Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон перехода количественных изменений в качественные

Поиск

 

Закон перехода количественных изменений в качественные – один из основных законов материалистической диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития. Впервые он был сформулирован на объективно-идеалистической основе Г. Гегелем. Творческое развитие на базе диалектического материализма получил в трудах классиков марксизма- ленинизма.

Закон перехода количественных изменений в качественные носит объективный и всеобщий характер. Его содержание раскрывается с помощью всех категорий диалектики и прежде всего категорий качества, количества и меры.

Качество (от лат. qualitas) – это философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определённость, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря качеству, каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов [40].

Другими словами, качество (лат. qualitas) — это: 1)совокупность свойств, указывающих на то, что собой представляет предмет; 2)объективная определенность предмета, в силу которой предмет является данным, а не иным предметом, отграничивающая данный предмет от всех предметов и с исчезновением которой предмет перестает существовать как данный предмет. Как хорошо в свое время сказал Г. Гегель: «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» [Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Сочинения, т.1. М., 1929.]. Изменение качества влечет за собой коренное изменение данного предмета[5].

Категория качества впервые была проанализирована Аристотелем, определявшим её как видовое отличие сущности. Аристотель отмечал текучесть качества как состояний вещей, их способность превращаться в противоположное. Средневековая схоластика толковала так называемые скрытые качества как вечные и неизменные «формы». На почве механистического мировоззрения и философии нового времени сложилось деление на первичные и вторичные качества. Г. Гегель определил качество как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта.

Диалектический материализм исходит из признания объективности и всеобщности качественной определённости вещей. Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода «пучком свойств», а обладает ими: «...существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами»[26]. Под свойством понимается способ проявления определенные стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Категория качества объекта не сводится к отдельным его свойствам. Она выражает целостную характеристику функционального единства существ, свойств объекта, его внутренней и внешней определённости, относительной устойчивости, его отличия от других объектов или сходства с ними.

Категория качества выражает определенная ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе познания объект исследования выступает перед субъектом прежде всего каким-либо отдельным свойством или рядом свойств. В непосредственном чувственном восприятии качество выступает как некоторое множество свойств. «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто,— потом развиваются понятия качества... (определения вещи или явления) и количества... Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество...»[22]. Познание идёт от качества к количеству и далее к их единству — мере. Любой предмет представляет собой единство качества и количества.

Количество – это категория диалектики, которая отображает общее и единое в вещах и явлениях, характеризуя их с точки зрения относительного безразличия к конкретному содержанию и качественной природе. Поскольку количественное сравнение становится возможным только после качественного познания предметов, исследование количественных отношений связано с процессом абстрагирования.

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) – это формирование образов реальности (представлений, понятий, суждений) посредством отвлечения и пополнения, т. е. путём использования (или усвоения) лишь части из множества соответствующих данных и прибавления к этой части новой информации, не вытекающей из этих данных. Первые попытки специального анализа проблемы качества восходят к пифагорейцам и связаны с изучением природы чисел и их применением для познания мира. Как особую категорию качества рассматривал Аристотель: «Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определённое нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина — если измеримо».

В новое время, в связи с исследованием движения и введением переменных величин в математику, Р. Декарт, и в особенности И. Ньютон и Г.В. Лейбниц, развивали более общее представление о количестве, включая в последнее не только постоянные, но и переменные величины, а также отношения порядка и сравнения. Впервые диалектическая взаимосвязь количества и качества и их различие выявил Г. Гегель.

С целью установления количеств, определённости предмета сравниваются составляющие его элементы — пространств, размеры, скорость изменения, степень развития — с определенным эталоном как единицей измерения. Чем сложнее явление, тем труднее его подвергнуть изучению количественными методами (например, явления в сфере нравственности, политики, эстетического восприятия мира и т. п.). В этих случаях часто прибегают к различного рода шкалам. Процесс познания реального мира как исторически, так и логически совершается таким образом, что познание качества предшествует познанию количественных отношений. Наука движется от качественных оценок и описаний явлений к установлению количественных закономерностей. Опираясь на последние, она получает возможность глубже исследовать качество.

