Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Признаки и виды тоталитарных государственно-правовых режимов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Недемократические (тоталитарные) режимы характеризу- ются следующими показателями: 1. Приоритетом государственных начал и интересов над все- ми другими интересами и ценностями. Государство здесь проника- ет во все поры жизни общества, в том числе в частную жизнь, оно поглощает общество. 2. Тяготением к единоличной власти харизматических лиде- ров (вождей), нередко придание такой власти сакральных свойств (монументы, мавзолеи и др.). 3. Наличием однопартийной системы, даже если формально существуют две или несколько партий, огосударствлением этой партии и других, официально признаваемых негосударственных организаций (ст. 6 и 7 Конституции СССР 1977 г.). 4. Отсутствием системы разделения властей, юридических пределов в деятельности органов государства и должностных лиц, их юридической ответственности перед населением, избирателями. 5. Приоритетом политики над экономикой, правом, общест- вом в целом, отчуждением населения от собственности и власти. 6. Приматом публичного права над частным правом, возоб- ладанием ограничительно-запретительного для граждан порядка правового регулирования, господством патерналистского правосоз- нания и криминального мышления населения страны. 7. Монополизацией информации и господством единствен- ной идеологии. Недемократический (тоталитарный) режим осуществления государственной власти может иметь место в нескольких разно- видностях. Различают военную диктатуру, которая складывается в результате военного переворота, отчуждения от власти граждан- ских институтов – парламента, правительства, системы правосудия. Узурпация власти может быть осуществлена одним лицом (генерал Пиночет в Чили после 1973 года) либо группой военных (военная хунта). Режим военной диктатуры нередко встречался и встречает- ся в практике перехода к военно-репрессивным средствам осуще- ствления власти. Корпоративно-аппаратный (леворадикальный) режим осу- ществления государственной власти складывается в результате про- ведения так называемых «пролетарских революций», осуществлен- ных группами профессиональных революционеров марксистско- ленинской идеологической ориентации при постановке стратегиче- ской цели построения социализма и коммунизма. Экономическую основу корпоративно-аппаратного режима составляет монопольно-ведомственная собственность на средства производства и централизованная система планово-хозяйственной деятельности при исключении инициативы и оперативной само- стоятельности хозяйствующих субъектов, отчуждения производи- телей материальных благ от собственности. Социальную опору леворадикального режима составляют номенклатурные слои партийно-государственных и других огосу- дарствленных структур, построенных на принципах бюрократиче- ского централизма, при отчуждении населения (народа) от власти, а бюрократической власти – от народа. Система управления и принуждения ориентирована на обес- печение достижения идеологизированных мифологических целей и задач средствами перманентного подхлёстывания общества, ставя- щего личность, гражданина в положение «винтика», заложника этих целей. Корпоративно-аппаратный режим в правовой жизни – это возведение в закон административного произвола, а также обеспе- чение осуществления надзаконных партийно-правительственных и ведомственных решений, государство общей ограничительно- запретительной концепции и практики правового регулирования. В целом, это теоретическое обоснование и практическая реализация примата публично-правового над частноправовым в правовой сис- теме этатистского типа. Фашистский (праворадикальный) режим осуществления го- сударственной власти является прямым порождением общества, экономическая система которого базируется на экономическом мо- нополизме, господстве национальных и транснациональных моно- полистических объединений внутри страны и за её пределами. Этому обществу соответствует буржуазное империалистическое государство, породившее две мировые империалистические войны, выросшее из экспансионистских устремлений монополистических объединений. Социальную основу правого радикализма составляют наибо- лее могущественные и агрессивные круги монополистического ка- питала. Социальную опору движений составили «мелкие лавочни- ки», которые вовлекались в агрессивные устремления вождей дви- жений привлекательными лозунгами жизненного пространства. Фашистские методы осуществления государственной власти подпитывались шовинистической и националистической идеологи- ей и практикой государственного строительства. Основным инструментом обеспечения целей правого ради- кализма стала открытая террористическая диктатура по отношению к народам внутри страны и за её пределами. Среди основных программных позиций правого радикализма в правовой жизни является провозглашение нового порядка с дема- гогическим привлечением концепции и лозунгов правовой государ- ственности. Особенности и различия в объяснении видов тоталитаризма имеют теоретическое и практическое значение в связи с расхоже- стью штампов в оценке практических событий и действий, подвер- гаемых юридической квалификации в современной России__
