Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М2. Б. 2 история и методология юридической науки

Поиск

М2.Б.2 ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

 

Для направления 40.04.01 «Юриспруденция»

Квалификация «Магистр»

Форма обучения – очная, заочная

 

 

 

Краснодар 2015

Рабочая учебная программа дисциплины «История и методология юридической науки» разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.12.2010 г. № 1763 и примерной ООП

Рецензенты:

 

1. Жинкин С.А. – д.ю.н., доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

2. Карнаушенко Л.В.- д.и.н., профессор кафедры теории государства и права ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД РФ»

 

 

Составитель: ____________ Арутюнов Э.К., доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права «31» августа 2015 г. протокол № 1

 

Заведующий кафедрой _________________ Жинкин С.А., д.ю.н., доцент

подпись

 

 

Рабочая программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии юридического факультета «31» августа 2015 г. № 1

 

Председатель УМК юридического факультета

д.ю.н., профессор _________________ Прохорова М. Л.

подпись

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Увеличение значения методологических исследований является одной из основных тенденцией современной науки. Известно, что научная революция середины XIX - начала XX века, породившая беспрецедентный всплеск интереса к науке как феномену культуры, инициировала масштабные усилия научного сообщества по осмыслению собственных законов научной деятельности, ее роли в культуре и обществе. Одним из принципиальных результатов развернувшихся науковедческих исследований явилось формирование устойчивых представлений о методологии науки как относительно самостоятельном «наддисциплинарном» подходе к проблемам научного познания. Взлет методологической мысли захватил в XX столетии не только сферу философии и логики, но и распространился практически на все науки. Наряду с логико-гносеологическими, науковедческими исследованиями, обращенными к любой научной деятельности, науке «вообще», методологическая проблематика все больше актуализируется в рамках конкретных наук, воспринимается их представителями как «собственная». К середине века методологические исследования активно ведутся практически во всех областях науки, а в 60х-70х годах наблюдается настоящий методологический «бум». Наверное, одним из наиболее значимых результатов этих процессов можно считать сложившееся отношение к методологии как условию продуктивной научной деятельности, восприятие массовым научным сознанием того факта, что именно степень методологической разработанности, методологическая оснащенность любой современной науки решающим образом определяет ее эвристический потенциал, исследовательскую состоятельность и перспективы развития.

Цель дисциплины заключаются в усвоении знаний о науке в целом и юридической науке, в частности, их природе, социальной роли, истории возникновения и основных этапах и закономерностях развития; углубленном изучении методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск.

Для достижения поставленных целей в процессе освоения дисциплины решаются следующие задачи:

усвоение обучаемыми базовых юридических конструкций, категорий и понятий, что необходимо для результативной правоприменительной, и познавательной деятельности;

формирование высокой общей, научной и правовой культуры, развитие абстрактного, аналитического мышления;

анализ современной юридической науки, с точки зрения используемых методов и перспектив совершенствования методологии правоведения.

развить способность магистрантов к углубленному анализу монографической, учебной и иной научной литературы;

выработать умение систематизировать и обобщать научный материал;

формировать и укреплять навыки усвоения правовых понятий, аргументированного, логичного, грамотного изложения методологических основ научного познания;

приобретать навыки самостоятельного анализа исторических условий и причин, вызывавших появление на определенном этапе развития науки соответствующих методологических подходов к правовому исследованию;

овладение культурой мышления, выработка умения оформлять его результаты в межкультурном общении;

формирование целостного представления о методологии юридической науки и научного познания.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В соответствии с Учебным планом магистерской программы дисциплина «История и методология юридической науки» имеет шифр М.2.Б.2.

Для изучения данной дисциплины студенты должны иметь базовые знания и умения, приобретенные в процессе изучения таких дисциплин как: философия, логика, философия права, теория государства и права, история государства и права зарубежных стран, история отечественного государства и права, история политических и правовых учений.

Изучение курса «История и методология юридической науки» учитывает и дополняет такие дисциплины как «Теория государства и права», «Философия права».

