Понятие и структура юридической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и структура юридической науки.



Понятие и структура юридической науки.

Как и всякая область научных знаний, юриспруденция характеризуется специальным предметом (объектом) научно-познавательной деятельности. Занимая определенное место, как это вытекает из соотношения объектов гуманитарных наук и юридической науки, в системе научных знаний, юриспруденция в то же время является многоотраслевой, многопрофильной, логически увязанной системой знаний о государственно-правовой жизни современного общества. В структуре юридической науки в соответствии с особенностями объекта и предмета научного поиска и назначения отдельных ее компонентов выделяют следующие.

Первое. Историко-теоретический блок юриспруденции (теория государства и права, история государства и права, история учений о государстве и праве).

Второе. Отраслевую юридическую науку, которая выстраивается в системном порядке и отражает отраслевую дифференциацию с совокупностью связей и взаимодействий «по вертикали» и «по горизонтали» (конституционное право, административное, гражданское, трудовое, природоохранительное и др.).

Третье. Прикладную юридическую науку, привлекающую в юриспруденцию сведения (знания) из других, в том числе точных (естественных) наук, обеспечивающую решение технико-юридических, тактико-методических задач, имеющих непосредственно практическое значение (криминалистика, юридическая психология, судебная медицина, юридическая статистика и др.).

Четвертое. Отдельно в структуре юридической науки рассматривается наука международного права (международного публичного и международного частного права). Важность системной характеристики юридической науки обусловливается необходимостью уточнения объекта и предмета теории государства и права, ее роли и назначения во внутрисистемных связях и зависимостях.

 

Историко-теоретические науки в системе правоведения.

 

В системе юридических наук отдельно характеризуется историко-теоретический блок юриспруденции, ядром которого является теория государства и права. Во-первых, историко-теоретическая наука является вводной в системе отраслевых, специальных, технико-юридических научных дисциплин, закладывает исходную информацию о государстве прошлого и настоящего, о важнейших сторонах государственно-правовой жизни. Во-вторых, содержит обобщенные знания относительно объекта и предмета юридической науки, оперирует наиболее общими сведениями об отдельных сторонах развития и функционирования государства и права, зафиксированных в категориях и понятиях на высоком уровне абстракции. В-третьих, является методологической наукой, оснащает отраслевые, специальные, прикладные юридические науки способами, средствами научного поиска и получения достоверного знания, системой универсальных категорий и понятий. В-четвертых, историко-теоретическая наука (прежде всего теория государства и права) образует фундаментальную часть правоведения, аккумулирует и переводит в институциональную плоскость, систему права и законодательства, в юридическую практику – общечеловеческие достояния и ценности, модели, конструкции, механизмы, имеющие теоретическое и практическое значение. Взаимодействие историко-теоретической науки и отраслевого блока юридических наук не может оцениваться однозначно исходя из первичности общетеоретических представлений. Отраслевая юридическая наука по мере накопления знаний способна выходить на новый уровень общетеоретических обобщений, формулировать выводы фундаментального для юриспруденции значения, оказывать влияние на ранее сложившиеся общетеоретические представления. Здесь проявляется суть взаимосвязей и взаимодействий, имеющих системный характер.

 

Правоведение в системе общих гуманитарных и социально-экономических наук.

 

Обнаруженные соотношения объектов общегуманитарных,

социально-экономических и других научных дисциплин с юрис-

пруденцией создают основания для вывода о фундаментальном

уровне знаний в философии, социологии и т. п. Юриспруденция по

отношению к названным и др. наукам является специализирован-

ной областью знаний об объекте, относительно самостоятельном и

автономном в системе взаимодействий и обусловленностей. Она

познает специфические закономерности и отдельные стороны госу-

дарственно-правовой жизни. Юридическая наука – это система зна-

ний о государстве и праве во взаимодействии и взаимовлянии с

экономическими, социально-политическими, в сфере культуры и

другими явлениями и процессами, а также об отдельных сторонах

государственной и правовой жизни, раскрывающих природу госу-

дарственно-правовых форм, институтов, механизмов.

