Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная власть и властеотношения: понятие и сущность.

Поиск

Общелогические методы

К числу общелогических методов относят: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Анализ означает условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части.

Синтез, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей.

Частнонаучные методы – сравнительное правоведение, конкретизация, толкование, моделирование.

Толкование – уяснение и разъяснения смысла и содержания норм права.

Специальные - Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права. Задача, которая при этом ставится, заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные

элементы – законы, юридическую практику и т.д. – в целях выявления их общих и особенных свойств.

Сравнительно-правовой метод используется прежде всего при изучении законодательства двух или более государств

Социальная власть и властеотношения: понятие и сущность.

Власть – сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, мето-

дах и способах её осуществления, системе отношений, целях и т.д. Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.

Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Это – важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни. Социальная власть всегда

содержит элемент принуждения. Любое властное отношение включает властвующий субъект (народ, класс, род, вождь и др.) и подвластный объект (индивид, коллектив, организации). Отношения, которые возникают между субъектом и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации называются властеотношения. Они выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъекту власти. Формы принуждения, как и пути "присвоения" чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д.

Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Государственная власть:

1) распространяется на всё общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам,

проживающим в данной стране, является общеобязательной);

2) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие

дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);

3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для

достижения законных и справедливых целей);

4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

5) устанавливает систему налогов;

6) организует население по территориальному признаку;

7) характеризуется легитимностью и легальностью. Легальной признается власть, созданная и функционирующая на правомерном (законном) основании, т.е. власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона. Легитимная - это власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть, которой население доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти представляет собой ее юридическую характеристику, легитимность - ее нравственную оценку. Легитимность – это одобрение государственной власти, легальность – это соответствие государственной власти законам.

Социальное регулирование: понятие, виды, нормы, способы.

Регулирование – процесс приведения общественных отношений в стабильное состояние. два основных вида социального регулирования индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное регулирование – приведение общественных отношений в стабильное состояние для конкретных отношений, для конкретного случая. Достоинства: позволяет решать те или иные жизненные проблемы с учетом персональных качеств исполнителей. Недостатки: каждый раз проблему нужно решать заново; отсутствует единый порядок, а также налицо широкие возможности для личного усмотрения и субъективизма.

Нормативное регулирование — регулирование на основе нормы. Норма – это правило. А правила создаются для всех. Посредством общих правил достигается единый, непрерывно действующий порядок в обществе. снижаются возможности для проявлений субъективизма, господства случая и произвола. обычно нормативное регулирование осуществляется в сочетании с индивидуальным. Нормы бывают: природные (календарь)(пример про ненцев). Технические нормы Технические нормы основаны на познании законов природы и могут быть установлены любым человеком. Процессуальные – порядок рассмотрения споров. Социальные нормы – правило поведения людей, социальное значение поведения людей. Делятся по сфере регулирования: 1) Нормы нравственности (морали). Они формируются в обществе (исходят от самих членов общества, а не от государства) стихийно, они определяют, что по мнению людей есть зло, а что есть добро. 2) Обычаи (нравы, привычки, обыкновения). Складываются в результате многократного повторения, вошедшие в привычку. 3) Нормы традиций - указывает лишь общие направления его деятельности. Соблюдение традиции в отличие от обычая прочно связано с определенным духовным складом личности, его мировозрением. Нормы обрядов – правило словесно – знакового жеста. Обряд всегда должен кто – то организовать. 4) Религиозные нормы. Религия – правило основанное на вере, носит нетолько устный, но и письменный характер. 5) Ритуальные нормы. Ритуал – правило поведения знакового и жестового характера. 6) этические нормы – основаны на доброжелательном отношении к собеседнику. 7) корпоративные нормы – устав общественной организации 8) экономические нормы – регулируют отношения в экономике. 9) политические нормы – могут быть нормами права, амогут быть нормами обычая. Право → позитивное право – государственное архаическое право(древнейшее право). Позитивное право вышло из обычного права. Обычай = обычное право. Методы и способы соц. Регулирования. 1) Запрет - воздержание от неразрешенных способов. 2) Обязывание – совершение необходимых действий. Пример: воспитание детей- обязанность., в случае не исполнения можешь быть наказан.3) дозволение – совершение действий по усмотрению субъекта. Поступай как хочещь, лишь бы запреты были не нарушены.

Механизм правового регулирования.

В общей теории права механизм правового регулирования рассматривается как юридическая надстройка в системном, «работающем» виде. Взаимодействие норм права и правосознания осуществляется в рамках правового регулирования общественных отношений

Правовое регулирование – понимается прежде всего как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно – правовых актов.