Количество находится в единстве с качественной определённостью явлений, вещей, процессов. Это единство составляет их меру. Изменение количественной определённости вещей в границах меры не затрагивает их качества. За этими пределами количественные изменения сопровождаются изменением качества.

Мера – это философская категория, выражающая диалектическое единство качественных и количественных характеристик объекта. Качество любого объекта органически связано с определенным количеством различий и изменений. В рамках данной меры количественные характеристики могут меняться за счёт изменения числа, размеров, порядка связи элементов, скорости движения, степени развития и т. п. Мера указывает предел, за которым изменение количества влечёт за собой изменение качества объекта и наоборот. Мера— это своего рода зона, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом свои существенные характеристики[40].

Понятие «мера» играет большую роль в познании, в логике. Нельзя познать предмет, если не выявлены его качественные и количественные характеристики не исследованы их взаимосвязи и взаимоотношения. При этом надо иметь в виду, что особенности связи количества и качества, особенности проявления диалектического закона перехода количества в качество (и обратно) различны в разных областях действительности. Причем в одних случаях меру обнаружить более или менее легко (например, переход воды в пар при определенной температуре), но в других областях этого сделать не удалось до сих пор, как, например, в области мышления, т.е. когда изменение набора конкретных точек внутри определенного объекта приводит к изменению качества этого объекта[12].

Согласно закону перехода количественных изменений в качественные любое количественное изменение выступает как изменение элементов системы. Степень различия между старым и новым качеством зависит от количественных изменений в рассматриваемом объекте. Ф. Энгельс: «... Качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)» [26]. Появление нового качества по существу означает появление предмета с новыми закономерностями и мерой, в которой заложена уже иная количественная определённость. При этом глубина качественных изменений может быть различной. Она может ограничиваться уровнем данной формы движения, а может выходить за его пределы.

Процесс коренного изменения данного качества, «надлом» старого и рождение нового есть скачок. Он является переходом от старого качества к новому, от одной меры к другой. Переход явления из одного качественного состояния в другое есть единство уничтожения и возникновения небытия и бытия, отрицания и утверждения. Скачок включает в себя момент снятия прежнего явления возникающим. При этом качественные и количественные изменения взаимно обусловливают друг друга.

Переход одного явления в другое есть взаимодействие количественных и качественных изменений, проходящих через ряд промежуточных фаз. При этом различные фазы изменения данного качества означают изменение степени данного качества, т. е. по сути дела количественное изменение. Со стороны количественных изменений этот переход выступает во времени как нечто постепенное, а со стороны качественных — как скачок. Начало скачка от одного явления в другое характеризуется началом коренного преобразования всей системы связей между элементами целого, всей системы (природы) элементов. Завершение скачка означает образование единства качественно новых элементов и иной структуры целого.

Примеры скачков в развитии объективной реальности являются большие скачки:

— образование звёзд, в частности Солнечной системы с её планетами;

— возникновение жизни на Земле;

— образование новых видов животных и растений;

— происхождение человека и его сознания;

— возникновение и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества.

Особым видом скачка, характерным для общественного развития, является революция.

В процессе развития можно выделить два основных вида скачков: скачок как «точечное» во времени изменение, т. е. резкий переход от одного качества к другому, и скачок как некоторый процесс определенной длительности. Скачок может длиться миллиардную долю секунды в микропроцессах, миллиарды лет — в космических процессах и сотни тысяч лет — в образовании видов животных. Для скачков первого типа характерны резко выраженные границы переходов, большая интенсивность, то скорость процесса самого перехода, целостная перестройка всей системы как бы разом. Примерами такого рода скачков являются ядерный взрыв или социальная революция в обществе.

Исходя из природы качества как системы свойств, следует различать единичные, или частные, скачки, связанные с появлением новых отдельных свойств, и общие скачки, связанные с преобразованием всей системы свойств, т. е. качества в целом.