Если предложенное определение юридической науки фикси-

рует представления о ее объекте, то предмет науки – это круг во-

просов внутри объекта научного познания с четким определением

границ, целеполаганием, набором средств и способов изучения

данного явления или стороны государственно-правовой жизни.

Объект науки и предмет научного исследования пересекаются в

структуре знаний по соотношению «гуманитарная наука – специа-

лизированные области знаний» и во внутреннем соотношении.__

 

Функции юридической науки.

Сущность юриспруденции обнаруживается в ее функциях – основных направлениях воздействия научных знаний на развитие, функционирование, структуру государственной организации и правовой системы общества.

1. Как и всякой науке, юриспруденции присуща познавательная (гносеологическая) функция, которая ориентирована на установление природы объекта научно-познавательной деятельности с использованием набора приемов, способов и средств получения достоверного знания.

2. Юриспруденция осуществляет констатирующую (онтологическую) функцию, ориентированную на установление того, что есть наличное государство, право, отдельные государственно-правовые институты, формы, структуры, способные воздействовать на жизнь людей.

3. Функция прогнозирования для юридической науки раскрывает ее роль и способность к определению будущего в развитии государства и права, предвидения перспектив в этой сфере жизни.

4. Эвристическая функция показывает возможность юриспруденции познавать и открывать новые закономерности развития объекта изучения новые свойства и показатели изучаемой материи.

5. Как система научных знаний юриспруденция осуществляет методологическую функцию, поскольку оперирует системой категорий и понятий, взаимодействующих с другими системами знаний, а также внутридисциплинарное методологическое назначение, особенно общетеоретических категорий и понятий.

6. Практическая (прикладная) функция юридической науки показывает важную роль и назначение последней в практически-преобразующей работе субъектов государственно-властной деятельности, их способности взаимодействовать с институтами общества и населением, в отыскании путей прогрессивного развития.

 

Понятие и значение метода познания для теории государства и права.

Наибольшее распространение среди них получили такие, имеющие «сквозное» значение, как теологическая методология, основанная на теологическом мировоззрении, рассматривающая государство и право как продукт божественного разума и деяния Творца. В силу этого власть становится продолжением божественной воли, познание которой невозможно. Теологическая методология сохраняет свои позиции и нередко венчается появлением современных теократических государств.

 

Государство и право.

Определение критериев соотношения объектов гуманитарных

наук и объекта юридической науки (теории государства и права)

привело в гл. І к выводу о том, что юридическая наука изучает го-

сударство и право, государственно-правовую жизнь общества в

системе взаимодействий с другими институтами общества, полити-

ческой его системы, а также отдельные стороны государственно-

правовой действительности. Государство и право в объекте юриди-

ческой науки неотделимы, иначе критерии обособления объектов и

предметов наук утрачиваются. Важным в связи с этим становится

вопрос о соотношении государства и права (права и государства).

Во-первых, неоспоримым признаётся тезис о неразрывности

этих институтов. Об этом свидетельствуют одновременность воз-

никновения, решение с помощью государства и права одних и тех

же задач, выдвигаемых обществом, взаимосогласованность дейст-

вия, взаимообеспеченность.

Во-вторых, в современных условиях возрастания значимостим

права, усиления международных факторов правообразования и ин-

ститутов правообеспечения сохраняется роль государства как мо-

нопольного «правообразователя» законодательных и иных норм

(Ю.А. Тихомиров). Даже если признать обязанность интегрировать

международные стандарты основных прав и свобод во внутреннее

законодательство, то делает эту работу законодатель, государство.

В-третьих, право, в свою очередь, устанавливает юридические

пределы деятельности государства, устанавливая разрешительный

режим реализации властных полномочий, приоритет международ-

ного права над внутренним законодательством.