Режим парламентаризма Парламентаризм при этом нуждается в характеристике с уче- том его становления в условиях слабости демократических тради- ций в России, молодости самого этого института, его незавершен- ности, а также недостаточной научной проработанности. I. Парламентаризм – это институциональный компонент, само наличие представительного учреждения, формируемого изби- рателями страны на основе свободных выборов. Достижением в институциализации данного режима стало то, что парламент явля- ется постоянно действующим, активно функционирующим, имею- щим юридическое оформление и правовой статус законодательсной власти. «Весомая роль парламента, – подчеркивает С.А. Авакьян, – состоит в принятии законов, участии в формировании и реализации государственной политики, формировании ряда государственных органов и назначении высших должностных лиц, выполнении функций парламентского контроля»13. Вместе с тем такой тенденции противостоят другие, в част- ности: бюрократизации исполнительных структур власти, милита- ризации государственного аппарата, доминирования в системе вла- сти одной партии и др., т. е. тенденция возобладания режима мини- 13 См.: Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С. А. Авакьян. – М., 2001. – С. 418. стериализма. Это становится возможным в условиях, когда пред- ставительный орган государства не отражает реального соотноше- ния сил в обществе, а само государство не базируется на надежных основаниях и институтах гражданского общества. С одной сторо- ны, олигархическая экономика, бюрократизация, коррупционность, возобладание государственных начал, с другой – неспособность на- селения к самоидентификации, отсутствие политической системно- сти и гражданской инициативы, партикуляризм и др. лишают госу- дарство надежного фундамента устойчивости и энергии поддержки населения страны, консолидированного институтами гражданского общества. Поиск такого рода связей осуществляют институты вла- сти, но снова, инициируя перемены «сверху», бюрократическим путем (многопартийность, общественная палата и др.). II. Институциональный срез парламентаризма дополняется наличием особого правового статуса депутатов парламента и по- рядком взаимоотношения депутатов и избирателей. Действующая Конституция РФ ориентирует на отсутствие императивного манда- та. Отсутствует и право отзыва не оправдавшего доверия избирате- лей депутата Государственной Думы, общефедерального парла- ментского учреждения. Отсутствие императивного мандата понимается как несвязан- ность депутата обязательствами перед своими избирателями, не- подотчетность перед ними. Это не означает умаления значения на- казов избирателей, их информирования о деятельности избранного в Государственную Думу депутата на регулярных встречах. Но главной задачей народных избранников становится осознание по- требностей развития общества, уравновешивание интересов соци- альных слоев и групп населения всей страны, выстраивание на этой основе законотворческой политики и деятельности. Депутат ответ- ственен не столько перед своими избирателями, сколько перед всем народом, страной. Реализуется такая ответственность в ходе оче- редных избирательных кампаний. Это с одной стороны. С другой – ответственности депутата корреспондирует публично-правовая электоральная ответственность, которая складывается как резуль- тат принятого избирателями решения об оказанном доверии канди- дату в депутаты либо о предпочтении политической программы од- ной из партий, участвующей в избирательной кампании. Реализует- ся электоральная ответственность в связи с отсутствием права от- зыва депутата, не оправдавшего доверия избирателей. III. Ядро режима парламентаризма составляет система раз- деления властей, развитость правового компонента в соотношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей. Важно здесь установление разрешительного режима правового регулирования, правовых пределов деятельности носителей публичной власти, юридических ограничений и публично-правовой ответственности для ветвей власти. Даже если в системе конституционных полно- мочий и функций обнаруживаются избыточные компоненты, если имеют место и реализуются неявные полномочия, само наличие и определенный баланс «сдержек» и «противовесов» в системе раз- деления властей образует правовую базу режима парламентаризма. IV. Парламентаризм базируется на экономическом, соци- ально-политическом, идеополитическом плюрализме, политиче- ской системности, соответственно конкурентности программ и про- гнозов общенационального развития. Здесь создаются условия для свободы выбора, в том числе электорального, в части депутатского корпуса Государственной Думы РФ и законодательных собраний субъектов федерации. V. Парламентаризм – это наличие условий для восприимчи- вости представительной системы страны, а также государственно- правовых институтов, форм, механизмов базовых общецивилиза- ционных ценностей (прежде всего основных прав и свобод челове- ка и гражданина), ценностей политической и правовой культуры. VI. Парламентаризм – это способность и готовность насе- ления страны к самоидентификации, реализация возможности фор- мировать институты гражданского общества, автономные по отно- шению к государству. VII. Парламентаризм – это складывание устойчивых тради- ций в деятельности органа народного представительства, бережное отношение к оправдывающим себя формам, институтам_______, механиз- мам государственной деятельности и правового регулирования. В переходной государственности России по многим позициям можно говорить только о тенденциях становления режима парла- ментаризма. Однако они дают понимание и оценку продвижению вперед, всей важности этого процесса. К сожалению, не все в рос- сийском обществе разделяют такие надежды. На таком авторитет- ном форуме, как X Всемирный русский народный собор, прозвуча- ло, что в России не будет работать парламентская модель отноше- ний (Вс. Чаплин). Едва ли эта позиция соответствует условиям ста- новления и развития демократии в России.__
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.151 (0.007 с.) |