Признаки и виды тоталитарных государственно-правовых режимов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки и виды тоталитарных государственно-правовых режимов.



 

Недемократические (тоталитарные) режимы характеризу-

ются следующими показателями:

1. Приоритетом государственных начал и интересов над все-

ми другими интересами и ценностями. Государство здесь проника-

ет во все поры жизни общества, в том числе в частную жизнь, оно

поглощает общество.

2. Тяготением к единоличной власти харизматических лиде-

ров (вождей), нередко придание такой власти сакральных свойств

(монументы, мавзолеи и др.).

3. Наличием однопартийной системы, даже если формально

существуют две или несколько партий, огосударствлением этой

партии и других, официально признаваемых негосударственных

организаций (ст. 6 и 7 Конституции СССР 1977 г.).

4. Отсутствием системы разделения властей, юридических

пределов в деятельности органов государства и должностных лиц,

их юридической ответственности перед населением, избирателями.

5. Приоритетом политики над экономикой, правом, общест-

вом в целом, отчуждением населения от собственности и власти.

6. Приматом публичного права над частным правом, возоб-

ладанием ограничительно-запретительного для граждан порядка

правового регулирования, господством патерналистского правосоз-

нания и криминального мышления населения страны.

7. Монополизацией информации и господством единствен-

ной идеологии.

Недемократический (тоталитарный) режим осуществления

государственной власти может иметь место в нескольких разно-

видностях. Различают военную диктатуру, которая складывается в

результате военного переворота, отчуждения от власти граждан-

ских институтов – парламента, правительства, системы правосудия.

Узурпация власти может быть осуществлена одним лицом (генерал

Пиночет в Чили после 1973 года) либо группой военных (военная

хунта). Режим военной диктатуры нередко встречался и встречает-

ся в практике перехода к военно-репрессивным средствам осуще-

ствления власти.

Корпоративно-аппаратный (леворадикальный) режим осу-

ществления государственной власти складывается в результате про-

ведения так называемых «пролетарских революций», осуществлен-

ных группами профессиональных революционеров марксистско-

ленинской идеологической ориентации при постановке стратегиче-

ской цели построения социализма и коммунизма.

Экономическую основу корпоративно-аппаратного режима

составляет монопольно-ведомственная собственность на средства

производства и централизованная система планово-хозяйственной

деятельности при исключении инициативы и оперативной само-

стоятельности хозяйствующих субъектов, отчуждения производи-

телей материальных благ от собственности.

Социальную опору леворадикального режима составляют

номенклатурные слои партийно-государственных и других огосу-

дарствленных структур, построенных на принципах бюрократиче-

ского централизма, при отчуждении населения (народа) от власти, а

бюрократической власти – от народа.

Система управления и принуждения ориентирована на обес-

печение достижения идеологизированных мифологических целей и

задач средствами перманентного подхлёстывания общества, ставя-

щего личность, гражданина в положение «винтика», заложника

этих целей.

Корпоративно-аппаратный режим в правовой жизни – это

возведение в закон административного произвола, а также обеспе-

чение осуществления надзаконных партийно-правительственных и

ведомственных решений, государство общей ограничительно-

запретительной концепции и практики правового регулирования. В

целом, это теоретическое обоснование и практическая реализация

примата публично-правового над частноправовым в правовой сис-

теме этатистского типа.

Фашистский (праворадикальный) режим осуществления го-

сударственной власти является прямым порождением общества,

экономическая система которого базируется на экономическом мо-

нополизме, господстве национальных и транснациональных моно-

полистических объединений внутри страны и за её пределами.

Этому обществу соответствует буржуазное империалистическое

государство, породившее две мировые империалистические войны,

выросшее из экспансионистских устремлений монополистических

объединений.

Социальную основу правого радикализма составляют наибо-

лее могущественные и агрессивные круги монополистического ка-

питала. Социальную опору движений составили «мелкие лавочни-

ки», которые вовлекались в агрессивные устремления вождей дви-

жений привлекательными лозунгами жизненного пространства.

Фашистские методы осуществления государственной власти

подпитывались шовинистической и националистической идеологи-

ей и практикой государственного строительства.

Основным инструментом обеспечения целей правого ради-

кализма стала открытая террористическая диктатура по отношению

к народам внутри страны и за её пределами.

Среди основных программных позиций правого радикализма

в правовой жизни является провозглашение нового порядка с дема-

гогическим привлечением концепции и лозунгов правовой государ-

ственности.

Особенности и различия в объяснении видов тоталитаризма

имеют теоретическое и практическое значение в связи с расхоже-

стью штампов в оценке практических событий и действий, подвер-

гаемых юридической квалификации в современной России__

 

Режим парламентаризма

Парламентаризм при этом нуждается в характеристике с уче-

том его становления в условиях слабости демократических тради-

ций в России, молодости самого этого института, его незавершен-

ности, а также недостаточной научной проработанности.