В-четвёртых, и государство, и право содержат набор необхо-

димых средств преодоления противоречий, деформаций, нестыко-

вок, коллизий в деятельности носителей публичной власти и в пра-

вовом регулировании.__

 

Понятие и виды монархии.

 

Монархия как форма правления имеет место там, где высшая

власть в государстве сосредоточена в руках одного лица (монарха)

либо делится с другими органами высшей власти и передается в со-

ответствии с законом по наследству.

В зависимости от объема полномочий монарха монархии

классифицируются на абсолютные, дуалистические, конституци-

онные (ограниченные).

В абсолютной монархии отсутствует система разделения вла-

стей, монарх сосредотачивает политическую власть, концентрирует

в своих руках законодательство, исполнение законов, отправление

правосудия. Власть монарха неограниченна. Наличие сословно-

представительных учреждений ничего не меняет. Фактически они

являются бесправными. Например, это царское самодержавие, се-

годня – султанат Оман, Бруней.

В дуалистической монархии монарх – глава государства. Он

осуществляет функции главы исполнительной власти, обладает пра-

вом издавать имеющие силу закона указы. В дуалистической монар-

хии законодательствует парламент при наличии абсолютного права

вето монарха на законы парламента.

Классическим примером такой монархии была форма правле-

ния в Иране до исламской революции.

В конституционной (ограниченной) монархии монарх – гла-

ва государства, а законодательную, исполнительную, судебную

власти осуществляют конституционные органы. В связи с тем, что

за исключением главы государства (монарха) такая форма правле-

ния является типичной парламентской республикой, конституци-

онную монархию нередко именуют парламентской.

Конституционные монархии типичны для многих стран Ев-

ропы и Азии: Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии, Испа-

нии, Японии и др.

 

Понятие и виды республики.

 

Республика как форма правления имеет место там, где органы

высшей власти избираются населением или его представителями

(выборщиками) либо формируются напрямую или при участии об-

щегосударственных органов народного представительства на опре-

деленный срок.

Республика характеризуется, во-первых, производностью ор-

ганов высшей власти от народа; во-вторых, сменяемостью органов

высшей власти по истечении определенного в законе срока; в-

третьих, верховенством актов высших представительных органов

власти по отношению ко всем другим правовым актам; в-

четвертых, распределением полномочий и наличием «противове-

сов» между органами высшей власти.

Известны парламентская, президентская, смешанная респуб-

лики.

Парламентская республика (Италия, ФРГ и др.) характеризу-

ется следующими особенностями:

1. Значительной ролью парламента, его формальным верхо-

венством в системе разделения властей: а) парламент формирует

правительство из представителей партийного большинства; б) пра-

вительство ответственно перед парламентом; в) при утрате под-

держки парламентского большинства правительство отправляется в

отставку.

2. Своеобразным статусом главы государства – президента,

который: а) избирается парламентом; б) является конституционным

главой государства; в) обособлен от исполнительной власти и не

ответственен за действия правительства; г) имеет право распускать

парламент и назначать новые выборы в ситуациях правительствен-

ного кризиса.

3. Развитостью партийной системы (многопартийностью),

автономностью других институтов гражданского общества.

Президентская республика (США, Мексика и др.) имеет сле-

дующие особенности:

1) Президент избирается населением или его представителя-

ми (выборщиками), т.е. внепарламентским путем.

2) Президент является главой государства, главой правитель-

ства, возглавляет Совет Безопасности, определяет внешнеполити-

ческий курс, является главнокомандующим, т.е. занимает пять

должностей.

3) Правительство формируется президентом и ответственно

перед ним, а не перед парламентом.

4) Отсутствует право роспуска парламента, который не имеет

права отправить правительство в отставку.

5) Президент имеет право вето на законодательные акты пар-

ламента.

6) Президент представляет одну из политических партий.

Для полупрезидентской (президентско-парламентской) рес-

публики (Финляндия, Польша и др.) характерны следующие при-

знаки:

1. Президент и парламент отдельно избираются населением

(избирателями) страны.

