Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и компоненты формы государства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Категория «форма государства» показывает, как оформлена государственная власть, какие особенности организации государст- венной власти обнаруживаются в каждом конкретном случае, в от- дельном государстве. Если сущность государства – это организация политической власти (социальный институт), то форма государства – это способ существования, внешнего выражения, оформления этой власти. Форма государства может пониматься в узком смысле как форма государственного правления. В прошлом и настоящем по- этому называют деспотии, аристократии, олигархии, демократии, монархии, республики и др. В широком смысле слова форма государства, помимо формы государственного правления, объединяет формы государственного устройства и политический (государственно-правовой) режим. На особенности формы государства и ее составляющие на- кладывают отпечаток многочисленные обусловливающие факто- ры. Важными среди них являются: соотношение сил в обществе – социальных слоев, социальных групп, национальных общностей, национальных традиций и особенности решения национального вопроса; развитость политического и правового сознания и наличие ценностей политической и правовой культуры; особенности и уста- новки политических элит; роль права и наличие режима законности в обществе; влиятельность демократических институтов и т.п. Характеризуя состав формы государства, следует отметить, что внутри ее компонентов есть разновидности, которые характеризуют- ся своим внутренним строением, содержат внутривидовые составы.
41. Формы государственного правления.
Формы государственного правления определяются как поря- док учреждения (конституирования) структур высшей власти в го- сударстве, их взаимодействие друг с другом на основе баланса пол- номочий, а также с населением страны. В зависимости от состава правящих органов и лиц различают монархии и республики. Монархия как форма правления имеет место там, где высшая власть в государстве сосредоточена в руках одного лица (монарха) либо делится с другими органами высшей власти и передается в со- ответствии с законом по наследству. В зависимости от объема полномочий монарха монархии классифицируются на абсолютные, дуалистические, конституци- онные (ограниченные). В абсолютной монархии отсутствует система разделения вла- стей, монарх сосредотачивает политическую власть, концентрирует в своих руках законодательство, исполнение законов, отправление правосудия. Власть монарха неограниченна. Наличие сословно- представительных учреждений ничего не меняет. Фактически они являются бесправными. Например, это царское самодержавие, се- годня – султанат Оман, Бруней. В дуалистической монархии монарх – глава государства. Он осуществляет функции главы исполнительной власти, обладает пра- вом издавать имеющие силу закона указы. В дуалистической монар- хии законодательствует парламент при наличии абсолютного права вето монарха на законы парламента. Классическим примером такой монархии была форма правле- ния в Иране до исламской революции. В конституционной (ограниченной) монархии монарх – гла- ва государства, а законодательную, исполнительную, судебную власти осуществляют конституционные органы. В связи с тем, что за исключением главы государства (монарха) такая форма правле- ния является типичной парламентской республикой, конституци- онную монархию нередко именуют парламентской. Конституционные монархии типичны для многих стран Ев- ропы и Азии: Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии, Испа- нии, Японии и др. Республика как форма правления имеет место там, где органы высшей власти избираются населением или его представителями (выборщиками) либо формируются напрямую или при участии об- щегосударственных органов народного представительства на опре- деленный срок. Республика __________характеризуется, во-первых, производностью ор- ганов высшей власти от народа; во-вторых, сменяемостью органов высшей власти по истечении определенного в законе срока; в- третьих, верховенством актов высших представительных органов власти по отношению ко всем другим правовым актам; в- четвертых, распределением полномочий и наличием «противове- сов» между органами высшей власти. Известны парламентская, президентская, смешанная респуб- лики. Парламентская республика (Италия, ФРГ и др.) характеризу- ется следующими особенностями: 1. Значительной ролью парламента, его формальным верхо- венством в системе разделения властей: а) парламент формирует правительство из представителей партийного большинства; б) пра- вительство ответственно перед парламентом; в) при утрате под- держки парламентского большинства правительство отправляется в отставку. 2. Своеобразным статусом главы государства – президента, который: а) избирается парламентом; б) является конституционным главой государства; в) обособлен от исполнительной власти и не ответственен за действия правительства; г) имеет право распускать парламент и назначать новые выборы в ситуациях правительствен- ного кризиса. 3. Развитостью партийной системы (многопартийностью), автономностью других институтов гражданского общества. Президентская республика (США, Мексика и др.) имеет сле- дующие особенности: 1) Президент избирается населением или его представителя- ми (выборщиками), т.е. внепарламентским путем. 