Закон: понятие, структура и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон: понятие, структура и виды.



Этимологически слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означает границу, предел чего-либо. В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко- как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятой в особом порядке парламентом) или с помощью плебисцита) и как нормативный акт(юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

ЗАКОН – это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке, высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

ПРИЗНАКИ ЗАКОНА:

1. Закон – юридический документ, содержащий нормы права.

2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.

3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.

4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы

5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов и судов.

Понятие и виды правотворчества

ПРАВОТВОРЧЕСТВО – одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы – законам и иным нормативным актам – судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО – это деятельность специально уполномоченных субъектов по изданию, переработке и отмене НПА.

ПРИНЦИПЫ:

1. Законность (является конституционным). Этот принцип означает, что правотворческая деятельность осуществляется по определенной соответствующей нормам права процедуре.

2. Демократизм (созданные проекты выносятся на обсуждение). Предполагает выявление и выражение в нормах права воли народа. А это означает, что нормы права должны создаваться в результате учета общественного мнения, предварительного обсуждения соответствующих проектов правовых актов

3. Плановость (своевременно достигать определенной цели). процесс творчества осуществляется на плановой основе. Например, в Государственной Думе на каждую сессию утверждается график рассмотрения законопроектов.

4. Профессионализм. Процесс правотворчества осуществляют, в подавляющем большинстве случаев, профессионалы.

5. Своевременность — правильное определение времени подготовки и принятия актов.

6. Исполнимость — учет финансовых, кадровых, юридических и прочих условий, наличие которых позволит актам реально действовать.

7. Научность и т.д.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

· непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

· правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

· правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

· правотворчество органов местного самоуправления;

· локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

· правотворчество общественных организации (например, профсоюзов).

50. Законотворческий этап и его процессы.

СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА.

1. Законодательная инициатива – это закрепленное в Конституции РФ права определенных субъектов. Внести предложение об издании законов и соответствующий законопроект в законодательный орган.

2. Подготовка проекта закона.

3. Обсуждение и принятии закона гос. Думой (проходит в 3-х чтениях)

4. одобрение закона Советом Федерации.

5. Подписание и обнародование (опубликование) закона президентом РФ.

ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ, ОДОБРЕНИЯ, ПОДПИСАНИЯ И ОБНАРОДОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА.

(ГД) Гос. Дума (Нижняя палата Федерального Собрания)

Федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов ГД и в течении 5 – ти дней передается на рассмотрение (СФ) Совету Федерации (верхняя палата)

Закон одобрен Закон отклонен
Если за него проголосовало более ½ от общего числа СФ В этом случае он подлежит повторному рассмотрению ГД.
Если в течении 14 дней он не будет рассмотрен СФ В случае несогласия ГД с решением СФ закон считается принятым. Если при повторном голосовании за него проголосовало более 2/3 от общего числа депутатов ГД
Принятый Федеральный закон в течении 5-ти дней поступает Президенту РФ. Он в течении 14 дней с момента поступления:
Подписывает закон и обнародует его Отклоняет закон т.е. не подписывает и не обнародует его. В этом случае ГД иСФ в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобре в ранее принятой редакции большинством 2/3 от общего числа депутатов ГД И СФ, он подлежит подписанию Президентом РФ в течении 7 дней и обнародованию. Закон вступает в силу

 

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ОДОБРЕНИЯ, ПОДПИСАНИЯ И ОБНАРОДОВАНИЯ ФКЗ (ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ)

ФКЗ – считается принятым, если он одобрен большинством, не менее 3/4 голосов, от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов, от общего числа депутатов ГД. Принятый ФКЗ в течении 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

ДЕЙСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ:

Начинают действовать с момента вступления их в законную силу:

1. может быть указано в самом нормативно акте:

а) с момента подписания;

б) с момента принятия;

в) с момента опубликования;

г) с точно указанной даты;

2. Если таких указаний нет, то по истечению определенного срока после опубликования:

А) законы РФ по истечении 10 дней;

Б) нормативные акты президента и правительства по истечению 7 дней;

3) С момента фактического получения акта исполнителями(для актов не подлежащих опубликованию)

4) Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера гос. Регистрации в Министерстве Юстиции РФ.

5) С возникновением определенных обстоятельств(черезвычайное положение)

Неопубликованные законы не применяются (п.3 ст.15 Конст РФ)

УТРАЧИВАЮТ ЮРИДИЧЕСКУЮ СИЛУ

1. по истечению срока действия акта.

2. в связи с изданием нового акта заменившего ранее действующий

3. на основании прямого указания коптентного органа о его отмене.

4. изменение обстоятельств.

ОБРАТНАЯ (ВО ВРЕМЕНИ) СИЛА ЗАКОНА ИЛИ РЕТРОАКТИВНОСТЬ.

Закон обратной силы не имеет (общее правило)

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

1) В само акте не указано об боратной силе закона.

2) Если закон смягчает или устраняет ответственность.

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЗАКОНА – закон (либо его часть), утративший силу, по социальному указанию может продолжать регулировать отдельные общественные отношения.

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ (ПО ТЕРРИТОРИИ):

Территориальное действие – НПА действует в пределах территории государства

- акты федеральных органов действуют на всей территории государств.

- акты объектов федерации действуют на территории этих субъектов.

- акты местных органов(муниципальных негосударственных) действуют на подведанственной им территории.

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ.

- возможность их применения в отношении российских граждан, находящихся за пределами РФ.

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО КРУГУ ЛИЦ:

Общее действие в отношении всех индивидов (граждане, иностранцы, лица без гражданства) и иных субъектов права.

Специальное действие – в отношении отдельных категорий граждан (закон «о статусе судей» и др)

Систематизация НПА

Это деятельность направленная на совершенствование, упорядочение действующего законодательства в целях поддержания его системности и обеспечения субъектов права необходимой информации.

ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

- необходимое условие эффективности правотворческой деятельности, которе способствует ликвидации пробелов в праве и противоречий в действующем законодательстве;

- является действенным способом обеспечения субъектов реализации права необходимой правовой информацией.

ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

КОДИФИКАЦИЯ, ИНКОРПОРАЦИЯ, КОСОЛИДАЦИЯ. УЧЕТ.

Кодификация – форма систематизации, при которой происходит существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего, создается принципиально новый акт.

ВИДЫ КОДИФИКАЦИОННЫХ АКТОВ:

- основные законодательства

- кодексы

- уставы

- положения

- регламенты и др.

ИНКОРПОРАЦИЯ – форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне без изменения их содержания и формы, объединяются в разного рода сборники или собрания.

ВИДЫ ИНКОРПАРАЦИОННЫХ АКТОВ:

- сборник

- собрания

- свод законов.

ВИДЫ ИНКОРПОРАЦИЙ:

По субъекту:

Официальная инкорпорация – издание, компетентным органом сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменении и дополнений.

Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами.

По способу упорядочения:

- хронологическая(упорядочение происходит во время опубликования и вступления в законную силу НПА.

- систематическая (предметная) (упорядочение по предметному признаку.

КОСОЛИДАЦИЯ – форма систематизации при который осуществляется объединение совокупности мелких актов изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупненный акт)

УЧЕТ – сбор, хранение и поддержание в контрольном состоянии необходимых нормативных актов, информации о них, создания информационно поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации в массиве активов, взятых на учет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.016 с.)