Понятие и компоненты формы государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и компоненты формы государства.



Категория «форма государства» показывает, как оформлена

государственная власть, какие особенности организации государст-

венной власти обнаруживаются в каждом конкретном случае, в от-

дельном государстве. Если сущность государства – это организация

политической власти (социальный институт), то форма государства

– это способ существования, внешнего выражения, оформления

этой власти.

Форма государства может пониматься в узком смысле как

форма государственного правления. В прошлом и настоящем по-

этому называют деспотии, аристократии, олигархии, демократии,

монархии, республики и др.

В широком смысле слова форма государства, помимо формы

государственного правления, объединяет формы государственного

устройства и политический (государственно-правовой) режим.

На особенности формы государства и ее составляющие на-

кладывают отпечаток многочисленные обусловливающие факто-

ры. Важными среди них являются: соотношение сил в обществе –

социальных слоев, социальных групп, национальных общностей,

национальных традиций и особенности решения национального

вопроса; развитость политического и правового сознания и наличие

ценностей политической и правовой культуры; особенности и уста-

новки политических элит; роль права и наличие режима законности

в обществе; влиятельность демократических институтов и т.п.

Характеризуя состав формы государства, следует отметить, что

внутри ее компонентов есть разновидности, которые характеризуют-

ся своим внутренним строением, содержат внутривидовые составы.

 

41. Формы государственного правления.

 

Формы государственного правления определяются как поря-

док учреждения (конституирования) структур высшей власти в го-

сударстве, их взаимодействие друг с другом на основе баланса пол-

номочий, а также с населением страны. В зависимости от состава

правящих органов и лиц различают монархии и республики.

Монархия как форма правления имеет место там, где высшая

власть в государстве сосредоточена в руках одного лица (монарха)

либо делится с другими органами высшей власти и передается в со-

ответствии с законом по наследству.

В зависимости от объема полномочий монарха монархии

классифицируются на абсолютные, дуалистические, конституци-

онные (ограниченные).

В абсолютной монархии отсутствует система разделения вла-

стей, монарх сосредотачивает политическую власть, концентрирует

в своих руках законодательство, исполнение законов, отправление

правосудия. Власть монарха неограниченна. Наличие сословно-

представительных учреждений ничего не меняет. Фактически они

являются бесправными. Например, это царское самодержавие, се-

годня – султанат Оман, Бруней.

В дуалистической монархии монарх – глава государства. Он

осуществляет функции главы исполнительной власти, обладает пра-

вом издавать имеющие силу закона указы. В дуалистической монар-

хии законодательствует парламент при наличии абсолютного права

вето монарха на законы парламента.

Классическим примером такой монархии была форма правле-

ния в Иране до исламской революции.

В конституционной (ограниченной) монархии монарх – гла-

ва государства, а законодательную, исполнительную, судебную

власти осуществляют конституционные органы. В связи с тем, что

за исключением главы государства (монарха) такая форма правле-

ния является типичной парламентской республикой, конституци-

онную монархию нередко именуют парламентской.

Конституционные монархии типичны для многих стран Ев-

ропы и Азии: Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии, Испа-

нии, Японии и др.

Республика как форма правления имеет место там, где органы

высшей власти избираются населением или его представителями

(выборщиками) либо формируются напрямую или при участии об-

щегосударственных органов народного представительства на опре-

деленный срок.

Республика __________характеризуется, во-первых, производностью ор-

ганов высшей власти от народа; во-вторых, сменяемостью органов

высшей власти по истечении определенного в законе срока; в-

третьих, верховенством актов высших представительных органов

власти по отношению ко всем другим правовым актам; в-

четвертых, распределением полномочий и наличием «противове-

сов» между органами высшей власти.

Известны парламентская, президентская, смешанная респуб-

лики.

Парламентская республика (Италия, ФРГ и др.) характеризу-

ется следующими особенностями:

1. Значительной ролью парламента, его формальным верхо-

венством в системе разделения властей: а) парламент формирует

правительство из представителей партийного большинства; б) пра-

вительство ответственно перед парламентом; в) при утрате под-

держки парламентского большинства правительство отправляется в

отставку.

2. Своеобразным статусом главы государства – президента,

который: а) избирается парламентом; б) является конституционным

главой государства; в) обособлен от исполнительной власти и не

ответственен за действия правительства; г) имеет право распускать

парламент и назначать новые выборы в ситуациях правительствен-

ного кризиса.

3. Развитостью партийной системы (многопартийностью),

автономностью других институтов гражданского общества.

Президентская республика (США, Мексика и др.) имеет сле-

дующие особенности:

1) Президент избирается населением или его представителя-

ми (выборщиками), т.е. внепарламентским путем.

2) Президент является главой государства, главой правитель-

ства, возглавляет Совет Безопасности, определяет внешнеполити-

ческий курс, является главнокомандующим, т.е. занимает пять

должностей.

