Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство и власть. Государственная власть как разновидность социальной власти.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Отправным пунктом определения понятия любого государства является его оценка как организации политической власти. Власть при этом свойственна не только государству, но и биологическим, зоологическим, социальным общностям. Она имеет место там, где есть потребность в организации, самоорганизации, управлении. Любая социальная общность нуждается в организации, т.е. навязывании воли одних лиц (социальных групп) и подчинение этой воле других. На этой основе складывается система управле- ния, а также поддержание системы связей. Отсюда исходной явля- ется категория социальная власть, которую можно определить как основанное на силе или авторитете воздействие на поведение лю- дей и приведение социальных связей в определяемое социальными нормами состояние: власть в семье, общественном формировании, религиозной общности, государстве и др. Государственная власть – особая разновидность социальной власти. Она отличается от всех других видов социальной власти, во- первых, субъектами властеотношений, которые имеют властные пол- номочия и специфический правовой статус (ветви власти, органы го- сударства, органы местного самоуправления, должностные лица). Во- вторых, имеет публично-политический характер и юридическое оформление, поэтому действует в режиме правовых ограничений в соответствии с принципом «разрешено только то, что закреплено в законе». В-третьих, официально представляет всё общество, распро- страняется на всех и каждого, независимо от политических, религи- озных, национальных и др. предпочтений и особенностей лиц. В- четвёртых, в классово антагонистическом обществе решает задачи классового подавления, в современном гражданском обществе – за- дачи приведения общества к согласию, равновесию, благополучию. В-пятых, поддерживается потенциальной или реальной возможно- стью применения силы государственного принуждения. Отсюда – двоякая характеристика государственной власти. В неразвитых (классовых) государствах – это организованное насилие одного класса для подавления другого (К. Макс, Ф. Энгельс). Здесь возобладает навязывание воли меньшинства населения большинст- ву, наращивание принудительного компонента в структуре власти, соответствующее выстраивание социально-политического, соци- ально-психологического и юридического аспектов власти, возобла- дание вертикальной структуры властеотношений. В современном гражданском обществе и демократическом государстве государственная власть определяется как организован- ное руководство обществом со стороны государства, целенаправ- ленное на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, ори- ентированное на преодоление противоречий, противостояний и конфликтов, поддержание равновесия и правопорядка. Властеот- ношения здесь имеют сложную горизонтально-вертикальную структуру.__
Легальность и легитимность государственной власти.
Общая характеристика государственной власти была бы не- полной без уточнения процесса её институциализации, узаконения и принятия населением сформированной политико- территориальной её организации. Различают ненормативный и нормативный пути обретения государственной власти лицом либо группой лиц. Первый путь ча- ще всего начинается с насильственного захвата власти вопреки за- конным основаниям её формирования, перехода, преобразования, либо такое злоупотребление властью, которое обращает её мощь к достижению противозаконных и противоречащих интересам обще- ства и государства целей, например к достижению мирового гос- подства. Такое присвоение власти называют узурпацией. Нормативный (легальный) путь устроения (конституирова- ния) государственной власти предполагает наличие нормативной модели формы государственного правления и территориального устройства, системы власти (разделения властей), структуры аппа- рата государства и др. Если государственная власть формируется, оформляется в соответствии с конституционной (преимуществен- но) моделью и в определённом порядке (законами о выборах, о престолонаследии и др.), то она получает своего материального но- сителя легальным путём. Легальная (легализованная) власть в го- сударстве − это сформированная (оформленная) в соответствии с заранее определённой нормативной моделью, принятой материаль- ными её носителями, функционирующая в русле законодательно определенных полномочий и юридических ограничений, ориенти- рованная на обеспечение потребностей общественного прогресса. Легитимная государственная власть характеризует качест- венную сторону её отношения и взаимодействия с населением. Леги- тимность определяется как признание легальной государственной власти подавляющим большинством граждан страны единственно возможной. При такой оценке легитимность складывается как отно- шение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство. Оно означает признание людьми действующей (наличной) власти и готовность ей подчиниться (М. Вебер). Различаются при этом три вида оправдания власти. Во- первых, «традиционная» легитимность, сложившаяся в силу при- вычки; во_______-вторых, обусловленная авторитетом личного дара (ха- ризма), наличием качеств вождя; в-третьих, основанная на вере в легальности «установлений» и деловой «компетентности», на ра- ционально действующих правилах.12 Для каждого государства характерен один из названных ви- дов легитимности. В государствах социально-демократических во- зобладают признаки рациональной легитимности, которая: – базируется на институтах и ценностях гражданского обще- ства (самодостаточная экономическая основа, политическая сис- темность, плюралистическая демократия и др.); – складывается в условиях гарантированной реализации ос- новных прав и свобод человека и гражданина на началах формаль- ного равенства и справедливости; – имеет социальную базу, поддерживается подавляющим большинством населения страны, средним классом; – формируется при наличии режима, законности, в частности, доверии к институтам власти, правоохранительной системе, к выс- шим должностным лицам государства. Легитимность государственной власти поэтому – явление многозначное, несводимое к её признанию населением страны как единственно возможной. В переходных обществах и государствах речь может идти о легитимации государственной власти, укрепле- нии названных условий и компонентов, т.е. речь о тенденции. В частности, переходное общество и государство в России, находящиеся в условиях социальной напряженности, неуверенно- сти, нестабильности, олигархической экономики, коррумпирован- ного чиновничества, обнищания населения и т.п., не создают пред- посылок для признания государственной власти в таком её качест- ве. Можно говорить о поисках путей легитимации государственной 12 См. Вебер М. Избр. произведения. / сост. и общ. ред. Ю.Н.Давыдов. – М., 1990. – С. 664-766. власти, положительные тенденции которой дадут о себе знать в связи с формированием гражданского общества и гармонизацией его взаимодействия с демократическим государством.__
Государство и право. Определение критериев соотношения объектов гуманитарных наук и объекта юридической науки (теории государства и права) привело в гл. І к выводу о том, что юридическая наука изучает го- сударство и право, государственно-правовую жизнь общества в системе взаимодействий с другими институтами общества, полити- ческой его системы, а также отдельные стороны государственно- правовой действительности. Государство и право в объекте юриди- ческой науки неотделимы, иначе критерии обособления объектов и предметов наук утрачиваются. Важным в связи с этим становится вопрос о соотношении государства и права (права и государства). Во-первых, неоспоримым признаётся тезис о неразрывности этих институтов. Об этом свидетельствуют одновременность воз- никновения, решение с помощью государства и права одних и тех же задач, выдвигаемых обществом, взаимосогласованность дейст- вия, взаимообеспеченность. Во-вторых, в современных условиях возрастания значимостим права, усиления международных факторов правообразования и ин- ститутов правообеспечения сохраняется роль государства как мо- нопольного «правообразователя» законодательных и иных норм (Ю.А. Тихомиров). Даже если признать обязанность интегрировать международные стандарты основных прав и свобод во внутреннее законодательство, то делает эту работу законодатель, государство. В-третьих, право, в свою очередь, устанавливает юридические пределы деятельности государства, устанавливая разрешительный режим реализации властных полномочий, приоритет международ- ного права над внутренним законодательством. В-четвёртых, и государство, и право содержат набор необхо- димых средств преодоления противоречий, деформаций, нестыко- вок, коллизий в деятельности носителей публичной власти и в пра- вовом регулировании.__
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.71 (0.008 с.) |