Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции классового государства: понятие, основания классификации, виды.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Функции классового государства – это основные направления деятельности, в которых выражается его классовая сущность и со- циальное назначение как орудия обеспечения коренных интересов доминирующего в обществе класса (классов). Особенности функций классового государства характеризу- ются исходя из их классификации и конкретного набора направле- ний деятельности. По сферам действия функции подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции имеют определяющий характер и классифицируются на внутренние основные (классо- вые), внутренние неосновные (общесоциальные) и функции госу- дарственных органов. Внутренние основные функции (классовые) непосредственно выражают сущность эксплуататорского государства, его роль как орудия обеспечения классовых интересов. Конкретный набор и по- следовательность расположения этих функций обусловлены важно- стью и очередностью задач, стоящих перед эксплуататорскими го- сударствами (см. Тема 5). Исходя из этого, называют следующие функции: 1. Закрепления собственности на орудия и средства про- изводства и системы отношений эксплуатации; 2. Подавления экс- плуатируемого большинства населения; 3. Идеологической обра- ботки подданных (граждан). Вместе с решением классовых задач эксплуататорское госу- дарство выполняет работу по решению «общих дел». Отсюда об- щесоциальные функции, набор которых определяется конкретными задачами, выдвигаемыми жизнью. Например, всегда актуальной была функция сосуществования и взаимодействия классов, соци- альных слоев и групп даже в антагонистическом обществе. Функции государственных органов определяются ролью и назначением отдельных звеньев государственного аппарата или ор- ганов государства. Например, функция законодательствования, ис- полнения законов, надзора за законностью и др. К внешним функциям классового государства относятся ос- новные направления его деятельности, которые классовое государ- ство осуществляет за пределами страны. Среди них различают: 1. Функцию развязывания агрессивных войн и захвата чужих тер- риторий; 2. Функцию обороны страны от нападения извне; 3. Функ- цию заключения политических, военных союзов для противостоя- ния другим государствам; 4. Функцию мирного сосуществования и сотрудничества с другими государствами.__
36. Понятие и классификация функций государства социальной демократии. Внутренние функции современного демократического госу- дарства качественно отличаются от соответствующих функций лю- бого классового (неразвитого) государства. Во-первых, исчезли ос- нования для деления внутренних функций на основные (классовые) и неосновные (общесоциальные), поскольку перед государством уже не стоят классовые задачи. Во-вторых, в соответствии с при- оритетами сложились новые направления государственной дея- тельности. На первое место сегодня выдвигается главная задача и внут- ренняя функция всемерного обеспечения реализации основных прав и свобод человека и гражданина. Она объективно имеет приори- тетное значение, поскольку все другие направления деятельности подчинены этой главной функции и призваны создавать гарантии реализации прав и свобод в социально-экономической, правовой и других сферах жизни. Для России ст. 2 Конституции РФ имеет программное значе- ние. Высшая ценность и приоритет прав и свобод человека получи- ли формально-юридическое закрепление. Реальное их обеспечение потребует еще многих усилий, в частности, в подготовке матери- альной базы, перемен в психологии людей и лиц, причастных к го- сударственно-властной деятельности. Следующей по значимости в ряду внутренних функций ви- дится социальная функция. Правильно отмечается в учебной лите- ратуре, что главное ее назначение – устранять или смягчать воз- можную социальную напряженность (В.М. Корельский). Но наряду с этим социальная функция призвана развернуть творческий потен- циал общества. Вложения в человека (образование, культура, здра- воохранение) становятся самым прибыльным бизнесом. Стреми- тельно прогрессирующие государства («азиатские тигры», напри- мер) тем и отличаются, что находят возможность бюджетных вло- жений в человека, обеспечивая свободное развитие, вовлечение в активную деятельность, а стало быть, и достойную жизнь, защи- щенность прежде невостребованных слоев населения. Социальная функция охватывает, конечно, формы социальной помощи нуж- дающимся в государственной поддержке. В России социальная функция только складывается. Право на достойную жизнь и свободное развитие (ст.7 Конституции РФ) ос- тается декларативным, тем более что в течение полутора десятка лет провалы в экономической политике решались за счет населения (обмен денег, «черный вторник», дефолт). Отсюда вместо консоли- дации общества в России произошел раскол, недоверие к государ- ственным институтам, конфликтогенность и др. Социально-демократическое государство осуществляет эко- номическую функцию. В современном обществе, ориентирующемся на прогрессивное, успешное развитие, должны обеспечиваться сво- бода форм собственности и ведения хозяйственной деятельности, единство