3) Правительство формируется президентом и ответственно

перед ним, а не перед парламентом.

4) Отсутствует право роспуска парламента, который не имеет

права отправить правительство в отставку.

5) Президент имеет право вето на законодательные акты пар-

ламента.

6) Президент представляет одну из политических партий.

Для полупрезидентской (президентско-парламентской) рес-

публики (Финляндия, Польша и др.) характерны следующие при-

знаки:

1. Президент и парламент отдельно избираются населением

(избирателями) страны.

2. Президент – глава государства – участвует вместе с палатами

парламента в формировании правительства, возглавляет Совет Безо-

пасности, является главнокомандующим, определяет направления

внутренней и внешней политики, т.е. занимает пять должностей.

3. Правительство ответственно перед президентом и парла-

ментом.

4. Парламент не может отправить правительство в отставку.

Это прерогатива только президента.

5. Президент не имеет право распустить парламент и назна-

чить новые выборы.

Особенности смешанной президентско-парламентской, по-

лупрезидентской систем правления (Франция, Португалия, Россия

и др.):

1) Президент и парламент отдельно избираются населением

(избирателями).

2) Правительство формируется по инициативе президента и

по согласованию с парламентом. Президент контролирует акты

правительства, может председательствовать на заседаниях прави-

тельства.

3) Президент является главой государства, гарантом Консти-

туции, определяет направления внутренней и внешней политики,

возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим

вооруженных сил.

4) Парламент может ставить вопрос о вотуме доверия прави-

тельству.

5) Президент может при наличии оснований распустить ниж-

нюю палату парламента и назначить новые выборы.

6) Президент имеет право удалить правительство в отставку

без ссылки на основания.

7) Президент имеет право вето над законами, принимаемыми

парламентом.__

 

Понятие и виды монархии.

 

Монархия как форма правления имеет место там, где высшая

власть в государстве сосредоточена в руках одного лица (монарха)

либо делится с другими органами высшей власти и передается в со-

ответствии с законом по наследству.

В зависимости от объема полномочий монарха монархии

классифицируются на абсолютные, дуалистические, конституци-

онные (ограниченные).

В абсолютной монархии отсутствует система разделения вла-

стей, монарх сосредотачивает политическую власть, концентрирует

в своих руках законодательство, исполнение законов, отправление

правосудия. Власть монарха неограниченна. Наличие сословно-

представительных учреждений ничего не меняет. Фактически они

являются бесправными. Например, это царское самодержавие, се-

годня – султанат Оман, Бруней.

В дуалистической монархии монарх – глава государства. Он

осуществляет функции главы исполнительной власти, обладает пра-

вом издавать имеющие силу закона указы. В дуалистической монар-

хии законодательствует парламент при наличии абсолютного права

вето монарха на законы парламента.

Классическим примером такой монархии была форма правле-

ния в Иране до исламской революции.

В конституционной (ограниченной) монархии монарх – гла-

ва государства, а законодательную, исполнительную, судебную

власти осуществляют конституционные органы. В связи с тем, что

за исключением главы государства (монарха) такая форма правле-

ния является типичной парламентской республикой, конституци-

онную монархию нередко именуют парламентской.

Конституционные монархии типичны для многих стран Ев-

ропы и Азии: Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии, Испа-

нии, Японии и др.

 

Понятие и виды республики.

 

Республика как форма правления имеет место там, где органы

высшей власти избираются населением или его представителями

(выборщиками) либо формируются напрямую или при участии об-

щегосударственных органов народного представительства на опре-

деленный срок.

Республика характеризуется, во-первых, производностью ор-

ганов высшей власти от народа; во-вторых, сменяемостью органов

высшей власти по истечении определенного в законе срока; в-

третьих, верховенством актов высших представительных органов

власти по отношению ко всем другим правовым актам; в-

четвертых, распределением полномочий и наличием «противове-

сов» между органами высшей власти.

Известны парламентская, президентская, смешанная респуб-

лики.

Парламентская республика (Италия, ФРГ и др.) характеризу-

ется следующими особенностями:

1. Значительной ролью парламента, его формальным верхо-

венством в системе разделения властей: а) парламент формирует

правительство из представителей партийного большинства; б) пра-

вительство ответственно перед парламентом; в) при утрате под-

держки парламентского большинства правительство отправляется в

отставку.

2. Своеобразным статусом главы государства – президента,

который: а) избирается парламентом; б) является конституционным

главой государства; в) обособлен от исполнительной власти и не

ответственен за действия правительства; г) имеет право распускать

парламент и назначать новые выборы в ситуациях правительствен-

ного кризиса.

3. Развитостью партийной системы (многопартийностью),

автономностью других институтов гражданского общества.

Президентская республика (США, Мексика и др.) имеет сле-

дующие особенности:

1) Президент избирается населением или его представителя-

ми (выборщиками), т.е. внепарламентским путем.

