Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы осуществления функций государства.

Поиск

Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства. Функции – чем занимается государство.Различают следующие формы осуществления функций государства:1) правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;2) организационная – однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.П равовую деятельность подразделяют:1) на правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов;2) правоприменительную, которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права;3) оперативно‑исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права;
4) правоохранительную деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей.О рганизационная деятельность включает в себя:1) организационно‑регламентирующую деятельность. Данная форма деятельности направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне; 2) организационно‑хозяйственную деятельность, связанную с материальным обеспечением осуществления государственных функций; 3) организационно‑идеологическую деятельность – это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные метода. Также выделяют следующие основные формы осуществления функций государства:
1) законодательная – деятельность законодательных (представительных) государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно‑правовых документов;
2) исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни;
3) судебная – деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия;
4) контрольно‑надзорная – деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства.Методами осуществления функций государства считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи государства (в частности, принуждение, убеждение, планирование и т. д.)

21. Понятие государственного аппарата и принципы его деятельности.ГА - это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет возложенные на него задачи и функции. Характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем: «Аппарат государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).Государственный аппарат состоит из сложной системы органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием. ГА призван надежно гарантировать и охранять законные права и интересы своих граждан. Принципы организации и деятельности ГА - это исходные идеи, руководящие положения, основные подходы к формированию и функционированию государственных органов. Принцип гуманизма: означает признание ценности человека как личности, утверждение приоритета его интересов в деятельности государства. Принцип демократизма: проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которой носителем суверенитета и источником власти является народ, который осуществляет свою власть по разным каналам, в т.ч. непосредственно (выборы) или через органы местного самоуправления. Принцип функционального разделения властей: согласно этому принципу государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Он предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти. Принцип законности: соблюдать и исполнять законы ко всем ГО и должностным лицам в своей деятельности. Принцип гласности: выражается в информированности общественности о практической деятельности конкретных государственных органов. Принцип профессионализма: проявляется в использовании наиболее квалифицированных работников в деятельности государственных органов.Принцип иерархичности: проявляется в строгой «горизонтальной» и «вертикальной» системе подчинения государственных органов. Принцип федерализма: определяется тем, что РФ состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город значения, автономная область, автономный округ, которые во взаимоотношения с федеральными органами власти равноправны между собой. Принцип обеспечивает единство ее ГА, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, федерального равноправие и самоопределение народов в составе РФ. Принцип соблюдения прав и свобод человека: каждый государственный орган и должностное лицо должны ставить на первое место права и свободы человека. Принцип сочетания координации и субординации. Экономичность государственного аппарата.

22. Понятие государственных органов их признаки и классификация. Государственный орган – это первичная структурная часть аппарата государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями. Государственные органы специально образуются для осуществления государственной власти, они обладают государственно-властными полномочиями, которые необходимы для эффективного выполнения государством своих функций. Государство, действуя через свои органы, возлагает на них определенные обязанности и соответствующие права. Помимо наличия у государственного органа государственно - властных полномочий к его основным чертам можно отнести следующие: орган образуется в установленном государством порядке; он уполномочен государством осуществлять задачи и функции государства; он действует в установленном для него государством порядке; органы государства являются частями единого государственного аппарата.

Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они возникают в порядке наследования (наследственная монархия), или избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры. По юридической силе органы государства классифицируются на высшие и местные. «Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы. Органы государства бывают, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

23.24. Формационный подход к типологии права. Типология государства в фармационном подходе. Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. К. Маркс понимал общества, в которых отсутствуют отношения эксплуатации. В основе Ф.П лежит экономика.

Классифицируется по цивилизации.(цивилизация – сообщества по культуре, а культура у всех разная) Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;

Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;

Социалистическое государство — сущность этого государства, как организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизм. Первой общественной формацией считается первобытно-общинная, которая не знала ни частной собственности, ни классов, ни товарного производства. Переход от первичной общественной формации к вторичной осуществляется путем социальной революции. Способ производства основан на общей (общинной, коллективной) форме собственности, а власть опирается на авторитет, выражает интересы всего общества в целом. Изменения в способе производства, основывающиеся на возникшей частной собственности, появление классов и различных социальных групп с противоположными экономическими и социальными интересами требовали их политического оформления в виде государства. Выделяются рабовладельческий, феодальный, буржуазный (капиталистический) и социалистический типы государства. Переход от одного способа производства к другому осуществляется путем политической революции.

Формационный подход имеет следующие достоинства:
1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов; 2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки Формационного подхода:Не универсальная схема, и как закономерность применяться не может;конечная цель не достигнута;Недооцениваются духовные факторы (национальность, религия, культура и т. д.).

25. Особенности цивилизационного подхода к типологии права. Составители А. Тойнби, У. Ростоу.Цивилизация –общность и базируется на культуре. Культура – достижение людей представляющая для них ценность. Тойнби выделил два десятка цивилизаций. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, эгейская и др.);Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.Третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур. государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, сиамскую и др. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений: Традиционное (аграрное);Индустриальное;Постиндустриальное (информационное). Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств. Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.

