Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственно-правовые режимы: понятие и виды.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее динамическим компонентом формы государства является политический (государственно-правовой) режим. Он оп- ределяется как совокупность приемов, способов и средств осущест- вления власти в государстве. Политический (государственно-правовой) режим оценивается исходя из признания и гарантированности: основных прав и свобод человека и гражданина, из развитости гражданского общества и дей- ственности институтов демократии, из эффективности правовых ог- раничений по отношению к полномочиям структур власти, из со- стояния законности и правопорядка в стране. В конечном счете, по- литический (государственно-правовой) режим показывает степень напряжения в осуществлении власти, что находится в определенной зависимости от соотношения сил в обществе, наличия или отсутствия согласия между социальными слоями и группами населения, от спо- собности государства приводить общество к согласию и равновесию. В связи с этими фактами различают демократические и недемокра- тические (тоталитарные) режимы. Демократические режимы характеризуются следующими показателями: 1. Приоритетом личности над всеми другими интересами и ценностями, гарантированным осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина. 2. Демократическим порядком формирования и функциони- рования структур власти (избирательная система, разделение вла- стей, отсутствие единого центра власти, подконтрольность), т.е. на- личием режима парламентаризма. 3. Политическим плюрализмом – многопартийной системой, многоканальностью выражения и учета интересов социальных слоев и групп населения, безусловным учетом интересов меньшинства и др. 4. Идеологическим плюрализмом, открытой информацией, свободными СМИ. 5. Приматом частного права над публичным правом, обеспе- чением равенства граждан перед законом, наличием режима законно- сти в деятельности органов государства, органов местного само- управления, должностных лиц. 6. Наличием эффективного механизма перевода объектив- ных потребностей развития общества и интересов народа в плос- кость государственной политики и права. 7. Демократический режим осуществления власти может быть представлен несколькими разновидностями: либерально- демократическим, социально-демократическим. Как частное прояв- ление демократического режима в сфере государственно-правовой жизни следует видеть режимы парламентаризма, конституциона- лизма, законности. Недемократические (тоталитарные) режимы характеризу- ются следующими показателями: 1. Приоритетом государственных начал и интересов над все- ми другими интересами и ценностями. Государство здесь проника- ет во все поры жизни общества, в том числе в частную жизнь, оно поглощает общество. 2. Тяготением к единоличной власти харизматических лиде- ров (вождей), нередко придание такой власти сакральных свойств (монументы, мавзолеи и др.). 3. Наличием однопартийной системы, даже если формально существуют две или несколько партий, огосударствлением этой партии и других, официально признаваемых негосударственных организаций (ст. 6 и 7 Конституции СССР 1977 г.). 4. Отсутствием системы разделения властей, юридических пределов в деятельности органов государства и должностных лиц, их юридической ответственности перед населением, избирателями. 5. Приоритетом политики над экономикой, правом, общест- вом в целом, отчуждением населения от собственности и власти. 6. Приматом публичного права над частным правом, возоб- ладанием ограничительно-запретительного для граждан порядка правового регулирования, господством патерналистского правосоз- нания и криминального мышления населения страны. 7. Монополизацией информации и господством единствен- ной идеологии. Недемократический (тоталитарный) режим осуществления государственной власти может иметь место в нескольких разно- видностях. Различают военную диктатуру, которая складывается в результате военного переворота, отчуждения от власти граждан- ских институтов – парламента, правительства, системы правосудия. Узурпация власти может быть осуществлена одним лицом (генерал Пиночет в Чили после 1973 года) либо группой военных (военная хунта). Режим военной диктатуры нередко встречался и встречает- ся в практике перехода к военно-репрессивным средствам осуще- ствления власти. Корпоративно-аппаратный (леворадикальный) режим осу- ществления государственной власти складывается в результате про- ведения так называемых «пролетарских революций», осуществлен- ных группами профессиональных революционеров марксистско- ленинской идеологической ориентации при постановке стратегиче- ской цели построения социализма и коммунизма. Экономическую основу корпоративно-аппаратного режима составляет монопольно-ведомственная собственность на средства производства и централизованная система планово-хозяйственной деятельности при исключении инициативы и оперативной само- стоятельности хозяйствующих субъектов, отчуждения производи- телей материальных благ от собственности. Социальную опору леворадикального режима составляют номенклатурные слои партийно-государственных и других огосу- дарствленных структур, построенных на принципах бюрократиче- ского централизма, при отчуждении населения (народа) от власти, а бюрократической власти – от народа. Система управления и принуждения ориентирована на обес- печение достижения идеологизированных мифологических целей и задач средствами перманентного подхлёстывания общества, ставя- щего личность, гражданина в положение «винтика», заложника этих целей. Корпоративно-аппаратный режим в правовой жизни – это возведение в закон административного произвола, а также обеспе- чение осуществления надзаконных партийно-правительственных и ведомственных решений, государство общей ограничительно- запретительной концепции и практики правового регулирования. В целом, это теоретическое обоснование и практическая реализация примата публично-правового над частноправовым в правовой сис- теме этатистского типа. Фашистский (праворадикальный) режим осуществления го- сударственной власти является прямым порождением общества, экономическая система которого базируется на экономическом мо- нополизме, господстве национальных и транснациональных моно- полистических объединений внутри страны и за её пределами. Этому обществу соответствует буржуазное империалистическое государство, породившее две мировые империалистические войны, выросшее из экспансионистских устремлений монополистических объединений. Социальную основу правого радикализма составляют наибо- лее могущественные и агрессивные круги монополистического ка- питала. Социальную опору движений составили «мелкие лавочни- ки», которые вовлекались в агрессивные устремления вождей дви- жений привлекательными лозунгами жизненного пространства. Фашистские методы осуществления государственной власти подпитывались шовинистической и националистической идеологи- ей и практикой государственного строительства. Основным инструментом обеспечения целей правого ради- кализма стала открытая террористическая диктатура по отношению к народам внутри страны и за её пределами. Среди основных программных позиций правого радикализма в правовой жизни является провозглашение нового порядка с дема- гогическим привлечением концепции и лозунгов правовой государ- ственности. Особенности и различия в объяснении видов тоталитаризма имеют теоретическое и практическое значение в связи с расхоже- стью штампов в оценке практических событий и действий, подвер- гаемых юридической квалификации в современной России.__
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.73 (0.012 с.) |