Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система местного самоуправления и государство.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Политическая система тогда выполняет свое предназначение приводить общество к равновесию, благополучию, прогрессу, ко- гда государство и институты общества действуют в условиях демо- кратии. Вопрос о демократии, ее соотнесении с государством, ин- ституциализации в развитой политической системе становится ключевым, особенно в связи с преодолением искаженных пред- ставлений в современной теории и практике в России. Между тем разделы о демократии в учебниках по общей теории государства и права исчезли17. Уходят поэтому общетеоретические представления о демократии как государстве, о реальных правах и свободах чело- века и гражданина, неотделимых от демократии, о законности как условии становления демократического государства и др. Разные углы зрения в оценках демократии с позиций философии, социоло- гии, политологии не могут восполнить дефицита государственно- правовых граней представлений. Важным в этой связи является уточнение понятийного строя демократии, устранение всего того, что затрудняет ее понимание. Во-первых, демократия – это феномен, присущий _______государст- ву. Если даже исходить из буквального перевода термина (demos и kratos), то народовластие (ст. 3 Конституции РФ) выражает сущ- ность формируемого в демократическом режиме государства (ст.1 Конституции РФ). Не случайно в литературе государства, ос- нованные на классовых приоритетах и обеспечивающие господство меньшинства над большинством населения, именуются неразвиты- ми (Четвернин В.А.). 17 Как исключение отметим главу «Государство, право, демократия» в учебном пособии «Проблемы теории государства и права» / Под ред. проф. М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2001. Во-вторых, демократия проявляется исключительно в госу- дарстве. За его пределами она преображается в самоуправление. От- сюда «партийная демократия», «профсоюзная демократия» и др. стали в свое время факторами огосударствления институтов общест- ва в определенном режиме осуществления власти. В современном российском государстве и развитой политической системе это не может иметь место даже в терминологии. Только в оговорке уместно признание элементов политической демократии в функционирова- нии политических партий, поскольку политические партии в соот- ветствии с законодательством имеют целью представлять интересы сторонников соответствующей политической программы в органах государственной власти (ст. 3 Федерального закона «О политиче- ских партиях»). Но это касается только политических партий. В-третьих, демократия – это такое оформление государствен- ной власти, при котором отсутствует единый центр власти. Органи- зация государственной власти основывается на системе ее разделения на относительно самостоятельные законодательную, исполнитель- ную и судебную власти. Правовой порядок их взаимодействия (сис- тема «сдержек» и «противовесов») позволяет в государственной ра- боте искать пути к компромиссам (на основе права), складывающе- муся на этой основе равновесию и благополучию общества. В-четвертых, демократия – это порядок осуществления прав и свобод человека и гражданина в сочетании с обязанностями и от- ветственностью, обеспечивающий приоритет личности над всеми другими интересами и ценностями. Иными словами, это стабиль- ный и предсказуемый правопорядок, формирующийся в русле реа- лизации принципа законности. В-пятых, демократия – это свобода делать все, что не запре- щено законом. С этой стороны граждане действуют в общедозволи- тельном режиме правового регулирования. С другой стороны, но- сители публичной власти (властных полномочий) действуют в ре- жиме правовых ограничений, в разрешительном режиме правового регулирования. Речь еще об одной грани соотношения демократии, законности и правопорядка. В-шестых, демократия – это государство, которое признает и уважает права и законные интересы меньшинства. Демократия не может быть основана на условиях и факторах, порождающих соци- альные, национальные и др. напряжения. Демократическое госу- дарство всегда их преодолевает, снимает, осуществляет поиск со- гласия, равновесия. В-седьмых, демократия – системное образование, обусловлен- ное единством лежащих в ее основе ценностей. Она характеризуется непротиворечивостью там, где нет глубокого материального, ценно- стного и иного разрыва между слоями и группами населения страны. В условиях раскола общества, наличия ____uc2несопоставимых материаль- ных различий, разночтений в интересах и восприятии ценностей еди- ная система демократии сложиться не может. Наличные условия жизни порождают различные представления о демократии и лежа- щих в ее основе ценностей, а стало быть, различные ее системы18. Демократия – это такая форма организации государственной власти и порядок властеотношений, при которой последовательно осуществляются основные права и свободы человека и гражданина, реализуется правовой порядок взаимоотношения личности и госу- дарства на началах взаимной ответственности, реально утверждает- ся режим правовых ограничений и законности в деятельности но- сителей публичной власти, обеспечивается приведение общества к равновесию и благополучию. Представления о демократии не могут стать полными без ус- тановления форм участия населения страны в решении вопросов общегосударственного значения. Речь о формах демократии – внешне выраженных способах формирования и реализации госу- дарственной воли. Традиционно различают формы представитель- ной демократии и непосредственной демократии. Представительная демократия имеет место там, где население страны (избиратели) осуществляет государственную власть через своих представителей. Формами народовластия здесь являются представительные органы власти, а также производные от них структуры (ветви) власти. Институт президента в России также от- носится к представительной форме демократии, равно как институт президента национальных республик и губернатора территориаль- ных субъектов федерации. Непосредственная демократия имеет место в случаях прямого волеизъявления населения страны – избирателей, прямого участия в решении общегосударственных дел. К форме непосредственной де- мократии здесь относят выборы представительных органов власти, референдум, всенародный опрос. 18 См.: Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2001. Формы демократии складываются (материализуются) как ее компоненты, оформляются в институты демократии, образующие в совокупности систему. Институт демократии – это структурно- нормативное и функциональное образование в организации госу- дарственной власти, обеспечивающее во взаимодействии с другими определенный порядок взаимовлияния общества и государства на пути к прогрессу. Институты демократии характеризуют саму демократию в сис- теме. Уместно поэтому относить такие институты к сфере экономики (экономические корпорации и т.п.), организации власти (народного представительства, разделения властей, правосудия и т.п.), формиро- вания институтов публичной власти (выборы, назначения и др.), осуществления контроля и надзора за законностью и т.п. Среди разновидностей форм непосредственной демократии называют петиции, собрания, сходы, ассоциации и др. Представля- ется, что последние названные и другие формы реализации инициа- тивы граждан призваны и имеют целью выразить групповое воле- изъявление и интерес определенных социальных групп. Здесь по- этому уместно вести речь о функционировании самоуправления. В отличие от институтов демократии, ориентированных на аккумули- рование общегосударственных либо региональных (в субъектах федерации) интересов и соответствующего волеизъявления, воля и интерес членов ассоциаций, местных территориальных образова- ний и самодеятельных организаций исходят из потребностей, вы- зревающих в соответствующих институтах самоуправления. В сво- ей совокупности они образуют систему самоуправления – общест- венного образования, в котором имеет место совместное (под свою ответственность и риск) принятие решений и совместное их осуще- ствление в интересах самоуправляемого сообщества людей. Конечно, демократия и самоуправление имеют общие черты: участие людей в решении общих дел, ответственность и деятель- ность, основанные на законе; ориентация на общественный инте- рес, достижение согласия. Обнаруживаются также параллели в ор- ганизованных формах конкретной работы.__
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.24 (0.006 с.) |