова Халкидика) — около 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея], древнегреческий философ и учёный энциклопедист, основатель перипатетической школы. В 367—347 г.г. — в Академии Платона, сначала как слушатель, затем — как преподаватель и равноправный член содружества философов платоников. С 343/342 воспитатель 13летнего Александра Македонского (вероятно, до 340). Подлинные сочинения Аристотеля распадаются на три кластера: 1) опубликованные при жизни и литературно обработанные (так называемые экзотерические, т.е. научно-популярные), главным образом диалоги; 2) всевозможные собрания материалов и выписок—эмпирическая база теоретических трактатов; 3) так называемые эзотерические сочинения— научные трактаты («прагматии»), часто в форме «лекторских конспектов» (при жизни Аристотеля не публиковались, вплоть до 1 в. до н. э. были мало известны — об их судьбе) Проблема относительно хронологии сочинений Аристотеля тесно переплетена с проблемой эволюции философских взглядов Аристотеля. Согласно генетической концепции немецкого учёного В. Йегера (1923), в академический период Аристотель был ортодоксальным платоником, признававшим «отдельность» идей; только после смерти Платона, пережив мировоззренческий кризис, он подверг критике теорию идей и затем до конца жизни эволюционировал в сторону естественно-научного эмпиризма. Логика и теория познания. У Платона методом науки (эпистеме) была диалектика, Аристотель низвёл её до уровня вспомогательной эвристической дисциплины («Топика»), противопоставив ей в качестве строго научного метода аналитику — теорию аподиктического («доказательного») силлогизма, который исходит из достоверных и необходимых посылок и приводит к «научному знанию» — эпистеме. Вопреки Платону, знание универсалий не врождено, они постепенно «усматриваются» (как в онто, так и в филогенезе, в том числе и в истории философии) через ступени познания: ощущение — память — опыт (эмпирия) — наука. Порядок «Физика» — «Метафизика» в дошедшем до нас курсе лекций (от «первичного для нас» к «первичному по природе») имитирует этот процесс как педагогически целесообразный, хотя «более научным» всегда будет познание, исходящее из универсалий. Аристотель подверг анализу принципы построения суждения, правила умозаключения и доказательства, вопросы определения терминов, роль индукции и дедукции в достижении истины. Ему принадлежит важная для методологии разработка учения о категориях как организующих формах познания, их диалектике (соотношение потенциального и актуального, формы и материи и др.). Аристотель рассматривал созданную им логическую систему как «органон» — универсальное орудие истинного познания [44].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.151 (0.008 с.) |