Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития логики как науки в XIX – первой половины XXвв.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте С середины XIX в. начинает развиваться математическая логика, которая является логикой, применяющей математические методы и специальный аппарат символов и исследующей содержательное мышление с помощью исчислений (формализованных языков). Особенно сильно интерес к математической логике проявился в связи к потребностью дать точное и адекватное определении понятия «математическое доказательство», что считается некоторыми логиками главной целью математической логики. Этот интерес к математической логике еще более обострился под влиянием открытия неевклидовой геометрии и необходимостью найти строгое обоснование анализа. Но беспрецедентно жгучим он стал на исходе XIX столетия, когда, по словам Э. Мендельсона, математический мир был потрясен открытием парадоксов, т. е. рассуждений, приводящих к противоречию. Математическая логика создала и непрерывно совершенствует логический аппарат исчисления, который нашел широкое применение на практике не только в области математики, кибернетики, вычислительной техники, но и в лингвистике, биологии и ряде других наук. С помощью логического аппарата и найденных законов логического следования математическая логика дала возможность по-новому осмыслить законы и правила традиционной логики и решить такие проблемы, которые оставались нерешенными в течение столетий. Это относится прежде всего к теории вывода, т. е. к самому существенному в предмете формальной логики, поскольку и традиционная и математическая логики являются науками о выводном знании. Первым, кто высказал мысль о введении математической символики в логику, был Г. В. Лейбниц (1646— 1716). Но эта идея при жизни Лейбница не была замечена. Первую систему математической логики создал Дж. Буль (1815—1864). Логику Дж. Буля усовершенствовали У. С. Джевонс (1835—1882) и Э. Шрёдер (1841—1902). Достижения Дж. Буля, У.С. Джевонса и Э. Шрёдера обобщил и развил дальше русский логик П. С. Порецкий (1846— 1907). Значительный вклад в развитие математической логики внес другой русский логик — И. И. Жегалкин (1869—1947). В конце XIX начале XX в. появляются труды Г. Фреге (1848—1925), Дж. Пеано (1858—1932), Б. Рассела (1872—1970). Большую роль в развитии математической логики сыграл Д. Гильберт (1862—1943). В последние десятилетия середины XX в. проблемы математической логики разрабатываются в труда с А. Чёрча, С. Клини, X. Карри, А. Гейтинга, А. Н. Колмогорова, А. И. Мальцева, А. А. Маркова, Н. А. Шанина и других. В дальнейшем эмпирико-всеиндуктивистское направление в логике приняло формы прагматизма, являющегося реакционным субъективно-идеалистическим течением, особенно широко распространенным в США. Оно знаменует открытый отказ от науки и логики и проповедь иррационализма. Логике противопоставляется «практика», истолкованная в духе субъективного идеализма. Прагматизм (греч. pragma — действие, дело) — субъективно-идеалистическое направление в буржуазной философии, которое истинным считает не то, что соответствует объективной действительности, а то, что практически полезно. При этом практическая полезность сводится к удовлетворению субъективных интересов. Антинаучность подобного критерия заходит настолько далеко, что прагматизм, сводя истинность к полезности, выводит, говорит Ленин, «бога в целях практических» [15, стр. 363]. Исходя из субъективистской философии, согласно которой любые законы создаются людьми, прагматисты утверждают, что законы логики не имеют объективного характера и поэтому соблюдать их необязательно. Субъективно-идеалистические взгляды проводятся прагматистами и в их теориях о сущности форм мышления. Суждение они называют «искусственной и произвольной манипуляцией», возникающей независимо от реального мира. Истинность или ложность его определяется не соответствием объективной действительности, а тем, насколько оно удовлетворяет желаниям индивида. В конечном счете прагматисты договариваются до того, что объявляют истину пустой абстракцией. И понятие прагматисты считают всего лишь вспомогательным средством, при помощи которого люди логически обрабатывают факты. Прагматисты отрицают главное в понятии — отображение существенных признаков предмета, ибо, по их мнению, сущность вообще непознаваема. Так и понятие превращается прагматистами в пустую абстракцию. Прагматисты доходят до того, что