2. Президент – глава государства – участвует вместе с палатами

парламента в формировании правительства, возглавляет Совет Безо-

пасности, является главнокомандующим, определяет направления

внутренней и внешней политики, т.е. занимает пять должностей.

3. Правительство ответственно перед президентом и парла-

ментом.

4. Парламент не может отправить правительство в отставку.

Это прерогатива только президента.

5. Президент не имеет право распустить парламент и назна-

чить новые выборы.

Особенности смешанной президентско-парламентской, по-

лупрезидентской систем правления (Франция, Португалия, Россия

и др.):

1) Президент и парламент отдельно избираются населением

(избирателями).

2) Правительство формируется по инициативе президента и

по согласованию с парламентом. Президент контролирует акты

правительства, может председательствовать на заседаниях прави-

тельства.

3) Президент является главой государства, гарантом Консти-

туции, определяет направления внутренней и внешней политики,

возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим

вооруженных сил.

4) Парламент может ставить вопрос о вотуме доверия прави-

тельству.

5) Президент может при наличии оснований распустить ниж-

нюю палату парламента и назначить новые выборы.

6) Президент имеет право удалить правительство в отставку

без ссылки на основания.

7) Президент имеет право вето над законами, принимаемыми

парламентом.__

 

Парламентские республики.

Парламентская республика (Италия, ФРГ и др.) характеризу-

ется следующими особенностями:

1. Значительной ролью парламента, его формальным верхо-

венством в системе разделения властей: а) парламент формирует

правительство из представителей партийного большинства; б) пра-

вительство ответственно перед парламентом; в) при утрате под-

держки парламентского большинства правительство отправляется в

отставку.

2. Своеобразным статусом главы государства – президента,

который: а) избирается парламентом; б) является конституционным

главой государства; в) обособлен от исполнительной власти и не

ответственен за действия правительства; г) имеет право распускать

парламент и назначать новые выборы в ситуациях правительствен-

ного кризиса.

3. Развитостью партийной системы (многопартийностью),

автономностью других институтов гражданского общества.

 

Президентские республики.

 

Президентская республика (США, Мексика и др.) имеет сле-

дующие особенности:

1) Президент избирается населением или его представителя-

ми (выборщиками), т.е. внепарламентским путем.

2) Президент является главой государства, главой правитель-

ства, возглавляет Совет Безопасности, определяет внешнеполити-

ческий курс, является главнокомандующим, т.е. занимает пять

должностей.

3) Правительство формируется президентом и ответственно

перед ним, а не перед парламентом.

4) Отсутствует право роспуска парламента, который не имеет

права отправить правительство в отставку.

5) Президент имеет право вето на законодательные акты пар-

ламента.

6) Президент представляет одну из политических партий.

 

Смешанные республики.

 

Для полупрезидентской (президентско-парламентской) рес-

публики (Финляндия, Польша и др.) характерны следующие при-

знаки:

1. Президент и парламент отдельно избираются населением

(избирателями) страны.

2. Президент – глава государства – участвует вместе с палатами

парламента в формировании правительства, возглавляет Совет Безо-

пасности, является главнокомандующим, определяет направления

внутренней и внешней политики, т.е. занимает пять должностей.

3. Правительство ответственно перед президентом и парла-

ментом.

4. Парламент не может отправить правительство в отставку.

Это прерогатива только президента.

5. Президент не имеет право распустить парламент и назна-

чить новые выборы.

Особенности смешанной президентско-парламентской, по-

лупрезидентской систем правления (Франция, Португалия, Россия

и др.):

1) Президент и парламент отдельно избираются населением

(избирателями).

2) Правительство формируется по инициативе президента и

по согласованию с парламентом. Президент контролирует акты

правительства, может председательствовать на заседаниях прави-

тельства.

3) Президент является главой государства, гарантом Консти-

туции, определяет направления внутренней и внешней политики,

возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим

вооруженных сил.