Изучение курса «История и методология юридической науки» должно осуществляться во взаимосвязи с иными дисциплинами магистерской подготовки, особенно с такими, как «Актуальные проблемы теории государства и права», «Межотраслевые связи юридической науки», «Нравственные и философские проблемы теории государства и права».

Знания и умения, приобретенные студентом в процессе изучения данного курса помогут студенту в будущем грамотно анализировать эволюцию и современные характеристики категорий «наука» и «методология», соотносить теоретическое и методологическое знания, рассматривать исторические границы, этапы и особенности процесса формирования юридической науки в контексте становления научного сознания и методологических традиций; выявлять различие методологические и теоретические исследования в науке права, рассматривать актуальные вопросы предмета и метода юридической науки, определять роль методологических разработок в развитии современного правоведения.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: закономерности исторического развития науки и юридического научного познания, современные представления о научном познании, методологию научного познания, проблемы методологии социальных и гуманитарных наук, понятие и принципы методологии юридической науки, основы юридической эпистемологии, методологические подходы в юридической науке, структуру и содержание методологии юридической науки.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь: грамотно выражать и аргументировано обосновывать свою точку зрения по проблематике методологии юридической науки, владеть навыками применения методов научного исследования.

Результатом изучения дисциплины «История и методология юридической науки» должно стать формирование у студента следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, таких как:

- Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- Способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

- Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость изучения курса «История и методология юридической науки» распределяется следующим образом: для ОФО – лекции 4 часа, практические занятия 10 часов, самостоятельная работа 58 часа; Для ЗФО – лекции 4 часа, практические занятия 8 часов, самостоятельная работа 56 часов, зачет 4 часа. Всего на изучение курса отводится 72 часа или 2 зачетные единицы. Завершается изучение курса проведением зачета. Учебный процесс по курсу сочетает лекционные и семинарские занятия с самостоятельной работой студента, которая носит доминирующий характер, и рассчитана на внеаудиторное изучение студентом актуальных вопросов, включенных в календарно-тематический план для подготовки к практическим занятиям. Курс направлен на обеспечение должного уровня профессиональной подготовки лиц, обучающихся по дисциплине данной программы.

 

Наименование разделов дисциплины приведено в таблице 1:

 

Для студентов (ОФО)

Раздел (тема) учебной дисциплины Разработано с участием представителей работодателей Семестр Аудиторная работа, час. СРС, час. Форма контроля КСР Всего часов
лекции Семинарские занятия
  Современные представления о научном познании     Высшие учебные заведения.         Реферат    
  Методология научного познания   Высшие учебные заведения.       Коллоквиум    
  Понятие и принципы методологии юридической науки     Высшие учебные заведения.       Блиц-опрос, практическое задание    
ВСЕГО       -    

Для студентов (ЗФО)

Раздел (тема) учебной дисциплины Разработано с участием представителей работодателей Семестр Аудиторная работа, час. СРС, час. Форма контроля КСР Всего часов
лекции Семинарские занятия
  Современные представления о научном познании     Высшие учебные заведения.         Реферат    
  Методология научного познания   Высшие учебные заведения.       Коллоквиум    
  Понятие и принципы методологии юридической науки     Высшие учебные заведения.       Блиц-опрос, практическое задание    
  Форма контроля   зачет  
ВСЕГО       -    

 

Самостоятельная работа: виды работы и форма контроля в таблице 2:

Тема Вид СРС СРС, час. ОФО/ЗФО Форма оценки
1. Современные представления о научном познании Реферат 18/18 Зачет
2. Методология научного познания Коллоквиум (беседа по теме) 18/16 Оценка по 4-хбальной системе
3. Понятие и принципы методологии юридической науки Блиц-опрос, практическое задание 22/22 Оценка по 4-хбальной системе
ВСЕГО 58/56  

Структура дисциплины приведена в таблице 3:

В рамках дисциплины предусмотрены встречи со специалистами, практикующими юристами. Форма взаимодействия приведена в таблице 4:

 

Дисциплина Специалисты, эксперты и представители организаций Форма взаимодействия
История и методология юридической науки Судья Верховного суда РФ В.В. Момотов Научный диспут, мастер-класс по разрешению юридических конфликтов

 

ПРОГРАММА КУРСА (СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ)

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

 

Примерные темы к рефератам, докладам и эссе


1.Проблема выбора наиболее эффективных типов научного познания правовой материи.