экономического пространства, привлекательный инвести- ционный климат, свободное перемещение товаров, поддержка кон- куренции, высокая технологичность производств, гарантии от про- извола чиновника и др. Экономическая функция поэтому – это не прямая экономическая деятельность государства, хотя не исключа- ется государственное управление такими, например, капиталоем- кими отраслями, как космическая. Экономическая функция – это прогнозирование, установление «правил игры» в экономической деятельности корпораций и лиц, создание и отлаживание рыночных механизмов, налогообложение и др. Полное невмешательство государства в экономическую жизнь (либерально-демократический вариант) едва ли приемлемо сегодня, поскольку «дикий капитализм», как показывает опыт, не- избежно углубляет поляризацию общества, обостряет социальное напряжение, что и испытала Россия в начале 90-х годов в связи с попыткой либерализации экономики. Сегодня идет трудный поиск оптимального варианта функции экономического регулирования. Возобладает бюрократическая модель в ее осуществлении, а отсю- да – неблагоприятный инвестиционный климат, произвол чиновни- ка, коррупция, теневой бизнес, сдерживание давно назревшей не- обходимости модернизации, прежде всего экономической. Следующей по важности функцией современного государст- ва является упрочение законности и охраны правопорядка. В юри- дической литературе сложилась позиция объединения все-таки раз- личных направлений деятельности государства: охраны прав, сво- бод и упрочения законности (В.М. Корельский, А.В. Малько). Представляется, что это отдельные направления деятельности (функции) современного государства, занимающие различное ме- сто в иерархии. Если забота об охране прав и свобод человека (ст. 2 Конституции РФ) вменяется в обязанность государству в соответ- ствии с их высшей ценностью, то другие направления деятельности имеют обеспечивающий характер, в том числе упрочение законно- сти и правопорядка (п. 2 ст. 15 Конституции РФ). Конечно, это от- дельное направление деятельности государства – основное, ком- плексное, обусловливающее обязанность государства решать соот- ветствующую задачу не только внутри страны, но и отвечать на вы- зовы времени за ее пределами (международный терроризм, проти- водействие наркотизации и др.). Определенное место в ряду внутренних функций современ- ного государства занимает функция экологической безопасности, связанная с решением важной задачи обеспечения права на благо- приятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). Государст- во в этой области заботится о планировании и нормировании каче- ства окружающей среды, предотвращении экологически вредной деятельности, а также техногенных катастроф; предвидении и смягчении последствий стихийных бедствий и природных катаст- роф; предупреждении и ликвидации аварий; поощрении создания резервных фондов, системы страхования жизни, здоровья, имуще- ства граждан; в случаях нанесения ущерба экологическими бедст- виями; осуществлении государственного контроля за реализацией законодательства в области охраны окружающей природной сре- ды; привлечении к ответственности виновных организаций и лиц в совершении экологических правонарушений и т.п. В России функция экологической безопасности только скла- дывается. Не всегда населению предоставляется достоверная ин- формация о состоянии окружающей природной среды, тонет в бю- рократических препонах вопрос о возмещении ущерба ликвидато- рам чернобыльской катастрофы, служащим Тоцкого полигона и войсковых частей, участвующих в ядерных испытаниях в 50-х го- дах и т.п. Важно видеть, что предметная сторона данной функции находится в зоне основных прав и свобод, что определяет ее зна- чимость. Круг внутренних функций современного государства не яв- ляется исчерпывающим. Перед государством могут возникать но- вые задачи или вызовы времени, на решении которых оно сосредо- тачивает организационные, правовые средства и ресурсы. Для Рос- сии, например, можно говорить о складывании демографической функции, дискретных функций борьбы с международным терро- ризмом, противодействия наркотизации общества и др. Важно при этом констатировать наличие функций государст- ва в целом, а не его органов. Последние составляют обособленную группу и скоординированы с задачами, стоящими перед ветвями власти или другими звеньями государственного аппарата (напри- мер, функция законодательствования, исполнения законов, отправ- ления правосудия, взимания налогов). Во внешних функциях современного государства также об- наруживается смена приоритетов по сравнению с неразвитым госу- дарством. В ядерный век на первый план выдвигается задача мир- ного сосуществования государств и поддержания международного мира. Ей соответствует функция государства. Важной является функция налаживания международного сотрудничества и интегра- ции в мировую экономическую, политическую, правовую и др. ре- альность. Современное государство заботится о внешней безопас- ности и осуществляет соответственно функцию обороны страны, решает задачи по борьбе с международной преступностью и укреп- лению международного правопорядка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.174 (0.007 с.) |