Скачки можно различать и по характеру процессов, предваряющих качественное преобразование. В одной форме скачков резко выражена граница перехода, например, рождение и смерть организма. Предварительные изменения постепенно нарастают до границы меры без коренного преобразования данного качества. В скачках иного рода процесс коренного преобразования качества не предваряется постепенным количественными изменениями, которые включаются в сам процесс перестройки данной системы. Так, переход одного электрона с внешней орбиты атома на внутреннюю существенно влияет на химические свойства атома или молекулы.

Закон перехода количественных изменений в качественные имеет важное методологическое значение, обязывая изучать объект и с качественной и с количественной сторон в их единстве, так чтобы количественные характеристики не затмевали качественной определённости фактов и закономерностей. Этот закон предостерегает как от всех форм плоского эволюционизма, реформизмa, так и от разновидностей катастрофизма, а в общественном развитии — от субъективистского авантюризма[26].

 

Закон отрицания отрицания

 

Закон отрицания отрицания – это один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и пре-емственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был сформулирован Гегелем, хотя отдельные черты данного закона, такие как:

— диалектический характер отрицания;

— роль преемственности в развитии;

— нелинейный характер направления развития фиксировались и в предшествующей истории философии.

В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логического противоречия и его снятие. В этом смысле оно есть зарождение внутреннего отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания. Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путём снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что ранее отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а «...новое понятие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью. Оно, стало быть, содержит предыдущее понятие, но содержит больше, в себе более, чем только его, и есть единство его и его противоположности»[6]. У Г. Гегеля закон отрицания отрицания оказывается таким образом всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей друг в друга, т. е. всеобщим проявлением закона единства и борьбы противоположностей. Сводя закон отрицания отрицания к развитию понятий, Г. Гегель гипертрофировал значение триады как формы действия этого закона. Он стремился «подвести» под неё все процессы изменения и развития.

В материалистической диалектике закон отрицания отрицания рассматривается как закон развития природы, общества и мышления. Если закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные — механизм развития, то закон отрицания отрицания выражает развитие в его направлении, форме и результате. Действие закон отрицания отрицания полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершённом процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) результат. На каждой отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция.

Основные категории, характеризующие этот закон,— отрицание, преемственность, развитие. В раскрытии содержания закона отрицания отрицания главную роль играет понятие диалектического отрицания. Без отрицания старого невозможно рождение и созревание нового, а следовательно, невозможен процесс развития. Согласно закона отрицания отрицания развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трёх стадий:

1)исходное состояние объекта;

2)его превращение в свою противоположность, т. е. отрицание;

3)превращение этой противоположности в свою противоположность.

Например, переход к социализму от частнособственнических отношений, пришедших на смену первобытнообщинной собственности, с этой точки зрения означает не только возврат «якобы к старому», т. е. повторение некоторых существенных его моментов на иной, более высокоразвитой, основе, но и переход к новому циклу с существенно иными внутренними противоречиями и законами движения.

Последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали. «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе („отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии» [Ленин В. И., Полное собрание сочинений, т. 26]. При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль — как цепь циклов. Хотя спираль и является лишь образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, образ этот удачно схватывает общее направление развития, осуществляемого в соответствии с закон отрицания отрицания возврат к уже пройденному является не полным, развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразно с изменением внешних и внутренних условий. Повторение известных черт, свойств, уже имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, чем сложнее процесс развития.

Спиралевидность характеризует не только форму процесса развития, но и темпы этого процесса: с каждым новым витком спирали преодолевается всё более значительный путь. Поэтому можно говорить о том, что процесс развития связан с ускорением темпов, с непрерывным изменением внутреннего масштаба времени развивающейся системы. Эта закономерность обнаруживается как в развитии общества и природы, так и в развитии научного познания.

 

Вопросы для повторения содержания главы 3.

 

1.Дайте определение и раскройте понятие «диалектика».

2.Расскажите об истории диалектики античного мира.