2.Эпистемология и современное научное познание политико-правовых явлений.

3.Диалектико-материалистическая эпистемология, её место и роль в юридическом научном познании.

4.Противоположность и связь философского и научного подходов к познанию права.

5.Рационалистические теории естественного права.

6.Логика и основные этапы исследования политико-правовых явлений.

7.Идеалы и нормы предвидения тенденций развития правовых явлений в современной юридической науке.

8.Место и роль понимания в исследовании объектов правовой материи.

9.Гуманистические ориентиры в современной юридической науке. 10.Общенаучные методы, их место и роль в юридическом научном познании.

11.Собственно-юридические методы, их место и роль в научном познании политико-правовых явлений действительности.

12.Рациональность как ценность правовой культуры.

13.Проблема периодизации юридической науки.

14.Социально-онтологические основания неклассической рациональности в юриспруденции.

15.Основные причины формирования нового юридического мировоззрения в обществе.

16.Идеалистические теории права и их методологическое значение для современной юриспруденции.

17.Материалистические теории права и их методологическое значение.

18.Теоретическое и эмпирическое в истории развития юридического научного познания.

19. Аксиологические факторы в структуре юридического научного знания.

20. Юридическая практика как основа, движущая сила и критерий истинности знаний о явлениях правовой реальности.

21. Диалектическая взаимосвязь юридической теории и практики.

22.Стиль мышления и его методологическое значение в научном познании правовых явлений.

23.Идеи синергетики и образы современной правовой культуры.

24.Синергетика на перекрестке современных правовых культур и типов правопонимания.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Для достижения поставленных целей и задач методика преподавания курса «История и методология юридической науки» предполагает сочетание активных и интерактивных форм обучения, в том числе чтение лекций, проведение практических (семинарских) занятий, включающих обсуждение наиболее актуальных, дискуссионных вопросов, контрольные опросы, коллоквиумы, подготовку студентами и последующее обсуждение в аудитории рефератов, эссе, мониторинг студентами интернет-источников.

 

  Виды занятий Используемые интерактивные образовательные технологии   Количество часов  
    Лекции Применение интерактивной доски Smart-Board; Чтение лекций в диалоговом режиме      
    Практические (семинарские занятия) Круглые столы, диспуты, диалоговые семинары, групповые дискуссии, подготовка рефератов, эссе, выступление с докладами и их коллективное обсуждение т.п.      
Итого:    

 

Занятия в интерактивной форме составляют не менее 20% от аудиторных занятий. Лекция по теме «Современные представления о научном познании» проводится с использованием технических средств, а именно интерактивной доски для визуализации презентационного материала. (2ч). Практические занятия по темам «Методология научного познания» (2ч.), «Понятие и принципы методологии юридической науки» (2 ч.)

По дисциплине «История и методология юридической науки» предусмотрены групповые дискуссии

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Позитивистский идеал научной рациональности: общая характеристика.

2. Проблема ценностной нейтральности научного знания в позитивистской традиции науки.

3. Позитивистская традиция в классической юридической науке.

4. “Первый” позитивизм как методологическая основа юридического позитивизма.

5. Неопозитивистские интерпретации научного знания.

6. Аналитическая философия: программа анализа языка науки.

7. Значение аналитической философии для юридической науки и юридической техники.

8. Постпозитивистские интерпретации научного знания.

9. Возможности принципа “фальсификации” в теоретических и отраслевых юридических науках.

10. История юридической науки в контексте теории научных революций: допарадигмальный и парадигмальный периоды в эволюции юридической науки.

11. Юридическая наука как деятельность научных сообществ.

12. Феноменологическая философия науки.

13. Феноменологические критерии научности в применении к юридической науке.