4) Парламент может ставить вопрос о вотуме доверия прави-

тельству.

5) Президент может при наличии оснований распустить ниж-

нюю палату парламента и назначить новые выборы.

6) Президент имеет право удалить правительство в отставку

без ссылки на основания.

7) Президент имеет право вето над законами, принимаемыми

парламентом

 

Признаки и виды федерации.

 

Каждое федеративное государство характеризуется собст-

венной спецификой исходя из исторических особенностей, тради-

ций, национального состава населения и т.п. Однако федерациям

присущи общие признаки следующего порядка:

1. Федерации имеют два уровня организации власти – феде-

ральный и субъекта федерации (законодательные, исполнительные

и судебные ветви власти).

2. Формируются две системы законодательства: федеральное

и субъектов федерации.

3. Создается возможность иметь гражданство общефедераль-

ное и гражданство субъекта федерации.

4. Существует двухканальная система налогообложения.

5. Отсутствует право выхода из состава федерации.

6. Субъекты федерации самостоятельно решают вопросы ад-

министративно-территориального устройства.

Конфедерация – это государственно-правовой союз суверен-

ных государств, создаваемый для достижения определенных целей.

Конфедерация характеризуется следующими показателями.

1. Это не союзное государство (как в федерации), а союз су-

веренных государств.

2. Создание конфедерации не образует нового государства.

Это договор между суверенными государствами.

3. В конфедерации есть право выхода из союза и договора.

4. В конфедерации нет единой централизованной власти –

законодательной, исполнительной, судебной. Конфедеративные

структуры создаются из представителей суверенных государств и

не имеют властных полномочий по отношению к населению.

5. Конфедерация не имеет единой территории, налогообло-

жения, финансовой системы.

6. Опыт показывает, что конфедерация – это союз времен-

ный, переходный в союзное государство (федерацию) либо распа-

дающийся по мере достижения целей или в силу других обстоя-

тельств.

Содружество государств – это союз суверенных государств,

складывающийся на основе экономической, ресурсной, социально-

культурной, образовательной, валютной и др. интеграции__________, создаю-

щий условия для взаимовлияния и выравнивания развития входя-

щих в состав союза субъектов (Европейский союз, возможно СНГ).

1. Содружество государств, как правило, формируется на ба-

зе достигнутого уровня развития – рыночная динамичная экономи-

ка, ценности демократии, в том числе признание и реализация ос-

новных прав человека, развитость и адаптируемость правовой сис-

темы и др.

2. Содружество государств складывается на международно-

правовой договорной основе.

3. Государства содружества не утрачивают и не уступают в

пользу союза суверенных прав.

4. Члены содружества имеют право выхода из союза.

5. Содружества могут формировать надгосударственные

структуры и правовые институты (европарламент, европравитель-

ство, евросуд, интерпол, евроконституция и др.), не имеющие пря-

мых властных полномочий по отношению к гражданам государств.

6. В содружестве нет единой территории и границ, единого

гражданства, единой системы налогообложения и финансовой сис-

темы, но возможно единое таможенное пространство, валюта и др.

7. Решения органов содружества (соглашения__________) не имеют им-

перативного значения для его членов.

 

Режим парламентаризма

Парламентаризм при этом нуждается в характеристике с уче-

том его становления в условиях слабости демократических тради-

ций в России, молодости самого этого института, его незавершен-

ности, а также недостаточной научной проработанности.

I. Парламентаризм – это институциональный компонент,

само наличие представительного учреждения, формируемого изби-

рателями страны на основе свободных выборов. Достижением в

институциализации данного режима стало то, что парламент явля-

ется постоянно действующим, активно функционирующим, имею-

щим юридическое оформление и правовой статус законодательсной

власти. «Весомая роль парламента, – подчеркивает С.А. Авакьян, –

состоит в принятии законов, участии в формировании и реализации

государственной политики, формировании ряда государственных

органов и назначении высших должностных лиц, выполнении

функций парламентского контроля»13.