В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Именно они принимают наибольшую часть действующих в обществе норм права. Активную правотворческую деятельность осуществляет также общество. Его организаций и объединения. В частности, населения в ходе реферндума может принимать и принимать законы.

Правовое регулирование осуществляется с определенным и вполне конкретными юридическими и специальными целями. Общие юридические цели правового регулирования сводятся к сознанию в обществе стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений. Способных обеспечит защиту и охрану от нарушений тех прав. Свобод, и законных интересов, граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права.Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижения социально полезных результатов и в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.

Под механизмом правового регулирования в узком смысле слова понимается система правовых средств, с помощью которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование, которое осуществляется при помощи особой системы правовых средств, образующих в совокупности механизм правового регулирования. Основными элементами механизма правового регулирования является юридические нормы. Правоотношения и акты реализации прав и обязанностей.

Юридические нормы – это начальный элемент механизма правового регулирования, выполняющий роль модели поведения.

Правоотношения – это элемент механизма правового регулирования, с помощью которого осуществляется правовая связь между субъектами права посредством субъективных прав и юридических обязанностей.

Акты реализации прав и обязанностей – это завершающий элемент механизма правового регулирования.

Юридическая техника – толкование норм права, юридическая ответственность и др примыкают к элементам механизма правового регулировния, входят в его орбиту.

Норма права правило поведения. Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.
1. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2. Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.
реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться.

Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

Структура нормы права

В стуктуру нормы права входит гипотеза. Санкция, диспозиция.

Гипотеза – условие или обстоятельство (это часть правовой нормы указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма; классификация гипотез:

Положительная гипотеза – указывает на необходимость наличия фактов для действия нормы.

Отрицательная – на неоходимость отсутствия фактов.

Пример: для вступления в брак необходимо согласие обоих сторон, достижение брачного возраста – наличие фактов т.е. положительная гипотеза.

 

Для вступления в брак не должно быть у сторон другого брака, кровного родства, недееспособности – отсутствия обстоятельства, т.е. отрицательная гипотеза
а) по строению они подразделяются на простые и сложные. В простой гипотезе указано одно обстоятельство, при наличии или отсутствии которого действует юридическая норма. Пример: ребенок при рождении будет являться гражданином РФ, если родители имеют гражданство РФ. При наличии в гипотезе одновременно двух или более обстоятельств, в совокупности обусловливающих действие нормы, она называется сложной. Пример: ребенок родившийся улиц без гражданства на территории РФ, будет гражданином РФ.

б) альтернативная гипотеза – это гипотеза, в которой указано несколько вариантов обстоятельств (альтернативных), при которых возможно действие нормы.

Пример: для прекращения гражданства необходимо: а)
в) по форме выражения гипотезы их подразделяют на абстрактные и казустические.

Диспозиция –Она содержит правило поведения при наступлений условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция – это элемент правовой нормы, в котором указывается каким может быть и должно быть поведение предусмотренное гипотезой т.е. это само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений.

Виды диспозиции:
а) простая диспозиция, называющая вариант поведения, но, не раскрывающая, не разъясняющая его; Пример: подмена ребенка наказывается санкцией.
б) описательная диспозиция, описывающая все существенные признаки поведения; Пример: тайное хищений чужого имущества.
в) ссылочная диспозиция, не излагающая правило поведения, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме закона.

г) бланкетная диспозиция – отсылает для ознакомления с правилами поведения к другим источникам права.

По строению:

- простые – устанавливают 1 вариант поведения.

- сложные – устанавливают 2 и более обязательных для реализации вариантов поведения.

- альтернативная – несколько вариантов поведения, каждому из которых может последовать субъект права
3. Санкция – третий, завершающий элемент нормы права. В ней содержится указание на последствия, которые наступают применительно к субъектам права при реализации диспозиции.
Виды санкций по отраслям права (уголовная, административная, гражданская):

- по характеру неблагоприятных последствий:
1) штрафные или карательные меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.);
2) меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, и др.).
3) меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных; и др.).
По объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий можно выделить следующие позиции:
1) абсолютно-определенные санкции – размер и порядок применении неблагоприятных последствий.
2) относительно-определенные санкции – границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального.
3) альтернативные санкции – несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает одну.

Значение каждого структурного элемента и право:

-без гипотезы – теряется смысл т.е. н.п. бессмысленна

- без диспозиции – немыслемо

- без санкции – бессильна

Систематизация НПА

Это деятельность направленная на совершенствование, упорядочение действующего законодательства в целях поддержания его системности и обеспечения субъектов права необходимой информации.

ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

- необходимое условие эффективности правотворческой деятельности, которе способствует ликвидации пробелов в праве и противоречий в действующем законодательстве;

- является действенным способом обеспечения субъектов реализации права необходимой правовой информацией.

ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

КОДИФИКАЦИЯ, ИНКОРПОРАЦИЯ, КОСОЛИДАЦИЯ. УЧЕТ.

Кодификация – форма систематизации, при которой происходит существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего, создается принципиально новый акт.

ВИДЫ КОДИФИКАЦИОННЫХ АКТОВ:

- основные законодательства

- кодексы

- уставы

- положения

- регламенты и др.

ИНКОРПОРАЦИЯ – форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне без изменения их содержания и формы, объединяются в разного рода сборники или собрания.

ВИДЫ ИНКОРПАРАЦИОННЫХ АКТОВ:

- сборник

- собрания

- свод законов.

ВИДЫ ИНКОРПОРАЦИЙ:

По субъекту:

Официальная инкорпорация – издание, компетентным органом сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменении и дополнений.

Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами.

По способу упорядочения:

- хронологическая(упорядочение происходит во время опубликования и вступления в законную силу НПА.

- систематическая (предметная) (упорядочение по предметному признаку.

КОСОЛИДАЦИЯ – форма систематизации при который осуществляется объединение совокупности мелких актов изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупненный акт)

УЧЕТ – сбор, хранение и поддержание в контрольном состоянии необходимых нормативных актов, информации о них, создания информационно поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации в массиве активов, взятых на учет.

Система и структура права.

СИСТЕМА ПРАВА – ЭТО ЕГО ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ, ВЫРАЖАЮЩЕЕ ДЕЛЕНИЕ ПРАВА НА ОТРАСЛИ, ИНСТИТУТЫ И ОТДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм.

Систему права не следует полностью отождествлять со структурой права. В структуре права выделяются 4 уровня:

1. структура права в целом;

2. структура отрасли;

3. структура правового института;

4. структура норм права;

Следует различать понятия «система права» и «правовая система». Если система права - это внутреннее строение самого права, то правовая система включает в себя не только собственно право, но и др. явления – правовые отношения, правосознание, правовые учреждения и т.д.

Структурными элементами системы права выступают отрасли права. Подотрасли права, правовые институты, субинституты и отдельные нормы. Норма права является первичным элементом системы права.

Система права обязательно обладает единством.

55. Система права и система законодательства: соотношение, взаимосвязь, отличия и тенденции развития.

В литературе указывается на следующие различия системы права и системы законодательства.

1. Система права складывается исторически, по мере развития законодательства. Она есть результат действия значительного числа факторов объективного и субъективного порядка, из которых решающим является экономический. Система законодательства есть результат чисто рациональной деятельности. Осуществленной по ранее намеченному плану.

2. первичным элементом системы права является правовая норма, а в системе законодательства таким элементом является НПА.

3. Встречаются случаи, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет(финансовое право). С другой стороны, встречаются отрасли законодательства и без соответствующей отрасли права(таможенное законодательство во главе с таможенным кодексом)

4. Система права первична по отношению к системе законодательства, является основной для построения последней.

5. система законодательства по объему шире системы права так как включает не только нормативные предписания, но и содержащиеся, в соответствующих нормативных актах преамбулы, оперативные поручения и т.д.

6. Поскольку в основе деления системы права лежат предмет и метод правового регулирования, то нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли законодательства могут регулировать достаточно разнородные отношения.

Объект правоотношения.

- это реальное благо, на использование и ли охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и является благом, находящимся в его распоряжении и охраняемым государством. Объектом могут быть разнообразные предметы. Представляющие ценность для субъекта права.

Одно и то же благо может быть объектом разнообразных правоотношений. Так, вещь может быть объектом права собственности, правоотношений купли – продажи, залога, наследования, страхования и т.д.

Состав правоотношений (на примере правоотношения купли - продажи).

 
 


ЮРИДИЧЕСКОЕ

Обязанность передать вещь Право получить деньги Обязанность передать вещь Право получить деньги

СОДЕРЖАНИЕ

 
 

 

 


ФАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВЕЩЬ(ПЕРЕДАЧА)

 

 

ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЯ ДЕНЬГИ (ПЕРЕДАЧА)

На схеме видно, что права и обязанности как элементы юридического содержания четко разграничены, разъединены, а права и обязанности как элементы фактического содержания соединяются: передача вещи – одновременно право покупателя и обязанность продавца; передача денег – одновременно право продавца и обязанность покупателя.