2) Президент является главой государства, главой правитель-

ства, возглавляет Совет Безопасности, определяет внешнеполити-

ческий курс, является главнокомандующим, т.е. занимает пять

должностей.

3) Правительство формируется президентом и ответственно

перед ним, а не перед парламентом.

4) Отсутствует право роспуска парламента, который не имеет

права отправить правительство в отставку.

5) Президент имеет право вето на законодательные акты пар-

ламента.

6) Президент представляет одну из политических партий.

Для полупрезидентской (президентско-парламентской) рес-

публики (Финляндия, Польша и др.) характерны следующие при-

знаки:

1. Президент и парламент отдельно избираются населением

(избирателями) страны.

2. Президент – глава государства – участвует вместе с палатами

парламента в формировании правительства, возглавляет Совет Безо-

пасности, является главнокомандующим, определяет направления

внутренней и внешней политики, т.е. занимает пять должностей.

3. Правительство ответственно перед президентом и парла-

ментом.

4. Парламент не может отправить правительство в отставку.

Это прерогатива только президента.

5. Президент не имеет право распустить парламент и назна-

чить новые выборы.

Особенности смешанной президентско-парламентской, по-

лупрезидентской систем правления (Франция, Португалия, Россия

и др.):

1) Президент и парламент отдельно избираются населением

(избирателями).

2) Правительство формируется по инициативе президента и

по согласованию с парламентом. Президент контролирует акты

правительства, может председательствовать на заседаниях прави-

тельства.

3) Президент является главой государства, гарантом Консти-

туции, определяет направления внутренней и внешней политики,

возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим

вооруженных сил.

4) Парламент может ставить вопрос о вотуме доверия прави-

тельству.

5) Президент может при наличии оснований распустить ниж-

нюю палату парламента и назначить новые выборы.

6) Президент имеет право удалить правительство в отставку

без ссылки на основания.

7) Президент имеет право вето над законами, принимаемыми

парламентом.__

 

Парламентские республики.

Парламентская республика (Италия, ФРГ и др.) характеризу-

ется следующими особенностями:

1. Значительной ролью парламента, его формальным верхо-

венством в системе разделения властей: а) парламент формирует

правительство из представителей партийного большинства; б) пра-

вительство ответственно перед парламентом; в) при утрате под-

держки парламентского большинства правительство отправляется в

отставку.

2. Своеобразным статусом главы государства – президента,

который: а) избирается парламентом; б) является конституционным

главой государства; в) обособлен от исполнительной власти и не

ответственен за действия правительства; г) имеет право распускать

парламент и назначать новые выборы в ситуациях правительствен-

ного кризиса.

3. Развитостью партийной системы (многопартийностью),

автономностью других институтов гражданского общества.

 

Президентские республики.

 

Президентская республика (США, Мексика и др.) имеет сле-

дующие особенности:

1) Президент избирается населением или его представителя-

ми (выборщиками), т.е. внепарламентским путем.

2) Президент является главой государства, главой правитель-

ства, возглавляет Совет Безопасности, определяет внешнеполити-

ческий курс, является главнокомандующим, т.е. занимает пять

должностей.

3) Правительство формируется президентом и ответственно

перед ним, а не перед парламентом.

4) Отсутствует право роспуска парламента, который не имеет

права отправить правительство в отставку.

5) Президент имеет право вето на законодательные акты пар-

ламента.

6) Президент представляет одну из политических партий.

 

Смешанные республики.

 

Для полупрезидентской (президентско-парламентской) рес-

публики (Финляндия, Польша и др.) характерны следующие при-

знаки:

1. Президент и парламент отдельно избираются населением

(избирателями) страны.

2. Президент – глава государства – участвует вместе с палатами

парламента в формировании правительства, возглавляет Совет Безо-

пасности, является главнокомандующим, определяет направления

внутренней и внешней политики, т.е. занимает пять должностей.

3. Правительство ответственно перед президентом и парла-

ментом.

4. Парламент не может отправить правительство в отставку.

Это прерогатива только президента.

5. Президент не имеет право распустить парламент и назна-

чить новые выборы.

Особенности смешанной президентско-парламентской, по-

лупрезидентской систем правления (Франция, Португалия, Россия

и др.):

1) Президент и парламент отдельно избираются населением

(избирателями).

2) Правительство формируется по инициативе президента и

по согласованию с парламентом. Президент контролирует акты

правительства, может председательствовать на заседаниях прави-

тельства.

3) Президент является главой государства, гарантом Консти-

туции, определяет направления внутренней и внешней политики,

возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим

вооруженных сил.

4) Парламент может ставить вопрос о вотуме доверия прави-

тельству.

5) Президент может при наличии оснований распустить ниж-

нюю палату парламента и назначить новые выборы.

6) Президент имеет право удалить правительство в отставку

без ссылки на основания.

7) Президент имеет право вето над законами, принимаемыми

парламентом

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.65.97 (0.127 с.)