вывод в умозаключении ставят в зависимость от желания субъекта, который якобы свободен умозаключать в любых возможных направлениях. Наиболее видными прагматистами являются Джемс, Дьюи, Шиллер и др. Многие идеи заимствованы ими от прагматиста Ч. С. Пирса Вообще иррационализм (лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) – это идеалистическое направление в философии, отрицающее возможность разумного логического познания явлений и законов объективного мира. Иррационализмом, как правило, пропитаны все современные зарубежные идеалистические философские системы. На место знания иррационалисты пытаются ставить веру, инстинкт, интуицию. Наиболее влиятельный представитель прагматизма Уильям Джемс (1842—1910) перешел на позиции алогизма: по его мнению, истина будто бы заключается не в соответствии наших идей предметам объективного мира, а в том, что «дает удовлетворение сознанию», что «выгодно», «полезно» с точки зрения капиталистической погони за прибылью. Вне сознания и его «чистого опыта» нет никакой реальности. Алогизм (от двух греческих слов: а – не, logos - разум) – 1) не логичность, отрицание роли логики в познании рассуждение, противоречие логики; 2) воззрение, пытающееся вопреки логике доказать, будто познание достигается не путём логического мышления, а посредством верви, откровения, интуиции, мистики. Наиболее яркими представителями алогизма являются Шопенгауэр, Ницше, Джентим, Бергсон, Джемс, Ф. Шиллер, Н. Лосский м др. Современной разновидностью прагматизма является инструментализм. Логические понятия — это «инструменты», «планы действия», которые позволяют приходить к истине, понимаемой в прагматическом смысле, как выгодное, удобное. Объявляя целью логики «эффективную и экономную реконструкцию опыта», инструменталисты отвергают логические принципы. Видные русские логики XIX — начала XX в., как правило, продолжали материалистическую традицию в логике, начатую М. В. Ломоносовым. Этому способствовали материалистические идеи русских революционных демократов. Так, А. И. Герцен (1812—1870), подвергнув критике идеалистическую логику Г.В.Ф. Гегеля, говорил, что понятие не может быть первоначалом по отношению к природе. Логические категории — не первичное, а вторичное, производное. Истина — в соединении опыта и теории, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Опыт и умозрение он сравнивал с магдебургскими полушариями, которые ищут друг друга и которые, когда они встретятся, приобретут такую силу, что их не разорвешь. Возвышаясь над бэконовским и декартовским направлениями в логике, А.И. Герцен показывает односторонность и слабость каждого из них. Огромное влияние на развитие русской логики оказали произведения великого русского ученого, философа-материалиста Н. Г. Чернышевского (1828—1889). Он был непримиримым противником идеалистической логики. Развивая материалистическую теорию, Н.Г. Чернышевский подверг критике идеалистические основы логических учений И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Дж. Беркли, Д. Юма, Д.С. Милля. Источник понятий, говорил он, надо искать в объективном мире. Против идеализма в логике выступил и близкий друг и соратник Чернышевского великий русский критик Н. А. Добролюбов (1836—1861). Решительно критикуя агностицизм (см. п.1.2.6), он показывает, что понятия человек развивает не из себя, а получает их из внешнего мира. Психическая и логическая деятельность связана с материальным органом — мозгом. В конце XIX в. в России вышел ряд специальных исследований по логике. Известный русский логик М. И. Каринский (1840—1917) издал сочинение «Классификация выводов» (1880) и труд «Об истинах самоочевидных» (1893), в которых пытается преодолеть односторонность силлогистического и индуктивного направлений в логике. На ряде примеров он показывает несостоятельность этих противоположных систем, когда представители их собираются искать истину обособленно друг от друга. Чтобы избежать противопоставления индукции и дедукции, он дает свою оригинальную классификацию умозаключений. Мысли М.