I. Парламентаризм – это институциональный компонент,

само наличие представительного учреждения, формируемого изби-

рателями страны на основе свободных выборов. Достижением в

институциализации данного режима стало то, что парламент явля-

ется постоянно действующим, активно функционирующим, имею-

щим юридическое оформление и правовой статус законодательсной

власти. «Весомая роль парламента, – подчеркивает С.А. Авакьян, –

состоит в принятии законов, участии в формировании и реализации

государственной политики, формировании ряда государственных

органов и назначении высших должностных лиц, выполнении

функций парламентского контроля»13.

Вместе с тем такой тенденции противостоят другие, в част-

ности: бюрократизации исполнительных структур власти, милита-

ризации государственного аппарата, доминирования в системе вла-

сти одной партии и др., т. е. тенденция возобладания режима мини-

13 См.: Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред.

С. А. Авакьян. – М., 2001. – С. 418.

стериализма. Это становится возможным в условиях, когда пред-

ставительный орган государства не отражает реального соотноше-

ния сил в обществе, а само государство не базируется на надежных

основаниях и институтах гражданского общества. С одной сторо-

ны, олигархическая экономика, бюрократизация, коррупционность,

возобладание государственных начал, с другой – неспособность на-

селения к самоидентификации, отсутствие политической системно-

сти и гражданской инициативы, партикуляризм и др. лишают госу-

дарство надежного фундамента устойчивости и энергии поддержки

населения страны, консолидированного институтами гражданского

общества. Поиск такого рода связей осуществляют институты вла-

сти, но снова, инициируя перемены «сверху», бюрократическим

путем (многопартийность, общественная палата и др.).

II. Институциональный срез парламентаризма дополняется

наличием особого правового статуса депутатов парламента и по-

рядком взаимоотношения депутатов и избирателей. Действующая

Конституция РФ ориентирует на отсутствие императивного манда-

та. Отсутствует и право отзыва не оправдавшего доверия избирате-

лей депутата Государственной Думы, общефедерального парла-

ментского учреждения.

Отсутствие императивного мандата понимается как несвязан-

ность депутата обязательствами перед своими избирателями, не-

подотчетность перед ними. Это не означает умаления значения на-

казов избирателей, их информирования о деятельности избранного

в Государственную Думу депутата на регулярных встречах. Но

главной задачей народных избранников становится осознание по-

требностей развития общества, уравновешивание интересов соци-

альных слоев и групп населения всей страны, выстраивание на этой

основе законотворческой политики и деятельности. Депутат ответ-

ственен не столько перед своими избирателями, сколько перед всем

народом, страной. Реализуется такая ответственность в ходе оче-

редных избирательных кампаний. Это с одной стороны. С другой –

ответственности депутата корреспондирует публично-правовая

электоральная ответственность, которая складывается как резуль-

тат принятого избирателями решения об оказанном доверии канди-

дату в депутаты либо о предпочтении политической программы од-

ной из партий, участвующей в избирательной кампании. Реализует-

ся электоральная ответственность в связи с отсутствием права от-

зыва депутата, не оправдавшего доверия избирателей.

III. Ядро режима парламентаризма составляет система раз-

деления властей, развитость правового компонента в соотношении

законодательной, исполнительной и судебной ветвей. Важно здесь

установление разрешительного режима правового регулирования,

правовых пределов деятельности носителей публичной власти,

юридических ограничений и публично-правовой ответственности

для ветвей власти. Даже если в системе конституционных полно-

мочий и функций обнаруживаются избыточные компоненты, если

имеют место и реализуются неявные полномочия, само наличие и

определенный баланс «сдержек» и «противовесов» в системе раз-

деления властей образует правовую базу режима парламентаризма.

IV. Парламентаризм базируется на экономическом, соци-

ально-политическом, идеополитическом плюрализме, политиче-

ской системности, соответственно конкурентности программ и про-

гнозов общенационального развития. Здесь создаются условия для

свободы выбора, в том числе электорального, в части депутатского

корпуса Государственной Думы РФ и законодательных собраний

субъектов федерации.

V. Парламентаризм – это наличие условий для восприимчи-

вости представительной системы страны, а также государственно-

правовых институтов, форм, механизмов базовых общецивилиза-

ционных ценностей (прежде всего основных прав и свобод челове-

ка и гражданина), ценностей политической и правовой культуры.

VI. Парламентаризм – это способность и готовность насе-

ления страны к самоидентификации, реализация возможности фор-

мировать институты гражданского общества, автономные по отно-

шению к государству.

VII. Парламентаризм – это складывание устойчивых тради-

ций в деятельности органа народного представительства, бережное

отношение к оправдывающим себя формам, институтам_______, механиз-

мам государственной деятельности и правового регулирования.

В переходной государственности России по многим позициям

можно говорить только о тенденциях становления режима парла-

ментаризма. Однако они дают понимание и оценку продвижению

вперед, всей важности этого процесса. К сожалению, не все в рос-

сийском обществе разделяют такие надежды. На таком авторитет-

ном форуме, как X Всемирный русский народный собор, прозвуча-

ло, что в России не будет работать парламентская модель отноше-

ний (Вс. Чаплин). Едва ли эта позиция соответствует условиям ста-

новления и развития демократии в России.__

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.049 с.)