3.Как развивалось учение о диалектике в средние века?

4.Охарактеризуйте развитие учения о диалектике в XIX в. и начале XX в.

5.Каково соотношение между диалектикой и метафизикой?

6.В чём суть материалистической диалектики?

7.Объясните связь между диалектикой и логикой.

8.Что такое «категория» и «закон диалектики»?

9.Расскажите об истории развития категорий диалектики.

10.Как вы понимаете содержание закона единства и борьбы противоположностей?

11.Дайте определение и раскройте понятия «качество», «количество» и «мера».

12.Сформулируйте закон перехода количественных изменений в качественные и расскажите его суть.

13.В чём состоит содержание и значение закона отрицания отрицания?


 

Глава 4. Методология науки

Понятия методологии науки

Понятие «метод»

Метод (греч. methodos — путь, способ исследование, обучения, изложения) —это:

1) система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества и мышления;

2) путь, способ достижения определенных результатов в познании и практике;

3) прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь, исходящий из знания закономерностей развития объективной действительности и исследуемого предмета, явления, процесса [12].

Основное содержание метода науки образуют прежде всего научные теории, проверенные практикой: любая такая теория по существу выступает в функции метода при построении других теорий в данной или даже в иных областях знания или в функции метода, определяющего содержание и последовательность экспериментальной деятельности. Поэтому различие между методом и теорией носит функциональный характер: формируясь в качестве теоретического результата прошлого исследования, метод выступает как исходный пункт и условие последующих исследований.

Хотя проблема метода обсуждалась уже в античной философии (которая впервые обратила внимание на взаимозависимость результата и метода познания), систематическое развитие методов познания и их изучение начинаются лишь в новое время, с возникновением экспериментальной науки: именно эксперимент потребовал строгих методов, дающих однозначный результат. С этого времени развитие, совершенствование метода выступает как важнейшая составная часть всего прогресса науки.

Классификация методов науки весьма разнообразна, как и сама наука. Существует множество различных классификаций метода. Современную систему методов науки можно представить в следующем виде (табл. 4.1.).

Знание метода имеет огромное практическое и эвристическое значение, так как оно ориентирует исследователя, помогает ему выбрать существенное и отчленить второстепенное, наметить путь восхождения от известного к неизвестному, от простого к сложному, от единичного к частному и общему, от исходных посылок к универсальному и т. д.


 

Таблица 4.1. Классификация методов научного знания

Критерий Методы
  Эксперимент Метод эксперимента, метод обработки эмпирических или экспериментальных данных
  Направленность Философские и специально-научные. Построение научных теорий, их проверка
  Изложение научных результатов Метод членения, основанный на различных стадиях исследований
  Форма, смысл, конкретизация Количественные и качественные, аналитические, модерирование
  Формальности Детерминированные и вероятностные
  Характер метода Сравнение, анализ и синтез, идеализация, обобщение, индукция и дедукция
  Принадлежность к научному знанию Физические, химические, биологические, механические, астрономические и т.д.

 

Важная особенность современного этапа развития науки заключается в существ, возрастании роли конструктивных моментов в науч. познании: характер задач современной науки таков, что она всё чаще не просто отражает те или иные аспекты реальности, но и проектирует реальность в соответствии с определёнными целями. Это ведёт к необходимости осуществлять широкое конструирование методов познания, особенно формальных, в частности математических методов. Соответственно расширяется и специальное изучение логической структуры формальных методов. Одним из конкретных выражений усиления конструктивности познания является быстро растущее распространение М. моделирования, который вообще может служить ярким примером подлинно эвристической роли метода познания.

 

 

Повышение уровня абстрактности современной науки выдвинуло важную проблему интерпретации результатов исследований, особенно исследования, выполненного с широким применением средств формализации, а также с привлечением огромного количества методов моделирования.

Развитие современной науки и дифференциации мышления характеризуется столь широким многообразием методов познания, что привело к учению о методах – методологии [43,44].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 5230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.016 с.)