Мусульманское право

. Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Основными источниками мусульманского права являются Коран, сунна, иджма, кияс. К странам с мусульманской правовой системой относят Иран, Ирак, Саудовскую Аравию, Египет, Сирию, Ливан, Турцию, Пакистан, Судан и др

Коран - священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине. Его текст содержит основные понятия, лежащие в основе цивилизованного общества. Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма - комментарии ислама, составленные его толкователями (крупными мусульманскими учеными). Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Кияс - четвертый источник права - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками права. Таким суждениям придается законный, общественный характер. В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом. Таковыми являются Коран, сунна, принципы консенсуса (иджма) и аналогии (кияс). Шариат определяет все аспекты публичного и частного права. Все граждане мусульманских государств имеют одинаковые права в выборах правителя. Египет был первым государством, отказавшимся еще в конце XIX в. от мусульманского права как от единственного источника права. В Саудовской Аравии, считающейся страной традиционного ислама, все больше применяются в судопроизводстве и законодательстве "двойные стандарты".

Семья обычного права

Семья традиционного права - наиболее архаич­ная из существующих правовых систем. Главная особен­ность данной семьи в том, что основным источником пра­ва является обычай (традиция).

Патриархальное гражданское право сохраняет свое влияние в некоторых странах Африки, Индокитая и Океании. Подобные правовые системы сохранились в ряде госу­дарств Африки; на территории проживания находящихся в догосударственном состоянии племен Южной Америки; Индонезии и Папуа-Новой Гвинеи; на островах Океании.

К особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее:

~ неписаный (некодифицированный) характер права;

~ основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология;

~ сосуществование отдельно друг от друга "цивилизо­ванной" правовой системы и традиционной (Индонезия, Бразилия), признание государством за племенами, не ин­тегрированными в государственную жизнь, права творить правосудие, опираясь на свои обычаи;

~ регулирование обычаями, как правило, поведение кол­лектива, а не отдельного индивидуума;

~ коллективная ответственность группы (племени, семьи) за правонарушение, совершенное ее членом;

~ осуществление правосудия непосредственно потер­певшим либо мудрецами, жрецами, вождями;

~ архаичность многих обычаев;

~ уклон в сторону примирения, а не наказания при не­значительных правонарушениях;

~ месть - при тяжком преступлении ("око за око, зуб за зуб, кровь за кровь"

Главное в обычном праве — соблюдение обязанностей

Функции права

Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Общесоциальные - какие сферы такие и функции. Воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования. политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти.

Регулятивно – динамические – государство может отправить туда общество, куда требуется (это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования). Регулятивно – статистические - отношения опередили право (это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права). Регулятивно – охранительные -создает условие, чтобы не нарушал, а потом уже принимает (состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав).

Общелогические методы

К числу общелогических методов относят: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Анализ означает условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части.

Синтез, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей.

Частнонаучные методы – сравнительное правоведение, конкретизация, толкование, моделирование.

Толкование – уяснение и разъяснения смысла и содержания норм права.

Специальные - Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права. Задача, которая при этом ставится, заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные

элементы – законы, юридическую практику и т.д. – в целях выявления их общих и особенных свойств.

Сравнительно-правовой метод используется прежде всего при изучении законодательства двух или более государств

Социальная власть и властеотношения: понятие и сущность.

Власть – сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, мето-

дах и способах её осуществления, системе отношений, целях и т.д. Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.

Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Это – важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни. Социальная власть всегда

содержит элемент принуждения. Любое властное отношение включает властвующий субъект (народ, класс, род, вождь и др.) и подвластный объект (индивид, коллектив, организации). Отношения, которые возникают между субъектом и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации называются властеотношения. Они выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъекту власти. Формы принуждения, как и пути "присвоения" чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д.

Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Государственная власть:

1) распространяется на всё общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам,

проживающим в данной стране, является общеобязательной);

2) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие

дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);

3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для

достижения законных и справедливых целей);

4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

5) устанавливает систему налогов;

6) организует население по территориальному признаку;

7) характеризуется легитимностью и легальностью. Легальной признается власть, созданная и функционирующая на правомерном (законном) основании, т.е. власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона. Легитимная - это власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть, которой население доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти представляет собой ее юридическую характеристику, легитимность - ее нравственную оценку. Легитимность – это одобрение государственной власти, легальность – это соответствие государственной власти законам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.190.118 (0.017 с.)