14. Научное знание и герменевтика.

15. Герменевтический характер юридической науки.

16. Различия и взаимосвязь научного объяснения и научного понимания.

17. Коммуникативный характер современной юридической науки.

18. Научное познание как предмет методологического анализа.

19. Методология научного познания как основа научного творчества.

20. Основные уровни научного познания.

21. Методология научного поиска и обоснования его результатов.

22. Методы эмпирического познания.

23. Методы теоретического познания.

24. Научные законы и их классификация.

25. Общая характеристика и определение научной теории.

26. Научная теория и ее структура.

27. Классификация научных теорий.

28. Методологические и эвристические принципы построения теорий.

29. Гипотеза как форма развития научного знания.

30. Понятия метода и методологии.

31. Классификация методов.

32. Общенаучные методы и приемы исследования.

33. Задачи научного исследования, виды, классификация, этапы и составные части научно-исследовательской работы.

34. Разработка методики исследования как его важнейшая часть, определяющая правильность решения поставленной задачи.

35. Метод, методологический принцип, методологическая стратегия, методология: соотношений понятий.

36. Эмпирический и теоретический уровни юридического познания.

37. Понятие методологии юридической науки.

38. Методы научного и философского познания права.

39. Юридическая наука и юридическая техника.

40. Юридико-технические методы.

41. Плюрализм и комплементарность методов в современной юридической науке.

42. Междисциплинарный характер современного правоведения.

43. Классические методы юридической науки.

44. Понятие, предмет, задачи и практическое значение догматического метода.

45. Историко-правовой метод.

46. Сравнительно-правовой метод.

47. Постклассические методы юридической науки.

48. Герменевтический метод в юридической науке.

49. Семиотический метод и аналитическая стратегия в правоведении.

50. Метод юридической деконструкции.

51. Антропный принцип в юридической методологии.

52. Интерсубъективность как принцип юридической методологии.

53. Принцип историзма в юридической методологии.

54. Культурологический принцип юридической методологии.

55. Коммуникативный принцип юридической методологии.

 

 

УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

 

1. Иконникова, Генриетта Ивановна. Философия права: учебник для студентов вузов / Иконникова, Генриетта Ивановна, В. П. Ляшенко; Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010.

2. История и методология юридической науки: Учебник. Сырых В.М изд. Норма, М.2013.

3. История и методология юридической науки: Учебник. Ю.Денисов, И.Чеснов. Издательство ИВЭСЭП., М. 2014.

4. Лаппо-Данилевский, Александр Сергеевич. Методология истории: [в 2 т.]. Т. 1 / Лаппо-Данилевский, Александр Сергеевич; А. С. Лаппо-Данилевский; авт. вступ. ст. М. Ф. Румянцева; авт. ст. "Методология истории как строгой науки" О. М. Медушевская; подгот. текста Р. Б. Казаков, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева; авт. коммент. Т. В. Гимон, М. Ф. Румянцева; Ин-т обществ.мысли. - М.: РОССПЭН, 2010.

5. Марченко, Михаил Николаевич. Проблемы теории государства и права: учебник для студентов вузов / Марченко, Михаил Николаевич; М. Н. Марченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - М.: Проспект, 2011.

6. Михалкин, Николай Васильевич, Михалкин, А. Н.Философия права../Н. В. Михалкин, А. Н. Михалкин.М.,2012.

 

Электронные учебники:

(http://www.biblioclub.ru/http://e.lanbook.com/)

 

1. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований 2012.

2. Хазова О.А. Искусство юридического письма 2011.

Дополнительная литература:

 

1. Добреньков, Владимир Иванович. Методология и методика социологического исследования: учебник для студентов вузов / Добреньков, Владимир Иванович; В. И. Добреньков, А. И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Социолог.фак. - М.: Академический Проект: AlmaMater, 2009.

2. Марченко, Михаил Николаевич. Проблемы теории государства и права: учебник для студентов вузов / Марченко, Михаил Николаевич; М. Н. Марченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - М.: Проспект, 2008.