Вместе с тем такой тенденции противостоят другие, в част-

ности: бюрократизации исполнительных структур власти, милита-

ризации государственного аппарата, доминирования в системе вла-

сти одной партии и др., т. е. тенденция возобладания режима мини-

13 См.: Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред.

С. А. Авакьян. – М., 2001. – С. 418.

стериализма. Это становится возможным в условиях, когда пред-

ставительный орган государства не отражает реального соотноше-

ния сил в обществе, а само государство не базируется на надежных

основаниях и институтах гражданского общества. С одной сторо-

ны, олигархическая экономика, бюрократизация, коррупционность,

возобладание государственных начал, с другой – неспособность на-

селения к самоидентификации, отсутствие политической системно-

сти и гражданской инициативы, партикуляризм и др. лишают госу-

дарство надежного фундамента устойчивости и энергии поддержки

населения страны, консолидированного институтами гражданского

общества. Поиск такого рода связей осуществляют институты вла-

сти, но снова, инициируя перемены «сверху», бюрократическим

путем (многопартийность, общественная палата и др.).

II. Институциональный срез парламентаризма дополняется

наличием особого правового статуса депутатов парламента и по-

рядком взаимоотношения депутатов и избирателей. Действующая

Конституция РФ ориентирует на отсутствие императивного манда-

та. Отсутствует и право отзыва не оправдавшего доверия избирате-

лей депутата Государственной Думы, общефедерального парла-

ментского учреждения.

Отсутствие императивного мандата понимается как несвязан-

ность депутата обязательствами перед своими избирателями, не-

подотчетность перед ними. Это не означает умаления значения на-

казов избирателей, их информирования о деятельности избранного

в Государственную Думу депутата на регулярных встречах. Но

главной задачей народных избранников становится осознание по-

требностей развития общества, уравновешивание интересов соци-

альных слоев и групп населения всей страны, выстраивание на этой

основе законотворческой политики и деятельности. Депутат ответ-

ственен не столько перед своими избирателями, сколько перед всем

народом, страной. Реализуется такая ответственность в ходе оче-

редных избирательных кампаний. Это с одной стороны. С другой –

ответственности депутата корреспондирует публично-правовая

электоральная ответственность, которая складывается как резуль-

тат принятого избирателями решения об оказанном доверии канди-

дату в депутаты либо о предпочтении политической программы од-

ной из партий, участвующей в избирательной кампании. Реализует-

ся электоральная ответственность в связи с отсутствием права от-

зыва депутата, не оправдавшего доверия избирателей.

III. Ядро режима парламентаризма составляет система раз-

деления властей, развитость правового компонента в соотношении

законодательной, исполнительной и судебной ветвей. Важно здесь

установление разрешительного режима правового регулирования,

правовых пределов деятельности носителей публичной власти,

юридических ограничений и публично-правовой ответственности

для ветвей власти. Даже если в системе конституционных полно-

мочий и функций обнаруживаются избыточные компоненты, если

имеют место и реализуются неявные полномочия, само наличие и

определенный баланс «сдержек» и «противовесов» в системе раз-

деления властей образует правовую базу режима парламентаризма.

IV. Парламентаризм базируется на экономическом, соци-

ально-политическом, идеополитическом плюрализме, политиче-

ской системности, соответственно конкурентности программ и про-

гнозов общенационального развития. Здесь создаются условия для

свободы выбора, в том числе электорального, в части депутатского

корпуса Государственной Думы РФ и законодательных собраний

субъектов федерации.

V. Парламентаризм – это наличие условий для восприимчи-

вости представительной системы страны, а также государственно-

правовых институтов, форм, механизмов базовых общецивилиза-

ционных ценностей (прежде всего основных прав и свобод челове-

ка и гражданина), ценностей политической и правовой культуры.

VI. Парламентаризм – это способность и готовность насе-

ления страны к самоидентификации, реализация возможности фор-

мировать институты гражданского общества, автономные по отно-

шению к государству.

