Государство и власть. Государственная власть как разновидность социальной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и власть. Государственная власть как разновидность социальной власти.



Отправным пунктом определения понятия любого государства является его оценка как организации политической власти. Власть

при этом свойственна не только государству, но и биологическим,

зоологическим, социальным общностям. Она имеет место там, где

есть потребность в организации, самоорганизации, управлении.

Любая социальная общность нуждается в организации, т.е.

навязывании воли одних лиц (социальных групп) и подчинение

этой воле других. На этой основе складывается система управле-

ния, а также поддержание системы связей. Отсюда исходной явля-

ется категория социальная власть, которую можно определить как

основанное на силе или авторитете воздействие на поведение лю-

дей и приведение социальных связей в определяемое социальными

нормами состояние: власть в семье, общественном формировании,

религиозной общности, государстве и др.

Государственная власть – особая разновидность социальной

власти. Она отличается от всех других видов социальной власти, во-

первых, субъектами властеотношений, которые имеют властные пол-

номочия и специфический правовой статус (ветви власти, органы го-

сударства, органы местного самоуправления, должностные лица). Во-

вторых, имеет публично-политический характер и юридическое

оформление, поэтому действует в режиме правовых ограничений в

соответствии с принципом «разрешено только то, что закреплено в

законе». В-третьих, официально представляет всё общество, распро-

страняется на всех и каждого, независимо от политических, религи-

озных, национальных и др. предпочтений и особенностей лиц. В-

четвёртых, в классово антагонистическом обществе решает задачи

классового подавления, в современном гражданском обществе – за-

дачи приведения общества к согласию, равновесию, благополучию.

В-пятых, поддерживается потенциальной или реальной возможно-

стью применения силы государственного принуждения.

Отсюда – двоякая характеристика государственной власти. В

неразвитых (классовых) государствах – это организованное насилие

одного класса для подавления другого (К. Макс, Ф. Энгельс). Здесь

возобладает навязывание воли меньшинства населения большинст-

ву, наращивание принудительного компонента в структуре власти,

соответствующее выстраивание социально-политического, соци-

ально-психологического и юридического аспектов власти, возобла-

дание вертикальной структуры властеотношений.

В современном гражданском обществе и демократическом

государстве государственная власть определяется как организован-

ное руководство обществом со стороны государства, целенаправ-

ленное на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, ори-

ентированное на преодоление противоречий, противостояний и

конфликтов, поддержание равновесия и правопорядка. Властеот-

ношения здесь имеют сложную горизонтально-вертикальную

структуру.__

 

Легальность и легитимность государственной власти.

 

Общая характеристика государственной власти была бы не-

полной без уточнения процесса её институциализации, узаконения

и принятия населением сформированной политико-

территориальной её организации.

Различают ненормативный и нормативный пути обретения

государственной власти лицом либо группой лиц. Первый путь ча-

ще всего начинается с насильственного захвата власти вопреки за-

конным основаниям её формирования, перехода, преобразования,

либо такое злоупотребление властью, которое обращает её мощь к

достижению противозаконных и противоречащих интересам обще-

ства и государства целей, например к достижению мирового гос-

подства. Такое присвоение власти называют узурпацией.

Нормативный (легальный) путь устроения (конституирова-

ния) государственной власти предполагает наличие нормативной

модели формы государственного правления и территориального

устройства, системы власти (разделения властей), структуры аппа-

рата государства и др. Если государственная власть формируется,

оформляется в соответствии с конституционной (преимуществен-

но) моделью и в определённом порядке (законами о выборах, о

престолонаследии и др.), то она получает своего материального но-

сителя легальным путём. Легальная (легализованная) власть в го-

сударстве − это сформированная (оформленная) в соответствии с

заранее определённой нормативной моделью, принятой материаль-

ными её носителями, функционирующая в русле законодательно

определенных полномочий и юридических ограничений, ориенти-

рованная на обеспечение потребностей общественного прогресса.