3. Нерсесянц, Владик Сумбатович. Философия права: учебник для студентов вузов / Нерсесянц, Владик Сумбатович; В. С. Нерсесянц; Ин-т государства и права Рос.акад. наук; Академ. правовой ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2008.

 

ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе занятий по дисциплине «История и методология юридической науки», предусмотренной учебным планом используется следующая материально-техническая база:

-аудиторный фонд, оборудованный интерактивными досками (мультимедийными проекторами с возможностью подключения к Wi-Fi,экран, ноутбук);

- библиотека юридического факультета Кубанского государственного университета;

– аппаратурное и программное обеспечение (и соответствующие методические материалы) для проведения самостоятельной работы по дисциплине.

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

Аналитическое высказывание — высказывание, истинность значения которого устанавливается посредством определения, а не из опыта.

Априори (лат. a priori — из предшествующего) — независимо от опыта, до опыта.

Атомарные предложения — предложения, с помощью которых описываются «атомарные факты» (понятие Б. Рассела). Им приписывают две основные характеристики: 1) каждое атомарное предложение является либо истинным, либо ложным; 2) атомарные предложения независимы друг от друга.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) ведущее направление в американской психологии XX в., сводящее психику к различным формам поведения.

Вербализация (от лат. verbalisустный, словесный) отражение опыта в языке, речи.

Верификация (от лат. verificare- доказать истину) один из исходных методов логического позитивизма, согласно которому истинность любого утверждения о действительности должна быть установлена в его сопоставлении с чувственными данными.

Верификационная теория значения — концепция логического эмпиризма (позитивизма), согласно которой смыслом обладают только те предложения, которые сводимы к протокольным предложениям.

Гипотеза (от греч. hipo — под, thesis — тезис) высказывание или система высказываний, представляющих собой предположение о существовании объекта, связи или причины явлений.

Гипотеза adhoc — гипотеза, которая не имеет никаких новых следствий по сравнению с предшествующей гипотезой, или ни одно из ее следствий не подтверждается, эксперимент не может быть проведен или дает негативный результат, или она получена из предшествующей гипотезы путем ее видоизменения.

Гипотетико-дедуктивный метод — система методологических приемов, состоящая в выдвижении гипотез и проверке этих гипотез путем вывода из них следствий и сопоставления их с фактами.

Демаркация — разграничение, критерий разграничения научного знания и ненаучного, эмпирических наук и математики, логики, метафизики.

Дескрипций теория — исходный пункт логического анализа языка науки, согласно Б. Расселу.

Джастификационизм (от англ. justification — обоснование) позиция в методологии науки, которая состоит в том, что научное знание можно обосновать сведя его к базисным высказываниям, которые представляют собой базисные фактуальные предложения и аксиомы. Джастификационизм противоположен фальсификационизму, который утверждает гипотетичность научного знания, невозможность его конечного обоснования.

Дисциплинарная матрица — понятие, введенное Т. Куном для уточнения понятия «парадигма». «Дисциплинарная матрица» научного исследования включает в себя: 1) обобщения, имеющие характер физических законов, допускаемых «дисциплинарной матрицей», и предписаний вытекающих из этих законов; 2) метафизическую часть парадигмы, которая представлена концептуальной моделью мира; 3) ценностные установки ученых; 4) образцы решения конкретных проблем, усваиваемые учеными практическим путем, через решение стандартных задач, использование инструментов и специальной техники.

Индукция (от лат. inductio — наведение) процесс логического вывода, основанного на переходе от частных посылок эмпирического характера, т. е. выводимых из опыта или сводимых к чувственным данным (ощущениям, восприятиям), к общим заключениям.

Индуктивное умозаключение — умозаключение, имеющее вероятностный характер, в котором связь посылок и заключения опирается не на логические законы, а на фактическое или психологическое основание.

Интроспекция — метод самонаблюдения.

Конвенция (от лат. conventio соглашение) в философии науки под конвенцией понимается соглашение между учеными по выбору теории, принятое не на основании истинности теории, а по причине полезности теории, простоты, удобства в использовании.