2) Президент является главой государства, главой правитель- ства, возглавляет Совет Безопасности, определяет внешнеполити- ческий курс, является главнокомандующим, т.е. занимает пять должностей. 3) Правительство формируется президентом и ответственно перед ним, а не перед парламентом. 4) Отсутствует право роспуска парламента, который не имеет права отправить правительство в отставку. 5) Президент имеет право вето на законодательные акты пар- ламента. 6) Президент представляет одну из политических партий. Для полупрезидентской (президентско-парламентской) рес- публики (Финляндия, Польша и др.) характерны следующие при- знаки: 1. Президент и парламент отдельно избираются населением (избирателями) страны. 2. Президент – глава государства – участвует вместе с палатами парламента в формировании правительства, возглавляет Совет Безо- пасности, является главнокомандующим, определяет направления внутренней и внешней политики, т.е. занимает пять должностей. 3. Правительство ответственно перед президентом и парла- ментом. 4. Парламент не может отправить правительство в отставку. Это прерогатива только президента. 5. Президент не имеет право распустить парламент и назна- чить новые выборы. Особенности смешанной президентско-парламентской, по- лупрезидентской систем правления (Франция, Португалия, Россия и др.): 1) Президент и парламент отдельно избираются населением (избирателями). 2) Правительство формируется по инициативе президента и по согласованию с парламентом. Президент контролирует акты правительства, может председательствовать на заседаниях прави- тельства. 3) Президент является главой государства, гарантом Консти- туции, определяет направления внутренней и внешней политики, возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим вооруженных сил. 4) Парламент может ставить вопрос о вотуме доверия прави- тельству. 5) Президент может при наличии оснований распустить ниж- нюю палату парламента и назначить новые выборы. 6) Президент имеет право удалить правительство в отставку без ссылки на основания. 7) Президент имеет право вето над законами, принимаемыми парламентом.__
Понятие и виды монархии.
Монархия как форма правления имеет место там, где высшая власть в государстве сосредоточена в руках одного лица (монарха) либо делится с другими органами высшей власти и передается в со- ответствии с законом по наследству. В зависимости от объема полномочий монарха монархии классифицируются на абсолютные, дуалистические, конституци- онные (ограниченные). В абсолютной монархии отсутствует система разделения вла- стей, монарх сосредотачивает политическую власть, концентрирует в своих руках законодательство, исполнение законов, отправление правосудия. Власть монарха неограниченна. Наличие сословно- представительных учреждений ничего не меняет. Фактически они являются бесправными. Например, это царское самодержавие, се- годня – султанат Оман, Бруней. В дуалистической монархии монарх – глава государства. Он осуществляет функции главы исполнительной власти, обладает пра- вом издавать имеющие силу закона указы. В дуалистической монар- хии законодательствует парламент при наличии абсолютного права вето монарха на законы парламента. Классическим примером такой монархии была форма правле- ния в Иране до исламской революции. В конституционной (ограниченной) монархии монарх – гла- ва государства, а законодательную, исполнительную, судебную власти осуществляют конституционные органы. В связи с тем, что за исключением главы государства (монарха) такая форма правле- ния является типичной парламентской республикой, конституци- онную монархию нередко именуют парламентской. Конституционные монархии типичны для многих стран Ев- ропы и Азии: Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии, Испа- нии, Японии и др.
Понятие и виды республики.
Республика как форма правления имеет место там, где органы высшей власти избираются населением или его представителями (выборщиками) либо формируются напрямую или при участии об- щегосударственных органов народного представительства на опре- деленный срок. Республика характеризуется, во-первых, производностью ор- ганов высшей власти от народа; во-вторых, сменяемостью органов высшей власти по истечении определенного в законе срока; в- третьих, верховенством актов высших представительных органов власти по отношению ко всем другим правовым актам; в- четвертых, распределением полномочий и наличием «противове- сов» между органами высшей власти. Известны парламентская, президентская, смешанная респуб- лики. Парламентская республика (Италия, ФРГ и др.) характеризу- ется следующими особенностями: 1. Значительной ролью парламента, его формальным верхо- венством в системе разделения властей: а) парламент формирует правительство из представителей партийного большинства; б) пра- вительство ответственно перед парламентом; в) при утрате под- держки парламентского большинства правительство отправляется в отставку. 2. Своеобразным статусом главы государства – президента, который: а) избирается парламентом; б) является конституционным главой государства; в) обособлен от исполнительной власти и не ответственен за действия правительства; г) имеет право распускать парламент и назначать новые выборы в ситуациях правительствен- ного кризиса. 3. Развитостью партийной системы (многопартийностью), автономностью других институтов гражданского общества. Президентская республика (США, Мексика и др.) имеет сле- дующие особенности: 1) Президент избирается населением или его представителя- ми (выборщиками), т.