И. Каринского развивал дальше другой русский логик — Л. Рутковский. Его перу принадлежат труды «Основные типы умозаключений» и «Критика методов индуктивного доказательства» (1899). В современной американской логической литературе в слово «логика» вкладываются три следующих смысла: 1) логика как анализ и критика мышления; предметом этой логики, которая называется философской логикой, являются нормы, т. е. принципы правильного рассуждения; 2) применение математических методов при изучении философской логики, т. е. построение математических систем, определенным образом связанных с логикой; предметом этой логики, которая называется математической логикой и определяется как ветвь математики, является разработка приемов строгого доказательства, объяснение природы математической строгости и изучение оснований математики; 3) логика — любая из конкретных систем (или теорий), являющихся предметом изучения математической и философской логик (напр., модальные логики, матричные логики, аристотелевская логика, кантовская логика и т.д.). Философская и математическая логики считаются тесно связанными между собой, любая резкая граница между ними, пишет X. Карри, была бы произвольной. До двадцатых годов XX в. логика рассматривалась как двузначная система, которая исходит из признания только двух значений истинности —«истинно» и «ложно». Суждению или высказыванию приписывалось одно и только одно из этих двух возможных значений истинности. Правда,уже Аристотель (384—322) анализировал так называемые модальные суждения, в которых отображалась возможность наличия или отсутствия признака у предмета, т. е. имелось в виду третье значение истинности —«возможно». В начале двадцатых годов XX в. польский логик Я. Лукасевич (1878—1956) разработал трехзначную логику, в которой в качестве третьего значения истинности ввел значение, выражаемое словами «возможно», «нейтрально». В настоящее время разрабатываются многозначные логики, в которых высказываниям приписывается любое конечное либо бесконечное множество значений истинности. Многозначная логика — это область математической логики, которая имеет дело с логическими исчислениями. Она еще находится в стадии разработки и область практического применения ее еще довольно узкая.
Вопросы для повторения содержания главы 2 1.Раскройте понятие «логика науки». 2.Каково содержание понятия «логика»? 3.Из каких составляющих состоит наука логики? 4.Расскажите историю развития формальной логики. 5.В чём суть традиционной логики? 6.Что вкладывается в понятие «математическая логика»? 7.Какова сущность логических законов? 8.Охарактеризуйте логический закон тождества 9.Как вы понимаете сущность логического закона противоречия? 10.Дайте содержание логического закона исключенного третьего. 11.Содержание логического закона достаточного основания, как одного из законов формирования логики. 12.Что такое «логическая машина»? 13.Какова структура и функции основных блоков логических машин? 14.Расскажите об истории создания логических машин. 15.Опишите первый этап истории развития ВТ и ИТ. 16.Чем характеризуется второй этап развития ВТ и ИТ? 17.Что Вы знаете о третьем развитии ВТ и ИТ? 18.Какие задачи решают ЭВМ четвёртого поколения? 19.Расскажите структурную схему ПЭВМ 20.В чём отличие структуры и архитектуры ЭВМ третьего поколения от ЭВМ четвёртого поколения? 21.Каковы черты и особенности систем искусственного интеллекта в ЭВМ пятого поколения? 22.Что такое гибридный интеллект? 23.Как развивалось становление логики науки в античную эпоху? 24.Раскройте развитие логики науки в новое время и средние века. 25.Что было внесено в развитие логики науки в период развития капитализма в XVII-XVIIIв.в.? 26.Дайте характеристику развитию логики науки в период XIX – первая половина XXв.в.
Глава 3 Диалектика науки Понятие диалектика
Диалектика (от греч. dialectice — искусство вести беседу, спор, веду беседу, спор), учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектика естьфилософская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Теоретические принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения. Таким образом, диалектика выполняет теоретическую, мировоззренческую и методологическую функции. Основные принципы диалектики, составляющие её стержень,— всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Диалектическое мышление как реальный познавательно творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития обществ, практики и соответственно степенью познания диалектического бытия, адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей. Осмысление этого реального познавательного процесса восходит к древней культуре Востока, достигнув своей более зрелой формы в античности, создавшей непреходящие образцы пластичности диалектического мышления [44, 48].
История диалектики
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.92.60 (0.013 с.) |