Корреспондентная теория истины — «классическая» теория истины как соответствия высказывания действительности.

Кумулятивизм (от лат. cumulatio — увеличение, скопление) методологическая установка философии науки, согласно которой развитие знания происходит путем постепенного и непрерывного добавления новых знаний к накопленной сумме знаний, при этом сам процесс сопровождается расширением эмпирического содержания науки, а новые теории касаются исключительно фактов, которые ранее не были известны.

Личностное знание — термин, используемый М. Полани, для обозначения такого вида знания, которое формируется на операциональном уровне, в процесс исследовательской практики, приобретения мастерства, сноровки и навыка: сюда же относятся ценности, которыми ученый руководствуется в процессе познания, к примеру, простота теории, ее математическая красота, которая не может вытекать из эмпирического исследования науки, а связана с личностным предпочтением ученого.

Логический атомизм — первая неопозитивистская (аналитическая) программа философии науки, сформулированная Б. Расселом в его работах «Наше познание внешнего мира» (1914), «Философия логического атомизма» (1918) и др. В соответствии с логическим атомизмом весь мир представляет собой совокупность не связанных друг с другом атомарных фактов. На его формирование сильное воздействие оказала логическая модель знания о мире, изложенная в «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейна, согласно которой всякое знание понимается как совокупность «атомарных» предложений, связанных логическими операциями, а структура мира выводится по аналогии с логическим строением знания.

Логический эмпиризм (позитивизм) — вторая неопозитивистская (аналитическая) программа философии науки, разработанная Венским кружком в 1920-1930 годы XX в. Логический позитивизм: 1) обосновывает в качестве основного метода познания методологический анализ; 2) использует для подтверждения высказываний эмпирические процедуры, принцип верификации.

Логическое высказывание — грамматически правильное предложение, взятое вместе с выраженным им смыслом.

Метафизика — философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, знания и культуры.

Методология (от греч. metodos — путь к чему-либо) 1) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в науке; 2) учение о методе; среди проблем, изучаемых методологией, выделяются анализ этапов научного исследования, исследование научного языка, выявление области применения определенных методов исследования, анализ исследовательских подходов и концепций.

«Миф о музее» — мысленный образ У. Куайна, с помощью которого он критиковал концепцию «языковых каркасов» Р. Карнапа. Языковые каркасы сравниваются с мифологическим музеем, в котором экспонаты — значения слов, а вывески — сами слова.

Научное сообщество — совокупность исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, объединенных общностью целей научного исследования.

Научно-исследовательская программа — термин в философии науки И. Лакатоса, под которым он понимает совокупность теорий, связанных между собой общностью принципов исследования.

Онтологической относительности принцип — выдвинутый У. Куайном тезис, согласно которому наше знание об объектах, описываемых на языке одной теории, следует рассматривать лишь на языке другой теории, в свою очередь, «второй язык» рассматривается с помощью языка следующей теории, и так далее до бесконечности.

Онтологические высказывания — утверждения о существовании объектов.

«Онтологический критерий» У. Куайна («существовать — значит быть значением квантифицируемой переменной») инверсия семантического критерия, поскольку связывает онтологию со способом ее описания и освобождает подобную связь от каузального детерминизма.

Остенсия — способ определения путем прямого указания (например, пальцем).

Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) термин в философии науки Т. Куна, под которым он понимает фундаментальное знание, связанную с этим знанием методологию, а также ценностные установки, принятые научным сообществом и делающие возможным существование научной традиции.

Перцептивный (от лат. perceptio — восприятие) имеющий отношение к чувственному восприятию (через органы чувств).

Пропозициональная логика — классическая логика высказываний. При выявлении логических форм контекстов современного языка в этой теории происходит абстрагирование от содержаний простых высказываний, от их внутренней структуры, а учитывается лишь то, с помощью каких союзов и в каком порядке простые высказывания сочленяются в сложные.

«Протокольные предложения» — эмпирический базис науки в контексте методологической концепции логического эмпиризма (позитивизма). С их помощью возможно эмпирическое обоснование теоретического знания путем редукции теоретических предложений к эмпирическим.