Легитимная государственная власть характеризует качест-

венную сторону её отношения и взаимодействия с населением. Леги-

тимность определяется как признание легальной государственной

власти подавляющим большинством граждан страны единственно

возможной. При такой оценке легитимность складывается как отно-

шение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное

насилие как средство. Оно означает признание людьми действующей

(наличной) власти и готовность ей подчиниться (М. Вебер).

Различаются при этом три вида оправдания власти. Во-

первых, «традиционная» легитимность, сложившаяся в силу при-

вычки; во_______-вторых, обусловленная авторитетом личного дара (ха-

ризма), наличием качеств вождя; в-третьих, основанная на вере в

легальности «установлений» и деловой «компетентности», на ра-

ционально действующих правилах.12

Для каждого государства характерен один из названных ви-

дов легитимности. В государствах социально-демократических во-

зобладают признаки рациональной легитимности, которая:

– базируется на институтах и ценностях гражданского обще-

ства (самодостаточная экономическая основа, политическая сис-

темность, плюралистическая демократия и др.);

– складывается в условиях гарантированной реализации ос-

новных прав и свобод человека и гражданина на началах формаль-

ного равенства и справедливости;

– имеет социальную базу, поддерживается подавляющим

большинством населения страны, средним классом;

– формируется при наличии режима, законности, в частности,

доверии к институтам власти, правоохранительной системе, к выс-

шим должностным лицам государства.

Легитимность государственной власти поэтому – явление

многозначное, несводимое к её признанию населением страны как

единственно возможной. В переходных обществах и государствах

речь может идти о легитимации государственной власти, укрепле-

нии названных условий и компонентов, т.е. речь о тенденции.

В частности, переходное общество и государство в России,

находящиеся в условиях социальной напряженности, неуверенно-

сти, нестабильности, олигархической экономики, коррумпирован-

ного чиновничества, обнищания населения и т.п., не создают пред-

посылок для признания государственной власти в таком её качест-

ве. Можно говорить о поисках путей легитимации государственной

12 См. Вебер М. Избр. произведения. / сост. и общ. ред. Ю.Н.Давыдов. – М., 1990.

– С. 664-766.

власти, положительные тенденции которой дадут о себе знать в

связи с формированием гражданского общества и гармонизацией

его взаимодействия с демократическим государством.__

 

Государство и право.

Определение критериев соотношения объектов гуманитарных

наук и объекта юридической науки (теории государства и права)

привело в гл. І к выводу о том, что юридическая наука изучает го-

сударство и право, государственно-правовую жизнь общества в

системе взаимодействий с другими институтами общества, полити-

ческой его системы, а также отдельные стороны государственно-

правовой действительности. Государство и право в объекте юриди-

ческой науки неотделимы, иначе критерии обособления объектов и

предметов наук утрачиваются. Важным в связи с этим становится

вопрос о соотношении государства и права (права и государства).

Во-первых, неоспоримым признаётся тезис о неразрывности

этих институтов. Об этом свидетельствуют одновременность воз-

никновения, решение с помощью государства и права одних и тех

же задач, выдвигаемых обществом, взаимосогласованность дейст-

вия, взаимообеспеченность.

Во-вторых, в современных условиях возрастания значимостим

права, усиления международных факторов правообразования и ин-

ститутов правообеспечения сохраняется роль государства как мо-

нопольного «правообразователя» законодательных и иных норм

(Ю.А. Тихомиров). Даже если признать обязанность интегрировать

международные стандарты основных прав и свобод во внутреннее

законодательство, то делает эту работу законодатель, государство.

В-третьих, право, в свою очередь, устанавливает юридические

пределы деятельности государства, устанавливая разрешительный

режим реализации властных полномочий, приоритет международ-

ного права над внутренним законодательством.

В-четвёртых, и государство, и право содержат набор необхо-

димых средств преодоления противоречий, деформаций, нестыко-

вок, коллизий в деятельности носителей публичной власти и в пра-

вовом регулировании.__

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.232.228 (0.041 с.)