е. внепарламентским путем. 2) Президент является главой государства, главой правитель- ства, возглавляет Совет Безопасности, определяет внешнеполити- ческий курс, является главнокомандующим, т.е. занимает пять должностей. 3) Правительство формируется президентом и ответственно перед ним, а не перед парламентом. 4) Отсутствует право роспуска парламента, который не имеет права отправить правительство в отставку. 5) Президент имеет право вето на законодательные акты пар- ламента. 6) Президент представляет одну из политических партий. Для полупрезидентской (президентско-парламентской) рес- публики (Финляндия, Польша и др.) характерны следующие при- знаки: 1. Президент и парламент отдельно избираются населением (избирателями) страны. 2. Президент – глава государства – участвует вместе с палатами парламента в формировании правительства, возглавляет Совет Безо- пасности, является главнокомандующим, определяет направления внутренней и внешней политики, т.е. занимает пять должностей. 3. Правительство ответственно перед президентом и парла- ментом. 4. Парламент не может отправить правительство в отставку. Это прерогатива только президента. 5. Президент не имеет право распустить парламент и назна- чить новые выборы. Особенности смешанной президентско-парламентской, по- лупрезидентской систем правления (Франция, Португалия, Россия и др.): 1) Президент и парламент отдельно избираются населением (избирателями). 2) Правительство формируется по инициативе президента и по согласованию с парламентом. Президент контролирует акты правительства, может председательствовать на заседаниях прави- тельства. 3) Президент является главой государства, гарантом Консти- туции, определяет направления внутренней и внешней политики, возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим вооруженных сил. 4) Парламент может ставить вопрос о вотуме доверия прави- тельству. 5) Президент может при наличии оснований распустить ниж- нюю палату парламента и назначить новые выборы. 6) Президент имеет право удалить правительство в отставку без ссылки на основания. 7) Президент имеет право вето над законами, принимаемыми парламентом.__
Парламентские республики. Парламентская республика (Италия, ФРГ и др.) характеризу- ется следующими особенностями: 1. Значительной ролью парламента, его формальным верхо- венством в системе разделения властей: а) парламент формирует правительство из представителей партийного большинства; б) пра- вительство ответственно перед парламентом; в) при утрате под- держки парламентского большинства правительство отправляется в отставку. 2. Своеобразным статусом главы государства – президента, который: а) избирается парламентом; б) является конституционным главой государства; в) обособлен от исполнительной власти и не ответственен за действия правительства; г) имеет право распускать парламент и назначать новые выборы в ситуациях правительствен- ного кризиса. 3. Развитостью партийной системы (многопартийностью), автономностью других институтов гражданского общества.
Президентские республики.
Президентская республика (США, Мексика и др.) имеет сле- дующие особенности: 1) Президент избирается населением или его представителя- ми (выборщиками), т.е. внепарламентским путем. 2) Президент является главой государства, главой правитель- ства, возглавляет Совет Безопасности, определяет внешнеполити- ческий курс, является главнокомандующим, т.е. занимает пять должностей. 3) Правительство формируется президентом и ответственно перед ним, а не перед парламентом. 4) Отсутствует право роспуска парламента, который не имеет права отправить правительство в отставку. 5) Президент имеет право вето на законодательные акты пар- ламента. 6) Президент представляет одну из политических партий.
Смешанные республики.
Для полупрезидентской (президентско-парламентской) рес- публики (Финляндия, Польша и др.) характерны следующие при- знаки: 1. Президент и парламент отдельно избираются населением (избирателями) страны. 2. Президент – глава государства – участвует вместе с палатами парламента в формировании правительства, возглавляет Совет Безо- пасности, является главнокомандующим, определяет направления внутренней и внешней политики, т.е. занимает пять должностей. 3. Правительство ответственно перед президентом и парла- ментом. 4. Парламент не может отправить правительство в отставку. Это прерогатива только президента. 5. Президент не имеет право распустить парламент и назна- чить новые выборы. Особенности смешанной президентско-парламентской, по- лупрезидентской систем правления (Франция, Португалия, Россия и др.): 1) Президент и парламент отдельно избираются населением (избирателями). 2) Правительство формируется по инициативе президента и по согласованию с парламентом. Президент контролирует акты правительства, может председательствовать на заседаниях прави- тельства. 3) Президент является главой государства, гарантом Консти- туции, определяет направления внутренней и внешней политики, возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим вооруженных сил. 4) Парламент может ставить вопрос о вотуме доверия прави- тельству. 5) Президент может при наличии оснований распустить ниж- нюю палату парламента и назначить новые выборы. 6) Президент имеет право удалить правительство в отставку без ссылки на основания. 7) Президент имеет право вето над законами, принимаемыми парламентом
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.54.147 (0.01 с.) |