VII. Парламентаризм – это складывание устойчивых тради-

ций в деятельности органа народного представительства, бережное

отношение к оправдывающим себя формам, институтам_______, механиз-

мам государственной деятельности и правового регулирования.

В переходной государственности России по многим позициям

можно говорить только о тенденциях становления режима парла-

ментаризма. Однако они дают понимание и оценку продвижению

вперед, всей важности этого процесса. К сожалению, не все в рос-

сийском обществе разделяют такие надежды. На таком авторитет-

ном форуме, как X Всемирный русский народный собор, прозвуча-

ло, что в России не будет работать парламентская модель отноше-

ний (Вс. Чаплин). Едва ли эта позиция соответствует условиям ста-

новления и развития демократии в России.__

 

Виды должностных лиц.

Можно квалифицировать должностных лиц:

1) по объему служебных полномочий: - на должностных лиц, полномочия которых имеют внутриорганизационный характер; - должностные лица, полномочия которых имеют публичный характер (представители власти, правоохранительных органов).

2) по признаку исполняемой роли в осуществлении управленческих функций на: - руководителей - специалистов, уполномоченных совершать действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права.

 

Смирнов В.К. считает признаком должностного лица обладание распорядительно-дисциплинарной властью. Должностное лицо имеет следующие признаки:

1) обязанность организовывать процесс производства, создавать нормальные условия труда, обеспечить контроль над мерой труда и потребления, а также надлежащую трудовую дисциплину;

2) полномочия по утверждению локальных норм;

3) наличие ответственности за исполнение своих обязанностей.

 

Административно-правовой статус должностных лиц не является неизменным, он укрепляется вместе с развитием государства, одновременно с совершенствованием правового регулирования общественных отношений.

 

В заключение я хочу привести свое определение понятия «должностного лица», за основу которого я взял определение данное в ч.1 ст.164 УК Украины в редакции от 11 июля 1995 г. Должностные лица - это лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях, независимо от форм собственности, должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей или исполняющие такие обязанности по специальным полномочиям и влекущие юридически значимые действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права и несущего повышенную ответственность за необеспечение выполнения установленных для него правил. Очень важным моментом в данном определении будет являться часть, говорящая о независимости от форм собственности, так как во всех ранее приводимых формулировках во внимание принимались лишь государственные и общественные организации, учреждения и предприятия.

 

Понятие и структура юридической науки.

Как и всякая область научных знаний, юриспруденция характеризуется специальным предметом (объектом) научно-познавательной деятельности. Занимая определенное место, как это вытекает из соотношения объектов гуманитарных наук и юридической науки, в системе научных знаний, юриспруденция в то же время является многоотраслевой, многопрофильной, логически увязанной системой знаний о государственно-правовой жизни современного общества. В структуре юридической науки в соответствии с особенностями объекта и предмета научного поиска и назначения отдельных ее компонентов выделяют следующие.

Первое. Историко-теоретический блок юриспруденции (теория государства и права, история государства и права, история учений о государстве и праве).

Второе. Отраслевую юридическую науку, которая выстраивается в системном порядке и отражает отраслевую дифференциацию с совокупностью связей и взаимодействий «по вертикали» и «по горизонтали» (конституционное право, административное, гражданское, трудовое, природоохранительное и др.).

Третье. Прикладную юридическую науку, привлекающую в юриспруденцию сведения (знания) из других, в том числе точных (естественных) наук, обеспечивающую решение технико-юридических, тактико-методических задач, имеющих непосредственно практическое значение (криминалистика, юридическая психология, судебная медицина, юридическая статистика и др.).

Четвертое. Отдельно в структуре юридической науки рассматривается наука международного права (международного публичного и международного частного права). Важность системной характеристики юридической науки обусловливается необходимостью уточнения объекта и предмета теории государства и права, ее роли и назначения во внутрисистемных связях и зависимостях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (1.556 с.)