26. Форма государства понятие и структура. Форма государства — это сложное общественное явление, включающее в себя три взаимосвязанных элемента: форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима: Форма правления — это структура высших органов гос власти, порядок их образования и распределение компетенции. Монархия — форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Существуют разновидности монархической формы правления. Абсолютная монархия — такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — царю, королю, императору. Сословно-представительная монархия — такая форма правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (например, Земский Собор в России). Конституционная монархия — такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Эти ограничения устанавливаются конституцией (Англия, Дания). Республика — это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существуют разновидности республиканской формы:Парламентская республика — такая форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.). Глава государства избирается или парламентом или парламентской коллегией.(Италия). Президентская республика — это такая форма правления, при которой наряду с парламентаризмом соединяется в руках президента полномочия главы государства и главы правительства(США). Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами. Различаются: Унитарное государство — это единое целое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государства.

Главная особенность — соотношение государства и личности. Тоталитарный режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества). Демократический режим складывается в правовых государствах и гарантирует защищенность прав личности во всех сферах общественной жизни.

27. Форма правления Форма государственного правленияэто способ организации высшеи государственной власти, проявляющийся в определенной структуре ее органов, порядке и. образования, характере их взаимоотношения между собой и с населением. Основой «правящих» является; глава государства. парламент (законодательный орган), правительство (центр системы исполнительных управленческих органов)..

По форме государственного правления государства подразделяются на монархии и республики

В монархии высшая государственная власть, обычно передаваемая по наследству, осуществляется полностью (абсолютная монархия) или час­тично (ограниченная монархия) одним лицом.

В ограниченной («конституционной») монархии власть монарха огра­ничена парламентом. Это ограничение закреплено утверждаемой парла­ментом конституцией, которую монарх не в праве изменить ( - парламентская монархия — в ней состав правительства формирует­ся парламентом, без участия в этом процессе главы государства (монарха), в дальнейшем правительство подотчетно только парламенту. Подобная форма правления наблюдается, например, в современной Англии, Японии; - дуалистическая монархия — в ней состав правительства формирует глава государства (монарх), без участия в этом процессе парламента, в дальнейшем правительство подотчетно только монарху, который руково­дит им лично, либо через назначаемого им премьер-министра.)

В республике верховная государственная власть осуществляется из­бранными населением на определенный срок органами (парламентом, пре­зидентом). (- парламентарная- состав правительства формирует только парла­мент и оно подчинено только ему (ФРГ, Италия и др.); - президентская— глава государства (президент) самостоятельно (иногда с последующим одобрением верхней палаты парламента) форми­рует состав правительства, руководит им, определяет его политику (США, Иран, Ирак и др.); - смешанная (президентско-парламентская или парламентско-президентская, иногда в юридической литературе вместо термина «сме­шанная» используется термин «полупрезиденте коя >;)— предлагаемый пре­зидентом состав правительства (премьер-министр и др.) подлежат обяза­тельному утверждению всем парламентом (Франция, Финляндия и др.); Форма государственного устройства — это способ организации властно-территориальной целостности государства, проявляющийся в делении государства на составные части и распределении власти между ними и его управляющим центром. По форме государственного устройства государство может быть: 1) простым (унитарным); 2) сложным. Для простого (унитарного) государства характерно его деление на административно-территориальные единицы и наличие в нём единых, об­щих для всей страны высших органов власти и управления (Франция, Италия и др.).

28. Форма государственного устройства. Форма государственного устройства – это территориальная организация, структура государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти.
Основные виды форм государственного устройства:
1. унитарное государство (Дания, Португалия) – в государствах этого типа общими являются и территория, и система государственной власти. Территория делится только по административному принципу на единицы, не обладающие признаками государственного суверенитета. В стране действует одна конституция, единые денежная система, а также система законодательства и органов государственной власти. Разновидностью унитарного государства являются:
1) с автономными образованиями (Китай – 5 автономных районов; Испания – 17 автономных сообществ и другие);
2) с отдельными элементами федерализма (иногда такую форму государственно—территориального устройства именуют «регионалистской»). Примером служит Италия, 20 областей которой делятся на провинции, а в областях действуют выборные органы власти советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции.
2. федерация – союзное государство, его составные части (субъекты) и образования обладают признаками государства (есть своя конституция и органы государственной власти). При этом органы власти субъектов федерации подчинены общефедеральным органам, которым также подчинены силовые структуры (армия, вооруженные силы, полиция и т. д.). Виды федераций:
1) территориальные – в данном случае большие государства делятся на части по территориальному принципу. Например, США состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия; в состав Мексики входят 31 штат и столичный федеральный округ и т. д.;
2) национальные – деление страны произошло по национальному признаку (на основе проживающих на конкретных территориях народностей). Данное государственно—территориальное устройство является непрочным. Примером служит Югославия;
3) смешанные (национально—территориальные) – разделение страны произошло и по национальному, и по территориальному принципу. Например, Российская Федерация (32 субъекта созданы по национальному принципу, 57 субъектов – по территориальному).
В данном случае необходимо обратить внимание на такое понятие, как конфедерация. Она представляет собой союз государств (отличие от федерации в том, что федерация – союзное государство). У государств, входящих в состав конфедерации, имеется суверенитет, но собственные силовые структуры отсутствуют. То есть имеется не только внутренний суверенитет, но и независимость во внешней политике. Каждое государство – член конфедерации – имеет право выйти из ее состава. Традиционно конфедерация образовывается на небольшой период времени и трансформируется в другие образования. Например, Швейцарская Конфедерация (официальное наименование страны), по форме государственного устройства представляет собой в настоящее время федеративное государство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.49 (0.012 с.)