Реализм — термин, используемый в двух смыслах: в первом случае реализм противостоит номинализму в вопросе соотношения общего и единичного и допускает существование общего в виде «реалий»; в другом случае реализм противоположен инструментализму и феноменологизму и предполагает позицию, согласно которой научные теории соотносятся с объективной реальностью.

Релятивизм (от лат. relativus относительный) — в широком смысле это принцип относительности; в узком смысле обозначает относительность, условность и ситуативность научного знания, которое во многом зависит от исторического и социокультурного контекста, вплоть до социально-психологических особенностей ученого.

Синтетическое высказывание — высказывание, истинность значения которого определяется посредством данных опыта.

Солипсизм (от лат. solus — единственный, ipse — сам) философская позиция, согласно которой, несомненно, данным является только собственный субъективный опыт, данные индивидуального сознания.

Тавтология — теория, которая не несет никакого содержательного знания о мире.

Умозаключение — логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений (посылок) получается новое утверждение (заключение).

Фальсификация (от лат. falsus — ложный, facio — делаю) методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории на основании несовпадения теоретических предсказаний с результатами экспериментов или несовместимости с фундаментальными научными теориями.

Фаллибилизм (от англ. fallible — подверженный ошибкам, погрешимый) направление постпозитивизма, согласно которому любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену лучшей интерпретацией.

Холизм — представление, согласно которому верификация возможна лишь в составе всей концептуальной системы (противоположность атомизма-партикуляризма).

Эвристика (от греч. heuresko — открываю, отыскиваю) понятие, используемое в философии науки И. Лакатосом, для обозначения поиска новых решений проблемы в условиях нестандартных проблемных ситуаций. К примеру, «положительная эвристика» у И. Лакатоса включает предположения, допускающие ограниченные варианты изменения вспомогательных гипотез с целью расширения области применения научно-исследовательских программ.

Эмпирический — опытный.

Эпистемология (греч. episteme — знание) теория познания. Термин употребляется в англо-американской литературе.

«Языковой каркас» — некая языковая система, подчиненная определенным правилам, в рамках которой можно говорить об абстрактных сущностях определенного рода (понятие Р. Карнапа). Задать языковый каркас — значит задать способы выражения, подчиняющиеся определенным правилам.

Языковых каркасов теория — карнаповская теория, показывающая правомерность высказываний об абстрактных сущностях в современной науке, несмотря на то, что они противоречат принципу эмпирической редукции и не могут быть сведены к протокольным предложениям, выражающим данные непосредственного наблюдения.

 

 

М2.Б.2 ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

 

Для направления 40.04.01 «Юриспруденция»

Квалификация «Магистр»

Форма обучения – очная, заочная

 

 

 

Краснодар 2015

Рабочая учебная программа дисциплины «История и методология юридической науки» разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.12.2010 г. № 1763 и примерной ООП

Рецензенты:

 

1. Жинкин С.А. – д.ю.н., доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

2. Карнаушенко Л.В.- д.и.н., профессор кафедры теории государства и права ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД РФ»

 

 

Составитель: ____________ Арутюнов Э.К., доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права «31» августа 2015 г. протокол № 1

 

Заведующий кафедрой _________________ Жинкин С.А., д.ю.н., доцент

подпись

 

 

Рабочая программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии юридического факультета «31» августа 2015 г. № 1

 

Председатель УМК юридического факультета

д.ю.н., профессор _________________ Прохорова М. Л.

подпись

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Увеличение значения методологических исследований является одной из основных тенденцией современной науки. Известно, что научная революция середины XIX - начала XX века, породившая беспрецедентный всплеск интереса к науке как феномену культуры, инициировала масштабные усилия научного сообщества по осмыслению собственных законов научной деятельности, ее роли в культуре и обществе. Одним из принципиальных результатов развернувшихся науковедческих исследований явилось формирование устойчивых представлений о методологии науки как относ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.80 (0.02 с.)